Конспект урока информатики по теме "Суждение как форма связи понятий"
план-конспект урока (информатика и икт, 6 класс) по теме

Слащинина Елена Владимировна

Конспект представленного урока рассчитан на учащихся 6 класса и представляет собой обощение изучаемой темы (прилагается презентация и приложение с самотоятельной работой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок информатики в 6 классе

по теме:

«Суждение как форма связи понятий»

Тип урока: обобщение и систематизация предметных ЗУНов по изучаемой теме.

Формы обучения: фронтальная, групповая (в парах) и индивидуальная.

Дидактическая задача: по завершении изучения темы «Суждение как форма связи понятий» учащиеся должны знать, что такое суждение, какие виды суждений бывают и какова их языковая структура; уметь применять полученные знания и навыки при решении логических задач разных типов.

Цели:

Образовательная: а) научить учащихся устанавливать отношения между понятиями (т.е. строить простые суждения разных видов);

б) формировать умение определять вид суждения по его языковой форме (предложению);

в) формировать навыки образования сложных суждений с помощью логических связок.

Развивающая:       а) развивать логическое мышление, а, следовательно, речь, как форму выражения мысли;

б) развивать познавательный интерес и творческий подход к решению практических задач.

Воспитательная:  а) воспитывать самостоятельность (через самоконтроль) и умение обмениваться информацией в парах (через взаимоконтроль);

б) воспитывать трудолюбие, любознательность, терпение, умение организовать себя и свою работу.

Оборудование: технические средства (ПК, мультимедийный проектор, экран);

программные средства (OpenOffice.org Impress);

раздаточный материал (карточки с заданиями).

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель:

- Здравствуйте, ребята, приведите свое рабочее место в порядок  и настройтесь на сегодняшний урок. Садитесь, пожалуйста. Кто сегодня отсутствует в классе (учитель отмечает отсутствующих).

Ученики здороваются с учителем, садятся и готовятся внимательно слушать и воспринимать информацию, сообщаемую учителем.

  1. Постановка темы, цели и задач урока (3 мин.)

Учитель:

- Сегодня на уроке нам с вами предстоит подвести итог нескольких последних занятий. А вам показать насколько вы овладели искусством слова: научились грамотно строить и высказывать свои мысли, научились рассуждать.

- Посмотрите на экран, и прочитайте высказывания известных писателей, философов и математиков. (Слайд 1)

Мышление – верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека. (Аристотель)

Не мыслям надобно учить, а мыслить. (Иммануил Кант)

Язык – орудие мышления. (Ян Снядецкий)

Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он

владеет мыслью. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Мыслю – значит существую. (Рене Декарт)        

Учитель:

- Итак, подскажите мне теперь, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, какова его тема.

Учащиеся:

- О мышлении.

Учитель:

- Верно. Каждое из этих высказываний является формой выражения мысли человека, продуктом его мышления и представлено в виде предложения. Как мы называем такую форму мышления.

Учащиеся:

- Суждение.

На экране появляется слайд с темой урока. (Слайд 2)

Учитель:

- Прочитайте суждения Яна Снядецкого и В.Г. Белинского еще раз и подумайте, чему мы должны сегодня научиться, какова цель нашего урока.

Ученики:

- Научиться выражать свои мысли с помощью языка. (Слайд 3)

  1. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Учитель:

- Правильно, то есть мы должны научиться рассуждать.  А что же такое суждение?

Ученики:

- Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.

Учитель: Правильно. А что является языковой формой суждения?

Ученики:

- Повествовательное предложение. (Слайд 5)

Учитель:

- Верно.  А почему именно повествовательное предложение, а не вопросительное или побудительное?

Ученики:

- Вопросительное и побудительное предложения не отражают ни истины, ни лжи. Учитель:

- Правильно. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Какое суждение называют истинным, а какое ложным?

Ученики:

- Истинное суждение – это суждение, содержание которого соответствует действительности. Ложное суждение – суждение, содержание которого не соответствует действительности. (Слайд 4)

Учитель:

- Правильно. Приведите свои примеры.

Учащиеся приводят свои примеры. (Лондон – столица Англии (истинное суждение); река Амазонка находится в США (ложное суждение)).

Учитель:

- Какие виды суждений вы знаете. Приведите свои примеры.

Учащиеся:

- Простые: общеутвердительное, общеотрицательное, частноутвердительное, частноотрицательное и сложные   (приводят примеры).

Учитель, для закрепления сказанного учениками, демонстрирует на экране несколько примеров. (Слайды 6-10)

  1. Решение практических задач. (15 мин.)

Учитель:

- Теперь давайте проверим наши знания на практике, выполнив следующее задание (фронтальный опрос).

На экране появляется слайд с заданием: употребляя слова «все», «некоторый», «каждый, «ни один», установите отношения между следующими суждениями. Назовите вид полученного суждения. (Слайд 11)

Учащиеся выполняют задание.

Учитель:

- Какие суждения называются сложными. Приведите примеры сложных суждений.

Учащиеся:

- Суждение называется сложным, если оно состоит из двух или более простых, тем или иным способом связанных между собой. (Приводят свои примеры)

Учитель показывает несколько примеров для закрепления на экране (Слайды 12-15)

- Есть ли сложные суждения, в которых в качестве логической связки используется условие?

Учащиеся приводят несколько примеров.

Учитель:

- А какое суждение называется необходимым, достаточным, необходимым и достаточным. Дайте им определения.

Учащиеся формулируют определения. Учитель демонстрирует определения на экране с примерами для закрепления. (Слайд 16-18)

  1. Самостоятельная работа (10-12 мин.)

Учитель:

- Выполните, пожалуйста, в своих тетрадях следующее задание: поставьте в каждое суждение вместо многоточий подходящую логическую связку. (Слайды 19-29) Укажите номер предложения, а рядом запишите выбранное вами условие. Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга, поставьте оценки.

Учитель проверяет правильность выполнения задания вместе с классом.

Учитель:

- А теперь, возьмите, пожалуйста, карточки с заданиями для самостоятельной работы, укажите вашу фамилию и класс. (Приложение 1)

  1. Итог (1 мин.)

Учитель:

- Давайте подведем итог нашего занятия. Оцените, насколько вы усвоили тему урока, выскажите ваше мнение,  изобразив, один из следующих смайликов.

Думаю, что все понял

Не уверен, что понял все, сомневаюсь в некоторых заданиях

Думаю, что понял тему плохо, мне многое не ясно

  1. Постановка домашнего задания (3 мин.)

Учитель:

- В качестве домашнего задания предлагаю вам решить задачу с помощью кругов Эйлера, текст задачи представлен на экране (Слайд 30).

Учащиеся записывают краткое условие задачи в свои тетради.

Если на уроке останется время, можно использовать резервное задание (представлено на слайде 32).

Литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Виды простых суждений. Распределенность терминов в суждении.

http://blogyka.ru/osnovy-logiki/94-vidy-prostyx-suzhdenij-raspredelennost-terminov-v-suzhdenii.html

  1. Содержание и форма. https://sites.google.com/site/college5logika/-2
  2. Суждение как форма мышления в логике. http://nauka-logica.ru/view_logica.php?id=20

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Суждение как форма связи понятий"

Презентация является дополнением к конспекту урока по указанной теме...

Конспект урока информатики в 8 классе "Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения"

Конспект урока  информатики в 8 классе "Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения" на деятельностной основе....

конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)

конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...

Конспект-урока информатики и ИКТ в 11 классе. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных

Конспект урока информатики и ИКТ в 11классе Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных...

Конспект урока информатики "Понятия истина и ложь" (УМК «Мир информатики», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с истинными и ложными высказываниями;2. Фо...

Конспект урока информатики "Понятие дерево" (УМК «Мир информатики», 1 класс)

Цель урока: формирование понятия «дерево»Задачи урокаДидактические:— Способствовать развитию навыка работы с понятием «дерево»;— Научить классифицировать ...