Технологическая карта к уроку "Кодирование информации". Информатика 5 класс УМК Босова
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) по теме

Клементьева Наталья Викторовна

С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я предлагаю вам ещё один вариант такой технологической карты. Эта карта нам была предложена Региональным социопсихологическим центром г.Самары на курсах повышения квалификации. Надеюсь моя работа поможет кому-то посмотреть какие УУД можно сформировать с помощью заданий к уроку "Кодирование информации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема «Кодирование информации» 5 класс

Тема

Кодирование информации (2 часа)

Цель темы

Научить различным способам кодирования и декодирования информации. Познакомить учащихся с методом координат.

Основное содержание темы, термины и понятия

Многообразие способов кодирования и декодирования информации. Метод координат.

Код, кодирование, декодирование, графический, числовой, символьный способы кодирования, метод координат.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; представление о методе координат.

умение перекодировать информацию   из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики;

понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика, чтение, ИЗО

(аналитико-синтетические умения; умение устанавливать взаимосвязи между объектами)

Фронтальная,

в малых группах,

индивидуальная

Учебник Информатика 5 класс

Рабочая тетрадь Информатика 5 класс

Методическое пособие Л.Л.Босова, А.Ю.Босова

Наглядный и раздаточный материал:

презентация «Кодирование информации»;

видеоролик «Азбука Морзе» (215485);

интерактивные задания «Расшифруй слово» (170362) и «Графические диктанты и Танграм» (170378);

игра «Морской бой»; 

электронный практикум «Координатная плоскость»

(http://txt.ensayoes.com/docs/index-4128.html);

Карточки с алфавитом и таблицы с флажковой азбукой Карточки с закодированным текстом.

I этап  Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Кодирование информации»

Проблемная ситуация

Учитель раздаёт заранее подготовленные карточки с закодированным текстом. Прочитайте что написано на карточке. 

Получилось ли у вас прочитать текст? Почему не получилось? Что же нам делать? Анализ ответов учащихся приводит к выводу: чтобы прочитать зашифрованный текст надо знать код, с помощью которого он был закодирован.

II этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность

изучения

Учебные задания

Универсальные учебные действия

Диагностические

задания

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Тема урока «В мире кодов. Способы кодирования информации»

Цель – показать учащимся многообразие окружающих человека кодов и объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования

Задание № 1

Что вы понимаете под  кодированием информации?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов;

подведение под понятие.

Целеполагание;  

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

Владение определенными вербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он

знает и видит, а что

нет.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53

№ 1

Задание № 2

Где мы в повседневной жизни встречаемся с кодированием?

поиск и выделение необходимой информации;  структурирование знаний;

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

контроль;

коррекция;

 оценка; саморегуляция.

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества; умение слушать собеседника; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Задание № 3

Как вы думаете, почему люди кодируют информацию?

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

доказательство.

Коррекция;

оценка;

саморегуляция.

Умение договариваться,  находить общее решение;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;

учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53

№ 2

Задание № 4

Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

доказательство;

знаково-символическое  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

синтез.

Целеполагание;  

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53

№ 7

Задание № 5

Зашифруй с помощью азбуки Морзе своё имя и название любимого школьного предмета.

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

анализ;

синтез.

Целеполагание;  

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Рабочая тетрадь стр.61 № 87

Задание № 6

Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу (после «Я» идёт «А»), декодируйте следующие сообщение:

ажуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл.

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

 анализ;

синтез.

Целеполагание;  

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

оценка;

саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.53

№ 8

Тема урока «Метод координат»

Цель – систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке и познакомить их с методом координат

Задание № 7

Что относится к понятию «Метод координат». Раскройте значение понятия.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов;

подведение под понятие.

Целеполагание;  

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

 оценка;

саморегуляция.

Владение определенными вербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.54

№ 10(а)

Задание № 8

Скажите, как реализуется метод координат в географии?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов;

подведение под понятие.

Целеполагание;  

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

 оценка;

саморегуляция.

Владение определенными вербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.54

№ 10(б)

Задание № 9

Где вы встречаетесь с методом координат в быту? Приведите примеры.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов;

подведение под понятие.

Целеполагание;  

планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

 оценка;

 саморегуляция.

Владение определенными вербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

умение слушать собеседника;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.54

№ 10(в)

Задание № 10

На координатной плоскости отметьте и подпишите точки со следующими координатами: A(2,5), B(6,5), C(11,7), D(11,4), E(6,2), F(2,2), G(4,8), H(9,9), I(3,2), J(3,4), K(5,4), L(5,2). Соедините  точки: A-B-C-D-E-F-A-G-H-C. G-B-E. I-J-K-L. После проверки правильности выполнения задания, раскрасьте полученную картинку цветными карандашами.

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

анализ;

синтез.

Планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

 оценка;

саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Учебник стр.54

№ 11

Диагностика качества учебно – познавательной деятельности

Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала по теме «Кодирование информации»

Самостоятельная

работа

Предметные

 результаты

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задание 1

Раб. тетрадь стр.61 № 88

Поставьте  каждой букве в соответствие её порядковый номер в алфавите (заполните пустые клетки). Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщение.

 20-12-7-20        

 20-12-1-25

20-12-1-15-10         15-1

17-13-1-2012-10     20-1-15-6

Умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

анализ;

синтез.

Планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

 оценка;

саморегуляция.


Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Задание 2

Раб. тетрадь стр.69 № 99

На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. 1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5). Соедините точки в заданной последовательнос-ти:1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 -1.  13-14-15-16-13. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. После проверки правильности выполнения задания, раскрасьте полученную картинку цветными карандашами.

Представление о

методе координат

Поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

анализ;

синтез.

Планирование;

прогнозирование;

контроль;

коррекция;

 оценка;

саморегуляция.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

III этап  Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цель – учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания 

Рабочая тетрадь, стр. 56 - 57

Дана кодовая таблица флажковой азбуки. Старший помощник Лом сдаёт экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующие слова и попытайтесь объяснить их значение.

Репродуктивное задание  (по образцу).    Формируется репродуктивное мышление.

 Лому необходимо используя таблицу флажковой азбуки расшифровать данные слова.

Импровизационное задание

Закодируйте с помощью флажковой азбуки новый морской термин самостоятельно.

Эвристическое задание

Представьте, что Лом остался на корабле один без связи. Но в зоне видимости от него проходит другой корабль. Помогите ему составить из флажков просьбу о помощи. (Вариант выполнения – могут быть малые группы)

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания, выполните, представьте и оцените свою работу.

IV этап  Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля: контрольное задание

Самооценка учителя / рефлексия своей деятельности по изучению данной темы

Задание на карточках

Декодируйте текст.

21-19-22-6-16-17 * 4 * 22-26-7-16-11-11  –  14-7-5-13-17  * 4 * 3-17-33. Правило кодирования установите по ключу. Ключ: 11-16-21-7-19-16-7-21 – расшифровывается как самый современный информационный канал.

Учебные цели и планируемые результаты достигнуты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный предмет Информатика 5 класс, автор Л.Л.Босова, А.Ю.Босова

Тема урока «Кодирование информации»

Д. Толлингерова рекомендовала для целеустремлённого составления учебных задач, назвав его исчислением индекса вариабельности, следующее соотношение  Ив= число разного типа задач     = 8 = 0,8

                                                                                                 общее число задач в наборе       10      

                                № здания

I

II

III

IV

V

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

4.1

4.2

4.3

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

        Просчитанный индекс вариабельности учебных задач (по Д. Толлингеровой) = 0,8, что позволяет достичь поставленные обучающие цели: научить различным способам кодирования и декодирования информации. Познакомить учащихся с методом координат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Передача информации"

Данный урок проводится  в 7I, 7 II  классе для детей с нарушениями слуха при изучении темы  «Информация вокруг нас». Это урок предъявления новых знаний. Целью является  формировани...

Технологическая карта урока "Передача информации"

Решаемые учебные задачи: 1)        раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;2) рассмотреть приме...

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс...

Технологическая карта урока «Представление информации», 7 класс

Цель: Создать условия для формирования представления о языке как одном из способов кодирования информации....

Технологическая карта урока "Измерение информации". 8 класс

Данный урок является последующим звеном  в цепи уроков по изучению темы «Информация». По своему  типу – это урок предъявления и усвоения нового учебного материала. На преды...

Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией»

Технологическая карта урока по предмету «Информатика» 7 класс (для обучающихся с ОВЗ) Тема: «Компьютер -  универсальная машина для работы с информацией»...