Проектная деятельность в рамках внеклассной работы по информатике
статья по информатике и икт по теме

Новикова Татьяна Александровна

В этой статье я рассказаю о том, как организована в нашей гимназии внеклассная работа по информатике, какие методы лежат в ее основе и как они помогают в реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_tatyana_aleksandrovna.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в рамках внеклассной работы по информатике

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как организована в нашей гимназии внеклассная работа по информатике, какие методы лежат в ее основе и как они помогают в реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

  1. Современное общество и экономика стремительно меняются и развиваются. Эти изменения требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь организовывать свою профессиональную деятельность, воспринимать новаторскую мысль и создавать условия для ее воплощения в жизнь. Новый закон об образовании, новые Федеральные Образовательные Стандарты направлены на решение данной задачи: подготовить выпускника, который будет уверенно себя чувствовать в самостоятельной жизни.
  2. ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Они включают в себя требования:
  1. К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  2. к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  3. к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Для получения успешных результатов освоения программы по ФГОС, необходимо грамотно определить структуру программы и обеспечить необходимые условия. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную, внеклассную деятельность.

  1. Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься с начала 50-х годов XX века.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время.

Несмотря на то, что внеклассная работа обычно тесно связана с уроком, она, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущее противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы - составляет одну из особенностей внеклассной работы. Внеклассная работа, таким образом, является одной из форм углубленного изучения  предмета, своеобразной формой научной популяризации.

Внеклассная работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, ребенок усваивает необходимые универсальные учебные действия.

В-третьих, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

  1. В нашей гимназии внеклассная работа представлена очень широко: это и предметные недели, и олимпиады, конкурсы, портфолио выходного дня, т.н. устный журнал, в средней школе – проект «Двенадцать коллегий». Этот проект начал работать два года назад. 12 коллегий – это содружество творческих объединений учащихся, созданных на основе интересов гимназистов к предметам школьной программы. Каждая коллегия имеет свою литеру – букву греческого алфавита. Есть коллегии по естествознанию, географии, точным наукам, языкознанию и изящной словесности, истории и новым информационным технологиям. В коллегии организуются группы учащихся 5,6,7 классов по собственному желанию. Учащийся сам принимает решение, в какой коллегии и сколько лет он будет заниматься. Принципиальным отличием от школьных уроков является  метапредметная составляющая. В плане работы каждой коллегии предусмотрено  публичное мероприятие, выпуск печатного издания или электронного сборника.

Коллегия по информатике носит название «Омикрон».  Но еще до появления коллегий, в нашей гимназии  с 2001 года существовал и пользовался завидной популярностью, кружок по информатике – компьютерный клуб INFO.

Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию предмета, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту интереса к школьным предметам.

Она имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы.

Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель:

Развитие у учащихся интереса к информатике, как учебному предмету, формирование у них необходимых умений для успешного поиска, анализа, использования и представления информации в текстовой и мультимедийной  формах.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по информатике:

1.расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;

2.научить работать в различных программных продуктах (PowerPoint,  AdobePhotoShop, MacromediaFlash);

3. формировать универсальные учебные действия, особое внимание уделяя:

     - самостоятельной работе с книгами, поисковыми системами в Internet, подборке материала на нужную тему;

     - формированию коммуникативной компетенции учащихся (выступление перед аудиторией, защита и презентация проектов);

     - формированию у учащихся умения использовать основные  этапы проектной деятельности для создания собственного продукта.

  1. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, и П.Я. Гальперина. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Другая идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

  1. Одной из технологий, реализующих системно-деятельностный подход, является метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник в США во второй половине 19 века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952).

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

• проблематизация учебного материала;

• познавательная активность ребенка;

• связь обучения с жизненным опытом ребенка;

• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов». Этот метод  использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась.  В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании  стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъектности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.

Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.    

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их  универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения,  а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не столько результат, но в большей мере сам процесс.

В полной форме работа над проектом проходит пять стадий: подготовка, планирование, самостоятельная работа, представление или отчет, оценка результата. Преподаватель превращается в куратора или консультанта, т.е.:

  • помогает обучаемым в поиске источников;
  • поддерживает и поощряет учащихся;
  • координирует и корректирует весь процесс;
  • поддерживает непрерывную обратную связь.

 Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

  • происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
  • качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
  • вводятся элементы исследовательской деятельности;
  • формируются личностные качества учащихся;
  • происходит включение школьников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, в ходе которой учащийся и демонстрирует свои коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией, рассуждать, доказывать свое мнение, отвечать на вопросы, оппонировать. Чтобы защита проекта прошла успешно, необходима практика публичного выступления.

Все перечисленные возможности дает коллегия «Омикрон», ученик самостоятельно, под руководством учителя выполняет проектную работу на определенную тему, с помощью информационных технологий (информацию по выбранной теме необходимо оформить в виде презентации). Над своим проектом учащийся работает примерно в течение 7 месяцев.

На первой стадии проекта идет подготовка к его выполнению:

  • определяется будущая тема работы,
  • выбирается программный продукт,
  • определяются основные источники информации.

Интересно, что не все дети могут самостоятельно определиться с темой работы, в таком случае учитель куратор ребенку помогает с выбором. Практически все работы учащихся основаны на межпредметных связях. Часто проекты выполняются, что называется, на заказ учителя предметника: например учителя биологии. С его помощью были выполнены проекты на тему: Семейство Членистоногие, Заповедники России, Жизнь в океане и другие. По заказу учителя истории были сделаны презентации на темы: Костюмы народов мира, Архитектура Санкт-Петербурга, Бородинская битва и другие. Большинство выполненных проектов презентаций используются на различных уроках: на истории, музыке, математике, физике, изобразительному искусству, биологии. Очень много работ по эстетическому циклу предметов, такие как: Русские художники, Жанровая живопись, Религии мира, Великие писатели, Детские писатели, Народные промыслы, Ранние импрессионисты и другие. Много работ посвящено нашему городу и пригородам: Старый Петербург, Храмы Невского проспекта, Сенатская площадь, Триумфальные арки Санкт-Петербурга, Царское село, Васильевский остров, Петродворец, Павловск, Летний сад и другие. Есть работы географического характера: остров Крит, Путешествие по Египту, знаменитые храмы и монастыри мира, Культура и традиции Японии, Столицы мира, Люди и страны, Водопады мира, Острова, Империя вод. Интересны работы про мифические и необъяснимые вещи: Мифические животные, Чудеса света, Легенды и загадки, Вымершие животные.

На стадии планирования проекта:

  • определяется подробная структура будущей работы,
  • происходит подбор необходимого материала, как текстового, так и графического;
  • Подбирается необходимый инструментарий.

Третья стадия работы – это непосредственное ее выполнение. В ходе работы учащемуся приходится осваивать дополнительно другие виды работ и другие программные продукты, кроме выбранного основного: он учится сканировать информацию, искать ее на просторах Internet, копировать документы, обрабатывать графические изображения в программе AdobePhotoShop.

На сегодняшний момент закончено свыше 170 проектов на разнообразнейшие темы. По завершении работы над проектом обязательно следует его представление на классных, школьных и внешкольных мероприятиях: на предметных неделях, на уроках, на Международной научно-практической конференции, проводимой на базе ГУАП. Представление компьютерного проекта предусматривает устную и демонстрационную части. В устной части учащийся должен сформулировать цель своей работы, назначение, область применения, основные источники информации, использованные в работе, обосновать выбранный дизайн. В демонстрационной части показываются основные разделы компьютерного проекта и формулируются компьютерные технологии, используемые в процессе его создания.

На пятом этапе работа оценивается другими участниками, членами жюри, учителем и самим участником.

Современная школа предъявляет новые требования к процессу обучения, к результатам, а значит и к учителю. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения информатике, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Работая по данной проблеме, необходимо учитывать конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по информатике не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвострановедческий компонент проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранных  языков играет введение элементов страноведения. ...

Реализация проектной деятельности учащихся в рамках внеклассной работы по физике

В статье приведены примеры использования исследовательской деятельности учащихся по физике в рамках внеурочной  деятельности...

Проектная деятельность в рамках ФГОС один из способов самостоятельной работы взаимодействия учителя и обучающегося.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе.

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также  акцентируется внимание на воспитательные возможности  учебных проектов.Ключевые слова: проектная технология, деяте...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Как организовать проектную деятельность в рамках внеурочной работы. https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/64081

Нормативно-правовой и методологической основой программы являются закон Российской Федерации «Об образовании», письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной...