Урок в 4 классе "Что такое алгоритм"
план-конспект занятия по информатике и икт на тему
План - конспект открытого урока информатики в 4 классе "Что такое алгоритм". Урок был показан на семинаре учителей начальных классов "Применение технологии проблемного обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chto_takoe_algoritm.doc | 75.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Что такое алгоритм
Цели урока:
способствовать формированию представления об алгоритме как функциональном понятии информатики;
создавать условия для активизации интеллектуальных умений: анализ, обобщение;
способствовать развитию быстроты переключаемости, умения делать словесно – логические обобщения (мышление), умения применять правила при выполнении заданий.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Основные понятия:
- исходные данные
- результат
- алгоритм
- исполнитель
Ход урока
.
Учитель | Ученик |
1. Организационный этап. | |
Слайд 2. Эпиграфом нашего урока является пословица «Российскому патриоту любой подвиг в охоту». Как Вы это понимаете? Кого можно назвать патриотом? | Патриот это тот, кто любит свою Родину, свой народ. Патриот сделает все, что в его силах на благо отечества. |
Что можно назвать подвигом? | Защита отечества, воинский подвиг, знание истории, культуры своего народа, труд. |
Можно ли учебу назвать трудом? Почему? | Да. |
Поэтому наш труд - учебу мы будем стараться делать серьезно, хорошо, качественно, как настоящие патриоты в приподнятом настроении. Будем помнить, что труд – это подвиг. | |
Что значит, хорошо учиться? Какие действия нужно для этого предпринимать? | Отвечают. |
Слайд 3. Давайте объединим, обобщим ваши ответы и выведем правило «Что нужно делать, чтобы хорошо учиться» и весь урок будем работать по этому правилу. | 1. Внимательно слушать 2. Запоминать 3. Думать 4. Отвечать |
Слайд 4. Перед Вами схема нашего урока. Она похожа на острова. Каждый остров обозначает этап (часть) урока. Стрелочки – это указатели. На что они могут указывать? | Это значит, что от одного острова-этапа мы будем последовательно переходить к другому после того как весь его исследуем (выполним). |
Слайд 5. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах, который также состоит из шести фигур. Каждая фигура соответствует острову-этапу. В зависимости от того, как вы выполните задания этапа – вы обозначите соответствующим цветом фигуру маршрутного листа. Первый остров-этап урока ваш настрой.. | Определяют настрой на работу, в маршрутном листе раскрашивают фигуру: красный цвет - отлично, синий - хорошо, желтый – не получается. |
2. Актуализация опорных знаний | |
Слайд 6. Переходим к этапу «Актуализация знаний». Это значит, мы должны вспомнить то, что мы уже знаем для того, чтобы понять новое. Ребята, что вам напоминают прочные знания? | Знания, которые уже имеем – это фундамент, на котором строится весь дом познания. |
Проверяем домашнее задание. Вспоминаем, что вам было задано на дом. | Ответить на вопросы кроссворда |
Слайд 7. Вопросы кроссворда. | Ответы. |
Повторили и закрепили основные изученные понятия. Оцените этот этап. | Работают с маршрутной картой. Дают самооценку этапу «Как я помню предыдущий материал». |
3. Цели урока | |
Слайд 8. По вертикали получилось ключевое слово | Алгоритм |
Ребята, вы встретились с новым для вас понятием. Поэтому как мы можем определить цель сегодняшнего урока? | Узнать, что такое алгоритм. |
Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока. Если проблема ясна, в путь к следующему острову-этапу | Дают самооценку этапа «Цель урока» |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | |
Слайд 9. Термин «алгоритм» произошел от имени великого математика IX в. Мухаммеда аль-Хорезми ( по –европейски Алгоритми»). Мухаммед аль-Хорезми в своих трудах разработал правила выполнения 4-х арифметических действий. Вы с ними знакомились на уроках математики. Назовите их пожалуйста. | Сложение, умножение, вычитание, деление. |
С течением времени это слово «алгоритм» приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. Случайно ли я выделила слово «точные» правила действий? | Нет, если при решении математического примера правила действий выполнять не точно, то правильный результат не получим. |
В жизни с самого раннего детства нам приходится решать самые разнообразные задачи. Что значит решить задачу? | Решить задачу – это выполнить точно, последовательно некоторые действия, которые и приведут к получению результата. |
Слайд 10. Выполним математический алгоритм (на выбор учащихся). Есть пример, другими словами начальные (исходные) данные, выполняя действия строго в указанном порядке, вы получите ответ- результат ваших действий. Каждый выбирает себе задачу. | Решают и объясняют, проговаривают алгоритм. |
Слайд 11. Задачи бывают разные. Решим задачу «Посадить дерево», Ответим на вопрос «как это делается?». | Выкопать в земле ямку Опустить в ямку саженец Засыпать ямку с саженцем землей Полить саженец водой |
Слайд 12. Решение этой задачи мы записали в виде последовательности действий, т.е. получили план действий. Как еще можно назвать такую запись? | .Инструкция, правило. |
Приведите примеры задач, решение которых можно представить в виде плана действий, инструкции. | Приводят примеры. |
Что общего мы наблюдаем у всех этих инструкций, правил? | Строгий порядок выполнения действий. |
Слайд 13. Обобщим наши ответы и дадим определение алгоритма. | Записывают определение в тетрадь. |
Ребята, давайте вспомним правило, которое мы с вами разработали в начале урока, его можно назвать алгоритмом? Почему? | Да, правило «Что нужно делать, чтобы хорошо учиться» является алгоритмом, так как здесь есть четко определенная последовательность шагов (действий), приводящих к результату |
Слайд 14 (алгоритм покупки хлеба). Ребята, вы заметили, что все действия в алгоритме записываются в повелительной форме ( в форме приказа) и называются команда. Каждый алгоритм создается для исполнения конкретному объекту, который называется исполнитель. Как выдумаете, кто или что может быть исполнителем алгоритма? | Человек, компьютер, животные.(примеры) |
Слайд 15. Назвать исполнителя. | Ученик, компьютер, учитель, работник, крот. |
Оценить этап. | Работают с картой рефлексии. |
5. Применение знаний и способов действий учащимися | |
Слайд 16. Перед вами алгоритм «Физкультминутка». Внимательно прочитайте, проанализируйте. Для кого написан этот алгоритм? Найти ошибку. | Для нас. Проводим физкультминутку. |
Слайд 17. Вам предлагается выбрать любое задание и выполнить его по заданному алгоритму. | Получают карточки с математическим заданием и выполняют выбранное на компьютере, пользуясь программой «Калькулятор» при необходимости. |
Слайды 18-20 . Задания на выполнение математического алгоритма. | Выполняют выбранные задания. |
Слайд 21. Мы рисуем. Выбрать одно задание на исполнение графического алгоритма. Задание «Квадрат» оценивается на «5», «Линия» - «4», «Овал» - «3». | Работают на компьютерах, выполняя выбранное задание. |
Оценить этап «Как я умею применять правило» | Работают с картой рефлексии. |
6. Итог урока | |
Слайд 25. Переходим к последнему острову-этапу «Итог урока». Постараемся ответить на вопросы, которые вы видите на слайде. | Определение алгоритма. Определение Исполнителя. Нет. Чтобы из исходных данных получить результат, Исполнитель должен выполнить алгоритм. |
Слайд 26. Домашнее задание. Кроссворд. | Получают карточки с кроссвордом. |
Слайд 27. Ребята, дайте оценку последнего этапа «Как я работал» и скажите, мы совершили подвиг, прошли весь наш маршрут, выполнили наше основное правило – алгоритм «Что значит, хорошо учиться», которое разработали в начале урока? | Работают с картой рефлексии, отвечают на вопрос. |
. Урок окончен, желаю вам совершать подвиг на каждом уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к Уроку "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас"
Презентация к уроку информатики и ИКТ "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас", 6 класс (ФГОС)...
Презентация "Что такое Алгоритм?"
Презентация к внеклассному мероприятию "Знакомимся с компьютером"...
Что такое алгоритм. Типы алгоритмов.
Методика предназначена для введения понятия алгоритма и его типов у учеников 5, 6 классов. Используя русские народные сказки, можно заинтересовать не только детей но школьников постарше.Методика...
Методическая разработка к уроку в 6 классе на тему "Что такое алгоритм"
Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 6 класс. ФГОС.Раздел программы:Тема урока: Что такое алгоритмУчитель: Джураева Елена НиколаевнаЦель урока: изучение способа записи алгоритм...
Открытый урок "Что такое алгоритм (программирование)?"
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.Вместе с тысячими школьников из сел и городов нашей страны мы принимаем участие в акции "Час кода",которая погружает нас в удивительный мир программировани...
Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"
Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....
Конспект урока "Что такое алгоритм"
Приводится конспект...