Урок в 4 классе "Что такое алгоритм"
план-конспект занятия по информатике и икт на тему

План - конспект открытого урока информатики в 4 классе  "Что такое алгоритм". Урок был показан на семинаре учителей начальных классов "Применение технологии проблемного обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chto_takoe_algoritm.doc75.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Что такое алгоритм

Цели урока:

способствовать формированию представления об алгоритме как функциональном понятии информатики;

создавать  условия для активизации интеллектуальных умений: анализ, обобщение;

способствовать  развитию быстроты  переключаемости,  умения  делать словесно – логические  обобщения (мышление), умения  применять правила при выполнении заданий.

Тип урока:

 урок изучения нового материала.

Основные понятия:

  1. исходные данные
  2. результат
  3. алгоритм
  4. исполнитель

Ход урока

.

Учитель

Ученик

1. Организационный этап.

Слайд 2. Эпиграфом нашего урока является пословица «Российскому патриоту любой подвиг в охоту». Как Вы это понимаете? Кого можно назвать патриотом?

Патриот это тот, кто любит свою Родину, свой народ. Патриот сделает все, что в его силах на благо отечества.

Что можно назвать подвигом?

Защита отечества,  воинский подвиг, знание истории, культуры своего народа, труд.

Можно ли учебу назвать трудом? Почему?

Да.

Поэтому наш труд - учебу мы будем стараться делать серьезно, хорошо, качественно, как настоящие патриоты в приподнятом настроении. Будем помнить, что труд – это подвиг. 

Что значит, хорошо учиться? Какие действия нужно для этого предпринимать?

Отвечают.

Слайд 3.

Давайте объединим, обобщим   ваши ответы и выведем правило «Что нужно делать, чтобы хорошо учиться» и весь урок будем работать по этому правилу.

1. Внимательно слушать

2. Запоминать

3. Думать

4. Отвечать

Слайд 4. Перед Вами схема нашего урока. Она похожа на  острова. Каждый остров обозначает этап (часть) урока. Стрелочки – это указатели. На что они могут указывать?

Это значит, что от одного острова-этапа мы будем  последовательно переходить к другому после того как весь его исследуем (выполним).

Слайд 5. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах, который также состоит из шести фигур. Каждая фигура соответствует острову-этапу. В зависимости от того, как вы выполните задания этапа – вы обозначите соответствующим цветом фигуру  маршрутного листа. Первый остров-этап урока ваш настрой..

Определяют настрой на работу, в маршрутном листе раскрашивают фигуру: красный цвет - отлично, синий - хорошо, желтый – не получается.

2. Актуализация опорных знаний

Слайд 6. Переходим к этапу «Актуализация знаний». Это значит,  мы должны вспомнить то, что мы уже знаем для того, чтобы понять новое. Ребята, что  вам напоминают прочные знания?

Знания, которые уже имеем – это фундамент, на котором строится  весь дом познания.  

 Проверяем домашнее задание. Вспоминаем, что вам было задано на дом.

Ответить на вопросы  кроссворда

Слайд 7. Вопросы кроссворда.

Ответы.

Повторили и закрепили основные изученные  понятия. Оцените этот этап.

Работают с маршрутной картой. Дают самооценку  этапу «Как я помню предыдущий материал».

3. Цели урока

Слайд 8.  По вертикали получилось ключевое слово

Алгоритм

Ребята, вы встретились с новым  для вас понятием. Поэтому как мы можем определить цель сегодняшнего урока?

Узнать, что такое алгоритм.

Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока. Если проблема ясна, в путь к следующему острову-этапу

Дают самооценку  этапа «Цель урока»

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Слайд 9. Термин «алгоритм» произошел от имени великого математика IX в. Мухаммеда аль-Хорезми ( по –европейски Алгоритми»). Мухаммед аль-Хорезми в своих трудах разработал правила выполнения 4-х арифметических действий. Вы с ними знакомились на уроках математики. Назовите их пожалуйста.

Сложение, умножение, вычитание, деление.

С течением времени это слово «алгоритм» приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. Случайно ли я выделила слово «точные» правила действий?

Нет, если при решении математического примера правила действий выполнять не точно, то правильный результат не получим.

В жизни с самого раннего детства  нам приходится решать самые разнообразные задачи. Что значит решить задачу?

Решить задачу – это  выполнить точно, последовательно некоторые действия, которые и приведут к получению результата.

Слайд 10. Выполним  математический алгоритм (на выбор учащихся). Есть пример, другими словами начальные (исходные) данные, выполняя действия строго в указанном порядке, вы получите ответ- результат ваших действий. Каждый выбирает себе задачу.

Решают и объясняют, проговаривают алгоритм.

Слайд 11. Задачи бывают разные. Решим задачу «Посадить дерево», Ответим на вопрос «как это делается?».

Выкопать в земле ямку

Опустить в ямку саженец

Засыпать ямку с саженцем землей

Полить саженец водой

Слайд 12. Решение этой задачи мы записали в виде последовательности действий, т.е. получили план действий. Как еще можно назвать такую запись?

.Инструкция, правило.

Приведите примеры задач, решение которых можно представить в виде плана действий, инструкции.

Приводят примеры.

Что общего мы наблюдаем у всех этих инструкций, правил?

Строгий порядок выполнения действий.

Слайд 13. Обобщим наши ответы и дадим определение  алгоритма.

Записывают определение в тетрадь.

Ребята, давайте вспомним правило, которое мы с вами разработали в начале урока, его можно назвать алгоритмом? Почему?

Да, правило «Что нужно делать, чтобы хорошо учиться» является алгоритмом, так как здесь есть четко определенная последовательность шагов (действий), приводящих к результату

Слайд 14 (алгоритм покупки хлеба). Ребята, вы заметили, что все действия в алгоритме записываются в повелительной форме ( в форме приказа) и называются команда. Каждый алгоритм создается для исполнения конкретному объекту, который называется исполнитель. Как выдумаете, кто или что может быть исполнителем алгоритма?

Человек, компьютер, животные.(примеры)

Слайд 15. Назвать исполнителя.

Ученик, компьютер, учитель, работник, крот.

Оценить этап.

Работают с картой рефлексии.

5. Применение знаний и способов действий учащимися

Слайд 16. Перед вами алгоритм «Физкультминутка». Внимательно прочитайте, проанализируйте. Для кого написан этот алгоритм? Найти ошибку.

Для нас. Проводим физкультминутку.

Слайд 17. Вам   предлагается выбрать любое задание и выполнить его по заданному алгоритму.

Получают карточки с математическим заданием и выполняют выбранное на компьютере, пользуясь программой «Калькулятор» при необходимости.

Слайды 18-20 .  Задания на выполнение математического алгоритма.

Выполняют выбранные задания.

Слайд 21. Мы рисуем. Выбрать одно задание на исполнение графического алгоритма. Задание «Квадрат» оценивается  на «5», «Линия» - «4», «Овал» - «3».

Работают на компьютерах, выполняя выбранное задание.

Оценить этап «Как я умею применять правило»

Работают с картой рефлексии.

6. Итог  урока

Слайд 25. Переходим к последнему острову-этапу «Итог урока». Постараемся ответить  на вопросы, которые вы видите на слайде.

Определение алгоритма.

Определение Исполнителя.

Нет.

Чтобы из исходных данных получить результат, Исполнитель должен выполнить алгоритм.

Слайд 26. Домашнее задание. Кроссворд.

Получают карточки с кроссвордом.

Слайд 27. Ребята, дайте оценку последнего этапа «Как я работал» и скажите, мы совершили подвиг, прошли весь наш маршрут, выполнили наше основное правило – алгоритм «Что значит, хорошо учиться», которое  разработали в начале урока?

Работают с картой рефлексии, отвечают на вопрос.

. Урок окончен, желаю вам совершать подвиг на каждом уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Уроку "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас"

Презентация к уроку информатики и ИКТ  "Что такое алгоритм? Исполнители вокруг нас", 6 класс (ФГОС)...

Презентация "Что такое Алгоритм?"

Презентация к внеклассному мероприятию "Знакомимся с компьютером"...

Что такое алгоритм. Типы алгоритмов.

Методика предназначена для введения понятия алгоритма и его типов у учеников 5, 6 классов.  Используя русские народные сказки, можно заинтересовать не только детей но школьников постарше.Методика...

Методическая разработка к уроку в 6 классе на тему "Что такое алгоритм"

Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 6 класс. ФГОС.Раздел программы:Тема урока:  Что такое алгоритмУчитель: Джураева Елена НиколаевнаЦель урока: изучение способа записи алгоритм...

Открытый урок "Что такое алгоритм (программирование)?"

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.Вместе с тысячими школьников из сел и городов нашей страны мы принимаем участие в акции "Час кода",которая погружает нас в удивительный мир программировани...

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....