Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. 

Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение.

И. Гете

Класс: 7 класс

Раздел программы: Информационное моделирование.

Тема урока: Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблиц.

Продолжительность урока: 40 ми

Цель урока:

Расширить представление учащихся о видах информационных моделей, познакомить с табличными информационными моделями.

Задачи:

  • Образовательные
  • Актуализировать знания по теме «Моделирование», «Информационные модели»
  • Сформировать понятие табличной информационной модели,  упорядочить знания о табличных информационных моделях полученные ранее.
  • Познакомить с  правилами построения табличных моделей.
  • Обобщить (вспомнить изученные ранее в курсе 6 класса)  и усовершенствовать (сформировать новые)  практические навыки создания таблиц.
  • Развивающие
  • Развитие логического мышления, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы
  • Развитие умения оперировать ранее полученными знаниями
  • Воспитательные
  • Воспитывать аккуратность, внимательность
  • Формирование информационной культуры

Основные понятия:

  • модель, моделирование
  • информационная модель
  • табличная информационная модель

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютеры с необходимым ПО (текстовый редактор, программа просмотра презентаций), мультимедийный проектор, экран.

Материалы: презентация к уроку (разработана на основе презентации Босовой Л. Л. «Табличные информационные модели»), раздаточный материал (карточки), учебники, файл «Природа России» из ЦОР Босовой Л. Л.

Список литературы и Интернет - ресурсов: 

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Учебник для 7 класса. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л. Л.  Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Чёмотова Т. Н., Савельева В. С.  Обработка текстовой информации:  дидактические материалы, стр. 90-95. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Галкина Инна Анатольевна (учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области). Физминутка для глаз. http://www.openclass.ru/ 
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2. 2821– 10. Приложение 4 (Рекомендуемый  комплекс упражнений физкультурных минуток). Приложение 5 (Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз). http://www.asowo55.ru/

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1-2 мин)

Взаимное приветствие, проверка готовности к работе, проверка отсутствующих, сообщение темы урока, запись числа и темы урока в тетрадь (слайд 1).

  1. Актуализация знаний (проверка готовности к восприятию новой информации) с выходом на объяснение нового материала. (10-12 мин)
  • Проверка домашнего задания, обсуждение результатов его выполнения.
  • Объяснение нового материала (в форме беседы) с опорой на презентацию.

Давайте вспомним, на прошлых уроках мы говорили о том, что такое моделирование, модель и какие виды моделей выделяют.

Что такое моделирование?

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей (слайд 2), т. е в процессе моделирование создают модели.

Термин модель часто употребляем в жизни и большинству из вас он знаком. Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Они позволяют представить в наглядной форме объекты, процессы, явления недоступные для непосредственного восприятия (очень маленькие или большие, медленные или быстрые).

А что такое модель? (слайд 3)

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта.

Какие виды моделей можно выделить?

Модели бывают натуральные (физическое подобие объекта: глобус, кукла, манекен и т.д.) и информационные (описание объекта) (слайд 4).

Информатика занимается информационными моделями. Информация об объекте может быть представлена в разных формах, поэтому существуют разные виды информационных моделей. Какие информационные модели вы уже знаете? (словесные, математические) (слайд 5).

Сегодня мы познакомимся еще с одним видом информационных моделей – это табличные информационные модели.

Таблицы всем хорошо известны и их использование привычно для нас с детства. При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Давайте рассмотрим, где в повседневной жизни используются таблицы

 (слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Таблица - универсальное средство представления информации. Очень часто в табличной форме представлена информация в различных документах, справочниках, учебниках. Табличная форма придает наглядность данным, структурирует их, позволяет увидеть закономерности в характере данных. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классах, об отдельных объектах и группах объектов. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима (слайды 12, 13, 14).

Умение представлять данные в табличной форме, очень полезный навык.

 Одной из распространенных форм информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из столбцов и строк, не пересечении которых образуются ячейки. В ячейках могут размещаться данные разного типа (текст, формула, рисунок).

Рассмотрим структуру таблицы (слайд 15) и правила ее заполнения (слайд 16).

С таблицами вы уже знакомились в 6 классе. Давайте вспомним, с помощью каких инструментов можно создать таблицу, как добавлять строки и столбцы (напомнить, как строить таблицу в текстовом редакторе, объяснить назначение и применение новых (карандаш, ластик, границы, изменение цвета и толщины, заливка, форматирование) инструментов. Объяснение учителя сопровождается иллюстрацией действий на экране (выполнение действий в текстовом редакторе и одновременный показ через мультимедийный проектор).

  1. Физкультминутка (2 мин)

Вначале проводим электронные физкультминутки для глаз (слайды 18,19), затем по 1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия утомления с плечевого пояса.

Упражнения для физкультминутки описаны в Приложении 1 «Комплекс упражнений для проведения физкультминутки». Количество упражнений и вид упражнений для физкультминутки подбирается исходя из ситуации на уроке (учитываются индивидуальные особенности учащихся конкретного класса).

  1. Компьютерный практикум (18-20 мин)

В ходе выполнения практических работ закрепляются навыки создания таблиц, правила построения табличных моделей.

При выполнении практической работы для подсказки правил оформления таблицы раздаются карточки (чтобы при выполнении компьютерного практикума учащиеся не теряли время на перелистывание учебника).

Задания 1и 2 работы № 6 стр. учебника 176-178 . Перед выполнением практической работы разбираются задания (прочитать и прокомментировать, что требуется сделать) (слайд 20).

Для самопроверки учащимися правильности заполнения таблицы задания 6.2 на экран вывести примерный вариант таблица (оформление таблицы у учащихся может быть иное) (слайд 21).

Для выполнения задания 6.2 используется файл «Природа России»

.

  1. Подведение итогов (3-5 мин)
  • Обобщение материала урока (слайд 22).
  • Выставление оценок (учитывается активность работы в первой половине урока,  правильность выполнения компьютерного практикума).
  • Запись домашнего задания (слайд 23) - §2.5 (стр. 58-60 – Структура и оформление таблиц), вопросы 1 - 5 стр. 69 устно, рабочая тетрадь стр. 52 – 53 №  29,30, 31 письменно. Дать необходимые комментарии по выполнению домашнего задания.

Приложение 1.

Структура таблицы.

Общий заголовок таблицы.

Наименование граф (головка или верхний заголовок)

Наименование строк (боковик или боковой заголовок)

 ←    строка

ячейка

    ↑

графа

Правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы, должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и сокращений.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения.
  4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

? – данные неизвестны

´ – данные невозможны

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки

Приложение  2.

Комплекс упражнений для проведения физкультминутки.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

  1. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
  2. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
  3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнения для глаз

Презентация слайды 17,18. Следим глазами за черным кружком на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Табличные информационные модели».

Урок по теме «Табличные информационные модели». (7 класс)...

Урок по теме "Табличные информационные модели"

Разработка урока по теме `Табличные информационные модели` включает в себя конспект, презентацию...

Презентация к уроку на тему: "Табличные информационные модели"

Цель: познакомить учащихся с табличными информационными моделями (Таблицы типа "Объект-объект", "Объект-свойства")....

Конспект урока на тему:"Табличные модели".

Материал направлен на изучение видов и форм Табличных моделей....

Конспект урока_Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц_6класс

Тема урока: Табличные информационные модели. Правила оформления  таблиц.Класс: 6Тип урока: комбинированный.Цель урока: Сформировать понятие  учащихся о видах информационных моделей...

Открытый урок по информатике "Виды информационных моделей. Практическая работа №11 "Создание табличных моделей"" в 6 классе

Урок - закрепления и отработки знаний о видах информационных моделей, отработка на практике умений работать с табличными информационными моделями (в текстовом процессоре)...