ПРОГРАММА КУРСА «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме

Преподавание элективного курса «Алгоритмизация и программирование», способствует реализации содержания одной из содержательных линий ФГОС нового поколения, ориентировано на использование учебного пособия «Основы разработки алгоритмов» серии «Элективный курс» (авторы Ю.Л. Костюк, И.Л.  Фукс). Использование данного пособия позволяет применить полученные знания в области программирования на алгоритмическом языке к реальным задачам, подготовить учащихся к участию в ЕГЭ, а также в олимпиадах и конкурсах.

Программа курса «Алгоритмизация и программирование» рассчитана на учащихся 10 класса, выбравших для себя дальнейшую деятельность, непосредственно связанную с информатикой, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) за счет школьного компонента. Курс имеет практическую направленность и опирается на активную самостоятельную работу учащихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

«Утверждена»

Руководитель методического  

совета МБОУ СОШ №24

__________/ Т.И. Охрименко

ПРОГРАММА КУРСА

 «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

Программа рассчитана на учащихся 10 класса        

     Срок реализации программы – 1 учебный год

Автор-составитель:

учитель первой квалификационной

категории Л.В.Ларина

 

г. Гуково

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество нуждается в интеллектуально развитых людях, творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования определяет, что изучение предметной области «Математика и информатика» в средней школе должно обеспечить:

  • осознание значения информатики в повседневной жизни человека;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование представлений об информатике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В настоящее время большинство вузов предъявляет к бывшим абитуриентам достаточно высокие требования к знаниям и умениям, необходимым для обучения естественнонаучным и техническим специальностям. При этом традиционные образовательные стандарты и методы обучения информатике недостаточно способствуют формированию этих навыков и умений. Решает эту проблему профильное обучение. Оно позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и дать возможность качественнее подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. 

Это обусловило необходимость введения в профильном физико-математическом классе элективный курс: «Алгоритмизация и программирование», который расширяет содержание курса «Информатика и ИКТ».

Данный элективный курс разработан на основе следующих нормативно-правовых документах, обеспечивающих реализацию программы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике.

Содержание обучения, представленное в программе курса, позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов (блок-схем, алгоритмов, исполняемых файлов) способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе уже имеющихся у школьников знаний. Проявления трудолюбия, целеустремленности, возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках курса, стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников.

Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение профессий, связанных с разработкой программного обеспечения.

Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.

Изучение основ программирования – это не только средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и средство формирования новых общеинтеллектуальных умений и навыков, таких как разделение решения задачи на этапы, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, различных приёмов умственных действий (умений строить модели, самостоятельно находить  и составлять алгоритмы решения задач, чётко и лаконично реализовывать этапы их решения и др.).

Общепедагогическая направленность данного элективного курса – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции как одной из ключевых компетенций современной школы.

Преподавание элективного курса «Алгоритмизация и программирование», способствует реализации содержания одной из содержательных линий ФГОС нового поколения, ориентировано на использование учебного пособия «Основы разработки алгоритмов» серии «Элективный курс» (авторы Ю.Л. Костюк, И.Л.  Фукс). Использование данного пособия позволяет применить полученные знания в области программирования на алгоритмическом языке к реальным задачам, подготовить учащихся к участию в ЕГЭ, а также в олимпиадах и конкурсах.

Программа курса «Алгоритмизация и программирование» рассчитана на учащихся 10 класса, выбравших для себя дальнейшую деятельность, непосредственно связанную с информатикой, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) за счет школьного компонента. Курс имеет практическую направленность и опирается на активную самостоятельную работу учащихся.  Единицей учебного процесса является урок, имеющий, как правило, следующую структуру: в первой части урока проводится объяснение нового материала, затем организуется практикум по решению задач, в том числе компьютерный. Работа учеников за компьютером составляет в соответствии с санитарными нормами 20-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Для оценивания достижений обучающихся при изучении курса используется следующая система: отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок).

При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы курса и выполняет практические задания. При завершении изучения курса на последнем занятии учащиеся выполняют зачетную работу, включающую в себя задания практической направленности. Итоговая отметка по курсу выставляется учителем, исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.

Содержание программы нацелено в соответствии с ФГОС на достижение трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные образовательные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами в условиях развития информационного общества;
  •  понять значимость подготовки к ЕГЭ в области информатики и ИКТ;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера,
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ)

Предметные образовательные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
  • знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
  • при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Программа курса предусматривает последовательное изучение следующих разделов:

  1. Информация. Алгоритм. Компьютер.
  2. Язык Паскаль. Разработка программ.
  3. Разработка алгоритмов.

В результате освоения курса учащиеся должны:

  1. решать логические задачи;
  2. составлять и читать блок-схемы;
  3. записывать основные алгоритмические структуры на языке программирования Паскаль;
  4. создавать программы, моделирующие простые физические явления;
  5. уметь проводить отладку программы, находить в них алгоритмические ошибки;
  6. знать основные методы решения практических задач, уметь анализировать эффективность и область применения написанной им программы. 
  7. успешно реализовать полученные знания при решении заданий  ЕГЭ по информатике части В и С.

В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими основными научными понятиями: информационная модель объекта, комбинаторные алгоритмы, рекурсивные алгоритмы, матрица, сортировка данных, математическая логика, отладка программ, трансляция и компиляция программ.

        Внедрение в обучение информационно-коммуникативных технологий на основе профильного курса помогает овладеть знаниями и умениями, необходимыми для обучения естественнонаучным и техническим специальностям, дает возможность старшеклассникам определиться в отношении продолжения образования, более полно учитывая их интересы, склонности и способности. При этом выпускник получает возможность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.


ПРОГРАММА КУРСА

«АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

РАЗДЕЛ 1. «ИНФОРМАЦИЯ. АЛГОРИТМ. КОМПЬЮТЕР» (6 ч.)        

Тема 1. Информационные сообщения

Информация и действия над ней. Представление чисел в различных системах счисления. Двоичная система счисления. Представление символов. Единицы измерения информации. Представление различных видов информации в компьютере. Скорость передачи информации.

Тема 2. Логические задачи.

Логические задачи «Таня и Маша», «Победитель», «Расписание уроков», «Фамилия машиниста», «Соревнования».

Тема 3. Алгоритм и его свойства.

Понятие «алгоритм». Свойства алгоритма. Способы задания алгоритма. Примеры алгоритмов. Решение задач.

РАЗДЕЛ 2. «ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ» (14 ч.)        

Тема 1. Среда разработки программ.

Трансляция и выполнение программы. Среда программирование Turbo Pascal. Среда программирования Delphi.

Тема 2. Язык Паскаль.

Пример простой программы. Синтаксис и семантика языка Паскаль. Константы. Переменные. Оператор присваивания. Выражение. Стандартные функции. Условный оператор. Оператор цикла. Оператор вызова процедуры. Одномерный массив. Двумерный массив. Файлы.

Тема 3. Процесс разработки программы.

Понятие математической модели. Информационная модель. Моделирование процессов и явлений, разработка программы.

Тема 4. Блок-схемы.

Графический способ описания алгоритмов, блок-схема. Решение задач.  

РАЗДЕЛ 3. «РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ» (15 ч.)

Тема 1. Составление программ.

Решение задач на составление программ: «2*2=4», нахождение суммы трех чисел, нахождение большего из трех чисел. Значение функции. Три цифры. Формула с закономерностью. Числовой треугольник. Таблица умножения.

Тема 2. Рекуррентные последовательности.

Рекуррентные последовательности. Вычисление элемента рекуррентной последовательности. Вычисление суммы элементов массива. Нахождение минимального элемента и его номера в массиве. Поиск второго максимума. Вычисление числа по цифрам. Вычисление с заданной точностью. Нахождение корня функции.

Тема 3. Подпоследовательности в массиве.

Понятие подпоследовательности в массиве. Самая длинная подпоследовательность. Ступеньки. Решение задач.

Тема 4. Упорядоченные массивы.

Поиск элемента с заданным значением. Слияние упорядоченных массивов. Упорядочение массива. Решение задач на упорядочение элементов массива.

Тема 5. Матрицы.

Матрицы. Составление и отладка программ «Вывод змейки», «Общие числа».

Тема 6. Текстовые переменные.

Составление и отладка программ на обработку слова в тексте, поиск строки в тексте, составление словаря, «Шифровка».

Тема 7. Табличные переменные.

Составление и отладка программ «Рослый ученик», «Вступительные экзамены», «Телефонный справочник».

Тема 8. Программирование логических игр.

Логические игры с противником. Антагонистические игры с полной информацией. Составление и отладка программ «Камни», «15 спичек».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Тема урока.

Элементы содержания

Практическая часть программы

Контроль

1. Раздел «Информация. Алгоритм. Компьютер» (6 ч)

1.1

Информационные сообщения.

Информация и действия над ней.

1.2

Логические задачи.

«Таня и Маша». «Победитель». Расписание уроков.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

1.3

Логические задачи.

Фамилия машиниста. Соревнования.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

1.4

Алгоритм и его свойства.

Понятие «алгоритм». Свойства алгоритма. Способы задания алгоритма.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

1.6

Алгоритм и его свойства.         

Примеры алгоритмов.

самостоятельная работа

2. Раздел «Язык Паскаль. Разработка программ» (14 ч)

2.1

Среда разработки программ.

Трансляция и выполнение программы. Среда Turbo Pascal. Среда Delphi. Среда Lazarus.

2.2

Язык Паскаль.

Пример простой программы. Синтаксис и семантика языка Паскаль.

2.3

Язык Паскаль.

Константы. Переменные.

2.4

Язык Паскаль.

Оператор присваивания. Выражение.

2.5

Язык Паскаль.

Стандартные функции.

2.6

Язык Паскаль.

Условный оператор.

2.7

Язык Паскаль.

Оператор цикла.

2.8

Язык Паскаль.

Оператор вызова процедуры.

самостоятельная работа

2.9

Язык Паскаль.

Одномерный массив.

2.10

Язык Паскаль.

Двумерный массив.

2.11

Процесс разработки программы.

Математическая модель. Информационная модель. Разработка программы.

2.12

Блок-схемы.

Блок-схемы линейных алгоритмов.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

2.13

Блок-схемы.

Блок-схемы разветвляющихся алгоритмов.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

2.14

Блок-схемы.         

Блок-схемы циклических алгоритмов.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

самостоятельная работа

3. Раздел «Разработка алгоритмов» (15ч)

3.1

Первые программы.

«2*2=4». Сумма трех чисел. Большее из трех чисел.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.2

Первые программы.

Значение функции. Три цифры.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.3

Первые программы.

Формула с закономерностью. Числовой треугольник. Таблица умножения.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

самостоятельная работа

3.4

Рекуррентные последовательности.

Вычисление элемента рекуррентной последовательности. Вычисление суммы элементов массива.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.5

Рекуррентные последовательности.

Нахождение минимального элемента и его номера в массиве.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.6

Рекуррентные последовательности.

Поиск второго максимума.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.7

Рекуррентные последовательности.

Вычисление числа по цифрам.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.8

Рекуррентные последовательности.

Вычисление с заданной точностью. Нахождение корня функции.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

самостоятельная работа

3.9

Подпоследовательности в массиве.

Самая длинная подпоследовательность. Ступеньки.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.10

Упорядоченные массивы.

Поиск элемента с заданным значением. Слияние упорядоченных массивов. Упорядочение массива.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.11

Матрицы.

Вывод змейки. Общие числа.

3.12

Обработка текста.

Обработка слова в тексте. Поиск строки в тексте. Составление словаря. Шифровка.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

самостоятельная работа

3.13

Таблицы

Рослый ученик. Вступительные экзамены. Телефонный справочник.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.14

Логические игры с противником.

Антагонистические игры с полной информацией. Камни. 15 спичек.

Практическая работа на примере заданий ЕГЭ

3.15

Итоговая зачетная работа

Разработка алгоритмов.

Тестовая работа

Итого:

35 часов


Литература

  1. Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов: учебное пособие /Ю.Л. Костюк, И.Л. Фукс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов / Авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Паскаль для школьников. – Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова, СПб: Питер, 2010.
  4. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры по информатике. – СПб: БХВ–Петербург, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию "Программирование от нуля до..."

Эта программа расчитана на развитие и обучение детей , склонных к математическому и логическому мышлению, позволяет овладеть основами программирования....

Программа элективного курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"

Программа элективного  курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"...

Программа для детского объединения "Программирование на Turbo Pascal"

Данная программа направлена на специализацию детей в области новых информационных технологий, выражающуюся в изучении программирования на языке Turbo Pascal. Это способствует созданию дополнительных у...

Рабочая программа практики для специальности"Программирование компьютерных систем"

Рабочая программа практики по ПМ 02 Разработка и администрирование баз данных...

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Основы программирования". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.

Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта средн...

Элективный курс "Алгоритмизация и программирование"

Курс «Алгоритмизация и программирование» развивает алгоритмическое, операциональное мышление обучающегося. Умение разбить задачу на подзадачи, умение воспользоваться готовым алгоритмом более простой з...

Рабочая программа элективного курса "Основы программирования" (объектно-ориентированное программирование)

Представлена рабочая программа на элективный курс "Основы программирования" (объектно-ориентированное программирование) на 2019-2020 г....