Открытый урок по информатике "Редактирование текста"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Фомина Оксана Александровна

разработка открытого урока по информатике для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon redaktirovanie_teksta.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

«Редактирование текста. Работа с фрагментами»

Цель урока: расширить  представления и сформировать навыки учащихся по вводу и редактированию текста, дать представление о фрагменте текстового документа.

Задачи:  

     

Обучающая:

  • совершенствовать умение удалять и вставлять,  копировать и перемещать буквы, фрагменты текста;  
  • нарабатывать умение владения клавиатурой;
  • закреплять словарь информатики.

Развивать умения:

  • вводить и редактировать текст;
  • использовать знания уроков русского языка;
  • развивать творческие способности;
  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, память.

Воспитывающая: 

  • способствовать воспитанию нравственных качеств: толерантность, взаимовыручка, взаимоуважение и чувство сопереживания;
  • учить реально оценивать себя и других;
  • организовывать свою работу, действовать самостоятельно, в парах и группах;
  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.

Тип урока:    комбинированный

Форма урока:   беседа с элементами обобщения

Оборудование:  

  • компьютеры с программой WordPad, запущенной и свернутой на панели задач;
  • файлы-заготовки для практикума в папке Мои документы/5 класс;
  • плакаты «Правила работы на компьютере», «Знакомство с клавиатурой», «Техника безопасности», «Подготовка текстовых документов»;
  • презентация к уроку;
  • материалы ЦОР;
  • таблица на доску, индивидуальные карточки для учащихся;
  • карточки с текстами практической работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин):

Приветствие учителя и учащихся, отметить отсутствующих.

Вступительное слово учителя:

Чтоб было все у нас в порядке,

Чтоб шла работа веселей,

Отгадайте-ка загадки

 И отвечайте поскорей!

Тексты загадок (раздать детям – учат наизусть, остальные отгадывают) – слайды презентации 2-4:

Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу,
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу…
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал!

У тебя вопросов много,
Подскажу тебе я: с кем
Ты в режиме диалога
Сможешь сто решить проблем.

Отвечает без капризов,
Задавай вопрос скорей,
Этот умный телевизор,
Называется - …

Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без …

Шагу бы не мог ступить!

КОМПЬЮТЕР

ДИСПЛЕЙ (МОНИТОР)

ПРОГРАММЫ

Мы  с вами осваиваем азы компьютерной грамотности: изучаем основные устройства компьютера, учимся работать с мышью, с клавиатурой, выполнять  вычисления, набирать текст, выполнять операции редактирования с отдельными символами. Сегодня на уроке вы должны научиться работать с фрагментами текста:

  • как выделить произвольный фрагмент, слово, строку, абзац, весь текст;
  • как фрагмент можно удалить в буфер, копировать в буфер и вставить из буфера;
  • как отменить ошибочно выполненную операцию.

Объявить тему урока, дети записывают её в тетрадях  (слайд презентации 5).

  1. Актуализация опорных знаний (5 мин):

Чтоб к работе приступить

Нам очень важно повторить:

Где и как, в какой программе

Документ мы можем сами,

На компьютере создать,

Ничего не растерять!

Предлагаю не зевать,

А на вопросы отвечать:

Устная работа:

  1. Какая программа называется текстовым редактором? (программа, предназначенная для создания текстового документа)
  2. В программе-редакторе можно создавать информацию. К какому информационному процессу можно отнести создание информации: хранение, передача, обработка? (обработка, хранение)
  3. Каковы правила ввода текста? Для решения этого вопроса выполним устно небольшой тест. Внимание на экран (слайды презентации 6-20)
  4. Какие операции редактирования вы знаете? (удаление, вставка, замена, копирование, перемещение)

Ну а теперь должны вы вспомнить,

Таблицу на доске заполнить:

Кнопок сих предназначенье

Назовите без мучений.

Работа с таблицей на доске: заполнить таблицу на доске с помощью карточек, на которых написаны соответствующие названия кнопок на панели инструментов и меню (слайд 21-22):

Меню

Кнопка

Назначение кнопки

Файл – создать …

Создать

Файл – открыть …

Открыть

Правка – вырезать

Вырезать

Правка – копировать

Копировать

Правка – вставить

Вставить из буфера

Правка - отменить

отменить

Вставка – дата и время

Дата/время

  1. Объяснение нового материала (7 мин):

Готовы мы без промедленья

Продолжить наш процесс ученья.

Вы слушайте, запоминайте,

На ус свой молодой мотайте!

Ребята! При редактировании можно работать не только с отдельными символами, как это делали мы на прошлом уроке, но и с целыми фрагментами текста.

Что за слово странное,

Вроде иностранное?!

Слышать - слышали не раз,

Только что оно для нас?

Время мы терять не станем

И в словарик наш заглянем.

Учащимся на доске дается определение фрагмента,  дети читают его вслух, записывают в тетрадь (один ученик диктует вслух) – слайд презентации 23.

Фрагмент  (текстовый)  –  это  произвольная последовательность символов (произвольный участок, слово, строка или блок строк, абзац, страница, весь текст).  

Устное задание (слайды презентации 24-28): определить, чем является выделенный текст

Для справки:  произвольный участок, слово, строка (блок строк), абзац, весь   текст.

Быстро справились с заданьем.

Ждет вас другое испытанье.

Всего прежде нужно знать -

Как фрагмент нам выделять?

На вопрос и этот тоже

Учебник дать ответ поможет.

Страница сто девяносто два –

Узнать ответ настала пора!

Работа с учебником стр. 192: учащиеся зачитывают способы выделения фрагментов текста (по желанию, по очереди по одному способу) - слайды презентации 29-33.

  1. Практическое задание (18+2 мин):  

Теперь мы знаем все, что нужно.

Работать с текстом будем дружно.

Пройти нам нужно испытанья,

Не обойтись здесь без старанья!

Уж больно с вами засиделись.

Компьютеры ведь никуда не делись?

Мы встанем, вытянемся дружно,

Нам обязательно проделать нужно:

Наклон вперед, назад, ногами дрыгнуть,

В ладоши хлопнуть и подпрыгнуть.

Закрыть глаза и помечтать.

Ну что, готовы приступить к работе вы опять?

Работа учащихся на ПК:

Испытание 1: на экране каждого ПК заранее подготовленный текст загадки, поочередно выполнить выделение произвольного участка, слова, строки  (блока строк), абзаца, всего текста (по образцу на экране) – слайд презентации 34.

Физкультминутка (упражнения для глаз – слайд презентации 35-36)

Испытание 2:  (Практическая работа №8 стр. 158 учебника, задание №2) Откройте документ Лукоморье.rtf (Мои документы\5класс\заготовки); удалите лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихов А. С. Пушкина; сохраните документ с изменениями в папке 5класс по именем Лукоморье1.rtf. (слайд презентации 37)

Испытание 3:  (Практическая работа №8 стр. 158, задание №3) Откройте документ «Пословицы». Перед вами пословицы и поговорки, которые нерадивый наборщик взялся набирать на компьютере, да все перепутал. Вам нужно, с помощью ножниц разделить части пословиц и соединить их правильно.

(слайд презентации 38):

Сила есть, пойду к другому.
Спасибо вашему дому – ума не надо.
Ум хорошо, а неученье тьма.
Ученье свет, а два лучше.
Худой мир лучше бесчестья.
Честь лучше доброй ссоры.

Сохраните документ с изменениями в папке 5класс под именем Фраза1. rtf.

  1. Итог урока (3 мин):

Прошли вы с честью испытанья,

Плоды я вижу вашего старанья.

Но знать хотели б мы с гостями

Все ль поняли, смогли, всему ли вняли?

Вы сразу нам не отвечайте,

Подумайте, потом ответ давайте.

  • Что такое фрагмент? это произвольная последовательность символов (слово, строка, абзац, страница, весь текст).
  • Можно ли редактировать текст, фрагменты текста (слово, абзац, строку, весь текст); ДА
  • Перед редактированием Фрагмент необходимо выделить;
  • Назовите виды редактирования КОПИРОВАТЬ, ВСТАВИТЬ ВЫРЕЗАТЬ, Удалить

Оценивание работы учащихся 

Преодолели все преграды.

Теперь, конечно, и награды

Хочу вручить без промедленья.

Оценки вам за знанья и уменья,

Я вам отвечу, не тая:

«Пятерка» – это красный лист,

А если синий – ты взбодрись,

«Четверка» - тоже хорошо!

Да и «пятерочку» получишь ты еще!

  1. Домашнее  задание (2 мин):

Узнали много вы, старались.

Чтоб знанья с вами оставались,

Не забывались никогда,

Работу на дом записать пора!

 слайд презентации 40:

Конспект в тетради прочитайте,

И про словарь не забывайте.

И в справку тоже загляните

Вам это нужно, вы поймите!

Ну что ж,

Сегодняшней работе вышел срок,

До скорого свидания,

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту. ...

Открытый урок "Наречие в тексте"

Разработка урока в 7 классе "Наречие в тексте"...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Открытый урок на тему"текст как фора представления информации"

1. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.Здравствуйте, дорогие мои юные информатики! Наше занятие мне хотелось бы начать со следующи...

Открытый урок "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обуч...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Конспект открытого урока по теме "Текст"

Конспект открытого урока по теме "Текст"...