Описание опыта работы Максимовой Лейсан Тагировны, учителя информатики МБОУ «СОШ №13» города Альметьевска РТ.
статья по информатике и икт по теме

Максимова Лейсан Тагировна

Среди всех предметов, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано с высокими темпами развития технических и программных средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Описание опыта работы Максимовой Лейсан Тагировны,

учителя информатики МБОУ «СОШ №13» города Альметьевска РТ.

Среди всех предметов, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано с высокими темпами развития технических и программных средств.

На урок информатики приходят учащиеся, родившиеся в эпоху персональных компьютеров. Ученикам невозможно представить себе мир без персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов.

Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование учителя. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

Учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информатики постоянно встает вопрос: «Чему учить?  Как учить? Как научить ребенка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?»

Относясь к своему предмету ответственно и творчески, я считаю, что основной целью курса информатики в школе является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник школы должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.

Для достижения этих целей учебный процесс построен мною таким образом, чтобы учащиеся испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Работа учителя заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию новых информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи ученику через организацию творческой деятельности.

Проблема, над которой я работаю,  «Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики посредством использования новых информационных технологий ». Само название проблемы предусматривает применение в практике работы инновационных педагогических технологий, раскрытие творческого потенциала, умение показывать свои способности с помощью разнообразных приложений.

Активность личности  немыслима без деятельности личности. Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства?

Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей учащихся, учителями активно используется метод создания проектов и творческих разработок.

Сущность творчества – в предугадывании результата. Роль компьютера в этом огромна. Предлагая  учащимся выполнение заданий за компьютером, учителя предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем. Мы учим детей делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

Достаточный опыт преподавания позволил увидеть  противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая.

Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных  программах, отведенного на изучение информационных технологий.

В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направленная на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка. Оно сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию современных мультимедиа средств.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках технологии проектного метода обучения.

Благодаря этому учитель получает возможность расширить рамки учебного предмета. Ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним учителем, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях.  Это способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проектный метод ориентирован на личность учащегося, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта учащихся и желания достичь ими личностно-значимого результата.

Цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:

  • реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
  • развивать творческую инициативу ученика;
  • воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Поставленные задачи решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач – это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать  следующие компетенции:

  • информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
  • коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
  • социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
  • предметную (способность применять полученные знания на практике)

Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности. Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью. Это приводит к повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

  • активный участник конкурсов различного уровня;

Год

Название мероприятия

Уровень

Результат

2007

«Шаг за шагом» - конкурс защиты рефератов

Муниципальный

призер

2008

« Лучшее портфолио»

Муниципальный

победитель

2013

« Учитель – это звучит гордо»

Муниципальный

победитель

2013

II Международный фестиваль методических разработок, классных часов

Международный

победитель

2013

Рабочая программа по информатике 8 класс

Федеральный

Размещена на сайте  http://nsportal.ru

2013

Защитим природу! Презентация.

Федеральный

Размещена на сайте  http://nsportal.ru/

2013

Тематическое планирование.

Кружок по математике «Занимательная математика

Республиканский

Размещена на сайте  http://www.teacher-rt.ru/

- Награждена почетной грамотой « За долголетний добросовестный труд в обучении и воспитании подрастающего поколения» - Управление образования Альметьевского муниципального района (2009);

- Диплом от депутата муниципального образования города Альметьевска - « Лучший учитель» (2007);

  • публикации творческих работ учащихся на школьном сайте, сайтах сетевых сообществ и проектов;

Тема публикации

Уровень

год

ФИО

Адрес сайта

Семь чудес света.

Федеральный

2013

Шакирова Диляра Ирековна

http://nsportal.ru/

Создан сайт

МБОУ «СОШ № 13

Международный

2010

Зотов максим Сергеевич

http://gretsckaya-natasha.narod.ru/

Область определения, область значений функции.

Федеральный

2013

Утукина Алена Владимировна

://www.teacher-rt.ru/

  • высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

Опрос проводился  с одним и тем же классом дважды: мае 2012 года и в декабре 2012года.

Класс один и тот же: 8а (в мае 2012 года) и 9а (в декабре 2013года).

Количество опрошенных: 20 (100%) и 18 (90%)

Цель опроса: исследовать эффективность применения метода проектов при формировании учебно-познавательных компетенций старшеклассников на уроках информатики.

Содержание опроса.

Ученикам было предложено выбрать вариант ответа на каждый из предложенных вопросов.

  1. Испытываете ли вы  сложности при сборе, систематизации, классификации,  анализе информации:
  • Не испытываю- 3
  • Испытываю небольшие затруднения-2
  • Мне сложно-1
  • Не могу сказать-0
  1. Умеете ли вы представить информацию в доступном, эстетичном виде:
  • Умею-3
  • Испытываю небольшие затруднения-2
  • Испытываю большие затруднения-1
  • Не могу сказать-0
  1. Умеете ли вы выражать свои мысли, доказывать свои идеи:
  • Умею-3
  • Испытываю небольшие затруднения-2
  • Испытываю большие затруднения-1
  • Не могу сказать-0

  1. Умеете ли вы работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение:
  • Умею-3
  • Испытываю небольшие затруднения-2
  • Испытываю большие затруднения-1
  • Не могу сказать-0

  1. Умеете ли вы работать  с различной техникой:
  • Умею-3
  • Испытываю небольшие затруднения-2
  • Испытываю большие затруднения-1
  • Не могу сказать-0

  1. Как вы себя ощущаете при работе в группе:
  • Легко и комфортно-2
  • Я не хочу работать в группе-1
  • Мне без разницы-0

  • высокая успеваемость учащихся по информатике;

2013 - 2014 учебный год

Класс

Период

Кол-во уч-ся

Оценки

н/а б

осв.

% качество

% успеваемость

5

4

3

2

1

8а (подгруппа 1)

1 четверть

9

5

2

2

-

-

-

77.78%

100%

2 четверть

9

3

6

-

-

-

-

100%

100%

 

2

8а (подгруппа 2)

1 четверть

15

8

5

2

-

-

-

88.67%

95.33%

2 четверть

15

5

8

2

-

-

-

86.67%

95.33%

 

3

9а (подгруппа 1)

1 четверть

17

6

11

-

-

-

-

100%

100%

2 четверть

17

7

9

1

-

-

-

94.12%

100%

 

4

9а (подгруппа 2)

1 четверть

12

4

5

3

-

-

-

75%

100%

2 четверть

12

2

7

3

-

-

-

75%

100%

  • успешная социализация моих выпускников.

год

ФИО ученика

вуз

социализация

2010

Брыкалов Александр Сергеевич

Филиал КНИТУ-КАИ в г. Альметьевск

Информатика и вычислительная техника

2010

Андреева Ольга Олеговна

Елабужский институт (филиал) КФУ

Прикладная информатика

2012

Мотигуллин Раиль Рустемович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Информационные системы и технологии

2013

Зотов Максим Сергеевич

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Факультет информационных систем в экономике и управлении

2013

Филочкин Андрей Дмитриевич

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Инженерно-технический

Для реализации данных целей учителю информатики на каждом уроке необходимо решить следующие задачи:

  • отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;
  • нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;
  • давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;
  • осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

Информационные технологии могут помочь в решении проблем здоровье сбережения. Если научить ребенка еще в школе грамотно использовать информационные коммуникационные технологии, т.е. повысить уровень ИКТ компетентности (способность грамотно применять свои знания и умение работы с информацией), то это обеспечит ему возможность с меньшими силами более увлеченно и осознанно получать знания.

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов". В решении  задачи по использованию здоровьесберегающих технологий  на уроках информатики я предлагаю ученикам  выполнять  тематические проекты.

На уроках информатики учащиеся создают проекты  на темы:
- «Вредные привычки»;
- «Режим дня»;
- «Экстремальные виды спорта»;
- «Спорт и здоровый образ жизни»; 
- "Влияние компьютера на здоровье человека";

-  "Вредные привычки";

-  «Жизнь без сигарет»; и  др.

В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

  • коммуникативные;
  • личностные;
  • социальные;
  • литературно-лингвистические;
  • математические;
  • художественно-соматические;
  • технологические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы Борисовой Елены Ивановны, учителя физики математики, классного руководителя 11 класса МКОУСОШ № 38 г. Тулы

В своей профессиональной деятельности учитель играет две роли, жизненно необходимые каждому ребенку – это учитель предметник и учитель – воспитатель....

Описание опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики»

В описании опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики» изложены теоретические и практические выкладки о формах и методах обучения в технологии сотруд...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ МБОУ ООШ № 5 К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ МБОУ ООШ № 5К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ...

Описание опыта работы преподавателя ОБЖ и учитель физической культуры МОУ "Лицей № 31" г.о. Саранск Чернеева А.И.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10% населения. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формир...

Из опыта работы учителя информатики МБОУ Таганской СШ им.П.Г.Яценко Максимовой Ирины Анатольевны

Я делюсь с вами своим опытом работы по теме самообразования "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как сред...