Урок по теме «Клавиатура – устройство ввода информации в память компьютера»
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока, динамическая пауза позволят избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся. Дидактические задания подобраны таким образом, что были интересными и доступными, то есть учитывались возрастные психологические  особенности  учащихся.

Таким образом, в результате данного урока  учащиеся получили  возможность работать с информацией, электронно-образовательными ресурсами, медиасредствами и сервисами сетевого взаимодействия. Школьники приобретали способность мыслить глобально, формировали критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока, динамическая пауза позволили избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся. Дидактические задания подобраны таким образом, что были интересными и доступными, то есть учитывались возрастные психологические  особенности  учащихся.

Таким образом, в результате данного урока  учащиеся получили  возможность работать с информацией, электронно-образовательными ресурсами, медиасредствами и сервисами сетевого взаимодействия. Школьники приобретали способность мыслить глобально, формировали критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока, динамическая пауза позволили избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся. Дидактические задания подобраны таким образом, что были интересными и доступными, то есть учитывались возрастные психологические  особенности  учащихся.

Таким образом, в результате данного урока  учащиеся получили  возможность работать с информацией, электронно-образовательными ресурсами, медиасредствами и сервисами сетевого взаимодействия. Школьники приобретали способность мыслить глобально, формировали критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока, динамическая пауза позволили избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся. Дидактические задания подобраны таким образом, что были интересными и доступными, то есть учитывались возрастные психологические  особенности  учащихся.

Таким образом, в результате данного урока  учащиеся получили  возможность работать с информацией, электронно-образовательными ресурсами, медиасредствами и сервисами сетевого взаимодействия. Школьники приобретали способность мыслить глобально, формировали критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идеи каких из изображённых приборов были использованы при создании персональных компьютеров?

Обведите эти приборы.



Предварительный просмотр:

Выделите  цветными маркерами:

1  группа учащихся  -  функциональные клавиши — синим цветом;

                               символьные (алфавитно-цифровые) клавиши — оставить белыми;

2 группа  учащихся  -  клавиши управления курсором — зелёным;

3 группа учащихся   -  специальные клавиши — красным;

4 группа учащихся   -   клавиши дополнительной клавиатуры — жёлтым.



Предварительный просмотр:

Название клавиши на английском языке

Произношение на русском языке

Esc

«эскейп»

Enter

«энтер»

Shift

«шифт»

CapsLock

«капе лок»

Control

«контрл»

Alt

«альт»

Backspace

«бэк спейс»

Delete

«делит»

Insert

«инсэрт»

Home

«хоум»

End

«энд»

PageUp

«пейдж ап»

PageDown

«пейдж даун»

NumLock

«нам лок»

Операция

Клавиша или комбинация клавиш

Переключение клавиатуры с режима ввода латинских букв на режим ввода русских букв и обратно

{Ctrl} + {Shift} или {Alt слева} + {Shift}

Переключение клавиатуры с режима ввода строчных букв на режим ввода прописных букв и обратно

{Shift}

Фиксация режима ввода прописных букв и отказ от фиксации этого режима

{CapsLock}

Получение символов, расположенных вместе с цифровыми в верхнем ряду клавиатуры

{Shift} + {цифра}

Удаление символа, стоящего справа от курсора

{Del}

Удаление символа, стоящего слева от курсора

{Backspace}

Включение на дополнительной клавиатуре режима работы с цифрами и знаками арифметических операций

{NumLock}



Предварительный просмотр:

Проект «Самая необходимая буква»

Проблемный вопрос:

Почему буквы  русского алфавита на клавиатуре расположены именно так, а не иначе?   Какой принцип использован в размещении букв на клавиатуре?

Гипотеза - буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости».

Буква

Среднее значение частоты встречаемости буквы в заданном тексте

Частота встречаемости

букв в русском языке по результатам исследований ученых

Группа №1

А

62

Б

14

В

38

Г

13

Д

25

Е, Ё

72

Ж

7

3

16

Группа №2

И

62

Й

10

К

28

Л

35

М

26

Н

53

О

90

П

23

Буква

Среднее значение частоты встречаемости буквы в заданном тексте

Частота встречаемости

букв в русском языке по результатам исследований ученых

Группа №3

Р

40

С

45

Т

53

У

21

Ф

2

X

9

Ц

4

Ч

4

Группа №4

Ш

6

Щ

3

ы

16

ь, ъ

14

Э

3

Ю

16

Я

18

Другие символы

182



Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин  

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.



Предварительный просмотр:

Анализ урока

Учитель: Кузьминская Оксана Михайловна.

Класс: 5.

Предмет: информатика и ИКТ.

Тема урока:

 «Клавиатура – устройство ввода  информации в память компьютера».

Тип урока:  урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Целевое назначение и дидактическая задача урока:

  • применение усваиваемых знаний об устройстве компьютера и об устройствах ввода информации в компьютер;
  • применение способов учебных действий в условиях решения учебных заданий.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Цель  урока: освоение клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации -  в память компьютера.

Задачи урока:

образовательные: 

  • активизация и закрепление знаний учащихся по теме «Устройства компьютера и их назначение»;
  • систематизация и расширение знаний учащихся о назначении клавиш;
  • контроль уровня  знаний,  умений и  навыков учащихся по теме   «Группы клавиш и их назначение»;
  • пропедевтика нового понятия  «алгоритм»;

развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся — умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
  • развитие у школьников навыков  проектной деятельности;
  • развитие познавательного интереса;

воспитательные:

  • формирование  интереса к предмету,  стремления к успеху и одобрению,  самостоятельной оценки своей работы, умения общаться и взаимодействовать с другими детьми;
  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  • воспитание стремления к преодолению возможных негативных последствий для здоровья при работе  в компьютерном классе за счет соблюдения техники безопасности.

Оборудование и ТСО:

  • интерактивная доска, проектор с аудиоколонками;
  • ПК, стандартный комплект кабинета информатики;
  • раздаточный материал для учащихся на бумажных носителях;
  • 4 комплекта цветных маркеров.

Место данного урока в общей системе уроков. Тема «Клавиатура – устройство ввода  информации в память компьютера» рассчитана на 2 учебных часа, это 1 урок по этой теме, следующий урок – практическая работа на клавиатуре.

Исходя из целей, была выбрана следующая структура урока, которая состоит из следующих этапов.

  • Организационный этап (взаимное приветствие, проверка готовности класса к работе).
  • Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала. (Слайды 2-8 презентации к уроку).  (Учащиеся воспроизводят в памяти наиболее важные моменты изученных тем, которые будут необходимы для изучения новой темы. При этом  проверяется уровень усвоения материала предыдущих уроков, выявляются и корректируются пробелы, у учащихся развивается умение слушать и анализировать ответы. Работа на интерактивной доске способствует повышению интереса к предмету).
  • Изучение нового материала. (Слайды 8-9 презентации к уроку).  (Формулируется мотивация учебной деятельности: ставится проблема, показывается, что клавиатура  – одно из самых основных устройств ввода информации  в память компьютера). На этом этапе используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. При такой форме работы задействована вербальная, механическая и зрительная память, что способствует формированию длительной памяти. Делается акцент на том, какую информацию может обрабатывать компьютер, и какие устройства предназначены для ввода той или иной информации. Отметив роль клавиатуры как важнейшего устройства ввода текстовой информации, переходим к рассмотрению групп клавиш. Учащиеся делятся на 4 группы по 3-4 человека. Каждой группе раздаются заготовленные наборы цветных маркеров и черно-белые схемы раскладки клавиатуры с заданиями. (Так как учащиеся обучаются на клавиатурах типа QWERTY, то и работают с соответствующими заготовками). После просмотра слайдов на экране каждая группа должна быстро выделить соответствующую заданию группу клавиш и прикрепить результаты своей деятельности на зеленой магнитной доске для коллективного обзора, коррекции, сравнения и анализа.  
  • Закрепление изученного материала.  (Слайды 10-16 презентации к уроку).  В первой части этого этапа используется такой метод как работа отдельных учащихся с интерактивной доской. Такая деятельность является одним из методов интенсификации учебного процесса, то есть за малое время охватывается большой материал. При работе с интерактивной доской учителю отводится роль  направляющего учебным процессом, а учащиеся в ходе самостоятельного решения задач делают выводы. При этом развиваются умения  выполнять синтез, анализ и обобщения знаниевых понятий.
  • Динамическая пауза (физкультминутка). (Слайд 17 презентации к уроку).
  • Продолжение этапа закрепления изученного материала. Осуществляется проектная работа. Ставится проблемный вопрос: «Почему буквы  русского алфавита на клавиатуре расположены именно так, а не иначе?   Какой принцип использован в размещении букв на клавиатуре?»
    В результате обсуждения вопросов с учениками четырех групп формулируется
     гипотеза - буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости».  Перед группами стоит исследовательское задание: подсчитать количество букв в заготовленном тексте. (Каждому ученику раздаются листы с текстом стихотворения А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»)  Каждая группа распределяет между своими участниками буквы для подсчета согласно таблице. (Слайд 18-19 презентации к уроку).

 (На одного учащегося – 2 буквы русского алфавита). Для удобства свода результатов на экране проецируется сводная табличная модель проекта.  Учащиеся работают в группах (каждый сначала выделяет «нужную букву маркером на своем листке с текстом, а затем подсчитывает количество выделенных букв, после чего выходит к интерактивной доске и записывает число в соответствующей клетке таблицы, - видеофрагмент урока). В результате групповой работы – заполненная таблица на интерактивной доске. Если в группе определяется лидер, он осуществляет проверку правильности подсчета членами своей группы.  Полученные числа сравниваются с заданными в таблице и подводится итог проектной деятельности.

  • Контроль и коррекция знаний и способов действий. (Слайд 20 презентации к уроку). Отдельные учащиеся (имеющие особенности к индивидуализации обучения, «продвинутые» в изучении данной темы) выполняют практические задания на персональных рабочих местах на компьютерах. По локальной сети организуется доступ к файлу практической работы. Для учащихся, испытывающих трудности в «общении» с компьютером на данном этапе обучения, предлагается выполнение теста на интерактивной доске.  Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов (http://www.fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)

(Слайд 21 презентации к уроку).

  • Домашнее задание,  итог  урока. (Слайд 22-24 презентации к уроку). Учащиеся записывают в дневники: § 2.3.(стр.69-72), РТ: №6 (стр.57), №10 (стр.61), №11 (стр.62). Домашняя работа содержит задания по рабочей тетради, которые закрепляют полученные знания о клавиатуре.

Обращается внимание на самые главные изученные понятия на уроке. Выставляются оценки за работу на уроке всем учащимся.

Вывод: Цели и задачи,  поставленные на уроке были достигнуты, то есть  учащиеся:

  • осваивали клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации  в память компьютера.
  • применяли усваиваемые знания об устройстве компьютера и об устройствах ввода информации в компьютер;
  • применяли способы учебных действий в условиях решения учебных заданий.

Для достижения целей и решения задач использовались:

  1. Методические разработки:
  • Листы с индивидуальными и групповыми заготовками и заданиями.
  • Мультимедийная презентация с гиперссылками на ЭОР.
  1.  Различные формы и методы работы:
  • Словесный методы (монолог, диалог)
  • Наглядный (презентация)
  • Практический (решение задач)
  • Проектная деятельность
  • Фронтальная форма работы (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)
  • Индивидуальная (со стороны учителя индивидуальный подход к каждому ученику)

3.Литература и Интернет-источники:

Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока, динамическая пауза позволили избежать монотонности на уроке и перегрузки учащихся. Дидактические задания подобраны таким образом, что были интересными и доступными, то есть учитывались возрастные психологические  особенности  учащихся.

Таким образом, в результате данного урока  учащиеся получили  возможность работать с информацией, электронно-образовательными ресурсами, медиасредствами и сервисами сетевого взаимодействия. Школьники приобретали способность мыслить глобально, формировали критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.



Подписи к слайдам:

ТЕМА УРОКА:«КЛАВИАТУРА – УСТРОЙСТВО ВВОДА ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТЬ КОМПЬЮТЕРА»
Учитель: Кузьминская Оксана Михайловна, МБОУ СОШ №44 г.Сургута
Цель урока: освоение клавиатуры –важнейшего устройства ввода информации в память компьютера.
5 класс
1. Проверка выполнения домашнего задания
*
Принтер
Акустические колонки
Монитор
Дисковод компакт-дисков
Дисковод гибких дисков
Жесткий диск
Микросхемы памяти
Мышь
Клавиатура
Процессор
2. Идеи каких из изображённых приборов были использованы при создании персональных компьютеров? Обведите эти приборы.
*
3. Назовите устройства, которые подключены к компьютерам в кабинете информатики.
*
Устройства ввода информации
Для ввода в компьютер различной информации используются специальные дополнительные устройства.
*
Ввод графической информации
*
Ввод звуковой информации
*
Клавиатура
Клавиатура – важнейшее устройство ввода информации в память компьютера.
*
Группы клавиш
Функциональные клавиши
Клавиши дополнительной клавиатуры
Символьные клавиши
Клавишиуправления курсором
Специальныеклавиши
*
Давайте повторим
- Функциональные клавиши
- Клавиши дополнительной клавиатуры
- Символьные клавиши
- Специальные клавиши
- Клавиши управления курсором
*
Назначение специальных клавиш
– завершение ввода абзаца
– изменяют действия других клавиш
– отмена последней команды
– удаление символа слева
– переключает режим ввода букв
– удаление символа справа
*
Клавиши управления курсором
– перевод курсора на страницу вверх
– перевод курсора на страницу вниз
– перевод курсора в начало строки
– перевод курсора в конец строки
– перемещение курсора по тексту в заданном направлении
*
Давайте подумаем
Какое слово получится в результате последовательности действий?
КОТ|ЁНОК
Delete
Delete
Delete
Delete
Проверка
КОТ
*
Давайте подумаем
Какое слово получится в результате последовательности действий?
МАРТ|ЫШКА
Delete
Delete
Delete

Проверка
МЫШКА


*
Отметьте устройства ввода информации в компьютер.
?
Проверка
*
Найдите и зачеркните «лишнюю» клавишу в каждой группе.
?
Проверка
Shift
Ctrl
Home
Esc
Home
End
F12
PageUp
! 1
* 8
+ =
*
А
F
F1
Пробел
*
Физкультминутка
*
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину вы держите, Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два! Раз и два!Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели-встали, сели-встали. Ванькой - встанькой словно стали.Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора!
*
Проектная работаПроблемный вопрос:Почему буквы русского алфавита на клавиатуре расположены именно так, а не иначе? Какой принцип использован в размещении букв на клавиатуре?Гипотеза - буквы на клавиатуре расположены по принципу «наибольшей повторяемости».

*
Результаты исследования
Индивидуальная практическая работа на компьютере
*
Цель работы – освоение «слепого десятипальцевого способа печати», скоростной набор текста.
Начать практическую работу
http://keybr.com/
Контроль
*
Начать тестирование
Домашнее задание
*
§ 2.3.(стр.69-72), РТ: №6 (стр.57), №10 (стр.61), №11 (стр.62).
Самое главное…
Современные компьютеры могут обрабатывать числовую информацию, текстовую информацию, графическую информацию, видеоинформацию, звуковую информацию.Клавиатура — важнейшее устройство ввода информации в память компьютера. Все её клавиши можно условно разделить на следующие группы: функциональные клавиши; символьные (алфавитно-цифровые) клавиши; клавиши управления курсором; специальные клавиши; клавиши дополнительной клавиатуры. Клавиатура — электронное устройство. Обращаться с ней следует бережно и аккуратно.Желательно владеть слепым десятипальцевым способом печати.
*
Оценки за урок.
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Клавиатура. Оснавная позиция пальцев в клавиатуре.

Презентация, представленная на конкурс, называется "Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре" и представляет собой учебное пособие, используемое при изучении темы «Компьютер для начина...

Открытый урок по теме "Клавиатура. Оснавная позиция пальцев на клавиатуре."

Презентация, представленная на конкурс, называется "Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре" и представляет собой учебное пособие, используемое при изучении темы «Компьютер для начина...

Разработка урока по теме "Внутренние устройства ПК"

Данный урок проводится в рамках изучения устройств компьютера. Материалы содержат подробный план конспект, таблицы и задания, используемые при проведении урока, электронные дидактические материалы. Ур...

презентация к уроку по теме: "Клавиатура"

презентация к уроку по теме: "Клавиатура"...

Буклет к открытому уроку на тему "Клавиатура"

Буклет к открытому уроку по информатике в 8 классе на тему :"Клавиатура"...

Использование активного метода на примере деловой игры к уроку по теме "Основные устройства компьютера"

Урок по теме: Основные устройства компьютера.Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления вновь узнан­ного.Цели урока:дидактическая: в игровой форме по­знакомить учащихся с основными ус...