Работа по курсу "Педагогическое мастерство" по теме "Роль учителя в развитии творческих способностей школьников на уроках информатики"
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Калюжная Инна Александровна

Основные идеи работы

1. По-мнению психологов, развивать творческие способности детей необходимо, особенно, это продуктивно в среднем школьном возрасте.

2. Идея развития творческих и креативных способностей детей в современном мире рассматривается и в ФГОСе, т.е. является современной парадигмой системы образования в России.

3. Роль учителя в развитии способностей детей достаточно ответственна и нетрадиционна, т. к. он должен быть фасилитатором идей, организатором, консультантом и тьютором, а не авторитарным, монологичным преподавателем.

4. Метод проектов был выбран мною далеко не случайно, т. к. включает в себя не только элементы методики развития критического мышления, практики сотрудничества, но и требует творческого подхода, как со стороны ученика, так и со стороны учителя.

5. Опыт применения метода проекта подтверждает, что у учащихся возрастает интерес к изучению информатики, улучшается успеваемость не только по информатике, но и по другим предметам, а также улучшается психологический климат в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvopd.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Калюжная И. А., 2013 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социальная академия»

Зачетная работа по курсу

«Педагогическое мастерство как основа

профессионально-педагогической компетентности учителя»

Тема работы:

«Роль учителя

в развитии творческих способностей

школьников среднего звена

на уроках информатики»

Автор: Калюжная Инна Александровна,

учитель информатики

МБОУ СОШ № 10 «Успех»

г. о. Самара

Консультант: Савицкая Елена Матвеевна,

зав. кафедрой возрастной психологии,

к. псх. н., профессор

Самара, 2013 г.

Содержание

  1. Введение
  2. Роль учителя в развитии творческих способностей школьников среднего звена на уроках информатики……………………………………………….3
  1. Природа творчества и возрастные особенности подростков………….5
  2. Выбор педагогической технологии……………………………………...8
  3. Практика организации проектной деятельности на уроках информатики……………………………………………………………..10
  1. Заключение…………………………………………………………………...17
  2. Список литературы…………………………………………………………..18

1. Введение

В Федеральном образовательном государственном стандарте основного общего образования был сформирован портрет выпускника основной школы: это человек, «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества», а также – «умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике». Хочется отметить, что такое формирование нельзя осуществить без развития творческих и креативных возможностей подростка. Ведь для активного освоения мира необходимо творчески его преобразовывать, и далеко не по шаблону, а в соответствии со своим видением и своими способностями. Это соответствует новой парадигме образования: личностно-ориентированной.

Требования ФГОС ООО к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включают в себя также: «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию», а мотивация подразумевает наличие личного интереса, который формирует учитель на основе творческого взаимодействия с учеником.

Саморазвитие и самообразование – требование нашего изменяющегося мира. Знания постоянно устаревают, обновляются, объем их постоянно растёт, меняются научные парадигмы. Чтобы подготовиться к взрослой жизни, подросток должен научиться самостоятельному освоению информации. Как же современному ученику разобраться в море информации? Значит, требуется развитие критического отношения к получаемой информации, что также невозможно без особой гибкости мышления и творческого подхода в решении возникающих проблем.

        К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, по мнению авторов ФГОС, относится следующее умение: «самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач». Умение выбрать альтернативный путь достижения цели, предложить другой способ решения задачи – это и есть применение творческих способностей человека.

        Таким образом, развитие творческих, креативных возможностей учащихся полностью соответствует современной парадигме образования нашего государства, что отражает актуальность и современность излагаемой темы.

С другой стороны, развитие творческих способностей детей, не только помогает индивидуальному развитию учеников, но и способствует заинтересованности учеников в изучаемом предмете, что существенно повышает эффективность обучения, к чему и стремятся многие учителя.

  1.  Природа творчества и возрастные особенности подростков

Исследуя различные интернет-источники информации по данной теме, мною был найден доклад  А. В. Першуковой и С. В. Сидорова, психологов Шадринского государственного педагогического института, на международной научно-практической конференции (25-26 апреля 2011 года) «Детство, отрочество и юность в контексте научного знания» по теме «Развитие творческих способностей детей».

Они считают, что: «развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, черчение и технология - учебные предметы, которые обладают большими возможностями для развития творческих способностей личности ребёнка, его творческой индивидуальности»[5].  В этот же список стоит добавить и информатику, как предмет, включающий в себя инфомационно-компьютерные технологии, изучающие применение компьютерной техники для создания и обработки графики, текста, звука, видео. Информатика действительно обладает большими возможностями для творчества.

Способности - это индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения [3]. При этом под творческими способностями подразумеваются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений (Б. М. Теплов, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук, Я. А. Пономарёв). Значит, творческие способности определяют успешность творчества в различных областях деятельности.

        Развитие способностей является сложным процессом. Каждая специальная способность проявляется в своё время. Так, раньше всего проявляются музыкальные способности, художественные способности проявляются позже и наиболее ярко выражены в 13-14 лет, в детские годы проявляются также литературные, математические и прочие способности.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный опыт, неадекватные суждения о происходящем подвергают подростка случайным влияниям. [2]

Исследуя различные интернет-источники информации по данной теме, мною был найден доклад  А. В. Першуковой и С. В. Сидорова, психологов Шадринского государственного педагогического института, на международной научно-практической конференции (25-26 апреля 2011 года) «Детство, отрочество и юность в контексте научного знания» по теме «Развитие творческих способностей детей».

А. Н. Лук считает: «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одарённые ученики добиваются блистательных успехов»[1]. А значит, если учитель не обладает направленностью на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. У нетворческого учителя одарённые дети не смогут в полной мере реализовать свои возможности, более того, нередко менее способные ученики при его системе оценивания достигают более высоких успехов. Педагог, которому чуждо творчество, просто не может увидеть творческий потенциал в ребёнке, принимая оригинальность мышления за незнание рационального способа решения учебной задачи, а недостаточное прилежание в выполнении рутинных заданий списывая на лень и непослушание.

По мнению В. А. Левина, «для развития способности к творчеству необходимо развивать творческую деятельность, а не сводить обучение только к овладению знаниями, умениями и навыками». В противном случае многие качества творческой личности (художественный вкус, стремление к новому, чувство прекрасного и др.) остаются невостребованными и прекращают развиваться.

А. В. Першукова и С. В. Сидоров говорят об актуальности развития творческой деятельности в подростковом возрасте, т. к. подросток стремится к решению максимально трудных для него задач. «При этом следует помнить, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится коммуникативная, и в связи с этим особенно эффективна творческая деятельность, реализуемая в процессе общения. Современные представления об организации и развитии творческой деятельности подростков основываются на использовании в учебном процессе нестандартных заданий, создании для учащихся ситуаций затруднения, преодолеть которые можно только путём поиска новых решений»[5].

Они также предлагают использовать применение проблемных ситуаций (ситуаций затруднения) с целью включения подростков в самостоятельную поисковую деятельность, чтобы решить учебную проблему. «Однако не всякая проблемная ситуация содержит творческую задачу. Например, ситуация выбора из двух или более известных ученику способов решения относится к проблемным, хотя не предполагает решения творческих задач» [5].

По мнению психологов, творческой может быть названа та задача, которая заставляет ученика найти новый для него способ, найти новое знание, применить что-то уже известное в принципиально новых условиях.
        Таким образом, были выделены следующие составляющие работы учителя по развитию творческих способностей:        

  1. «стимулирование ученического творчества с помощью системы оценивания, учитывающей специфику творческой деятельности;
  2. использование в учебном процессе творческих учебных задач;
  3. создание проблемных ситуаций творческого характера;
  4. организация учителем творческой деятельности, в которой он сам выступает творцом, сотрудничающим с учениками и направляющим их творческую активность;
  5. организация самостоятельной творческой работы учащихся»[5].

2.2 Выбор педагогической технологии

Я считаю, что наиболее распространенной педагогической технологией, позволяющей добиваться положительной мотивации к учению, хороших результатов в активизации познавательных процессов и развитию творческих способностей, является технология проектного обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.
Работа над проектом развивает инициативу и творческий потенциал, а также коммуникативные способности, умение работать в команде и реализует индивидуальный подход в обучении учащихся.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, меняется подход к системе обучения, к решению многих  современных общеобразовательных задач.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Радикальным внедрением идей Дж. Дьюи стало обучение по "методу проектов", разработанному американским педагогом В.Х. Килпатриком, полагавшим, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т. Шацкий, А.У.Зеленко, Л. К. Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Лишь спустя, несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е. С. Полат, И.Е.Брусникина, Т.А.Воронина, А.И.Савенков способствовали его возрождению в практике.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся смогут самостоятельно и охотно приобрести недостающие знания из разных источников, научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах, развить у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения),  развить системное мышление.

2.3 Практика организации проектной деятельности на уроках информатики

Работа над проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы:

I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом.

II этап. Выбор и обсуждение главной идеи, главной проблемы будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

 V этап. Собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты, Web-сайта. Работа над проектом заканчивается написанием отчёта, который должен соответствовать вполне определённым требованиям.

На изучение темы «Графическая информация» (6 класс) в базовом курсе информатики отводится 18 часов. За это время учащиеся должны изучить способы представления графической информации в компьютере, получить начальные сведения о назначении и основных возможностях графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе.

В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала («Технические средства компьютерной графики», «Кодирование изображения», «Основные приемы работы с графическим редактором MS Paint» по которым имеются сборники заданий и презентации), учащимся предлагается выполнить проект: «Альбом моих графических работ».  Главная проблема проекта: как собрать альбом компьютерных графических работ, как его оформить, какую программу выбрать для работы. Конечно, при этом необходимо поставить перед детьми и эстетические задачи. Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка эскиза на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.

На уроках необходимо использование групповой формы работы, т.к. дети редко сидят за компьютерами по одному, поэтому ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.

Я считаю, что при изучении темы «Графическая информация и компьютер» применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.

Использование метода проектов также необходимо и при изучении темы «Обработка текстовой информации» (8 класс).

На освоение темы в 8 классе по программе выделяется 10 часов. За это время необходимо дать детям представление о природе электронного текста, раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного текста, объяснить, каким образом кодируются символы для хранения в памяти, и формировать навыки работы в текстовом процессоре (существует набор практических работ на ввод и редактирование текста, форматирование абзацев и символов, операции копирования и вставки). Но, как уже было сказано, простое выполнение тренировочных упражнений не дает высоких результатов, потому что ребенок не представляет, где, в каком случае он сможет применить полученные навыки.

Поскольку изучается текстовый процессор (в нашем случае это MS Word), предназначенный для работы с текстом, нужно работать с текстом, но с таким, который будет интересен и познавателен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому.

Тема для работы в текстовом редакторе  была выбрана следующая: «Инструкция для чайников: как создать текстовый документ на компьютере». Вся творческая часть работы заключается в разработке такой инструкции: ведь вариантов великое множество, а в качестве целевой аудитории могут выступать и люди пенсионного возраста, т. е. бабушки и дедушки. Сама ситуация достаточно эмоциональная для, т. к. будит фантазию и предполагает исследование целевой аудитории пенсионеров.

На уроках информатики дети набирают текст на компьютере, форматируют его, подбирают и вставляют подходящие иллюстрации. В процессе работы они совершенствуют навыки работы с клавиатурой. Итогом работы с данными проектами может стать выставка работ учащихся. Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта» можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволяет детям осознать преимущества работы с электронным текстом, а также проявить свои творческие способности.

В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики, например темы «Компьютер», предлагается составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Составленные в ходе выполнения проекта кроссворды можно использовать для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. (Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.)

Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд (в данном случае темы «Компьютер»), но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».
1-й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике и т. д.

2-й этап. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, учащиеся могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов. Во-вторых, текст может сразу набираться, по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано «По вертикали. 1...2...По горизонтали. 3...5...», а на второй странице — ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии.

3-й этап. Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (3 страницы: одна — с сеткой кроссворда, вторая – с вопросами, третья — с ответами) распечатывается.

4-й этап. Учащиеся защищают свой проект, обмениваются кроссвордами и разгадывают их.

Если говорить о творческой составляющей, то эстетика оформления кроссворда требует художественного оформления и дизайнерской фантазии. Учитель в процессе работы постоянно должен поддерживать и вдохновлять учеников на творческие проявления.

Самое сложное для детей в такой ситуации – формулирование вопросов к словам. Им постоянно приходится ставить себя на место отгадывающего с тем, чтобы понять, а позволяет ли сформулированный вопрос однозначно определить ответ. Здесь тоже необходим творческий подход: ведь требуется для «сухих» терминов придумать эмоционально окрашенный вопрос.

Дифференциация по уровням подготовки учащихся осуществляется по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, некоторые ученики могут использовать 10-12 терминов, а другие  — 20-30), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации).

Дифференциацию также можно проводить другим образом: наиболее слабые ученики просто набирают текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда рисуют на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее подготовленные ученики будут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий.

Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.

Хотя данный урок (проект-кроссворд) относится, скорее, к «нестандартным» урокам информатики, но может использоваться в качестве применения на практике знаний, полученных при изучении темы, а также для контроля знаний, умений и навыков учащихся. Дети работают с удовольствием, т.к. знают, что учитель в дальнейшем будет использовать, составленный ими кроссворд на уроках.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.


3. Заключения и выводы

В заключение стоит сделать следующие выводы:

1. По-мнению психологов, развивать творческие способности детей необходимо, особенно, это продуктивно в среднем школьном возрасте.

2. Идея развития творческих и креативных способностей детей в современном мире рассматривается и в ФГОСе, т.е. является современной парадигмой системы образования в России.

3. Роль учителя в развитии способностей детей достаточно ответственна и нетрадиционна, т. к. он должен быть фасилитатором идей, организатором, консультантом и тьютором, а не авторитарным, монологичным преподавателем.

4. Метод проектов был выбран мною далеко не случайно, т. к. включает в себя не только элементы методики развития критического мышления, практики сотрудничества, но и требует творческого подхода, как со стороны ученика, так и со стороны учителя.

5. Опыт применения метода проекта подтверждает, что у учащихся возрастает интерес к изучению информатики, улучшается успеваемость не только по информатике, но и по другим предметам, а также улучшается психологический климат в детском коллективе.

4. Список литературы

  1. Лук А. Н. Психология творчества / под ред. В. А. Лекторского. -М.: Наука, 1978. - 126 с.
  2. Халифаева О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. - 2008. - № 9. - С. 13-22.
  3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 535 с.
  4. Шульга Т. И. Психология учащихся начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004.- 176 с.
  5. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики»

Выступление на педагогическом совете. Анализ работы над методической темой «Развитие творческих способностейучащихся на уроках информатики и ИКТ»...

Работа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики

В настоящее время с особой остротой стоит проблема формирования творческих способностей, так как перестройка образования предъявляет серьезные требования к уровню подготовки учащихся. Эта проблема явл...

Работа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроке информатики

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой деятельности строится по двум направлениям:выявление и развитие.1 – выявление способностей:...

Проектная деятельность - как направление работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Данный материал поможет  учителю математики организовать учебный процесс, направленный на  развитие творческих способностей обучающихся и навыков исследовательской и проектной деятельности...