Готовимся к ЕГЭ по информатике.
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) на тему

Кукарцева Елена Александровна

Готовимся к ЕГЭ по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_spetskursa_ege.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Октябрьский лицей»

Калачевского муниципального района

Волгоградской области

Принято

методическим советом

Протокол № ___________

от «___»__________2014г.

Утверждено

Директор МКОУ «Октябрьский лицей»

_________Зиновьев В.В.

от «___»__________2014г.

Подготовка к ЕГЭ по информатике:

алгоритмизация и программирование

Программа элективного курса

по информатике и ИКТ

  Составитель программы:

  учитель информатики

                        высшей квалификационной  
                       категории

                            Кукарцева Е.А.

Волгоград, 2014


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Подготовка  к ЕГЭ по информатике: алгоритмизация и программирование» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме . Необходимость создания данного элективного курса заключается в том, что количество часов, предусмотренное в базовом или профильном курсе на овладение технологией программирования предполагает лишь побочную подготовку к единому государственному экзамену.  Поэтому данный курс направлен на обучение школьников структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых являются модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

Структура элективного курса, сочетая в себе теоретические и практические занятия, представляет собой своеобразное погружение ученика в процесс наработки навыков прохождения тестовых испытаний по разным разделам курса информатики.

Обучающимся будут предложены мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, информационные виды деятельности.

Курс рекомендован обучающимся 11-х классов старшей  школы, сдающих ЕГЭ по информатике.

       Цель курса: расширение содержания среднего образования по курсу информатики для повышения качества результатов ЕГЭ.

Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • изучение структуры и содержания контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
  • повторение методов решения тестовых заданий различного типа по теме «Алгоритмизация и программирование»;
  • формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
  • отработка навыка решения заданий  части В и С  ЕГЭ по теме;

В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела:

  • «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»,
  • «Тематический блок»
  • «Тренинг по вариантам».

Изучение контрольно-измерительных материалов позволит обучающимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.

Содержание раздела «Тематический блок» включает изучение темы «Алгоритмизация и программирование».

Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике

1

Особенности проведения ЕГЭ по информатике.

1

2

Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий.

1

3

Структура и содержание КИМов по информатике.

1

4

Диагностическая работа.

1

Тематический блок

5

Проверка закономерностей методом рассуждений.

1

6

Анализ и построение алгоритмов для исполнителей.

1

7

Выполнение алгоритмов для исполнителя Робот.

1

8

Pascal. Оператор присваивания и ветвления.

1

9

Анализ программ с циклами.

1

10

Обработка массивов и матриц.

1

11

Анализ программы с циклами и условными операторами.

1

12

Анализ программ с циклами и подпрограммами.

1

13

Поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы (часть С).

1

14

Алгоритмы обработки массивов.

1

Тренинг по вариантам.

15

Тренинг по вариантам.

1

16

Тренинг по вариантам.

1

17

Тренинг по вариантам.

1

Итого:

5

12


 

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.

        ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса.  Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.

Раздел 2 «Тематический блок»

2.1. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач  на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

3.1. Единый государственный экзамен по информатике.

Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ:

В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны

знать 

  • цели проведения ЕГЭ;
  • особенности проведения ЕГЭ по информатике;
  • структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике.

уметь

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по тем «Алгоритмизация и программирование».

Курс рассчитан на 17 часов лекционно-практических занятий  и  проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.

V. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Основными методами обучения в данном элективном курсе являются практические методы выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.

Для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:

  • демонстрационные (презентации,  обучающие программные средства);
  • словесные (лекции, консультации);
  • практические (практические работы; выбор программного обеспечения  для выполнения своей работы).

VI. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплект предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) самостоятельно выполняют задания.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самылкина Н.Н. и др. Готовимся  к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.

2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2010. – 160 с.

3. ЕГЭ - 2008. ИНФОРМАТИКА. Методические материалы.М.: Эксмо, 2009.  

4. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов /  Авт.-сост. П.А. Якушкин, С.С.Крылов. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
5. Репетитор по информатике для подготовки к ЕГЭ/ Молодцов Валерий, Рыжикова Наталья - М., Феникс, 2009

6. ИНФОРМАТИКА. ЕГЭ-это очень просто!/ Молодцов В.А. - М., Феникс, 2011

VIII. СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ  ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

  1. URL: http://www.fipi.ru/ 
  2. URL: http://ege.edu.ru/,  Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
  3. URL: http:/edu.ru/,  Федеральный портал «Российское образование».
  4. URL: http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал.  
  5. URL: http://www.egeinfo.ru/, Все о ЕГЭ.  
  6. URL:  http://www.gosekzamen.ru/, Российский образовательный портал Госэкзамен.ру.  
  7. URL: http://www.gotovkege.ru/, Готов к ЕГЭ.
  8. URL: http://www.ctege.org/.


Тренинг №3(итоговый)

Часть А

Вариант 1

A6

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы (ниже представлена одна и та же программа, записанная на разных языках программирования):

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a=42
b=14
a=a\b
b=a*b
a=b\a

 \ — стандартная операция, вычисляющая
результат деления нацело первого аргумента на второй

a:=42;

b:=14;
a:=a div b;
b:=a*b;
a:=b div a; {div — 

стандартная операция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй}

a:=42

b:=14
a:= div(a, b)
b:= a*b
a:= div(b, a) | div —

стандартная функция, вычисляющая результат деления нацело первого аргумента на второй|

1)

a = 42, b = 14

2)

a = 1, b = 42

3)

a = 0, b = 588

4)

a = 14, b = 42

A7

Значения двух массивов А[1..200] и В [1..200] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n = 1 TO 200

A(n)=n+100

NEXT n

 FOR n = 1 TO 200

B(n)=2*A(n)-500

NEXT n

 For  n:=1 to 200 do

A[n]:=n+100;

for n:=1 то 200

B(n):=2*A[n]-500;

 нц для n от 1 до 200 

A[n]=n+100

кц

нц для n от 1 до 200 

B[n]=2*A(n)-500

кц

Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?

1)

50

2)

51

3)

149

4)

150

A19

Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма:

Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.

1)

8

2)

16

3)

32

4)

12

А20

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например,
a := ‘дом’).

Фрагмент алгоритма:

i := Длина (a)

k := 2

b := ‘А’

пока i > 0

нц

c := Извлечь (a, i)

b := Склеить (b, c)

i := i – k

кц

b := Склеить (b, ‘Т’)

Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?

1)

‘АДЕПТ’

2)

‘АДЗЕОП’

3)

‘АДТЕТПТ’

4)

‘АДЗОТ’

Часть 2

                                                                       В6

Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(1) = 1

F(n) = F(n–1) * (n + 1), при n > 1

Чему равно значение функции F(5)? В ответе запишите только натуральное число.

                                                                       В8

Ниже записана программа. Получив на вход число , эта программа печатает два числа,  и . Укажите наибольшее из таких чисел , при вводе которых алгоритм печатает сначала 3, а потом 8.

var x, L, M: integer;

begin

  readln(x);

  L:=0; M:=0;

  while x > 0 do begin

    L:= L + 1;

    if x mod 2 = 0 then

      M:= M + x mod 10;

    x:= x div 10;

  end;

  writeln(L); write(M);

end.

                                                                       В13

У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

прибавь 1

     умножь на 2

Сколько есть программ, которые число 1 преобразуют в число 16?  

Часть 3

С1

Требовалось написать программу, которая решает уравнение «» относительно x для любых чисел a и b, введенных с клавиатуры. Все числа считаются действительными. Программист торопился и написал программу неправильно:

var a,b,x: real;

begin

readln(a,b,x);

if a = 0 then

if b = 0 then

write ('любое число')

else write ('нет решений')

else

if b = 0 then

write('x = 0')

else write('x =',b/a,' или x =',-b/a);

end.

Последовательно выполните три задания: 1) Приведите пример таких чисел a, b, x, при которых программа неверно решает поставленную задачу. 2) Укажите, какая часть программы является лишней. 3) Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы).

С2

Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм поиска номер первого из двух последовательных элементов в целочисленном массиве из 30 элементов, сумма которых максимальна (если таких пар несколько, то можно выбрать любую из них).

С3

На вход программы подается текст на английском языке, заканчивающийся точкой (другие символы “.” в тексте отсутствуют). Требуется написать программу, которая будет определять и выводить на экран английскую букву, встречающуюся в этом тексте чаще всего, и количество там таких букв. Строчные и прописные буквы при этом считаются не различимыми. Если искомых букв несколько, то программа должна выводить на экран первую из них по алфавиту. Например, пусть файл содержит следующую запись:
    It is not a simple task. Yes!
Чаще всего здесь встречаются буквы I, S и T (слово Yes в подсчете не учитывается, так как расположено после точки). Следовательно, в данном случае программа должна вывести два символа, разделенных пробелом: I 3

Вариант 2

Часть 1

A6

Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

a = 1819
b = (a \ 100) * 10 + 9
a = (10*b – a) MOD 100
'\ и MOD – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно

a:= 1819;
b:= (a div 100)*10+9;
a:= (10*b–a) mod 100;
{div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}

a:= 1819
b:= div(a,100)*10+9
a:= mod(10*b – a,100)
|div и mod – функции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно|

1)

a = 81, b = 199

2)

a = 81, b = 189

3)

a = 71, b = 199

4)

a = 71, b = 189

A7

Значения двух массивов А[1..300] и В [1..300] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

Бейсик

Паскаль

Алгоритмический

FOR n = 1 TO 300

A(n)=100-n

NEXT n

 FOR n = 1 TO 300

B(n)=2*A(n)+1

NEXT n

 For  n:=1 to 300 do

A[n]:=100-n;

for n:=1 то 300

B(n):=2*A[n]+1;

 нц для n от 1 до 300 

A[n]=100-n

кц

нц для n от 1 до 300 

B[n]=2*A(n)+1

кц

Сколько элементов массива В будут иметь положительный значения?

1)

99

2)

100

3)

200

4)

201

A19

Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма:

Примечание: знаком * обозначено умножение, знаком := обозначена операция присваивания.

1)

1

2)

45

3)

55

4)

66

А20

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина (a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь (a, i) – возвращает i-тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить (a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы строки a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках
(Например,
a := ‘дом’).

Фрагмент алгоритма:

n := Длина (a)

k := 2

b := ‘Р’

пока i < n

нц

c := Извлечь (a, i)

b := Склеить (b, c)

i := i + k

кц

b := Склеить (b, ‘ДА’)

Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘МОТОР’?

1)

‘РМТДА’

2)

‘РОТОДА’

3)

‘РОТОМДА’

4)

‘РОТОНДА’

Часть 2

                                                                       В6

Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(1) = 1

F(n) = F(n–1) * (2*n + 1), при n > 1

Чему равно значение функции F(4)? В ответе запишите только натуральное число.

                                                                       В8

Ниже записана программа. Получив на вход число , эта программа печатает два числа,  и . Укажите наибольшее из таких чисел , при вводе которых алгоритм печатает сначала 3, а потом 7.

var x, L, M: integer;

begin

  readln(x);

  L:=0; M:=0;

  while x > 0 do begin

    L:= L + 1;

    M:= M + x mod 10;

    x:= x div 10;

  end;

  writeln(L); write(M);

end.

                                                                       В13

У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 1

2. умножь на 4

Сколько есть программ, которые число 1 преобразуют в число 55?  

Часть 3

С1

Требовалось написать программу, которая решает уравнение «» относительно x для любых чисел a и b, введенных с клавиатуры. Все числа считаются действительными. Программист торопился и написал программу неправильно:

var a, b, x: real;

begin

readln(a,b,x);

if b = 0 then

write('x = 0')

else

if a = 0 then

write('нет решений')

else

write('x =',-b/a);

end.

Последовательно выполните три задания: 1) Приведите пример таких чисел a, b, x, при которых программа неверно решает поставленную задачу. 2) Укажите, какая часть программы является лишней. 3) Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы).

С2

Опишите на русском языке или одном из языков программирования алгоритм подсчета числа элементов, равных максимальному, в числовом массиве из 30 элементов.

С3

На вход программы подается 366 строк, которые содержат информацию о среднесуточной температуре всех дней 2008 года. Формат каждой из строк следующий: сначала записана дата в виде dd.mm (на запись номера дня и номера месяца в числовом формате отводится строго два символа, день от месяца отделен точкой), затем через пробел записано значение температуры — число со знаком плюс или минус, с точностью до 1 цифры после десятичной точки. Данная информация отсортирована по значению температуры, то есть хронологический порядок нарушен. Требуется написать программу на языке Паскаль или Бейсик, которая будет выводить на экран информацию о месяце (месяцах), среднемесячная температура у которого (которых) наименее отклоняется от среднегодовой. В первой строке вывести среднегодовую температуру. Найденные значения для каждого из месяцев следует выводить в отдельной строке в виде: номер месяца, значение среднемесячной температуры, отклонение от среднегодовой температуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по информатике.

Программа данного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого...

стенд готовимся к экзаменам по информатике

стенд готовимся к экзаменам по информатике...

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике»

Требования к уровню подготовки учащихся...

Готовимся к ЕГЭ по информатике (программируем на Pascal)

ЦОР состоит из двух частей. Первая часть – это задания тренировочного характера по теме “Программирование на Pascal”, во второй части предлагается выполнить тест.ЦОР можно использовать при подготовке ...

Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по информатике"

Программа элективного курса составлена с учетом программы элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по информатике» составителя Н.И. Самылкиной. В программу курса включены блоки, направленные...

Готовимся к ОГЭ по информатике

         Самостоятельные работы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике _Готовимся к ЕГЭ по информатике_2023-2024

Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего образования...