Организация поиска информации в Интернете
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Танцура Александр Иванович

конспект урока  "Организация поиска информации в Интернете"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_poiska_informatsii_v_internete.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация поиска информации в Интернет

Тип урока: «Комбинированный урок»

Цели урока:  Дать представление:

  • о языках запроса поисковых систем на примере поисковой системы Yandex;
  • о способах сохранения информации из Интернета;

Материальное обеспечение:

  • подготовленная доска;
  • рабочая тетрадь;
  • компьютеры;
  • карточки с индивидуальными заданиями (по 3-5).

        Структура учебного занятия:

  1. Организация начала занятия.
  2. Преподнесение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
  3. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.
  4. Подведение итогов.
  5. Информация о домашнем задании.

Ход урока

  1. Организация начала занятия. Сообщение темы и целей урока. Формулировка проблемы. Учитель сообщает учащимся тему и цели урока, формулирует проблему, обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Преподнесение, обобщение и систематизация знаний и способов действий. Учитель подробно объясняет применение языка запросов, демонстрирует примеры на компьютере и анализирует результаты, используя следующую таблицу:

Синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex

Синтаксис

Что означает оператор

Пример запроса

пробел или & 

логическое И (в пределах предложения)

лечебная физкультура

&&

логическое И (в пределах документа)

рецепты && (плавленый сыр)

|

логическое ИЛИ

фото | фотография | снимок | фотоизображение

+

обязательное наличие слова в найденном документе (работает также в применении к стоп-словам)

+быть или +не быть

( )

группирование слов

(технология | изготовление) (сыра | творога)

~

оператор И НЕ (в пределах предложения)

банки ~ закон

~~ или -

оператор И НЕ (в пределах документа)

путеводитель по Парижу ~~ (агентство | тур)

/(n m)

расстояние в словах (-назад +вперед)

поставщики /2 кофе
музыкальное /(-2 4) образование
вакансии ~ /+1 студентов

" "

поиск фразы

"красная шапочка"
(эквивалентно красная /+1 шапочка)

&&/(n m)

расстояние в предложениях (-назад +вперед)

банк && /1 налоги

Поиск в элементах

Синтаксис

Что означает оператор

Пример запроса

$title(выражение)

поиск в заголовке

$title (CompTek)

$anchor(выражение)

поиск в тексте ссылок

$anchor (CompTek | Dialogic)

#keywords=(выражение)

поиск в ключевых словах

#keywords=(поисковая система)

#abstract>=(выражение)

поиск в описании

#abstract=(искалка | поиск)

#image="значение"

поиск файла изображения

#image="tort*"

#hint=(выражение)

поиск в подписях к изображениям

#hint=(lenin | ленин)

#url="значение"

поиск на заданном сайте (странице)

#url="www.comptek.ru"

#link="значение"

поиск ссылок на заданный URL

#link="www.yandex.ru"

Для дальнейшего использования информации, найденной в Интернет, необходимо уметь ее сохранять, например, на жестком диске своего компьютера. Для сохранения загруженного web-документа служат средства подменю Файл главного меню браузера.

При выполнении команды Файл - Сохранить как открывается стандартное окно сохранения документа, в котором необходимо дать имя сохраняемому файлу и выбрать его тип. Основные типы сохранения документа:

  1. текстовый файл (*.txt). При таком сохранении сохраняется только текст веб-страницы без каких либо элементов оформления и форматирования. Получается компактный файл, с которым можно работать в любом текстовом редакторе.
  2. веб-страница, только HTML (*.htm, *.html). В этом случае остаются все элементы форматирования, но встроенные объекты не сохраняются. Сохраненный документ можно просматривать в любом броузере, а также в развитых текстовых процессорах (например, Word).
  3. веб-страница полностью (*.htm, *.html). Это наиболее мощный тип сохранения, при котором сохраняются и элементы форматирования и все встроенные объекты. Они сохраняются в отдельную папку, которая прикладывается к основному файлу веб-страницы и имеет то же, что и сохраняемый файл, имя.
  4. web-архив, один файл (*.mht). Тип сохранения, при котором сохраняются и элементы форматирования и встроенные объекты, но в отличие от предыдущего типа сохранения все сохраняется в один файл - web-архив с расширением .mht.

Кроме того, возможно сохранение веб-страницы в автономном режиме. Поскольку пребывание в Интернет стоит денег, не разумно сидеть и читать информацию на страницах, будучи подключенным к Сети. Целесообразно сохранить нужную страницу или сайт не читая, а затем отключившись от Сети, в спокойной обстановке ознакомиться с их содержимым. Такой режим просмотра веб-страниц называется автономным. Для сохранения страниц в автономном режиме необходимо выполнить команду Избранное –Добавить в избранное - сделать доступной автономно.

  1. Сохранение отдельных объектов и фрагментов веб-страниц

Часто возникает необходимость сохранить (или перекопировать в другое приложение, например в текстовый редактор) не всю страницу, а только один из встроенных в нее объектов, например рисунок или фрагмент текста. В таких случаях удобно пользоваться контекстным меню объекта, которое открывается щелчком на объекте правой кнопкой мыши. В этом меню имеется пункт для сохранения объекта. Порядок действий для переноса (копирования) фрагмента текста (например, в текстовый редактор Word):

  1. выделить необходимый фрагмент текста;
  2. щелкнуть на выделенном тексте правой кнопкой мыши;
  3. выбрать «Копировать»;
  4. перейти в текстовый редактор (например, Word);
  5. в месте документа, куда будет вставляться объект щелкнуть правой кнопкой мыши;
  6. выбрать «Вставить».

Порядок действий для переноса (копирования) рисунка с веб-страницы (например, в текстовый редактор Word):

  • навести указатель мыши на нужный рисунок;
  • щелкнуть правой кнопкой мыши;
  • выбрать «Копировать»
  • перейти в текстовый редактор (например, Word)
  • в месте документа, куда будет вставляться объект щелкнуть правой кнопкой мыши
  • выбрать «Вставить»

Порядок действий для сохранения рисунка с веб-страницы в виде отдельного файла:

  • навести указатель мыши на нужный рисунок;
  • щелкнуть правой кнопкой мыши;
  • выбрать «Сохранить рисунок как»;
  • в появившемся диалоговом окне сохранения документа выбрать место и присвоить имя сохраняемому файлу.

4. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.

  1. Каждому из учеников предлагается найти ответы на 2 индивидуальных вопроса, используя язык запросов поисковой системы Yandex (ученики обмениваются вопросами, приготовленными при выполнении домашнего задания). Сохранить найденные ответы в файле текстового редактора Microsoft Word в виде таблицы:

Вопрос

Ответ

Адрес страницы

  1. Каждому ученику предлагается найти информацию по заданной теме и сохранить ее в определенном месте жесткого диска компьютера. Примеры заданий:
  • найти фотографию водопада Виктория
  • найти информацию о климате на Камчатке
  • найти информацию о геометрическом смысле производной
  • найти портрет царя Николая II
  • найти биографию Алексея Толстого
  • и т.п.

5. Подведение итогов урока.

Учитель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу класса в целом, так и работу отдельных учащихся.

6. Домашнее задание.

Внимательно изучить теоретический материал урока. При наличии возможностей, ученикам предлагается самостоятельно ознакомиться с работой в поисковой системе Google (http://www.google.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск информации в Интернете

Урок "Поиска информации в Интернете" Цель: Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете. уметь ориентироваться в логических уровнях организации информац...

Урок "Практикум. Поиск информации в интернете"

Данный урок разработан для учащихся 10 класса с целью закрепления принципов организации поисковой деятельности в глобальной сети   (урок с использованием регионального (казачьего) компонента...

Коммуникативный анализ урока по информатике по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).

Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.Анализ урока по системе Н. ФландерсаУрок может быть проанализирован с разных точек зрения. В мировой лите...

План-конспект урока информатики и ИКТ "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете" 8 класс

План-конспект урока информатики и ИКТ, раскрывает тему "Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете"....

Урок по информатике по теме: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете».

Цель урока: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети...

Конспект урока «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете»

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети;Задачи: Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы...