ЭУП как средство дифференцированного подхода в обучении информатики
статья (информатика и икт) по теме

Бурумбаева Алена Карымовна

Дифференцированный подход в обучении информатики в старпших классах общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурумбаева А.К.,

Учитель информатики и ИКТ

МКОУ «Уйская СОШ им. А.И. Тихонова»

Электронное учебное пособие «Программирование в среде Pascal» как средство дифференцированного подхода в процессе обучения информатике в старших классах

Переход школы к многообразию образовательных систем, стремление более полно реализовать в практике школьного образования личностно-ориентированную модель обучения существенно актуализировали проблему дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп обучающихся. Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий.

Действующие школьные учебники по информатике одинаковы для всех учащихся, несмотря на различные уровни и способы их познавательной деятельности. Как средства обучения, учебники представлены стандартными компонентами: теоретическая часть и набор заданий после каждого фрагмента теории. При этом теоретическая часть учебников не ориентирует учащихся на самостоятельное изучение предмета. В учебниках нет дополнительных, поясняющих текстов, отсутствует обучающий аппарат ориентировки в планах и целях учебных текстов. Практический материал представлен неупорядоченным в дидактическом аспекте набором заданий. Степень связанности заданий не обеспечивает продвижения к ключевому заданию с постепенным включением идеи выполнения предыдущего задания в последующем. Таким образом, обучающий компонент дифференцированного подхода при самостоятельной подготовке к уроку по учебнику не реализуется. Проблема индивидуализации обучения с использованием такой традиционной для действующих учебников структуры и соответствующего ей содержания остается актуальной. Как отмечено выше, изложение теории не ориентированно на учащихся с различными индивидуальными стилями переработки и использования информации, а в практической части, как правило, выделены лишь задания, «обязательные» и «необязательные», для выполнения всеми учащимися.

Требования современных методик и технологий обучения предполагают наличие других подходов, среди которых значимым является подход, ориентированный на самостоятельную работу с учебником учащихся различных уровней познавательной деятельности. Учет индивидуальных особенностей обучающихся не означает традиционное и упрощенное деление их на «сильных», «средних» и «слабых». Для создания и использования средств обучения, ориентированных на дифференциацию, необходимы знания, умения и компетенции определять и учитывать особенности формирования приемов умственных действий на различных этапах их формирования у учащихся различных познавательных уровней.

Отметим особенности познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения понятий:

1) учащиеся могут усваивать ошибочные, второстепенные знания и применять их при формировании других знаний;

2) при овладении практическими навыками очень медленно и постепенно формируются мыслительные процессы соответственно применяемым знаниям;

3) при изучении определения понятия целиком или частично выпадает анализ, с большими трудностями выполняется синтез;

4) у некоторых учащихся синтез сразу не формируется, а только путем многократного применения одного и того же мыслительного процесса в различных условиях;

5) с большими трудностями, медленно и постепенно осуществляется последовательность нескольких мыслительных процессов.

В рамках традиционного учебника учесть все составляющие индивидуализации процесса формирования знаний достаточно сложно. Но, для включения школьников в деятельность по самостоятельному усвоению знаний, необходимо, чтобы изложение в учебнике было доступным и понятным для всех групп учащихся. С одной стороны, строгие и безупречные формулировки сами по себе не раскрывают учащемуся все тонкости содержания, часто приводят к смешению существенных и несущественных признаков, неверным ассоциациям и другим, фактическим и логическим ошибкам. С другой стороны, обстоятельное разъяснение материала требует увеличения количества страниц учебника.

Противоречие между «толстой» книгой, «доступностью изложения» и требованиями академичности и санитарных норм к объему учебника не позволяет использовать действующие учебники для учащихся с отмеченными выше особенностями процессов умственной деятельности.

Очевидно, что обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в ситуации выбора школьного учебника, как единственного средства обучения, невозможно. Одно из направлений решения обозначенной проблемы – дополнение традиционных учебников электронными учебными пособиями (ЭУП) по различным темам школьного курса информатики.

Рассмотрим принципы создания ЭУП и технологию его внедрения в учебный процесс на примере обучения программированию в среде Pascal (10–11 класс).

При разработке ЭУП учитывалось, что переработка информации связана с различными способами кодирования информации:

1. Словесно-символический. Использование при обучении упражнений на перевод информации из словесной формы в символическую и обратно.

В ЭУП словесной формой обобщенного приема решения задачи является алгоритм, который на примере конкретной задачи реализуется в символьную форму в виде блок-схем. При необходимости учащийся может воспользоваться как алгоритмом, так и проанализировать этапы решения задачи, реализованной с помощью блок-схемы

2. Предметно-практический. В ЭУП используется житейский опыт учащихся для решения представленных задач.

Преподавание программирования в курсе информатики в общеобразовательной школе сталкивается с несколькими сложностями: недостаточный объем часов преподавания информатики в старших классах, принципиальное отсутствие раздела программирования в федеральном стандарте по информатике. Также отсутствует раздел программирование и в учебниках, рекомендованных в федеральном перечне. В некоторых из них лишь имеется раздел, посвященный алгоритмизации и, в лучшем случае, пример одной простой программы. В то же самое время в ЕГЭ есть достаточно много вопросов, а в особенности в части «С», на понимание и составление программ. Так же олимпиады по информатике состоят из задач, направленных исключительно на прикладное программирование.

Краткая структура электронного учебного пособия

ЭУП содержит 40 уроков. Эти уроки охватывают все темы, которые рассматриваются в 10-11 классов при изучении темы «Алгоритмизация и программирование».

Каждый урок представлен следующими компонентами его использования:

1. Цели и задачи

2. Теоретическая часть урока

3. Практическая часть урока.

4. Вопросы для закрепления

5. Домашнее задание.

Настоящее электронное пособие по программированию предназначено для учителей информатики общеобразовательных учреждений профильных и общеобразовательных классов, учеников, занимающихся дистанционно или самостоятельно по предмету. Необходимость разработки пособия продиктована необходимостью повышения качества преподавания по предмету, доступности методических материалов по разделам программирования, а также повышения результатов ЕГЭ по информатике.

Разработанное электронное пособие представлено в виде web-сайта, состоящего из большого количества страниц с текстовым, графическим материалом, интерактивных элементов, объединенных гиперссылками. Для просмотра данного электронного пособия необходим браузер в любой операционной системе. Пособие разработано по разделу «Программирование на языке Pascal». Установка продукта не требуется. Достаточно скопировать всю папку на локальный диск. Запуск пособия производится по открытию файла index.htm.

Титульная страница электронного учебного пособия: 

Ссылка «Программирование на языке Pascal» открывает список тем курса с гиперссылками на соответствующие уроки:

Содержание раздела «Программирование на языке Pascal».

Урок 1

Введение в программирование.

Урок 2

Знакомство с языком Pascal.

Урок 3

Операторы ввода и вывода данных. Оператор присваивания.

Урок 4

Лабораторно-практическая работа №1

Урок 5

 Арифметические выражения. Стандартные функции Pascal

Урок 6

Лабораторно-практическая работа №2.

Урок 7

Лабораторно-практическая работа №3.

Урок 8

Условный оператор. Логические выражения.

Урок 9

Лабораторно-практическая работа №4.

Урок 10

Вложенные и последовательные условные операторы.

Урок 11

Лабораторно-практическая работа №5.

Урок 12

Решение задач на принадлежность точки части координатной плоскости. Задача С1 ЕГЭ.

Урок 13

Лабораторно-практическая работа №6.

Урок 14

Оператор выбора.

Урок 15

Лабораторно-практическая работа №7.

Урок 16

Цикл с параметром.

Урок 17

Лабораторно-практическая работа №8.

Урок 18

Цикл с предусловием.

Урок 19

Лабораторно-практическая работа №9.

Урок 20

Цикл с постусловием.

Урок 21

Лабораторно-практическая работа №10.

Урок 22

Составление программ для решения задач с целыми числами.

Урок 23

Лабораторно-практическая работа №11.

Урок 24

Символьный тип данных.

Урок 25

Лабораторно-практическая работа №12.

Урок 26

Понятие о массивах. Одномерный массив.

Урок 27

Лабораторно-практическая работа №13.

Урок 28

Обработка одномерных массивов. Методы сортировки.

Урок 29

Лабораторно-практическая работа №14.

Урок 30

Двумерный массив.

Урок 31

Лабораторно-практическая работа №15.

Урок 32

Строковый тип данных.

Урок 33

Лабораторно-практическая работа №16.

Урок 34

Обработка одномерных и двумерных массивов, состоящих из строк

Урок 35

Лабораторно-практическая работа №17.

Урок 36

Понятие подпрограммы. Функции в Паскале.

Урок 37

Лабораторно-практическая работа №18.

Урок 38

Процедуры.

Урок 39

Лабораторно-практическая работа №19.

Урок 40

Создание индивидуальных проектов.

Содержание модулей пособия:

Урок по каждой теме строится из следующих модулей: Повторение изученного, теоретический материал, первичное закрепление изученного, разбор задач, практическая работа на компьютере по созданию программ для решения определенных заданий, итоги урока с вопросами для повторения, домашнее задание. После каждого изученного модуля предлагается лабораторно-практическая работа, состоящая из трех задач: 1 задача – базового уровня, 2 задача – среднего уровня сложности, 3 задача – повышенного уровня, дополнительные задачи – высокого уровня, для учеников, быстро справляющихся с работой. Лабораторная работа составлена из 8 вариантов для исключения списывания на уроках.

Содержание одного из уроков:

Раздел «Повторение».

Раздел «Повторение» содержит устные задания с интерактивными элементами: кнопками, текстовыми полями для записи ответов, и результатов вычислений. Позволяет повторить изученное и подготовить к изучению нового материала.

Теория. Теоретический материал помимо описания содержит схемы, таблицы, рисунки. Задачи для закрепления с разбором и составленной программой.

Раздел «Практика» содержит задания без разбора для самостоятельного выполнения. Здесь учащийся сам может составить программу или учитель разбирает ее на доске.

Раздел «Вопросы» предназначен для подведения итогов на уроке:

Раздел «Домашнее задание»:

Пример Лабораторно-практической работы, состоящей из восьми вариантов и дополнительных задач:

Урок Создание индивидуальных проектов содержит примеры тем проектов в 8 вариантах, а также олимпиадные задачи для способных учеников.

Все задания в электронных пособиях несут практический характер, задачи подобраны из разных областей, что показывает межпредметную связь. Такие задания не скучны ученикам и повышают их интерес к предмету, познавательную активность.

Электронное пособие создано в программе Microsoft FrontPage и по желанию учителя может редактироваться с помощью этой программы. Пособие построено таким образом, что некоторые лабораторные работы или практические задания могут не изучаться, если времени недостаточно.

Разработанное ЭУП основано на точном учете психолого-педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися с познавательными уровнями. Его использование реализует функции дифференцированного подхода при изучении темы «Программирование в среде Pascal» и служит моделью создания ЭУП в контексте указанного подхода.

Нами были разработаны методические рекомендации по работе с этим электронным учебным пособием.

Список используемой литературы:

  1. Замогильнова, Л.ВДифференциация обучения на уроках информатики. М.: Просвещение, 2006.
  2. Лошнова, О.Б. Дифференциация обучения как педагогическая проблема.- Челябинск: Феникс,2009.
  3. Матыкин, В.Ю. Создание и использование электронных учебных пособий. Режим доступа: http://festival.1september.ruЂ32004\index.php? member=103576 
  4. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе. М.: Дрофа, 2007.
  5. Рекомендации по разработке предметного материала для электронного учебного пособия Структура электронного учебного пособия. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-243804.html
  6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.:Педагогика, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - дифференцированный подход к обучению на основе СНИТ как средство повышения эффективности усвоения знаний учащихся по химии.

В статье рассматривается вопрос применения СНИТ в обучении учащихся на уроках химии. Автор подробно описывает свой опыт использования компьютера на разных этапах урока с учётом  индивидуально - д...

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"

Отчёт учителя математики и информатики по теме: "Дифференцированный подход в обучении математике"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6562397","attributes":{"alt":"","class":"media-image...

обобщение опыта по теме: "Дифференцированный подход в обучении учащихся математике как средство повышения качества знаний "

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.Поэтому необходимо...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования»

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая до...

«Дифференцированный подход в обучении информатики и ИКТ» «Создание тестов и других материалов для контроля знаний при помощи компьютерной программы»

В последние годы большое внимание уделяется применению компьютеров в процессе обучения, как в средней, так и в высшей школе. Это средство обучения раскрывает резервы учебного процесса и личности учащи...