Летний образовательный проект интеллектуальной напрвленности "Я с компьютером на "ты!"
проект по информатике и икт (5 класс) по теме

Проект расчитан на учащихся 8-12 лет, срок реализации 2 недели. Учащиеся знакомятся с основными компьютерными программами, необходимыми для учебы, а также используют их в практике. Учатся работать с информацией, в том числе находить её в сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt.docx105.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шадринская средняя общеобразовательная школа»

Козульского района Красноярского края

Название: «Я с компьютером на «ты!»

Направление: интеллектуальное

Срок реализации: 01.04.2014-14.06.2014

Автор проекта:

Мельникова Наталья Владимировна, учитель  начальных классов

с. Шадрино, 2014

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из метапредметных результатов является использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном  пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и, результатов анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.  Кроме того, учащиеся должны активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

В настоящее время учебный предмет «Информатика» начинают преподавать с 8 класса, то есть учащиеся, практически не имеют возможности работать с компьютером, в то время как наше современное  образование требует, чтобы дети были подкованы в этом вопросе. Что же делать учащимся до 8 класса? Небольшим спасением является программа начальных классов, в которой  предусмотрены темы в учебном предмете «Технология». Это темы  «Человек и информация». Но количество часов отведенных на них не достаточно. В первом классе – 3 часа, из которых  работа с компьютером составляет 1 час. Во втором классе – 4 часа, из которых работа с компьютером – 2 часа. В 3 классе - 5 часов посвящено работе на компьютере. Кроме того, ещё одним фактором компьютерной безграмотности можно назвать не только отсутствие предмета в программе, но и социальный фактор – финансовые возможности детей из малообеспеченных семей. Как показал опрос среди учащихся 2-6 классов, у 3 человек нет в семье компьютера, и они хотят научиться работать на нём, 21 человек, имея в семье компьютер,  также хотят лучше научиться работать на нем. И 6 человек ответили, что итак умеют работать, а 4 человека не хотят лучше научиться работать на компьютере. Кроме того, основной вид работы, выполняемый учащимися на компьютере, не связан с компьютерными программами, с учебной деятельностью, они играют на нём, находятся в социальных сетях по  несколько часов в день. Дети проводят много времени в сидячей позе, не меняя виды деятельности, отчего портится осанка, глаза находятся в постоянном напряжении. Учащиеся не знают как нужно правильно, не принося вред своему здоровью, пользоваться компьютером, не знают, как нужно правильно чередовать отдых и работу за компьютером.

Таким образом, целью проекта стало: формирование компьютерной грамотности

Задачи:

  • создать условия для овладения конкретными навыками использования информационных  технологий;
  • создать условия для освоения основных приёмов работы за компьютером;
  • познакомить со способом поиска информации – поиск в пространстве сети Интернет;
  • организовать здоровьесбережение при работе за компьютером

Предполагаемый результат:

Учащиеся

  1. Освоят основные компьютерные программы.
  2. Приобретут навыки использования информационных технологий.
  3. Приобретут умения и навык поиска информации в сети Интернет.
  4. Овладеют знаниями безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Содержание

Основные формы работы:

  1. Индивидуальные: работа с обучающими программами за компьютером
  2. Парная работа.
  3. Групповая работа: мастер-классы, творческие мастерские.
  4. Общеклассные: лабораторно-практические работы, конференция, экскурсия.

На конференции можно решать вопросы, связанные с историей развития информатики, с архитектурой компьютера, применением изучаемого материала.

На экскурсии можно показать конкретную, практическую деятельность людей, использующих компьютер во время работы.

Кроме того имеют место и следующие формы работы:

  1. Компьютерные
  2. Бескомпьютерные (действующие санитарно-гигиенические нормы не позволяют перейти только к компьютерным формам обучения, ограничивая их продолжительность до 15-30 минут)

Основные методы работы:

  1. Словесные: рассказ, беседа.
  2. Наглядные: иллюстрации, компьютерные демонстрации.
  3. Практические: самостоятельная работа за компьютером.

Этапы и сроки реализации

Подготовительный этап: апрель, май 2014 года – разработка проекта, подбор материала для занятий (в том числе обучающих программ для работы на компьютере), подбор материала по организации здоровьесбережения при работе с компьютером (физминутки, комплексы упражнений для глаз, гимнастики, памятки).

Этап реализации: 2 июня 2014 года – 14 июня 2014 года. Проведение занятий и мероприятий по плану.

Этап рефлексии: 14 июня 2014 года – занятие-рефлексия на итоговом занятии (конференция на тему «Где и как мне это пригодится?»

План-график мероприятий

1-ый день «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши …компьютеры?»  Знакомство со строением компьютера в виде занимательной игры. Техника безопасности при работе с компьютером. Практическая работа за компьютером по парам. Более подготовленным учащимся отдельное задание. В конце занятия мини-викторина «Собираем компьютер».

Здоровьесберегающий момент: правила правильной посадки во время работы за компьютером, гимнастика.

2-ой день «В начале было слово…»

Знакомство с текстовым редактором Word, демонстрация учителем возможностей данной программы. Практическая работа: работа  с клавиатурным тренажером с регулируемой скоростью; составление памятки. Работа строится по группам, в которых учащиеся, владеющие на среднем уровне персональным компьютером, оказывают помощь менее подготовленным участникам.

Здоровьесберегающий момент: физминутка (выполнение, а также набор текста данной физминутки).

3-ий день «Я - художник?»

Знакомство с возможностями, назначением, панелью инструментов графического редактора Microsoft Paint. Занятие построено как мастер-класс от более подготовленных учащихся. Группа делится на несколько подгрупп, в которых один более подготовленный участник дает свой мастер-класс по использованию основных возможностей данной программы (задание эти ученикам дается заранее). Учитель только направляет.

Здоровьесберегающий момент: гимнастика, упражнения для глаз.

4-ый день «Я – художник!»

Занятие по отработке навыка работы в графическом редакторе Microsoft Paint. В начале занятия – викторина на повторение основных инструментов в панели управления редактора. Далее лабораторно-практическая работа (индивидуально каждый) по созданию своего шедевра. Сначала дети ставят цель своей работы и расписывают задачи, данная работа выполняется письменно.

Здоровьесберегающий момент: физминутка, упражнение для глаз.

5-ый день «Паутина, паутинка, а где же паучок?»

Определение темы занятия по одному слову «Паутина». Беседа о возникновении Интернета и о его возможностях. Учебный мультфильм про Интернет. Занятие по знакомству  со способом поиска информации – поиском  в пространстве сети Интернет. Компьютерная демонстрация учителем данного способа. Практическая работа заключается в поиске информации на тему «Сколько времени можно проводить за компьютером?», «Чем грозит долгая работа за компьютером?», «Правила работы за компьютером». Учащиеся в группах находят информацию в сети Интернет, после чего делятся ответами на вопросы в других группах (приём зигзаг из технологии РКМЧП). Дополнительное задание: учащиеся сами выбирают предмет поиска.

Здоровьесберегающий момент: знакомятся с правилами безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером, проведение физминутки.

6-ой день «Слайд-шоу и не только!»

Занятие-знакомство с возможностями программы PowerPaint   в форме игры. Коллективная работа в творческой мастерской: составление плана работы, распределение обязанностей, выполнение каждым участником своей функции, объединение получившихся результатов, рефлексия получившейся работы (создание общей презентации на тему «Компьютер: польза и вред» с использованием источника информации - Интернета). Для более подготовленных учащихся дается задание повышенной сложности.

Здоровьесберегающий момент: гимнастика, выявление негативных моментов от работы с компьютером, а также путей преодоления этих негативных моментов.

7-ой день «Я сам!»

Работа над проектами: создание презентаций в мини-группах, на выбранную тему. Работа по определению направления работы, цели и задач, распределение обязанностей. Индивидуальное консультирование учащихся.

Здоровьесберегающий момент: гимнастика.

8-ой день «Я с компьютером на «ты»? Я с компьютером на «ты!»

В начале занятия викторина «Я и компьютер» по выявлению знаний о строении компьютера, основных изученных программах и их возможностях, о правилах гигиены во время работы за компьютером. Продолжение работы над проектами в группах. Занесение результатов с помощью текстового редактора. Рефлексия получившейся работы.

Здоровьесберегающий момент: упражнения для глаз, повторение правил работы за компьютером.

9-ый день «Где мы можем встретить компьютер?» Экскурсия в организации с. Шадрино (клуб, сельский совет, на почту, библиотеку) с целью показать конкретную, практическую деятельность людей, использующих компьютер во время работы.

10-ый день «Где и как мне пригодится знание компьютера?» Занятие-рефлексия в форме конференции, на которой участники проекта обсуждают вопрос по применению изученного материала. В практической части занятия в группах создают после обсуждения презентации на тему «Как я буду использовать компьютер». После представления своих работ, учащиеся обсуждают результаты всего проекта.

Здоровьесберегающий момент: повторение правил безопасной работы за компьютером, повторение физминуток и гимнастик.

Ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение

  1. Педагог дополнительного образования
  2. Педагог-психолог
  3. Учитель начальных классов
  4. Тьюторы – учащиеся среди участников проекта, владеющие на среднем уровне персональным компьютером.

Методическое обеспечение

Используемые средства программной поддержки

  • Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
  • «Информатика» - программа-тренажер для детей
  • «Мир информатики. 1-2 год обучения»
  • «Мир информатики. 3-4 год обучения»
  •  «Компьютерная грамотность: звездная миссия»

 «Литература для учащихся

  • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

Литература для учителя

  • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
  • С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
  • Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
  • Методика обучения компьютерной грамотности http://www.sgpi.ru/ 
  • Методика обучения информатике http://window.edu.ru/resource/874/37874/files/mpi_3.pdf   
  • Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики (из опыта работы) http://markx.narod.ru/sch/

Финансовое

  1. Компьютеры и ноутбуки – 7
  2. Проектор – 1
  3. Экран для проектора – 1
  4. Выход в сеть Интернет

Схема управления проектом

  1. Мельникова Н.В. – учитель начальных классов, руководитель проекта.
  2. Мельников В.В. – педагог дополнительного образования, техническое сопровождение проекта.
  3. Гардт А.О. – педагог-психолог, психологическое сопровождение проекта.

Общее число участников смен за летний период: 24 человека.

Возрастная категория: 8-12 лет.

География участников проекта: с. Шадрино, Козульский район, Красноярский край.

Количество смен: 1 смена, 2 группы по 12 человек в каждой.

Место проведения: МКОУ «Шадринская СОШ» Козульского района, Красноярского края

Приложения

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

(приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

 

Приложение 3.

Гимнастика за компьютером

(упражнения взяты с сайта «Vita - жизнь, здоровье и успех»)

 

1) Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус  тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положите руку снова на колени - выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.

 2) Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом  и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на  носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

 3) Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При  этом разминаются затѐкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

 4) Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставьте в сторону, делая как  бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение.

 5) Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги.  Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.

 6) Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локтѐм к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.

 7) Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом - налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу  суставов в шейном позвоночнике.

 8') Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.

 

Приложение 4.

 Физкультминутки в игровой форме на занятиях c использованием компьютера.

Ученики за учителем повторяют движения.

-1-

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     

 -2-

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

          

 

-3-

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

-4-

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

-5-

На бугре стоит сосна,

К небу тянется она.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Тоже самое, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Ветер стал немного тише

Ветки опустились ниже

(Опускаем медленно руки – в стороны и вниз)

Ветер вовсе улетел,

Мотылёк на тополь сел.

(Присаживаемся за парты)

-6-

 Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

(повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу.

(наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

(поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

(встряхнули кистями рук)

-7-

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела. 

Приложение 5.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

(приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)

 

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

 

Приложение 6.

Правильная рабочая поза за компьютером


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь

Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь"  имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся,  вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Образовательный проект по организации отдыха, занятости детей в летний период «Киноград», форма проведения: творческие мастерские

Пояснительная записка Президент России Владимир Путин объявил, что 2016 г. будет годом кино в России. Об этом говорится в президентском указе от 7 октября 2015 года №503 «О проведении в Российско...

Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники"

Образовательный проект «Создание площадки интеллектуального развития и изучения робототехники   «Робошкола «КВАНТОР»...

Методическая разработка занятия - практикума по теме «Глобальные экологические проблемы человечества», реализация проекта «Интеллектуально-образовательный технопарк» («Лаборатория «Естествознание») в рамках муниципального педагогического марафона «Формир

Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и общества, изучаются многими науками: географией, биологией, экологией, историей. Глобальные пробле...