Планирование по информатике 5-7 классы.
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Напрушкина Елена Сергеевна

Данная рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов ГБОУ СОШ № 136 с учетом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по информатике (базовый уровень);

-  авторской программы по информатике для основной общеобразовательной школы  (Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»)

 -  нормативно-правовых документов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_5-7_klassy.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа

№ 136 Калининского района Санкт-Петербурга

Рассмотрена на заседании                            Утверждена                                        Согласована

методического объединения                        приказом ГБОУ СОШ № 136             заместителем директора по УВР

                                                                                                                                     Аникеева Ю.С._____________

Протокол № __ от ________2013 г.             от ___________2013 г. № ______                               _________2013 г.

Руководитель МО                                          Директор школы    __________  

_______________Шурупова Т.А.                 И.В. Бернатович  

Рабочая программа по информатике

 Для 7 класса основного общего образования (базовый уровень)

                                                                                                                           Разработчик:       Напрушкина Е.С

                                                                                                                           учитель информатики

                                                                                                                           квалификационная                                                                                                                                                                                

2013 год


Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов ГБОУ СОШ № 136 с учетом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по информатике (базовый уровень);

-  авторской программы по информатике для основной общеобразовательной школы  (Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»)

 -  нормативно-правовых документов:

  • федерального базисного  учебного плана  и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74;
  • примерного  учебного плана для образовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования, утверждённым приказом министерства   образования Ставропольского края от 07 июня 2012 года № 537-пр;
  • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»). 

-требований к уровню подготовки  учащихся 5-7 класса школы;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом классов ГБОУ СОШ № 136;

- познавательных интересов учащихся.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во 2-11 классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ, изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общих учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование навыков  информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

        В основу курса информатики и ИКТ для 5-7 классов положены следующие идеи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывности курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах;
  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ

в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать  компьютерный  практикум,   ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный  процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуации; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных;   подведение под понятие,  выведение следствий; установление  причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности,   включающие:   целеполагание как   постановку   учебной   задачи   на   основе   соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию  полученного  результата,  его  соотнесение с имеющимися данными с  целью установления соответствия или  несоответствия (обнаружения  ошибки);  коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того,  насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования  как основного  метода приобретения знаний:   умение  преобразовывать  объект   из   чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов: умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы  и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;  умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание  алгоритмов  деятельности  при  решении  проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков  использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования   и   передачи   различных   видов  информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Методы и формы решения поставленных задач

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна учащимся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) Организационный момент. 2) Активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу). 3) Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. Правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях. 4) Работа за компьютером (работа с клавиатурным тренажером, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки). 5) Подведение итогов урока.

Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Начальная же школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума осуществлялось успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессом.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей выполняет  задания  репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, рекомендовать  их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровни сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, кик в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих задании строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к. постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действий, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.

Проведенная в 5-6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять носильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования т: 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно объяснить им правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

•   за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

•   за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

•   за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

•   50-70%     — «3»;

•   71-85%     — «4»;

•   86-100%  — «5».

По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование  «традиционное» — с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для  них форму учебной деятельности. При правильном подходе  к организации тестирования в 5 классе, как правило,  в дальнейшем  эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

В 6- 7 классах используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6—7 классов распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Содержание курса информатики и ИКТ для 5-7 классов (105 часов)

5 класс

Общее количество часов – 35 ч.

  1. Компьютер для начинающих (8 часов)
  • Информация  и информатика.
  • Как устроен компьютер. Что умеет компьютер[1]. Техника безопасности и организация рабочего места.
  • Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
  • Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерным меню.

Клавиатурный тренажер.

  1. Информация вокруг нас (15 ч)
  • Действия с информацией.
  • Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в 20 веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
  • Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
  • Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
  • Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
  • Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

  1. Информационные технологии (10 ч)
  • Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
  • Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройство ввода графической информации. как формируется изображение на экране монитора.
  • Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Практическая работа №6. Вводим текст.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать.

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему.

Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему.

6 класс

Общее количество часов – 35 ч.

  1. Компьютер и информация (11 часов)
  • Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
  • Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
  • Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

Практическая работа №4. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Маркированные списки.

  1. Человек и информация (13 часов)
  • Информация и знания.
  • Чувственное познание окружающего мира.
  • Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Создаем таблицы.

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

Практическая работа №8. Строим диаграммы.

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.

  1. Элементы алгоритмизации  (9 часов)
  • Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».
  • Исполнители вокруг нас.
  • Формы записи алгоритмов.
  • Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
  • Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмя с повторениями.
  • Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Практическая работа №13. PowerPoint. Часы.

Практическая работа №14. PowerPoint. Времена года.

Практическая работа №15. PowerPoint. Скакалочка.

Практическая работа №16. Работаем с файлами и папками. Часть 2.

Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.

Практическая работа №18. Знакомимся со средой программирования QBasic.

Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

Практическая работа №20. Исполнитель LINE.

Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.

7 класс

Общее количество часов – 35 ч.

 1. Объекты и их имена (6 ч)

  • Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
  • Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Основные объекты операционной системы Windows.

Практическая работа №2. Работаем с объектами файловой системы.

Практическая работа №3. Создаем текстовые объекты.

 2. Информационное моделирование (20 ч)

  • Модели объектов и их назначение.
  • Информационные модели.
  • Словесные информационные модели.
  • Многоуровневые списки.
  • Математические модели.
  • Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
  • Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
  • Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа №4. Создаем словесные модели.

Практическая работа №5. Многоуровневые списки.

Практическая работа №6. Создаем табличные модели.

Практическая работа №7. Создаем вычислительные модели.

Практическая работа №8. Знакомство с электронными таблицами.

Практическая работа №9. Создаем диаграммы и графики.

Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья.

Практическая работа №11. Графические модели.

Практическая работа №12. Итоговая работа.

 3. Алгоритмика (7 ч)

  • Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
  • Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз».
  •  Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде «Алгоритмика».

Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

5 класс

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать  виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

6 класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  •  приводить примеры единичных и общих понятий, отношение между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представления о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые и десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования  текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

7 класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  •  осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

1.  Компьютер

1.1.   Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.

1.2.   Использование клавиатуры:

  •  знать назначение клавиш на клавиатуре;
  •  иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • вводить прописные и строчные буквы;
  • фиксировать и отменять режим ввода прописных букв;
  • переключать режимы ввода русских и латинских букв.

1.3.   Выполнять действия с мышью:

  • перемещение указателя мыши;
  • щелчок левой кнопкой мыши;
  • щелчок правой кнопкой мыши;
  • двойной щелчок;
  • перетаскивание объекта с помощью мыши.

1.4.   Уметь правильно организовать свое рабочее место.

1.5.   Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.

2.  Операционная система

2.1.   Рабочий стол:

  • называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
  • выделять значок на Рабочем столе;
  • запускать программы с помощью главного меню;
  • изменять свойства Рабочего стола — тему, фоновый рисунок, заставку;
  • изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;
  • упорядочивать значки на Рабочем столе.
  1. Действия с окнами:
  •  открывать окно (Мой компьютер, Мои документы);
  • перемещать окно;
  • сворачивать окно в значок на панели задач;
  • восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;
  • разворачивать окно на весь Рабочий стол;
  • восстанавливать окно;
  • изменять размер окна по своему усмотрению;
  • пользоваться   горизонтальной и  вертикальной  полосами прокрутки;
  • закрывать окно.

2.3. Управление компьютером с помощью меню:

  • различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
  • различать доступные и недоступные команды меню;
  • различать выбранные и невыбранные команды меню;
  • выбирать команду меню;
  • понимать назначение элементов управления диалоговых окон;
  • заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры;
  • выбирать элемент списка диалогового окна;
  • открывать (сворачивать) раскрывающийся список;
  • различать переключатели и флажки;
  • включать (выключать) переключатель;
  • устанавливать (снимать) флажок;
  • работать с различными вкладками диалогового окна;
  • понимать  назначение  и   применять   командные   кнопки диалогового окна.

2.4Действия в окне Мой компьютер:

  • называть объекты в окне Мой компьютер и понимать их назначение;
  • просматривать содержимое дискеты и жесткого диска.

2.5.Действия в окне Мои документы:

  • создавать новый файл (новую папку);
  • переименовывать файл (папку);
  • перемещать файл (папку);
  • копировать файл (папку);
  • удалять файл (папку) в Корзину;
  • упорядочивать файлы и папки.

3. Графический редактор Paint

3.1.   Запускать графический редактор Paint:

  • с помощью главного меню;
  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.

3.2.   Устанавливать размеры области рисования (рабочей области):

  • с помощью маркеров;
  • с помощью меню.

3.3.   Работа с палитрой:

  • устанавливать основной и фоновый цвета;
  • изменять цветовую палитру.

3.4.   Работа с набором инструментов:

  • называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначение;
  • создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;
  • изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;
  • создавать надписи;
  • изменять масштаб.

3.5.   Отменять ошибочные действия.

3.6.   Очищать рабочую область.

3.7.   Работать с фрагментами:

  • выделять фрагмент;
  • удалять фрагмент;
  • вырезать фрагмент;
  • перемещать фрагмент;
  • поворачивать фрагмент;
  • растягивать фрагмент;
  • наклонять фрагмент;
  • копировать фрагмент;
  • размножать фрагмент.

3.8.Работа с файлами:

  • сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением bmp;
  • сохранять  собственный рисунок в файле с расширением gif;
  • открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;
  • сохранять измененный файл под тем же именем;
  • сохранять измененный файл под новым именем.

3.9.Закрывать окно программы Paint.

4. Текстовые процессоры

4.1.Запускать  текстовый процессор Word:  

  • с помощью главного меню;
  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.

4.2.Ввод и редактирование текста:

  • вводить алфавитно-цифровые символы и знаки препинания;
  • удалять ошибочно введенный символ;
  • понимать различие между режимами вставки и замены и осуществлять между ними переключение;
  • создавать новый абзац;
  • находить нужное слово;
  • осуществлять замену;
  • вводить тексты на английском языке;
  • вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;
  • упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
  • осуществлять проверку орфографии;
  • работать с несколькими документами одновременно;
  • отменять  результат выполнения команды.

4.3.Работа с фрагментами текста:

  • выделять фрагмент текста (слово, строку, предложение, абзац,  произвольный фрагмент);
  • удалять фрагмент;
  • перемещать фрагмент;
  • вырезать фрагмент;
  • копировать фрагмент;
  • размножать фрагмент.

4.4.   Использование панели инструментов Форматирование:

  •  задавать гарнитуру шрифта;
  • задавать размер шрифта;
  • задавать полужирное, курсивное, подчеркнутое начертания шрифта;
  • задавать цвет шрифта;
  • задавать отступ;
  • выравнивать текст;
  • создавать нумерованный список;
  • создавать маркированный список;
  • создавать многоуровневый список;
  • изменять формат списка;
  • разбивать текст на колонки;
  • добавлять в документ колонтитул;
  • выполнять форматирование по образцу;
  • использовать стили форматирования.

4.5.   Работа с таблицами:

  • добавлять таблицу;
  • переходить в произвольную ячейку таблицы;
  • переходить в смежную ячейку таблицы;
  • выделять таблицу;
  • удалять таблицу;
  • добавлять строки и столбцы в таблицу;
  • удалять строки и столбцы из таблицы;
  • объединять ячейки таблицы;
  • разбивать ячейки таблицы;
  • форматировать текст в таблице;
  • использовать для таблицы готовый формат.

4.6.   Работа с графическими объектами:

  • вставлять в текст рисунок;
  • перемещать рисунок;
  • изменять размеры рисунка;
  • создавать надписи и их модифицировать;
  • добавлять (вписывать) текст в автофигуру;
  • строить разнообразные схемы;
  • создавать простейшие диаграммы с помощью мастера диаграмм;
  • создавать графические объекты при помощи панели Рисование;
  • конструировать сложные объекты из автофигур;
  • создавать объемные изображения средствами текстового процессора Microsoft Word.

4.7.Размещение информации на странице и печать:

  • устанавливать поля;
  • выбирать размер и ориентацию листа бумаги;
  • вставлять нумерацию страниц;
  • выводить на печать подготовленный документ.

4.8.Работа с файлами:

  • сохранять собственный документ в указанной папке в файле с расширением  doc;
  • сохранять собственный рисунок в файле с расширением rtf;
  • открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;
  • сохранять измененный файл под тем же именем;
  • сохранять измененный файл под новым именем.

4.9.Закрывать  окно текстового процессора.

5. Создание презентаций в PowerPoint

5.1.Запускать  редактор презентаций PowerPoint:

  • с помощью главного меню;
  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.

5.2.Создание презентации:

  • создавать пустую презентацию;
  • выбирать тип слайда;
  • добавлять новый слайд в презентацию;
  • вводить, редактировать и форматировать короткие тексты в соответствующих окнах слайдов;
  • вставлять на слайды графические объекты;
  • создавать графические объекты при помощи панели Рисование;
  • создавать гиперссылки;
  • вставлять управляющие кнопки;
  • выполнять настройку анимации;
  • выполнять настройку действия.

5.3.   Переходить в режим просмотра презентации.

5.4.   Работа с файлами:

  • сохранять собственную презентацию в указанной папке;
  • открывать ранее созданную презентацию и вносить в нее изменения;
  • сохранять измененную презентацию под тем же именем;
  • сохранять измененную презентацию под новым именем.

5.5.   Закрывать окно программы PowerPoint.

6. Обработка данных с помощью электронных таблиц Excel

6.1.   Запускать электронные таблицы  Excel:

  • с помощью главного меню;
  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.

6.2.   Создание электронных таблиц:

  • создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы;
  • выполнять вычисления по стандартным формулам;
  • вводить собственные формулы;
  • решать задачи в среде электронных таблиц.

6.3.   Создание графиков и диаграмм:

  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы;
  • строить  графики  известных  учащимся  математически функций;
  • представлять и анализировать информацию с помощь диаграмм и графиков.

6.4.   Работа с файлами:

  • сохранять созданные таблицы в указанной папке;
  • открывать ранее созданные таблицы и вносить в них изменения;
  • сохранять измененные таблицы под тем же именем;
  • сохранять измененные таблицы под новым именем.

6.5.   Закрывать окно программы Excel.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в  процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин  таких  общепредметных  понятий, как «объект»,  «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, такими как: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей;  построение логических цепочек рассуждений и т. д.;
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного  набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпрета-ция полученного результата, его соотнесение с имеющими данными с целью установления соответствия  или несоответствия   (обнаружения ошибки);  коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения  ошибки;  оценку  как осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее  эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умением преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умением строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умением «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умением выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыков создания личного информационного пространства;
  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ для 5-7 классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  3. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.  Занимательные задачи по информатике. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 кл. // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». 2007. №6.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю.  Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Комплект плакатов и методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 г.


5 класс

Дата

Тема урока

Часы

Параграф

учебника

Подготовка к ГИА

I четверть

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 1.1, РТ: №1, №2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 2.1, § 2.2 РТ: №1 (стр. 54)

Кодиф.1.1.1.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

1

§ 2.3  (1, 2)  РТ: №6 (стр. 57), №10, №11 (стр. 61-62)

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).

1

§ 2.3 (3) РТ: №9, №12 (стр. 60, 63)

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

1

§ 2.4. РТ: №5 (стр. 57)

Рабочий стол.

Управление мышью.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

1

§ 2.5, § 2.6. РТ: №13, №15 (стр. 64, 65)

Кодиф.1.4.2.

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

1

§ 2.7. РТ: №16, №17 (стр. 65), №22-б (стр.67)

Кодиф.1.4.2.

Проверочная работа №1.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4. Знакомимся с компьютерными меню.

1

§2.8

II четверть

  1. 9

Действие с информацией. Хранение информации

1

§ 1.2, § 1.3. РТ: №4 (стр. 5)

  1. 10

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 1.4. РТ: №3 (стр. 4)

  1. 11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

1

§ 1.5. РТ: №6, №7 (стр.12,13)

Кодиф.1.2.1.

  1. 12

Кодирование информации.

1

§ 1.6. РТ: №14-19 (стр.17-23)

  1. 13

Формы представления информации. Метод координат.

1

§ 1.7, § 1.8. РТ: № 31-32 (стр.30), № 34 (стр. 32)

  1. 14

Текст как форма представления информации.

1

§ 1.9. РТ: № 10-12 (стр.16), № 35 (стр. 38)

  1. 15

Табличная форма представления информации.

1

§ 1.10. РТ: № 37-38 (стр. 39)

  1. 16

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа №2

1

§ 1.11. РТ: №42 (стр.41)

III четверть

  1. 17

Обработка информации.

Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор (часть1)

1

§ 1.12. РТ: №37 (стр.73)

  1. 18

Обработка текстовой информации. Практическая работа №6. Ввод текста.

1

§ 2.9 (1) РТ: №38,39(стр.77)

№33 (стр. 31)

Кодиф.2.3.1

  1. 19

Обработка текстовой информации. Практическая работа №7. Редактирование  текста.

1

§ 2.9 (2) РТ: №40-43 (стр.75-77),

№45 (стр. 79)

Кодиф.2.3.1

  1. 20

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста (задания 1-5).

1

§ 2.9 (2) РТ: № 46-48 (стр.79-81)

Кодиф.2.3.1

  1. 21

Редактирование текста. Поиск информации.  Практическая работа №8. Работа с фрагментами текста (задания 6,7).

1

§ 2.9 (2)

§ 1.13 (2), №7, №8 учебника (стр.52) РТ: № 44 (стр.78)

Кодиф.2.3.1

  1. 22

Изменения формы представления информации. Систематизация информации.

1

§ 1.13 (1) РТ: № 43 (стр.45), №44-47 (стр. 46-48)

Форматирование – изменение формы представления информации.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

1

§ 2.9 (3) РТ: № 49 (стр.82), №50 (стр. 83)

  1. 24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

Практическая работа №10. Знакомство с инструментами графического редактора.

1

§ 2.10 (1) РТ: №  №51-52 (стр. 84)

Кодиф.2.3.3

  1. 25

Инструменты графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать (задания 1, 4, 5).

1

§ 2.10 (2) РТ: №  55-56 (стр. 86-87)

Кодиф.2.3.3

  1. 26

Проверочная работа №3

Обработка графической информации.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать (задания 2,3).

1

§ 2.10 (2)

Кодиф.2.3.3

IV четверть

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

1

§ 2.9,

§ 2.10, РТ: №  53 (стр. 85)

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор (часть 2).

1

§ 1.14 (1), РТ: №  49 (стр. 49)

Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13. Работа с графическими фрагментами.

1

§ 1.14 (2) РТ: №  39-40 (стр. 40), №57 (стр. 87)

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

1

§ 1.14 (3) РТ: №  53 (стр. 52)

Кодиф.1.3.1

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».

1

§ 1.14 РТ: №  52, 54 (стр. 51, 53)

Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа №14. Анимация (начало)

1

§ 2.11

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. Анимация (завершение)

1

§ 2.11

34-35

Итоговый мини-проект. Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему»

2


6 класс

 №

Дата

Тема урока

Часы

Параграф

учебника

Подготовка к ГИА

I четверть

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

1

§ 1.2. РТ: № 1,2 (стр. 3)

Кодиф.2.1.1

Файлы и папки. Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками

1

§ 1.2. РТ: № 6-7 (стр. 5-6)

Кодиф.2.1.2

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 Знакомимся с текстовым процессором Word (задание1)

1

§ 1.3  (введение) РТ: № 12,14 (стр. 10), №16 (стр.11)

Кодиф.2.1.3

Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 2)

1

§ 1.3 (1) РТ: № 17-18 (стр. 12-13)

Кодиф.1.2.2

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

1

§ 1.3 (1) РТ: № 21 (стр. 14-15)

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи. (задание 1)

1

§ 1.3 (2) РТ: № 25,26,29,30 (стр. 19-23)

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи (задание 2)

1

§ 1.3 (2) РТ: № 32-35 (стр.25-28)

Кодиф.1.2.2

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

1

Практические работы

№№ 1-3

II четверть

  1. 9

Растровое кодирование графической информации.

1

§ 1.3 (3) РТ: № 37-39 (стр.29-32)

Кодиф.1.2.2

  1. 10

Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4. Нумерованные списки.

1

§ 1.3 (3) РТ: № 40 (стр.32-35)

Кодиф.1.2.2

  1. 11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5. Маркированные списки.

1

§ 1.4 РТ: № 43,44 (стр.38)

Кодиф.1.1.3

  1. 12

Контрольная работа.

Информация и знания. Практическая работа №6 Создаем таблицы. (задания 1-2)

1

§ 2.1. РТ: № 1-6 (стр.39-41) 1.6. РТ: №14-19 (стр.17-23)

  1. 13

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 Создаем таблицы. (задания 3-4)

1

§ 2.2. РТ: № 7 (стр.41)

  1. 14

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

1

§ 2.3 (введение) РТ: № 9,10 (стр.43-44)

  1. 15

Как образуются понятия. Практическая работа №8  Строим диаграммы. (задания1-2)

1

§ 2.3 (1) РТ: № 11 (стр.45), №17 (стр.48)

  1. 16

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа

1

Практические работы

№№ 4-8

III четверть

  1. 17

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 Строим диаграммы (задания 3 - 5)

1

§ 2.3 (2) РТ: № 21,22 (стр.50-51)

  1. 18

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 Изучаем графический редактор Paint  (задания 1-3)

1

§ 2.3 (3) РТ: № 23 (стр.52), №27 (стр.59)

  1. 19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 Изучаем графический редактор Paint  (задания  4-7)

1

§ 2.3 (3) РТ: № 26 (стр.57), №31 (стр.64)

  1. 20

Определение понятия. Практическая работа №10 Планируем работу в графическом редакторе.  (задания1-3)

1

§ 2.3 (4) РТ: № 32 (стр.64)

  1. 21

Классификация. Практическая работа №10 Планируем работу в графическом редакторе.  (Задания 1-3)

1

§ 2.3 (5) учебник №3 (стр.55) РТ: № 29 (стр.62)

  1. 22

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 Рисуем в редакторе Word.  (задания 1-3)

1

§ 2.4   РТ: № 34,35 (стр.67-72)

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 Рисуем в редакторе Word.  (задания 4-6)

1

§ 2.5 РТ: № 36-38 (стр.73-74)

  1. 24

Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

1

§ 3.1 РТ: № 1-3(стр.75-76), №6 (стр.78)

Кодиф.1.3.1.

  1. 25

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

1

§ 3.2, § 3.3 РТ: № 7-10(стр.79-80)

Кодиф.1.3.1.

  1. 26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

1

Практические работы №№ 9-11

Кодиф.1.3.1.

IV четверть

27-28

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13. PowerPoint. Часы.

2

§ 3.4 (1) РТ: № 27(стр.97), №28(стр.97)

Кодиф.1.3.2

29-30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14. PowerPoint. Времена года.

2

§ 3.4 (2) РТ: № 34,35 (стр.102-103), №40,42 (стр.108-109)

Кодиф.1.3.2

31-32

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15. PowerPoint. Скакалочка.

2

§ 3.4 (3) РТ: № 44 (стр.110-112), №45-46 (стр.113-114)

Кодиф.1.3.2

33

Контрольная работа.

Систематизация информации.

Практическая работа №16. Работаем с файлами и папками. Часть 2.

1

§ 1.2

34-35

Итоговый мини-проект. Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.

2


7 класс

 №

Дата

Тема урока

Часы

Параграф

учебника

Подготовка к ГИА

I четверть

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1. Основные объекты операционной системы Windows.

1

§1.1, 1.2  РТ №1,6,7

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2. Работаем с объктами файловой системы.

1

§1.3, 1.4 РТ №20

Состав объектов.

Практическая работа №3. Создаем текстовые объекты. Задания 1-3.

1

§1.5, РТ №30,31,35

Системы объектов.

Практическая работа №3. Создаем текстовые объекты. Задания 4-6.

1

§1.6, РТ №36-40

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3. Создаем текстовые объекты. Задания 7-9.

1

§1.7, РТ №41-43

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа.

1

§1.8, РТ №50

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4. Создаем словесные модели. Задания 1-3.

1

§2.1, РТ №2, 6-8 стр.38

 Кодиф.2.5.1

Информационные модели.

Практическая работа №11. Графические модели.

1

§2.2, РТ №12-14 стр.45

 Кодиф.2.5.1

II четверть

  1. 9

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.

Практическая работа №4. Создаем словесные модели. Задания 4-5.

1

§2.3, РТ №15-17 стр.46

  1. 10

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Создаем словесные модели. Задания 6-7.

1

§2.3

  1. 11

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Создаем словесные модели. Задания 8-9.

1

§2.3

  1. 12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5. Многоуровневые списки.

1

§2.3

  1. 13

Математические модели.

Контрольная работа

1

§2.4, РТ №27 стр.51

  1. 14

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6. Создаем табличные модели. Задания 1-2.

1

§2.5(1), РТ №28-31 стр.51-53

 Кодиф.2.6.1

  1. 15

Простые таблицы.

Практическая работа №6. Создаем табличные модели. Задания 3-4.

1

§2.5(2), РТ №35-36 стр.55

  1. 16

Сложные таблицы.

Практическая работа №6. Создаем табличные модели. Задания 5-6.

1

§2.5(3)

III четверть

  1. 17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6. Создаем табличные модели. Задание 7.

1

§2.6, №2-3, РТ №38-40 стр.56-57

  1. 18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7. Создаем вычислительные таблицы.

1

§2.7, №2 п/р7, РТ №41 стр.58

  1. 19

Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Знакомимся с электронными таблицами. Задания 1-3.

1

§2.8, РТ №43 стр.59

  1. 20

Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Знакомимся с электронными таблицами. Задания 4-6.

1

§2.8

  1. 21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9. Создаем диаграммы и графики. Задания 5-7.

1

§2.9 (1,2), №1,3,4

  1. 22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Создаем диаграммы и графики. Задания 1-3.

1

§2.9(3), РТ №46-47 стр.64-68

 Кодиф.2.5.2

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9. Создаем диаграммы и графики. Задание 4.

1

§2.9(4) , РТ №48-49 стр.69-70

 Кодиф.2.5.2

  1. 24

Многообразие схем.

Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья. Задания 1-2.

1

§2.10(1), РТ №55-58

  1. 25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья. Задания 3-5.

1

§2.10(2), РТ №66

  1. 26

Деревья.

Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья. Задания 6-7.

Проверочная работа

1

§2.10(3), РТ №60-61

IV четверть

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.  Работа в среде Алгоритмика.

1

§3.1, РТ №1-4 стр.85-87

 Кодиф.1.3.1

28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде Алгоритмика

1

§3.2(3), РТ №13-14 стр.91

 Кодиф.1.3.2

29

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.

Работа в среде Алгоритмика

1

§3.2(4), РТ №17-18 стр.94

Подготовка к ЕГЭ: А12

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика

1

§3.3(1), РТ №21,24,26 стр.99

Подготовка к ЕГЭ: А12

31

Исполнитель Робот. Цикл «пока».

Работа в среде Алгоритмика

1

§3.3(2,4) РТ №28,30 стр.104

Подготовка к ЕГЭ:  А12

32

Исполнитель Робот. Ветвление.

Работа в среде Алгоритмика

1

§3.3(5) РТ №36,37 стр.110

Подготовка к ЕГЭ: А12

33

Проверочная работа

1

повт. §3

34-35

Итоговый проект. Практическая работа №12. Итоговая работа.

2

повт.гл.1,2,3



[1] Курсивом отмечен дополнительный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по информатике для 5 класса по УМК Л.Л.Босовой

Здесь показана расчасовка учебного материала на один час в неделю...

Тематическое планирование по информатике для 8 класса

Календарно- тематическое планированиекурса информатики для 8 класса (базовый уровень)Гудкова М.И.  1.Цель - освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование ...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса

КТП для 8 класса по учебнику Угриновича Н.Д....

Планирование уроков информатики в 10 классе (профильный уровень) по учебнику И.Г. Семакина

Календарно-тематическое планирование уроков информатики и ИКТ в 10 классе для физико-математического и информационно-технологичнеского профиля. Планирование составлено на основе рекомендаций автора уч...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса

Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 10 класса

Календарно-тематическое планирование по информатике для 10 класса...

Тематическое планирование курса информатики 8-9 класса

Планирование курса информатики для 8 -9 класса...