Технологическая карта урока на тему "Всемирная паутина как информационное хранилище".
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Кузнецова Галина Владимировна

ФИО автора материала: Кузнецова Галина Владимировна, учитель МБОУ "Судогодская ООШ"

Предмет, класс: Информатика, 7 класс

Название и автор учебника: Информатика, 7 класс (ФГОС), авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.

Тема урока: Всемирная паутина как информационное хранилище

Тип урока: урок «открытия» нового знания (по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsemirnaya_pautina.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Кузнецова Галина Владимировна 

Предмет, класс: Информатика, 7 класс 

Название и автор учебника: Информатика, 7 класс (ФГОС), авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.

Тема урока: Всемирная паутина как информационное хранилище

Тип урока: урок «открытия» нового знания (по типологии уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»)

Программно-технические средства на уроке:

-Средства ИКТ: АРМ учителя, ПК учащихся;

- презентация «Всемирная паутина» из электронного приложения к учебнику с внесёнными модификациями;

- единая коллекция ЦОР: демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46019679-655a-4a9c-9a66-6a455e42894d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&;

- пособие на бумаге для физ минутки;

- разноуровневый тест, созданный с помощью приложения NOTEBOOK для интерактивной доски SmartBoard.

Цель урока: формирование представления у учащихся понятия о мировой сети Интернет и его информационной системе (понятие о всемирной паутине - WWW), со способами поиска информации в ней.

Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Предметные результаты:

представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

Основные понятия, изучаемые на уроке:

•        WWW – Всемирная паутина;

•        Web-страница, Web-сайт;

•        браузер;

•        поисковая система;

•        поисковый запрос.


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые результаты

Возможные

используемые инструменты

Организационный

2

Приветствие класса, проверка учащихся к готовности к уроку.

Приветствие учителя, настрой на активную деятельность на уроке

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Мотивация к учебной деятельности

3

- Включение аудиозаписи песни из м/ф «Фиксики».

- Просьба детей записать в тетради предполагаемую тему урока.

- Сравнение записанных тем с оглавлением учебника.

- Прослушивание отрывка песенки про Интернет.

- Выдвигаются и записываются предположения о теме урока..

-Начисляют на полях тетради самостоятельно себе баллы (по 5ти бальной шкале) за близость своей темы к теме в оглавлении учебника.

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

умение самостоятельно определять цели своего обучения;

формирование и развитие способности к самооцениванию и самоконтролю.

Аудиозапись песни из м/ф «Фиксики» - «Сколько весит слон, как найти ответ. Сколько весит слон – знает Интернет».

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Открытие нового знания.

10

Учитель перечисляет термины: •WWW – Всемирная паутина;

•Web-страница, Web-сайт;

•браузер;

•поисковая система;

•поисковый запрос. И организует разъяснение этих терминов с помощью учеников, которые знают, что обозначают данные термины, с помощью презентации, и, если необходимо, с помощью учебника.

Организация данного этапа урока происходит с использованием проблемных ситуаций (см. приложение №1).

- Дети вспоминают смысл перечисляемых учителем терминов, пытаются их объяснить или понять объяснения сверстников или учителя.

Метапредметные и личностные результаты:

Продолжение формирования умения:

- проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- проводить синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подводить под понятия, выводить следствия;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепи рассуждений;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать.

- критически глядеть на информацию.

 Предметные результаты:

- представление о WWW как всемирном хранилище информации;

- понятие о поисковых системах и принципах их работы;

презентация «Всемирная паутина» из электронного приложения к учебнику с внесёнными модификациями.

(см. приложение №1)

Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения

5

Организация работы детей за компьютерами и выполнение ими практической работы в рабочей тетради.

За компьютерами учащиеся:

 выбирают браузер, заходят в сеть Интернет (или используют демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете») и выполняется работа по поиску информации во Всемирной паутине (на основании №21 в рабочей тетради). Особое внимание уделяется приёмам сохранения для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и организации на них ссылок.

Дополнительное задание №22 в РТ.

Метапредметные и личностные результаты:

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения (ещё пример) учебных и познавательных задач.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Предметные результаты:

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

единая коллекция ЦОР: демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46019679-655a-4a9c-9a66-6a455e42894d/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&

Физ. минутка (пауза релаксации)

2

Организация физ минутки

Выполнение физ минутки

Развитие умения самоконтроля и самоорганизации.

Пособие на бумаге для физ минутки.

Закрепление полученных знаний.

8

Организация прохождения учениками теста

Выполнение теста

Метапредметные и личностные результаты:

Продолжение формирования умения:

- проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- проводить синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подводить под понятия, выводить следствия;

Предметные результаты:

- представление о WWW как всемирном хранилище информации;

- понятие о поисковых системах и принципах их работы;

Разноуровневый тест, созданный с помощью приложения NOTEBOOK

Домашнее задание

2

Сообщение домашнего задания. §1.3, вопросы и задания 1–8 к параграфу, №20, №22 в РТ.

Запись домашнего задания в дневниках.

Развитие умения самоорганизации.

Обобщение и систематизация.

Рефлексия, подведение итогов

8

Выдача задания по выполнению синквейна на тему урока (см. приложение№2). Просьба учеников на полях выставить соседу по парте оценку за синквейн (понравилось, не понял, «здорово!»).

Фиксация синквейна в тетрадях. Выставление оценки за синквейн соседа

Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Предметные результаты:

представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы;

Приложение №1.

Проблемная ситуация

Учебные действия

После того, как с детьми будет рассмотрено понятие сайта (Web-сайт – это несколько web-страниц (до этого в учебнике пишется, что «информация в WWW организована в виде  web-страниц), связанных между собой по своему содержанию);

Учитель демонстративно вынимает кабель подключения к сети Интернет (отключает беспроводное подключение к Интернет) и беспрепятсвенно просматривает один из сайтов. Перед учениками ставится вопрос, как же мы получили доступ к информации?

(на самом деле, просматриваемый сайт работает в автономном режиме, то есть браузер открывает его, переходя не в сеть Интернет, а в место его расположения на компьютере. Это может быть организовано заранее скачиванием сайта из сети Интернет и сохранением его на жёстком диске компьютера или самостоятельным созданием сайта и сохранением его на компьютере; также может использоваться программа виртуального просмотра Интернет, скачанная с ЦОР, касающейся рассмотренной темы).

Ученики выдвигают гипотезы как такое могло произойти (понимают, что сайт – это как книга, которая может храниться как в WWW, так и на компьютере, если её скачать. А также корректируют определение в учебнике, что сайт – не только способ организации информации в сети Интернет, а организация мультимедийной информации как в сети Интернет, так и без подключения к ней)

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- критический взгляд на информацию.

Когда при показе презентации подходит очередь к следующему термину: поисковые запросы.

Перед учениками на экране появляются круги Эйлера:

и ставятся вопросы:

- как вы думаете какой термин мы сейчас рассмотрим?

- сделайте предположения как связаны круги Эйлера и рассматриваемый термин...

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Приложение №2.

Что такое синквейн в педагогике.

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, синквейн на тему «Государство» , составленный ученицей 11 класса на уроке правоведения.

Государство: (Заголовок)

Независимое, правовое. (Два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)

Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)

Защита. (Резюме)

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? » Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.

…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнози-руемого ранее результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информатика – 8 класс. Босова Л.Л. Глава1. Информация и информационные процессы. Урок 8. Всемирная паутина как информационное хранилище

Предлагаю методическую разработку урока, в котором вы сумеете хорошо донести до ребят как теоретический материал по теме "Всемирная паутина как информационное хранилище", так практическую часть, отраб...

7 класс Технологическая карта урока по ФГОС "Всемирная паутина как информационное хранилище"

Технологическая карта урока  "Всемирная паутина как информационное хранилище" (по ФГОС)...

Всемирная паутина как информационное хранилище

Проблема обьяснения задач с запросами.  Наглядное представление запросов, с помощью кругов Эйлера и логических операций в адресной строке Яндекса.Цели и задачи урока:Образовательные: познако...

Урока информатики в 7 классе "Всемирная паутина как информационное хранилище"

Урок информатики в 7 классе "Всемирная паутина как информационное хранилище"...

Технологическая карта урока с использованием ЭОР: табличные информационные модели

Понятие о табличных информационных моделях, их видах и применении....

Технологическая карта урока информатики 6 класс Тема: Информационное моделирование как метод познания

Цели:Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью гра...