Рабочая программа по информатике 7 класс Л.Л. Босова
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме

Анкушева Олеся Андреевна

Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы  основного общего образования по информатике с учётом  авторской программы по информатике \ Л. Босова  М.: БИНОМ 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass_bosova_l.l.docx61.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 7 класса  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы  основного общего образования по информатике с учётом  авторской программы по информатике \ Л. Босова  М.: БИНОМ 2009г.

Основные цели программы:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете  для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие алгоритмического мышления, творческих и    познавательных способностей учащихся;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

для учителя:

  1. Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  3. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

В комплекте:

Windows CD. Версия 6.1. 2006. Компьютерный практикум, программно-методическая поддержка курса «Информатика для 5-7 классов»./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

для ученика:

1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

 Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 3 часа;
  • практических работ –17 часов;

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Формы организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют практические работы.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

7. Формы контроля. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

Методы контроля.

Устный опрос

        На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

        При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

        Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

Письменный контроль

        Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Самостоятельная работа

        Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

        Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Контрольная работа

        Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

        С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

        Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

        Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Практическая работа

        Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Тест

        Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

        Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Нетрадиционные виды контроля

        За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.


Содержание программы учебного курса

1. Объекты и их имена (6 ч).

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
  • основные приёмы создания текстовых документов;
  • название распространенных систем окружающего  мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

  • формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
  • классифицировать объекты по заданному признаку;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия  «система»,  «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ  в компьютерном классе.

Контроль ЗУН: тест по теме «Объект и их имена»

2. Информационное моделирование (20 ч).

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • различные стили выполнения словесных  информационных моделей;
  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
  • знать разные виды списков;
  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
  • определение знаковой информационной модели;
  • правила оформления простых таблиц;
  • правила оформления сложных таблиц;
  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
  • назначение  электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру  ЭТ;
  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

  • работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
  • создавать аннотацию и конспект известного материала;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • строить блок-схему к любому алгоритму;
  • строить графы  к различным задачам;
  • создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
  • строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН: тест по теме Моделирование

3. Алгоритмика (7 ч).

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
  • СКИ Робот,  среду  действия Робот.        

Уметь:

  • определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
  • создавать программу для линейного алгоритма;
  • создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Контроль ЗУН: по теме «Алгоритмизация»

4. Практическая работа №12 «Итоговая работа». (2ч)


Требования к подготовке школьников  в области информатики и ИКТ

7 класса

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку —   основанию классификации;
  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • иметь представление о назначении и области применения моделей;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


Учебно-тематический план.

7 класс

Номер

урока

Тематика урока

Всего

Теория

Практикум

Контроль

ЗУН

Объекты и их имена (6 ч).

1

Техника безопасности и организация рабочего места.. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»

1

0,5

0,5

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

1

0,5

0,5

3

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»

 (задания 1–3)

1

0,5

0,5

4

Системы объектов

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6).

1

0,5

0,5

5

Система и окружающая среда.

 Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9)

1

0,5

0,5

6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа  по теме: Объекты и их имена

1

0,5

0,5

Информационное моделирование (20 ч). 

7

Модели объектов и их назначение.

 Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3).

1

0,5

0,5

8

Информационные модели.

 Практическая работа №11. «Графические модели»

1

0,5

0,5

9

Словесные информационные модели.

 Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5)

1

0,5

0,5

10

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7)

1

0,5

0,5

11

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9)

1

0,5

0,5

12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

1

0,5

0,5

13

Математические модели

Контрольная работа по  теме «Модели объектов»

1

0,5

0,5

14

Табличные информационные модели.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2)

1

0,5

0,5

15

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4)

1

0,5

0,5

16

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6)

1

0,5

0,5

17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

1

0,5

0,5

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц»

1

0,5

0,5

19

Электронные таблицы.

 Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами»  (задания 1–3)

1

0,5

0,5

20

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами » (задания 4–6)

1

0,5

0,5

21

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7)

1

0,5

0,5

22

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3).

1

0,5

0,5

23

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4).

1

0,5

0,5

24

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-2)

1

0,5

0.5

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-7)

1

0,5

0,5

26

Деревья.

Контрольная работа по теме  «Информационное моделирование»

1

0,5

0,5

Алгоритмика (7 ч).

27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика»

1

0,5

0,5

28

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

1

0,5

0,5

29

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде «Алгоритмика»

1

0,5

0,5

30

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»

1

0,5

0.5

31

Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»

1

0,5

0,5

32

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»

1

0,5

0,5

33

Контрольная работа  по  теме "Алгоритмизация"

1

1

34-35

Итоговый проект. Практическая работа №12.

2

1

1



Календарно-тематический план 7 класс

№ п/п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Формы контроля

Дата проведения

План

Факт

1

Объекты и их имена

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа (Пр) №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

1

Объект. Общее имя объекта. Единичное имя объекта.

Знать о требованиях к организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики; знать понятие объект, свойства объекта. Уметь описать поведение объекта; изменять свойства Рабочего стола, изменять свойства панели задач, упорядочивать значки на Рабочем столе.

Текущий

ПР

04.09

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа (Пр) №2 «Работа с объектами файловой системы»

1

Объект. Отношение. Имя отношения. Отношение «является разновидностью». Основные действия с объектами операционной системы.

Знать понятия  объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью». Уметь описать отношения между объектами с помощью схемы отношений;

выполнять операции с объектами файловой системы, определять свойства объектов файловой системы.

Текущий

ПР

11.09

3

Состав объектов. Практическая работа (Пр) №3 «Создание текстовых объектов»

1

Объект. Отношение. Имя отношения. Отношение «входит в состав». Основные приемы создания текстовых объектов.

Знать понятия объект. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства.

Текущий

ПР

18.09

4

Системы объектов. Практическая работа (Пр) №3 «Создание текстовых объектов»

1

Система. Структура. Системный подход. Системный эффект. Освоение новых приемов работы с текстовыми документами.

Знать понятия система, структура, системный подход. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства.

Текущий

ПР

25.09

5

Объекты и их имена

Система и окружающая среда. Практическая работа (Пр) №3 «Создание текстовых объектов»

1

Система. Структура. Среда. Взаимодействие системы и окружающей среды. Освоение новых приемов работы с текстовыми документами.

Знать понятия система, структура, системный подход. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства.

Текущий

ПР

02.10

6

Информационное моделирование

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

1

Представление о персональном компьютере как о системе. Аппаратное и программное обеспечение.

Понимать, что компьютер – система; знать понятие интерфейс, пользовательский интерфейс

Тематический

тест

09.10

7

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей»

1

Модель. Моделирование. Натуральная и информационная модели.

Знать определение понятия «модель»; виды моделей; Уметь упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке; разбивать текст на колонки.

Текущий

ПР

16.10

8

Информационные модели.

Практическая работа (Пр) №11 «Графические модели»

1

Модель. Информационная модель. Приемы работы со средствами векторной графики текстового процессора Word.

Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей. Уметь упорядочивать добавлять в текст колонтитул; использовать стили форматирования.

Текущий

ПР

23.10

9

Словесные информационные модели.

Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей»

1

Модель. Информационная модель. Словесная информационная модель.

Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей, иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словесные модели.

Текущий

ПР

30.10

10

Словесные информационные модели.

Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей»

1

Модель. Информационная модель. Словесная информационная модель. Аннотация. Конспект.

Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей, иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словесные модели.

Текущий

ПР

13.11

11

Словесные информационные модели.

Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей»

1

Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей, иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словесные модели.

Текущий

ПР

20.11

12

Информационное моделирование

Многоуровневые списки.

Практическая работа (Пр) №5 «Многоуровневые списки»

1

Информационная модель. Словесная информационная модель. Многоуровневый список.

Уметь создавать многоуровневые списки

Текущий

ПР

27.11

13

Математические модели.

Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

1

Модель. Информационная модель. Знаковая информационная модель. Математическая модель.

Иметь представление о математических моделях

Тематический

тест

04.12

14

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа (Пр) №6  «Создание табличных моделей»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Информационная модель. Табличная информационная   модель. Простая таблица. Формирование навыка создания таблиц.

Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые таблицы

Текущий

ПР

11.12

15

Простые и  сложные таблицы.

Практическая работа (Пр) №6  «Создание табличных моделей»

Комбинированный урок

1

Информационная модель. Табличная информационная   модель.  Сложная таблица. Формирование навыка создания таблиц.

Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать сложные таблицы.

Текущий

ПР

18.12

16

Сложные таблицы.

Практическая работа (Пр) №6  «Создание табличных моделей»

1

Текущий

ПР

25.12

17

Информационное моделирование

Табличное решение логических задач.

Практическая работа (Пр) №6  «Создание табличных моделей»

1

Информационная модель. Табличная информационная   модель.  Класс. Объект. Взаимно однозначное соответствие.

Уметь решать логические задачи, используя таблицы.

Текущий

ПР

15.01

18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа  (Пр) №7 «Создание вычислительных таблиц в Word»

1

Информационная модель. Табличная информационная   модель.  Вычислительная таблица. Выполнение простейших вычислений в таблице.

Иметь представление о вычислительных таблицах. Вычислять сумму чисел строки (графы) таблицы  в текстовом процессоре Word

Текущий

ПР

22.01

19

Электронные таблицы.

Практическая работа (Пр) №8 «Знакомство с электронными таблицами Excel»

1

Электронные таблицы. Рабочая книга. Строка. Столбец. Ячейка. Диапазон. Активная ячейка. Формула.

Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам.

Текущий

ПР

29.01

20

Электронные таблицы.

Практическая работа (Пр) №8 «Знакомство с электронными таблицами Excel»

1

Электронные таблицы. Рабочая книга. Строка. Столбец. Ячейка. Диапазон. Активная ячейка. Формула.

Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам; вводить собственные формулы; решать задачи в среде электронных таблиц

Текущий

ПР

05.02

21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков»

1

Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм. Уметь  создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций;

Текущий

ПР

12.02

22

Информационное моделирование

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков»

1

Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм. Уметь  создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.

Текущий

ПР

19.02

23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков»

1

Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм. Уметь  создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.

Текущий

ПР

26.02

24

Многообразие схем.

Практическая работа (Пр) №10 «Схемы, графы и деревья»

1

Схема. Географическая карта. Чертеж. Блок-схема.

Знать определение схемы; иметь представление  о графах, о деревьях.  Уметь строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользоваться инструментом

Текущий

ПР

05.03

25

Информационные модели на графах.

Практическая работа (Пр) №10 «Схемы, графы и деревья».

1

Схема. Граф. Вершина, дуга. Путь. Сеть. Представление о графе как наглядном средстве представления и состава системы.

Знать определение схемы; иметь представление  о графах, о деревьях.  Уметь строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользоваться инструментом

Текущий

ПР

12.03

26

Деревья.

Практическая работа (Пр) №10 «Схемы, графы и деревья»

1

Схема. Граф. Вершина, дуга. Путь. Сеть. Представление о графе как наглядном средстве представления и состава системы.

Знать определение схемы; иметь представление  о графах, о деревьях.  Уметь строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру;

Текущий

ПР

19.03

27

Алгоритмика

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.

1

Исполнитель. Формальный исполнитель. СКИ исполнителя. Управление. Алгоритм.

Знать определение алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ. Уметь приводить примеры алгоритмов, исполнителей алгоритмов, СКИ

02.04

28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде Алгоритмика

1

Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное и относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура.

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Чертежник

Текущий

СР

09.04

29

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз».

Работа в среде Алгоритмика.

1

Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное и относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз».

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Чертежник.

16.04

30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика.

1

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз».

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.

23.04

31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде Алгоритмика.

1

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные условия.

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.

Текущий

СР

30.04

32

Исполнитель Робот. Ветвление.

Работа в среде Алгоритмика.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные  усл

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.

07.05

33

Алгоритмика

Проверочная работа по теме «Алгоритмизация»

1

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные условия.

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.

Итоговый

ПР

14.05

34

Практическая работа №12 «Итоговая работа»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритмика»

Знать определение алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ. Уметь приводить примеры алгоритмов, исполнителей алгоритмов, СКИ

21.05

35

Практическая работа №12 «Итоговая работа»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритмика»

Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Чертежник

Итоговый

ПР

28.05



Мониторинг уровня обученности

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  •  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  •  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  •  правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  •  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  •  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  •  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  •  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  •  допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  •  неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
  • отказался отвечать на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 5 класс.Автор учебного пособия Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, (ФГОС) 2015г

Материал содержит рабочую программу и поурочное планирование поинформатике в 5классе с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ. 5 класс. 2015-16 учебный год. (Босова Л.Л., Босова А.Ю.) 1 час в неделю....

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике ФГОС 7-9 Босова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по    информатике ФГОС 7-9 Босова...

Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС

Рабочая программа по информатике 7-9 кл Босова ФГОС...

Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова

Рабочая программа по информатике 7-9 автор Босова...