Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика»
методическая разработка по информатике и икт по теме

Методическая разработка по проведению открытого урока является прекрасной помощью преподавателю при подготовке к занятию по теме «Алгоритмы линейной структуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx44.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО ХПЭТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина: «Информатика»

Специальность:  0601 «Экономика  и

бухгалтерский учёт»

2009

Рассмотрено

На заседании ЦК

ПР №_______от_______2009г.

Председатель комиссии

___________Л.В. Литуновская

Выполнил:                                                       В.В. Волчек

Рецензент:                                                     Л.В. Литуновская

Редактор:                                                     Л.И. Клевцова

Рецензия

На методическую разработку по открытому уроку

дисциплина  «Информатика»  1 курс всех специальностей

Методическая разработка содержит: введение, учебно-методическую карту занятия, хронологическую карту, раздаточный материал, список литературы, приложение (слайды).

В приложении используются слайды, которые  способствовали быстрому и интересному проведению  занятия.

Методическая разработка снабжена не малым количеством иллюстраций и списком рекомендуемой литературы.

        Методическая разработка предназначена для выявления   знаний, умений и навыков, а так же логического мышления у студентов 1- го курса по основным понятиям информатики и алгоритмизации.

В целом считаю, что предложенное занятие полностью соответствует по своей структуре уроку  формирование умений и навыков (как и указано в учебно-методической карте занятия), предложенные методы и приёмы обучения соответствуют принципам современного урока и отражают инновационные тенденции в образовании. Поставленные цели соответствуют основным требованиям к знаниям, умениям и навыкам по данной теме, перечисленным в рабочей программе по дисциплине.

Рекомендую данную методическую разработку преподавателям техникума для ознакомления и обмена опытом.

Председатель предметной комиссии                              Л. В. Литуновская

естественно – научных дисциплин:                                                             

Содержание

   Введение……………………………………………………………….5
  1. Учебно-методическая карта занятия……………………………..8
  2. Хронологическая карта…………………………………………...9
  3. Организационный момент……………………………………….12

    4  Контроль исходного уровня знаний по теме:   «Основы  

      алгоритмизации. Таблицы алгоритмов. Свойства алгоритмов»..12

   5  Объяснение нового материала……………………………………13

   6  Закрепление нового материала…………………………………...14

   7  Рефлексия (анкета)………………………………………………...14

   8  Самостоятельное задание ………………………………………...15

   9 Список литературы……………………………………………...…15

   Приложение

Введение

То, что я читаю, я забываю;

то, что я вижу, я запоминаю,

то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на

всю оставшуюся жизнь.

Конфуций

Сегодняшний мир стал миром информации. Современный человек потенциально имеет доступ ко всему богатству информации, накопленной человечеством. Задача курса информатики – формирование организации доступа к информации. Приоритет при решении этой задачи должен быть отдан формированию мотивационной компоненты деятельности человека.

Предмет информатика должен занимать место особого системообразующего предмета среди общеобразовательных  учебных курсов. Результатом этого может стать такая организация структур сознания студентов, при которой осознанный контроль за поиском информации будет подчинен целям, определенным личностью для своего прогрессивного развития. Влияние преподавателя на развитие личности - один из аспектов становления профессионала, а профессионал сможет гибко адаптироваться в современное информационное общество. Подготовка к сознанию себя как к профессионально востребованному человеку, облегчение процесса социализации личности - есть задача современного преподавателя. Проблема взаимосвязи  дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Решение задач — конкретных моделей явлений — на занятиях информатики, является одним из мощных способов реализации межпредметных связей информатики и других наук. Методологические межпредметные связи — инструментальные и методические — отражают единство средств и методики процесса познания окружающего мира, изучения дисциплин учебной программы. Это имеет исключительно большое значение для организации межпредметного переноса методов решения задач, реализации творческого развития студентов.

Настоящая методическая разработка написана в соответствии с программой по информатике для средних профессиональных учебных заведений. Она содержит интересный и нестандартный материал по теме: «Алгоритмы линейной структуры».

Данная методическая разработка, обеспечивает прекрасное подспорье преподавателю при подготовке к открытому уроку по предлагаемой теме.

Здесь указана тема, цель, приведены обширные теоретические сведения, описаны приёмы решения типовых задач, образцы записи их решения. Целью занятия является ознакомление учащихся с новым материалом и формирования у них знаний, умений и навыков по предложенной теме. Материал хорошо освещён, глубоко раскрыт и носит научный характер. Теоретическая часть подкреплена разборкой практических упражнений, по средством которых идёт разъяснение теоретического аспекта материала.

Все этапы открытого урока демонстрируются с помощью мультимедийного – проекционного оборудования, что способствует наглядному и увлекательному усвоению материала темы: «Алгоритмы линейной структуры».

Контроль исходного уровня знаний по теме: «Основы алгоритмизации. Таблицы алгоритмов. Свойства алгоритмов» и закрепление нового материала разработаны в творческом, занимательном виде. Студенты выбирают элементы блок - схемы и выполняют определённые задания, которые спрятались за символами. В данной разработке прилагаются все слайды урока, по которым прослеживается деятельность преподавателя и частично студентов.

Настоящая методическая разработка по проведению открытого урока является прекрасной помощью преподавателю при подготовке к занятию по теме «Алгоритмы линейной структуры».

1   Учебно-методическая карта занятий

Специальность          0601  «Экономика и бухгалтерский учёт»

Преподаватель:         Волчек  В.В.        

Дисциплина:              «Информатика I курса»

Место проведения: ФГОУ СПО ХПЭТ ауд. 217

Группа: БУХ-11

Длительность занятия: 90 мин.

Тема:  «Алгоритмы  линейной структуры»

Тип урока:   комбинированный урок (с использованием МПО)

Цели:  

Обучающая:          усвоить понятие «линейного алгоритма». Научиться разрабатывать      алгоритмы решения задач  (подготовиться к практической работе).

Развивающая:       развивать умение обобщать, логически излагать мысли, делать выводы, проводить анализ решения задачи.

Воспитательная:  формирование положительного интереса к изучаемому предмету.   Воспитание  сознательной дисциплины при выполнении заданий.

Межпредметные  связи: математика, физика, введение в специальность.    

Студент должен знать:

  • Понятие  линейного алгоритма и блок-схемы;
  • Схемы алгоритмов и программ;
  • Свойства алгоритмов;
  • Обобщённую схему алгоритма обработки данных.

Студент должен уметь:

  • Зафиксировать разработанный  алгоритм линейной структуры на естественном языке и в виде схемы (блок-схемы);
  • Разрабатывать алгоритмы  решения различных  задач;
  • Применять свойства алгоритмов.

Студент должен повторить:

  • Определение алгоритма;
  • Способы задания алгоритма;
  • Основные этапы решения задачи;
  • Формулы по математике, физике и введению в специальность.

Методическое обеспечение занятия:

 Наглядные пособия:

  • Раздаточный материал;
  • Мультимедийное - проекционное оборудование.

Список литературы:

  1. Г.В. Росс, В.Н. Дулькин, Л.А. Сысоева Основы информатики (учебное пособие). – М., 1999.
  2. О.А. Демина Счастливый билет. Информатика. Сдаём без проблем: – М.: Приор-издат, 2007. – 174 с.
  3. В.П. Дьяконов «Применение персональных ЭВМ и программирование на языке  QBasic ».
  4. В.Ф. Ляхович «Основы информатики»
  5. М.Г. Коляда «Окно в удивительный мир информатики»

2  Хронологическая карта

Открытого урока по дисциплине «Информатика I курса», преподаватель Волчек В.В.

Тема: «Алгоритмы линейной структуры»

УУЗ

Название этапа занятия

Метод

Описание этапа

Методическое обеспечение

Цель

Время (мин.)

Действия преподавателя

Действия студента

Организацион-ный момент.

беседа

Преподаватель приветствует студентов. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя.

Изречения Конфуций             « То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю …»

                                                                                     

  Мобилизация внимания, студентов, создание хорошей рабочей атмосферы, активизация интереса к уроку.

3

УУЗ 1

Целеполагание и мотивация

беседа

Даётся задание:

1 Прочитать тему занятия вслух

2 Сформулировать и записать свои личные цели

3 Проговорить цели вслух

4 Сведение личных целей к общей

1 Читают тему

2 Самостоятельно формулировать цель ( чему научиться, какими способами овладеть)

На экране тема урока

  Целеполагание. Сведение личных целей к общей цели.

3-7

УУЗ 2

Актуализация ранее усвоенных знаний по теме: «Основы алгоритмизации. Таблицы алгоритмов. Свойства алгоритмов.»

беседа

Преподаватель предлагает вопросы и задания студентам по пройденной теме с использованием МПО.

Студенты смотрят вопросы и отвечают.

На экране вопросы и затем появляются правильные ответы.

Выяснить готовность к занятию, уровень усвоения изученного материала. Подготовить студентов к изучению новой темы.

10-15

УУЗ 1

Вводная часть.

беседа

Преподаватель объясняет тему занятия и её актуальность.

Студенты слушают и воспринимают полученную информацию.

Экран МПО.

 Вызывать интерес к изучаемому материалу, активизировать мысленную деятельность студентов.

2-5

УУЗ 2

Понятие алгоритма линейной структуры.

Объяснение нового материала, слайды на экране МПО

Преподаватель освещает основные вопросы темы.

Студенты слушают и запоминают основной понятийный аппарат темы.

В ходе объяснения материала преподаватель использует МПО.

Усвоить основные понятия данной темы.

5-15

Физкультурная пауза

Объявляет  физкультурную паузу

Выполняют упражнения

Расслабиться.

3-5

УУЗ 2

Решение задач с применением алгоритма линейной структуры.

Слайды на экране МПО

Решает основные задачи  совместно   со студентами.

Студенты решают задачи.

На экране МПО появляются решения задач.

Научиться применять полученные знания, умения и навыки на практике.

25-35

УУЗ 2

Закрепление нового материала.

беседа

Преподаватель предлагает студентам ряд вопросов и заданий на обсуждение с использованием МПО.

Студент отвечает на вопросы.

На экране вопросы и затем появляются правильные ответы.

Выявить усвоение теоретического и практического материала темы.

5-10

Заключительная часть.

Устно и письменно.

Преподаватель подводит итог занятия, отмечает положительные и отрицательные стороны деятельности студентов; анализирует их работу; выставляет оценки.

Студенты слушают.

журнал

Обратить внимание студентов на основные ошибки при разработке алгоритма линейной структуры. Оценить деятельность студентов на занятии.

3-5

Рефлексивно-оценочный этап

Письменно

Просит студентов заполнить опросный лист

Заполняют

Опросный лист

Установление обратной связи. Развитие аналитико-рефлексивных способностей.

5

Домашнее задание.

Письменно  

Преподаватель разъясняет студентам домашнее задание, выделяет главные моменты материала. Объявляет об окончании урока.

Записывают задание

Задание на экране МПО

Развитие самостоятельной деятельности студентов.

2-5


3   Организационный момент

Преподаватель проводит эмоциональный настрой студентов к занятию; объявляет тему и цель урока; отмечает присутствующих.  Мобилизирует  внимание студентов, создаёт хорошую рабочую атмосферу, активизирует интерес к уроку.

4 Контроль исходного уровня знаний по теме: «Основы алгоритмизации. Таблицы алгоритмов. Свойства алгоритмов»

Контроль знаний проходит в довольно интересной и увлекательной форме с использованием МПО (мультимедийное - проекционное оборудование). Студенты выбирают элементы блок - схемы и выполняют задание, которое скрывается за символом.  Преподаватель выясняет готовность к занятию, уровень усвоения изученного материала.

Далее прилагаются слайды, которые демонстрируют весь контроль знаний по пройденной теме «Основы алгоритмизации. Таблицы алгоритмов. Свойства алгоритмов» (см. Приложение).

5  Объяснение нового материала

Преподаватель освещает основные вопросы темы. В ходе объяснения материала преподаватель использует МПО. Весь лекционный материал новой темы высвечивается на экране, что облегчает деятельность преподавателя, так как материал нагляден. Студентам очень удобно, потому что нет смысла переспрашивать данные определения и задания, а также отвлекать преподавателя и других.

На одном из слайдов наглядно представлена обобщенная схема линейного алгоритма, что способствует лучшему его усвоению.

Также все основные свойства определителя высвечивались на экране и доказывались с помощью контр примеров, что облегчало их понимание.

 Разработка алгоритмов представлена  на слайдах и закреплялись примерами. Также заранее заготовлены и разработаны яркие карточки – памятки для студентов. Часть заданий решались на учебной доске, а некоторые высвечивались на экране. Разработка основных задач осуществляется совместно со студентами.

В конце объяснения нового материала преподаватель демонстрирует разработанные алгоритмы с использованием языка программирования QBasic. Студенты в это время прослеживают ход работы на раздаточных материалах, на которых описана вся деятельность данного момента (см. Приложение).

 6  Закрепление нового материала

Преподаватель предлагает студентам ряд вопросов и заданий на обсуждение с использованием МПО. Выявляет  усвоение теоретического и практического материала темы.

В этом этапе студентам предлагается выбрать символ из блок - схемы и ответить на заданные вопросы, выполнить определённые задания. Подобного рода закрепление материала было наглядным, интересным и новым для студентов, что привело к бурному анализу настоящей темы (см. Приложение).

7  Рефлексия (анкета)  

Завершите анкетные предложения:
1 Больше всего мне понравилось ________________________________________

   ___________________________________________________________________
2 Мне не очень понравилось ____________________________________________

   ___________________________________________________________________
 3 Я научился на уроке _________________________________________________

   ___________________________________________________________________

4  Пригодится в моей профессиональной деятельности _____________________

    __________________________________________________________________

 5 Ваши пожелания преподавателю _____________________________________

    __________________________________________________________________

8  Самостоятельное задание

Преподаватель разъясняет студентам самостоятельное задание, которое высвечивается на экране и представляется в более удобной форме записи. Также  выделяет главные моменты материала. Объявляет об окончании урока (см. Приложение).

9   Список литература

  1. Г.В. Росс, В.Н. Дулькин, Л.А. Сысоева Основы информатики (учебное пособие). – М., 1999.
  2. О.А. Демина Счастливый билет. Информатика. Сдаём без проблем: – М.: Приор-издат, 2007. – 174 с.
  3. В.П. Дьяконов «Применение персональных ЭВМ и программирование на языке  QBasic ».
  4. В.Ф. Ляхович «Основы информатики»
  5. М.Г. Коляда «Окно в удивительный мир информатики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Экономика отрасли"

В современных условиях  в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Значение малого бизнеса заключается в том, что его развитие несет в себе ряд преимущес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)» НА ТЕМУ «Учебная речевая деятельность по теме «Страна изучаемого языка»

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних  специальных учебных заведений, использующих активные методы обучения для решения дидактических задач....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания

Методическая разработка открытого урока по дисциплине«Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!»для специальности 260502 Технология продукции общественного питан...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика» Тема: САПР «КОМПАС-3D»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика»...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Искусство (МХК). Урок–суд по теме "Классицизм. Композиторы Венской классической школы"

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме ролевой игры «Урок-суд» по теме «Классицизм. Композиторы венской классической школы». В процессе игры  ребят...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»

Методическая разработка открытого урока  по дисциплине: «Информатика»для специальности: «Технология металлообрабатывающего производства»...