Урок-игра "Поезд "Компьюзнайка""
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Аракчеева Галина Валерьяновна

Цель:

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации».

Задачи:

Образовательные: повторение полученных учащимися знаний, умений и навыков по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации»; обобщение и актуализация основных понятий и терминов; применение знаний в практике; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся; развивать внимание, творческую активность, логическое мышление, формировать представления о компьютере как о средстве обучения.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе; прилежность, самостоятельность, навыки самоконтроля,

Тип урока:

урок закрепления изученного материала.

Формы работы на уроке: групповая и в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_kl_kompyuznayka.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-игра «Поезд «Компьюзнайка»»,
6 класс

Учитель информатики:

Аракчеева Галина Валерьяновна

Цель: 

повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации».

Задачи:

Образовательные: повторение полученных учащимися знаний, умений и навыков по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации»; обобщение и актуализация основных понятий и терминов; применение знаний в практике; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. 

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся; развивать внимание, творческую активность, логическое мышление, формировать представления о компьютере как о средстве обучения. 

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе; прилежность, самостоятельность, навыки самоконтроля,

Тип урока: 

урок закрепления изученного материала.

Формы работы на уроке: групповая и в парах.

Оборудование: ПК учителя, ПК ученика, мультимедийный проектор,  презентация, рабочие тетради, раздаточный материал, таблица соответствия двоичных и десятичных кодов чисел, кодовая таблица ASCII.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Приветствие команд (3 мин.)

Повторение изученного материала в ходе командной игры (30 мин.)

Физкультминутка (3 мин.)

  1. Подведение итогов урока (5 мин)
  2. Домашнее задание. (1 мин.)
  3. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала в ходе командной игры.

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-игра. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на нашем поезде «Компьюзнайка». Для этого нам надо разделиться на две команды, выбрать капитана и придумать название своим командам («Биты» и «Байты»)

Приветствие команд.

-Посмотрите на внимательно доску, там нарисованы те станции, которые  мы сегодня посетим:

станция разминочная, единица измерения, системы счисления, текстовая, растровая, векторная, координатная.

Правила игры: двигаясь по уроку, как по рельсам, мы побываем на каждой  станции, вспомним способы кодирования информации. После того, как я объясню задание, команды приступят к обсуждению, если у команды есть ответ – капитан поднимает руку и даст ответ, объясняя ход выполнения задания. Если ответ верный, то команда получает 1 балл.

- Итак, первая станция «Разминочная», вашему вниманию предлагается   ребусы.

- Далее станция «Измерительная», откроем рабочие тетради на стр. 35, упр. 42. Мы вспомнили основные единицы измерения информации. Пора двигаться дальше.

- На станции «Системы счисления» мы чуть задержимся и решим два задании. Задание первое: Переведите число 767 из десятичной системы счисления в двоичный код. Задание второе: Переведите число 100101 из двоичной системы счисления в десятичный код.

- Следующая станция «Текстовая», значит, декодировать будем текстовую информацию с помощью кодовой таблицы ASCII. Что закодировано следующей последовательностью двоичных кодов? 00111001 00100000 1001100 11100000 11111111.

- Вот и приехали на станцию «Растровая», где нас ждёт сюрприз. Восстановите изображение по двоичному коду и узнаете, что вас ждёт впереди, если вы доедете первыми!

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

Учитель выдаёт раздаточный материал.

- А на станции «Векторная» мы вспомним правила кодирования векторных рисунков. Задание: Какой рисунок получится после выполнения следующих команд?

  1. Прямоугольник 10, 30, 35, 45
  2. Прямоугольник 15, 35, 20, 40
  3. Прямоугольник 65, 30, 90, 45
  4. Прямоугольник 70, 35, 75, 40
  5. Установить 60, 50
  6. Линия к 40, 10
  7. Линия к 60, 10

- Ну, вот и конечная станция нашего путешествия - «Координатная» станция.  С помощью компьютера нам нужно будет быстро перевести число из двоичной системы счисления в десятичную, а потом по заданным координатам восстановим рисунок, расставив точки и соединив их в правильном порядке. Разделитесь на пары и переведите числа, затем командиры команд восстановят рисунок.

№ точки и её координаты

1 (11001, 100011)

10 (10011, 111)

19 (10, 11011)

2 (11001, 11011)

11 (10010, 100)

20 (100, 100001)

3 (11101, 11011)

12 (1011, 1001)

21 (1000, 11101)

4 (10101, 10010)

13 (111, 1)

22 (1011, 11111)

5 (11100, 10100)

14 (101, 10)

23 (1101, 11000)

6 (11101, 10001)

15 (1010, 1010)

24 (10000, 10010)

7 (100010, 1111)

16 (1, 1101)

25 (10011, 11111)

8 (11101, 1011)

17 (101, 10000)

26 (11001, 100011)

9 (11111, 1001)

18 (0, 11011)

Работа на компьютерах в парах.

III. Подведение итогов урока.

- Вот и подошел к концу наш урок. А теперь давайте с вами обработаем числовую информацию и подсчитаем количество баллов набранных командами.

IV. Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе.

V. Рефлексия.

 - Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы повторили основные моменты темы “Кодирование. Единицы измерения информации.” и успешно применили свои знания в практических ситуациях.

 - А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики.

Выберите такое настроение, которое сейчас у вас и покажите нам соответствующий смайлик.

Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно. И в заключении я хочу поделиться с вами своим настроением и подарить вам мой смайлик.

До свидания. Желаю вам успехов!

Список использованной литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 208 с.
  2. Босова Л.Л.Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса:  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Югова Н.Л., Охлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 160 с.

январь 2011 год