Москва театральная (интегрированный урок по Москвоведению)
материал по истории по теме

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_teatralnaya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Москва театральная (интегрированный урок по Москвоведению)

  1.  Сегодня мы совершим путешествие по Москве – просветительской и побываем в одном очень интересном месте нашей столицы – на Театральной площади. Нет ни одного человека, россиянин ли он или иностранец, но если он любит театр, театральное искусство, то обязательно мечтает попасть в Большой театр, находящийся именно там.

       Ребята, мы познакомимся с историей зданий этих театров, их репертуарам, побываем на маленьком представлении, поучимся правильно себя вести в театре.

   2.  Кто мне подскажет, где родилось театральное искусство и что означает слово театр(Древняя Греция, зрелище).

        На Руси театральное искусство берет свою историю от выступлений скоморохов и петрушек на ярмарках, а первый театр появился после указа Петра I, но не прижился, т.к. актеры вели спектакль на иностранном языке, а через несколько десятков лет появились крепостные театры. Богатые люди, такие как граф Шереметьев заводили крепостных актеров, которые целиком зависели от них. Редко, но все же так бывало, что крепостные актеры получали свободу: Паша Жемчугова, Михаил Семенович Щепкин, Павел Степанович Мочалов.

  3.  В 50-х гг. XIX века была сформирована труппа первого в Москве русского драматического театра, названного Малым, а в1776 г. был основан оперный театр – Петровский, затем получивший название Большой.

Здание Большого театра было сделано из дерева и из-за частых Московских пожаров горело. В 1812 году Наполеон, занявший Москву, сжег её, сгорело и здание Большого театра.

В 1824 г. русский архитектор Осип Иванович Бове построил новое здание. Определим, в каком стиле было построено здание? (Классицизм) Докажите это (Колонны, фронтон, ионические капители).

Затем на здании установили скульптурную фигуру – знаменитая четверка коней (квадрига), запряженных в колесницу греческого бога Апполона (покровителя искусства).

Зал Большого театра предназначался не только для постановок опер и балетов, но и для балов-маскарадов: с помощью специальных механизмов пол театра можно было поднимать до уровня сцены.

Освещался зал огромной хрустальной люстрой с множеством керосиновых ламп, затем они были заменены электрическими. Сцену украшает роскошный парчовый занавес. Партер, ложи и балкон Большого театра рассчитаны на 2150 мест.

Большой театр является одним из центров русской и мировой музыкально-театральной культуры.

Слово учителю музыки.

Большой театр. Сколько опер и балетных спектаклей было поставлено на этой сцене: Чайковский, Глинка, Щедрин, Прокофьев.

15 декабря 1959 года в Большом театре впервые была показана опера «Война и мир».

Впервые Сергей Сергеевич Прокофьев обратился к сюжету оперы «Война и мир» в апреле 1941 года.

Толчком к активной реализации нового замысла послужило вероломное нападение немецких фашистов в июне 1941 года. Прокофьев писал: «В эти дни, как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании Наполеоновской армии с русской земли.

Давайте вспомним: опера как бы делится на две части, на два главных образа. Каких? (Образ войны и мира).

Каких героев оперы можно отнести к образу мира? (Образ Наташи Ростовой).

А к образу войны? (Образ М.И. Кутузова).

Давайте рассмотрим картину «Военный совет в Филях».

Что вы видите на главном плане? ( М.И. Кутузова).

Каким его изобразил художник? (Серьезный, тревожное лицо, взволнованный чет-то).

Да, ведь решается судьба Москвы.

В опере «Война и мир» одно из самых главных мест занимает ария Кутузова.

С каких слов начинается ария?

«Величавая в солнечных лучах,

  Матерь русских городов…»

О чем он так говорит? (О Москве).

Давайте послушаем эту арию, обратим внимание из скольких частей она состоит и почему? А также обратим внимание на характер музыки. А поможет нам в этом картина «Военный совет в Филях».

(Слушание арии Кутузова).

В скольких частях написана ария? (В 3 частях).

Какая I часть? (Величавая в солнечных лучах..)

Какая музыка? (Величавая, торжественная)

Как по-другому мы называем торжественную песню. (Гимн).

Гимн чему? (Гимн Москве).

Какая II часть? (Беспокойная, тревожная).

«Дерзнул коварный враг, напасть на эту землю…»

А III часть (Повтор I части).

Т.е. благодаря русским людям, великим полководцам, Москва стала лучше и краше, чем была раньше.

Оперы наших соотечественников, поставленные в Большом театре перестали быть достоянием только нашего народа. Они по праву стали гордостью мировой культуры и вошли в её золотой фонд

Театральная площадь знаменита не только Большим театром. Посмотрев налево от Большого театра находится желтое здание. В нем с давних пор расположен другой московский театр, только не оперный, а драматический. Называется он Малым. Построен он в 1824 г. Неподалеку от входа в театр уютно в кресле восседает замечательный русский драматург А.Н. Островский (скульптор Н.А. Андреев).

В театре играли замечательные русские актеры (портреты) М.Н. Ермолова, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов и др.

С неизменным успехом шли спектакли А.С. Грибоедова «Горе от ума», Н.В.Гоголя «Ревизор», А.Н. Островского «Лес»,  «Правда хорошо, а счастье лучше».

Сегодня у нас своя премьера. Ребята делают первые шаги в театральном искусстве. Посмотрим и поддержим юных артистов.

Ребята, театр – это особое место, поэтому давайте поговорим о правилах поведения в театре.

Прочитаем отрывок из «Старой записной книжки» П.А. Вяземского.

      Стр. 103 учебника.

Был ли этот человек истинным ценителем искусства?

Как вы думаете, каковы правила поведения в театре до спектакля, во время и после спектакля?

Закрепление:

Итак, мы с вами сегодня совершили ещё одну экскурсию по Москве.

Скажите же, почему Театральная площадь имеет такое имя и что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 8 классе "Путешествие в Москву".

Урок в виде иры, в которой участвуют дети и учитель, в учитель в качестве диспетчера, а дети - пассажиры....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ИКТ В 10 КЛАССЕ ЛИЦЕЯ 1557 г. Москва

Данные уроки были разработаны учителем английского языка Спиридоновой Е.А. совместно в преподавателем ИКТ лицея №1557 Белиовской Л. для интеграции информационных технологий с уроками английского языка...

Интегрированный урок "Экскурсия по Москве и Московской области"

Целью интегрированного урока английского языка и информатики на тему "Экскурсия по Москве и Московской области" является формирование интереса к изучению истории нашей родины, формированию культуры ди...

Интегрированный урок посвященный 75 летию победы в битве под Москвой.

В процессе данного урока учащиеся 9 класса закрепляли знания полученные на уроках истории и математики. Эта форма проведения урока особенно эффективна при обучении детей с ОВЗ. Основной дидактической ...

Интегрированный урок закрепления изученного материала по теме «Здоровая пища» в 10 классе по УМК «Английский в фокусе-10» О.В.Афанасьевой и др. изд. «Просвещение», Москва

       Тема данного урока «ГМО: плохо или хорошо?» является частью тем «Еда» и «Здоровье»,  которые считаются обязательными при изучении английского языка в общеобразов...

Интегрированный урок по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Повесть М.Горького «Детство»

Разработка интегрированного урока по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Разбор и анализ повести М.Горького «Детство»....