Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» для 7 классов
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в проектной  форме в 7-м классе основной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

  1. Рабочая программа составлена на основе  примерной программы учебного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office»,  изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Программа составлена в  соответствии с:
  3. требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.);
  4. требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);  

программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

  1.           Стремительное развитие телекоммуникаций повлекло быстрое распространение цифровых услуг в обществе, и не только в сфере образования. Умение работать с клавиатурой на должном уровне и быстро адаптироватьсяк изменяющимся интерфейсам программ стало частью информационной культуры людей, значительно влияющей а первую очередь на конкурентоспособность молодёжи. Способность воспользоваться средствами ИКТ в любой ситуации обеспечивает мобильность человека и эффективное развитие его личного информационного пространства как составляющей личного портфолио.
  2.           Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в проектной  форме в 7-м классе основной школы.
  1.          Основной целью учебного курса является  интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. Информационные технологии рассматриваются в этом курсе как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.
  1. К педагогическим целям курса относится овладение информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся, связанной с решением вопросов обществоведения, естественнонаучных дисциплин, филологии и искусства.  
  1. Общая характеристика учебного курса
  2.          Курс ориентирован на учащихся основной школы, которые владеют  основами работы с компьютероми периферийными устройствами, приёмами работы с файлами (копирование, вставка, открытие/закрытие/сохранение файлов, использование мыши и т.д.)
  3. В проектах разработаны жизненно важные примеры, в которых рассмотрены этические вопросы, вопросы для формирования критического мышления; приведены многочисленные упражнения. Каждое упражнение предполагает совместную работу учащихся в команде, как правило, состоящей из четырёх человек. Интегрированные проекты позволяют развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Учащиеся самостоятельно выбирают технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы. Учащиеся создают цифровую информацию для эффективного общения; передают результаты своей работы в электронном виде с помощью различных средств; используют технические средства для облегчения работы с аудиторией.
  4. В рамках учебного курса учащимся предоставляются возможности:
  5. - использование программы OpenOffice Writer для создания и форматирования документов; создания информационных бюллетеней (в виде простых документов или документов на уровне настольных издательских систем);
  6. - сбора, анализа и управления данными для разработки отчётов и анализа результатов в программе OpenOffice Calk;
  7. - поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
  8. - создания и определения структуры презентации, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощью программы OpenOffice Impress;
  9. - использование приложения OpenOffice Base  для создания баз данных для хранения, организации и сортировки важной информации;
  10. - общения по электронной почте;
  11. - делового общения при совместном решении вопросов.
  12. Описание места учебного курса в учебном плане
  13.          Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса – проект, выполняемый группой.
  14. Основной учебный план курса «Учебные проекты с использованием Open Office» рассчитан на 1 год аудиторных занятий 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год и включает четыре блока, разработанных по методике проектно-ориентированного обучения.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
  2. Фактически личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают и описывают некоторые обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся. При использовании во внеурочной деятельности модульных курсов специально отрабатывают учебно-практические и  учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций, а также собственно навыков использования ИКТ.
  3. В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:  
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  
  • формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации анализ информации).

Вместе с тем при использовании данного учебного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мо образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Из них (количество часов)

Теория

Практика

Проект «Информационный бюллетень»

Проект «Маркетинговый план»

  1. Проект «Портфолио для успешной работы»

10ч

Проект «Грамотный покупатель»

Итого

34ч

16ч

18ч

  1. Перечень учебно-методического, материально-технического  и программного обеспечения
  2. образовательного процесса

Курс «Учебные проекты с использованием Open Office» способствует эффективному внедрению информационных технологий в образовательный процесс. Основу курса составляет детальное описание четырёх проектов, выполняемых учащимися под руководством учителя: создание информационных бюллетеней, разработка маркетингового плана, создание портфолио для успешной карьеры и приобретение опыта грамотного покупателя. Кроме этих проектов приведены описания дополнительных проектные идей, успешная реализация которых связана с формированием и развитием школьного издательства, пресс-центра, библиотечного медиацентра, школьного информационного бюро, учебной телестудии и пр.

Каждый проект выполняет команда, как правило, состоящая из четырёх человек. Учащиеся могут воспользоваться для выполнения проекта руководством «Шаг за шагом», которые содержат практические советы по использованию приложений Open Office.  

Методические указания по использованию практикумов, в том числе по разработке уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии:

  1. Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер.
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  6. Программа разработки презентаций.
  7. Браузер.

  1. Планируемые результаты изучения учебного курса

  1. Результаты изучения курса «Учебные проекты с использованием Open Office» в части формирования ИКТ-компетентности по описанным направлениям
  2. Обращение с устройствами ИКТ
  3. Выпускник научится:
  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять основные действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  • осуществлять подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • входить в информационную систему образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность:

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текст на  русском языке;
  • осуществлять редактирование и структурирование текста средствами текстового редактора;
  • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

Выпускник получит возможность:

  • создавать текст на английском языке.

Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится:

  • создавать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью.

Выпускник получит возможность:

  • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений.

Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

Выпускник научится:

  • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения, цитировать фрагменты сообщения;
  • избирательно относится к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

Выпускник получит возможность:

  • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки.

Коммуникация и социальное взаимодействие

Выпускник научится:

  • участвовать в осуждении (аудио- и видеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Выпускник получит возможность:

  • участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
  • взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок  и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник получит возможность:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Моделирование, проектирование и управление

Выпускник научится:

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

  1. Поурочное  планирование
  2. на 2014 – 2015 учебный год «Учебные проекты с использованием Open Office» 7 класс

№ п/п

Раздел

Тема

Всего часов

Дата проведения

Теория

Практика

1.

Проект «Информационный бюллетень»

Что следует публиковать в СМИ. Примеры информационных бюллетеней.

0,5

0,5

04.09.14

2.

Статьи, достойные публикации в СМИ.

0,5

0,5

11.09.14

3.

Журналистская этика и плагиат. Содержание информационного бюллетеня. Основы написания статьи.

0,5

0,5

18.09.14

4.

Интервьюирование и написание статьи. Редактирование статьи.

0,5

0,5

25.09.14

5.

Интеллектуальная собственность и авторское право. Разработка макета бюллетеня.

0,5

0,5

02.10.14

6.

Макет информационного бюллетеня.

0,5

0,5

09.10.14

Всего: 6ч

7.

Проект «Маркетинговый план»

Маркетинговое исследование и конкурентный анализ.

1

0

16.10.14

8.

Название и логотип компании.

1

23.10.14

9.

Целевой потребитель: молодёжь.

0,5

0,5

06.11.14

10.

Что такое 5 Р?

1.Товар (услуга).

0

1

13.11.14

11.

2. Упаковка.

0

1

20.11.14

12.

3. Позиционирование (место) товара на рынке.

0,5

0,5

27.11.14

13.

4. Цена.

1

0

04.12.14

14.

5. Продвижение товара.

1

0

11.12.14

15.

Убедительная презентация плана сбыта.

1

0

18.12.14

Всего: 9ч

16.

  1. Проект «Портфолио для успешной работы»

Самооценка профессиональных характеристик.

0,5

0,5

25.12.14

17.

«Идеальная» работа.

0,5

0,5

15.01.15

18.

Группы профессий.

0,5

0,5

22.01.15

19.

Детальное изучение профессии.

0,5

0,5

29.01.15

20.

Обучение и подготовка к профессии.

0,5

0,5

05.02.15

21.

Краткое введение в базу профессий.

12.02.15

22.

Что такое резюме.

1

26.02.15

23.

Составление резюме.

24.

Собеседование.

05.03.15

25.

Обзор профессии.

12.03.15

Всего: 10 ч

26.

Проект «Грамотный покупатель»

Права и обязанности покупателя.

19.03.15

27.

Составление меню недорогого и вкусного обеда.

26.03.15

28.

Типы продуктовых магазинов.

09.04.15

29.

Определение категорий продуктов и их количества.

16.04.15

30.

Анализ результатов исследования. Сравнение цены за единицу продуктов.

30.04.15

31.

Ввод данных о ценах и сведение их воедино в таблице Calk.

07.05.15

32.

Анализ данных о продуктах на основе базы данных.

14.05.15

33.

Сравнение и анализ данных команд с данными класса.

21.05.15

34.

Составление презентации на основе проведённых исследований.

28.05.15

Всего: 9 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Мир физики» 10-11 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир физики» реализует основную образовательную программу среднего образования .В программе предусмотрены возможности для раз...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Озадаченная физика» 7-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Реализация программы внеурочной деятельности «Озадаченная физика» предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение исследовательского эксперимента, сам...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Удивительная химия» 8-9 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительная химия» в рамках «Точка роста» 8-9 классы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на  реализацию  учебного курса выделено 34  учебных часов (из расчѐта 1 ч/...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧЕБНАЯ ФИРМА» по направлению - социальное , для 10 классов

Обучение основам предпринимательства и финансовой грамотности становится актуальным уже в школе. Его следует рассматривать как возможность формирования у школьников предпринимательского отношения к со...