Урок по информатике: Триггер
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Иванова Юлия Михайловна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_informatike.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по информатике: Триггер

Цели: познакомить учащихся триггером.

Задачи:

  1. Показать учащимся назначение и принцип работы триггера;
  2. Способствовать формированию логического мышления, интереса к изучаемому материалу.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • что такое триггер, его назначение и устройство.

Учащиеся должны уметь:

  • строить логическую схему триггера и объяснять принцип его работы.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изложение нового материала.

Важнейшей структурной единицей оперативной памяти компьютера, а также внутренних регистров процессора является триггер. Это устройство позволяет запоминать, хранить и считывать информацию (каждый триггер может хранить  1 бит информации).

Триггер – это электронная схема, широко применяемая в регистрах компьютера для надежного запоминания одного двоичного кода. Триггер имеет два устойчивых состояния, одно из которых соответствует двоичной единице, а другое – двоичному нулю.

Термин триггер происходит от английского слова trigger — защёлка, спусковой крючок. Для обозначения этой схемы в английском языке чаще употребляется термин flip-flop, что в переводе означает “хлопанье”. Это звукоподражательное название электронной схемы указывает на её способность почти мгновенно переходить (“перебрасываться”) из одного электрического состояния в другое и наоборот.

Самый распространённый тип триггера — так называемый RS-триггер (S и R, соответственно, от английских set — установка, и reset — сброс). Условное обозначение триггера — на рис. 1.

Рис. 1. Условное обозначение триггера

Он имеет два симметричных входа S и R и два симметричных выхода Q и , причем выходной сигнал Q является логическим отрицанием сигнала .

На каждый из двух входов S и R могут подаваться входные сигналы в виде кратковременных импульсов ( ).

Наличие импульса на входе будем считать единицей, а его отсутствие — нулем.

На рис. 2  показана реализация триггера с помощью вентилей ИЛИ—НЕ и соответствующая таблица истинности.

Реализация триггера с помощью вентилей ИЛИ—НЕ

Таблица истинности

S

R

Q

0

0

запрещено

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

хранение бита

Рис. 2. Реализация триггера с помощью вентилей ИЛИ—НЕ и соответствующая таблица истинности

Проанализируем возможные комбинации значений входов R и S триггера, используя его схему и таблицу истинности схемы ИЛИ—НЕ.

Таблица истинности схемы ИЛИ—НЕ

x

y

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

  1. Если на входы триггера подать S=“1”, R=“0”, то (независимо от состояния) на выходе Q верхнего вентиля появится “0”. После этого на входах нижнего вентиля окажется R=“0”, Q=“0” и выход станет равным “1”.
  2. Точно так же при подаче “0” на вход S и “1” на вход R на выходе появится “0”, а на Q — “1”.
  3. Если на входы R и S подана логическая “1”, то состояние Q и не меняется.
  4. Подача на оба входа R и S логического “0” может привести к неоднозначному результату, поэтому эта комбинация входных сигналов запрещена.

Поскольку один триггер может запомнить только один разряд двоичного кода, то для запоминания байта нужно 8 триггеров, для запоминания килобайта, соответственно,  триггеров. Современные микросхемы памяти содержат миллионы триггеров.

IV. Закрепление изученного материала.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое триггер? Объясните его принцип действия.
  2. Почему для RS-триггера комбинация входов S=1 и R=1 запрещена?

V. Итог урока.

Обобщить пройденный материал, оценить работу активных учеников.

VI. Домашнее задание.

Задача. Проследить по логической схеме триггера, что происходит после поступления сигнала 1 на вход R (сброс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Структура информатики". Информатика и ИКТ.10 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Урок - соревнование "Информатика? Информатика!..."

Урок рекомендуется для подведения итогов за год, определения степени и уровня освоения учащимися изученных тем и понятий, овладения навыками использования полученных знаний и терминологией по темам "К...

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...