РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 8-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ » 8-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_8-9_klass.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

02-20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено

на заседании

педагогического совета школы

протокол №____

от «____»_____2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Калюжная К.К. ________

Приказ № _______

от «____»______2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Информатика и ИКТ »

8-9 классы

                                                                     Составитель рабочей программы

      Щербакова Марина Владимировна,

                                               учитель математики

х. Индычий 2014 год.


Пояснительная записка.

  1. Статус документа.

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» составлена на основе  нормативно - правовой базы:

  • Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 – 1 (редакция от 28.02.2012 № 11 – ФЗ).
  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждённого приказом Министерства образования РФ №1089 от 5.03.2004 г).
  • Федерального базисного учебного плана (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004 г).
  • Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области (утверждённого приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 20.05.2011 № 441).
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях на 2014 – 2015 учебный год, реализующих программы общего образования (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 167 от 19.12.12 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год).
  • Программы основного общего образования по информатике для 7 – 9  классов, к комплекту учебников, созданных под руководством Угриновича Н.Д.  (Программа для основной школы: 7-9 классы/ Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 53 с.), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 1993).
  • Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области на 2014 – 2015 учебный год.  

Цель курса:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса: 

  • ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с   событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором;
  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию; обучить навыкам работы с системой программирования.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ.- Лаборатория знаний, 2010;
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Место предмета в учебном плане

        Планирование курса «Информатика и ИКТ» в основной  школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом из федерального компонента выделено 103 часа. В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе – 35 часов и в 9 классе – 68 часов.  

Содержание программы систематического курса информатики и ИКТ для основной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
          Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

       В процессе преподавания курса используется следующая типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений.

  1. Учебно – тематический план курса «Информатика и ИКТ» 8-9 класс.

Тема

Количество часов

Практические работы

Конт

роль

Всего

8 кл.

9 кл.

8 кл.

9 кл.

8 кл.

9 кл.

1

Информация и информационные процессы

8

8

 

2

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

 

5

1

3

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15  

 

15  

7

1

4

Кодирование и обработка текстовой информации 

9

7

-

5

Кодирование и обработка числовой информации

10

10 

5

1

6

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

20

20 

9

1

7

Моделирование  и формализация

10

 

10

4

1

8

Коммуникационные технологии 

17

 17  

 

8

1

9

Информационное общество

3

 

3

-

 

Повторение, резерв времени

4

3

1

-

 

ВСЕГО:

103

35

68

15

32

3

4

  1. Содержание курса «Информатика и ИКТ» 8-9 класс.

3.1. 8 класс

35 часов

Раздел 1. Информация и информационные процессы (8 ч.)

Информация в природе, обществе и технике.

Информация и информационные процессы в неживой природе.

Информация и информационные процессы в живой природе.

Человек: информация и информационные процессы.  

Информация и информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Кодирование информации.

Количество информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

Определение количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации. Количество информации».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)

Программная обработка данных на компьютере.

Устройство компьютера.

Процессор и системная плата.

Устройства ввода информации.

Устройства вывода информации.

Оперативная память.

Долговременная память.  

Файлы и файловая система.

Файл. Файловая система.

Работа с  файлами и дисками.

Программное обеспечение компьютера.  

Операционная система.  

Прикладное программное обеспечение.

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Правовая охрана  программ и данных.

Защита информации.  

Правовая охрана информации.

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5  «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6  «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

Раздел 3. Коммуникационные технологии (17 ч.)

Передача информации.

Локальные компьютерные сети.

Глобальная компьютерная сеть.

Интернет. Состав Интернета.

Адресация в Интернете.

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета.

Всемирная паутина.

Электронная почта.

Файловые архивы.

Общение в Интернете.

Мобильный Интернет.

Звук и видео в Интернете.

Поиск информации в Интернете.

Электронная коммерция в Интернете.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы.

Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.

Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10  «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие во Всемирной паутине».

Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».

        

Повторение (3 ч.)

3.2. 9 класс

68 часов

Раздел 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 ч.)        

Кодирование графической информации.        

Пространственная дискретизация.

Растровые изображения на экране монитора.

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Растровая и векторная графика.

Растровая графика. Векторная графика.

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

Работа с объектами в векторных графических редакторах.        

Редактирование изображений и рисунков.

Растровая и векторная анимация.

Кодирование и обработка звуковой информации.

Цифровое фото и  видео.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа №3 «Создание рисунков».

Практическая работа №4 «Создание GIF – анимации. Создание flash-анимации ».

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

Раздел 2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч.)        

Кодирование текстовой информации.

Создание документов в текстовых редакторах.

Ввод и редактирование документа.

Сохранение и печать документов.

Форматирование документа.        

Форматирование символов.

Форматирование абзацев.

Нумерованные и маркированные списки.

Таблицы.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа №9 «Вставка в документ формул».

Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Проверочная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

Раздел 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч.)

Кодирование числовой информации.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Электронные таблицы.

Основные параметры электронных таблиц.

Основные типы и форматы данных.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков.

Базы данных в электронных таблицах.

Представление базы данных в виде таблицы и формы.

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы:

Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов».

Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».

Раздел 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч.)

Алгоритм и его формальное исполнение.

Свойства алгоритма и его исполнители.  

Блок-схемы алгоритмов.

Выполнение алгоритмов компьютером.

Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке.

Линейный алгоритм.

Алгоритмическая структура «ветвление».  

Алгоритмическая структура «выбор».

Алгоритмическая структура «цикл».

Переменные: тип, имя, значение.

Арифметические, строковые и логические выражения.

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Практические работы:

Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа №21 «Проект «Переменные».

Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор».

Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор».        

Практическая работа №24 «Проект «Дата и время».

Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов».        

Практическая работа №26 «Проект «Отметка».        

Практическая работа №27 «Проект «Коды символов».

Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш».

Контрольная работа №3 по теме «Основы алгоритмизации и программирования».

Раздел 5. Моделирование и формализация (10 ч.)

Окружающий мир как иерархическая система.

Моделирование, формализация, визуализация.

Моделирование как метод познания.

Материальные и информационные модели.

Формализация и визуализация моделей.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей.

Приближенное решение уравнений.

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Информационные модели управления объектами.

Практические работы:

Практическая работа №29 «Проект «Бросание мячика в площадку».

Практическая работа №30 «Проект «Графическое решение уравнения».

Практическая работа №31 «Проект «Распознавание удобрений».

Практическая работа №32 «Проект «Модели систем управления».

Контрольная работа №4 по теме «Моделирование и формализация».

Раздел 6. Информатизация общества (3 ч.)

Информационное общество.

Информационная культура.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение (1 ч.) 

4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы.        

Итоговый контроль выполняется по итогам каждого раздела курса  в форме контрольных работ. В каждом классе запланированы контрольные  работы: 8 класс – 3, 9 класс – 4.

Контроль осуществляется в соответствии с критериями и нормами оценки знаний умений и навыков учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма.
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Планируемые результаты

К концу 8 класса учащиеся усвоят следующие знания:

  • роль информации в жизни людей; свойства информации; основные информационные процессы;
  • единицы измерения количества информации;
  • название и функциональное назначение различных устройств компьютера;
  • назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения;
  • сущность и разновидности компьютерных вирусов, способы их обнаружения и антивирусной защиты;
  • Закон об охране авторских прав, различие между лицензионными, условно-бесплатными и свободно-распространяемыми программами;
  • назначение и функции локальных и глобальных компьютерных  сетей;
  • принцип маршрутизации и транспортировки данных;
  • назначение и функции электронной Web - почты;
  • способы поиска информации в Интернете; назначение и принцип работы поисковых систем;
  • виды коммерческой деятельности с использованием сети Интернет;
  • технологии создания гипертекстовых документов; теги для форматирования текста;
  • назначение и роль интерактивных форм размещаемых на страницах сайта.

научатся:

  • кодировать и перекодировать информацию;
  • решать задачи на определение количества информации;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • архивировать и разархивировать информацию
  • оперировать файлами: открывать, именовать, сохранять, оценивать числовые параметры;
  • различать элементы ОС; работать с графическим интерфейсом ОС Windows, Linux;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • осуществлять настройку и подключение к Интернету;
  • настраивать браузер; искать информацию с применением правил поиска в Интернете;
  • регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения;
  • загружать файлы из Интернета, соблюдая правила антивирусной безопасности;
  • общаться в реальном времени с помощью Интернет – технологий;
  • создавать Web –страницы с помощью HTML;
  • задавать необходимые параметры форматирования текста, размещённого на Web - странице: заголовки, шрифт, размер, цвет, расположение; добавлять рисунки на Web – страницу;
  • представлять результат своей деятельности в виде Web – сайта.

К концу 9 класса учащиеся усвоят следующие знания:

  • формы представления графической информации; характеристики растрового и векторного изображения;
  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов;
  • способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма;
  • как кодируется текстовая информация в компьютере; формулу определения количества информации; различные кодировки знаков;
  • интерфейс, основные инструменты и команды текстового редактора; способы создания документов;
  • основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных;
  • типы диаграмм, основные параметры диаграмм;
  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов,  исполнитель алгоритма, система команд исполнителя,  программа;
  • ключевые слова и операторы для записи программы на языке Visual Basic;
  • основные этапы моделирования;
  • основные этапы развития общества; основные определения, связанные с информационной культурой; основные этапы развития информационных и коммуникационных технологий.

научатся:

  • создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;
  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах;
  • создавать, сохранять, печатать документы; изменять параметры страницы; форматировать символы и абзацы в документе;
  • создавать, редактировать и заполнять таблицы в текстовом редакторе;
  • пользоваться онлайн – переводчиком;
  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • строить диаграммы различного типа;
  • представлять базу данных в виде таблицы и формы, производить сортировку и поиск данных в электронных таблицах;
  • составлять блок – схемы основных алгоритмических структур; применять оператор присваивания;
  • создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу;
  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран;
  • определять результат программы по её описанию;
  • создавать простейшие модели объектов и процессов; проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей.

Учебно – методические средства обучения.

Основная литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ.- Лаборатория знаний, 2010;
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г;
  4. Программа для основной школы: 7-9 классы/ Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 53 с.

Дополнительная литература:

  1. Комплект цифровых образовательных ресурсов;
  2. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
  3. Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.

                                                                                        «Утверждаю»

                                                                    Директор школы

Калюжная К.К. _________

от «__»__________ 2014 г.

Календарно-тематическое планирование

по информатике в 8 классе

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

по пл.

по факт.

 Информация и информационные процессы (8 часов)

1

Информация. Информационные объекты. ПТБ.

1

4. 09.

2

Информационные процессы.

1

11. 09.

3

Практическая работа №1 «Перевод единиц измерения количества информации. Количество информации».

1

18. 09.

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

25. 09.

5

Определение количества информации.

1

2. 10.

6

Алфавитный подход к определению количества информации.

1

9. 10.

7

Решение задач по теме  «Количество информации».

1

16. 10.

8

Обобщение темы «Количество информации». Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».

1

23. 10.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

 (7 час.)

9

Устройство компьютера.

1

30. 10.

10

Файлы и файловая система. Практическая работа № 3  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».

1

13. 11.

11

Программное обеспечение компьютера. Практическая работа № 5  «Определение разрешающей способности мыши».

1

20. 11.

12

Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа № 6  «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

1

27. 11.

13

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

4. 12.

14

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

11. 12.

15

Обобщение темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». Контрольная работа.

1

18. 12.

Коммуникационные технологии (17 часов)

16

Передача информации.

1

25. 12.

17

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8  «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

1

15. 01.

18  

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».

1

22. 01.

19

Практическая работа № 10  «География Интернета».

1

29. 01.

20

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во Всемирной паутине».

1

5. 02.

21

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web-почтой».

1

12. 02.

22

Файловые архивы. Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».

1

19. 02.

23

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

26. 02.

24

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».

1

5. 03.

25

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1

12. 03.

26

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

19 03.

27

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

2. 04.

27 – 31

Практическая работа  №15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

4

9. 04.

16. 04.

23. 04.

30. 04.

32

Обобщение темы  «Коммуникационные технологии». Контрольная работа.

1

7. 05.

33 – 35

Резервное время.

3

14. 05.

21. 05.

28. 05.

                                                                                        «Утверждаю»

                                                                    Директор школы

Калюжная К.К. _________

от «__»__________ 2014 г.

Календарно-тематическое планирование

по информатике в 9 классе

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

по пл.

по факт.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 час.)

1

ТБ в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

4. 09.

2

Растровый графический редактор.

1

6. 09.

3

Векторный графический редактор.

1

11. 09.

4

Устройство ввода графических изображений. Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

1

13. 09.

5

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

1

18. 09.

6

Практическая работа №3 «Создание рисунков».

1

20. 09.

7

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. 

1

25. 09.

8

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа №4   «Создание GIF - анимации».

1

27. 09.

9

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа №4 «Создание flash-анимации».

1

2. 10.

10

Кодирование и обработка звуковой информации.

1

4. 10.

11

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».

1

9. 10.

12

Цифровое фото и видео. Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

1

11. 10.

13

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

1

16. 10.

14

Решение задач по теме «Кодирование графической информации».

1

18. 10.

15

Обобщение темы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».Контрольная работа.

1

23. 10.

Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)

16

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

1

25. 10.

17

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

1

30. 10.

18

Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул».

1

1. 11.

19

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев».

1

13. 11.

20

Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков».

1

15. 11.

21

Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

20. 11.

22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

22. 11.

23

Системы оптического распознавания документа.  Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1

27. 11.

24

Обобщение темы  «Кодирование и обработка текстовой информации». Проверочная работа.

1

29. 11.

Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

25

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

4. 12.

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

6. 12.

27

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

11. 12.

28

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

13. 12.

29

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

18. 12.

30

Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

20. 12.

31

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов».

1

25. 12.

32

Базы данных в электронных таблицах.

1

27. 12.

33

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

1

15. 01.

34

Обобщение темы «Кодирование и обработка числовой информации». Контрольная работа.

1

17. 01.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)

35

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

1

22. 01.

36

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

1

24. 01.

37 – 38

Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

2

29. 01.

31. 01.

39

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

1

5. 02.

40

Алгоритмическая структура «цикл».

1

7. 02.

41

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

1

12. 02.

42

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

14. 02.

43

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

1

19. 02.

44

Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

21. 02.

45

Практическая работа №21 «Проект «Переменные».

1

26. 02.

46

Практическая работа №22  «Проект «Калькулятор». Практическая работа №23 «Проект «Строковый калькулятор».        

1

28. 02.

47

Практическая работа №24  «Проект «Дата и время».

1

5. 03.

48 – 50

Графические возможности Basic.

3

7. 03.

12. 03.

14. 03.

51

Практическая работа №25 «Проект «Сравнение кодов символов».        Практическая работа №26 «Проект «Отметка».        

1

19. 03.

52

Практическая работа №27 «Проект «Коды символов».

1

21. 03.

53

Практическая работа №28 «Проект «Слово-перевертыш».

1

2. 04.

54

Обобщение темы «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». Контрольная работа.

1

4. 04.

Моделирование и формализация (10 часов)

55

Окружающий мир как иерархическая система.

1

9. 04.

56

Моделирование как метод познания. Практическая работа №29 «Проект «Бросание мячика в площадку».

1

11. 04.

57

Материальные и информационные модели.

1

16. 04.

58

Формализация и визуализация моделей.

1

18. 04.

59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

23. 04.

60

Построение и исследование физических моделей.

1

25. 04.

61

Приближенное решение уравнений. Практическая работа №30 «Проект «Графическое решение уравнения».

1

30. 04.

62

Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №31 «Проект «Распознавание удобрений».

1

2. 05.

63

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №32  «Модели систем управления».

1

7. 05.

64

Обобщение темы «Моделирование и формализация». Контрольная работа.

1

14. 05.

Информационное общество (3 часа)

65

Информационное общество.

1

16. 05.

66

Информационная культура.

1

21. 05.

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1

23. 05.

68

Резервное время.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ 8-9 класс

Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования.Настоящая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разрабо...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 8-9 класс

По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый курс" /И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова/...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 10-11 класс

По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый уровен" /И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер/...

рабочая программа "ИНФОРМАТИКА и ИКТ 10- 12 класс"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно- тематического планирования....

Рабочая программа Информатика и ИКТ 10-11 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 - 11 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу М...

Рабочая программа ""Информатика и ИКТ 10-11 класс"

Рабочая программа "Информатика и ИКТ 10-11 класс"  разработана на основе авторской программы Семакина. Рассчитана на 70 часов (10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 1 час в недеелю). Соответствуе...

Рабочая программа ""Информатика и ИКТ 10-11 класс"

Рабочая программа "Информатика и ИКТ 10-11 класс"  разработана на основе авторской программы Семакина. Рассчитана на 70 часов (10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 1 час в недеелю). Соответствуе...