Открытый бинарный урок Построения в СКЧ КОМПАС
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс) на тему

Пугачeва Ольга Васильевна

Построения в системе компьютерного черчения КОМПАС - открытый урок, проведенный в 7 классе. 

Работа на уроке включала этапы решения геометрических задач с помощью компьютерной программы КОМПАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompas_otkr_urok.doc532.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Яснинская СОШ № 2

 Задачи на построение. СКЧ КОМПАС

 Бинарный урок по информатике/геометрии]

 Учитель Пугачёва О.В.


Бинарный урок по информатике/геометрии

Решение задач по теме: «Задачи на построение. СКЧ КОМПАС»

         Авторы: Пугачёва Ольга Васильевна

учитель информатики, I  квалификационная категория

Муниципальное общеобразовательное учреждение Яснинская  СОШ №2

ст. Ясная  ул Нагорная , 22

Задачи  урока (геометрия):

  • Повторение простейших  задач на построение.
  • Развитие навыков выполнения построений с использованием линейки, карандаша и циркуля.
  • Совершенствование навыков оформления задач по геометрии.         
  • Повышение мотивации учащихся за счёт интеграции с другими предметами.

Задачи  урока (информатика):

  • Отработка навыков выполнения построений в СКЧ «Компас».
  • Развитие алгоритмического мышления, умений действовать по предложенному алгоритму.
  • Развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую.
  • Повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами.

Компетенции, формируемые на уроке:

  • Образовательная компетенция.
  • Информационно-технологическая компетенция: умение пользоваться современными компьютерными технологиями.
  • Информационная компетенция: использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности, структурировать имеющуюся информацию и представлять её в различных формах и на различных носителях.

Тип урока:  урок повторения знаний, практическая работа.

Материальное обеспечение:

- компьютеры с ОС MS Windows;

- система компьютерного черчения «Компас»;

- проектор;

- Геометрия: учебник  для 7-11 класса общеобразовательных учреждений;

- Информатика: учебник для 7 класса/Н.Д. Угринович – 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007;

- рабочие тетради;

- инструменты для выполнения построений: линейка, циркуль, карандаш.

Этапы урока:

  • Проверка домашнего задания.
  • Изучение нового материала.
  • Решение задач на построение с использованием карандаша, линейки и циркуля.
  • Практическая работа «Выполнение построений с использованием СКЧ «Компас».
  • Подведение итогов урока.
  • Инструктаж по домашнему заданию.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

-  что такое СКЧ;

- для чего нужны СКЧ;

- способы построения графических примитивов в СКЧ «Компас»;

2. Повторение изученного материала (что такое задачи на построение). Вопрос: какие задачи рассматривают в данной теме?

Предполагаемый ответ: В задачах на построение идёт речь о построении геометрической фигуры с помощью данных чертёжных инструментов. Такими инструментами чаще всего являются линейка и циркуль. Решение задачи состоит не только в построении фигуры, сколько в решении вопроса о том, как это сделать, и соответствующем доказательстве. Задача считается решённой, если указан способ построения фигуры и доказано, что в результате выполнения указанных построений действительно получается фигура с требуемыми свойствами.

С помощью линейки как инструмента геометрических построений можно провести произвольную прямую; произвольную прямую, проходящую через данную точку; прямую, проходящую через две данные точки. Никаких других операций выполнять линейкой нельзя. В частности, нельзя откладывать линейкой отрезки, даже если на ней имеются деления.

Циркуль как инструмент геометрических построений позволяет описать из данного центра окружность данного радиуса. В частности, циркулем можно отложить данный отрезок на данной прямой от данной точки.

Вспомним простейшие задачи на построение.

3. Решение задач на построение с использованием карандаша, линейки и циркуля (фронтальная форма работы, индивидуальная)

Стр. 71 п. 44 «Построение биссектрисы данного угла» задача 5.2

(ученик выполняет построения, по ходу записывая и комментируя решение задачи)

Дано: угол ВАС

Построить: Биссектрису угла ВАС

Решение:

Проведём произвольную окружность с центром в т.А и произвольным радиусом.

Пусть В и С – точки пересечения окружности со сторонами угла А.

Проведём окружность с центром в т О и радиусом АВ.

В1 – точка пересечения окружности с лучом ОМ.

Опишем окружность с центром в т В1 и радиусом ВС.

С1 – точка пересечения построенных окружностей.

Доказательство:

АВ=ОВ1 – по построению

АС= ОС1 – по построению

ВС=В1С1 – по построению

треугольники  АВС и В1ОС1 равны по трём сторонам, следовательно угол А=углу О как соответствующие углы треугольника.

Построение выполнено, давайте эту же задачу решим с помощью СКЧ «Компас».

(учащиеся  садятся за компьютеры)

4.  Выполнение построений в СКЧ «Компас» (индивидуальная форма)

Практическая работа №15 (задание 15.5) «Построение биссектрисы неразвёрнутого  угла»

Аппаратное и программное обеспечение: компьютер с ОС Windows, СКЧ «Компас».

Цель работы: с помощью СКЧ научиться выполнять геометрические построения, которые рекомендуется проводить в курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.

Задание: построить биссектрису данного угла.

Выполнение работы:

Начертим геометрический объект, заданный условием задачи: произвольный угол А.

Введём обозначение точек на чертеже с помощью панели Размеры и технологические обозначения. Щёлкнуть на кнопке Ввод текста и последовательно ввести обозначения угла.

Построим окружность произвольного радиуса с центром в вершине угла А, которая пересечёт стороны угла в точках В и С.

Выбрать инструмент Ввод окружности и построить окружность с центром в точке А (с использованием автоматического ввода). Обозначить точки пересечения окружности со сторонами угла буквами В и С.

Построим  две окружности радиуса ВС с центрами  в точках В и С, точку пересечения которых обозначим Е. Луч АЕ – биссектриса данного угла А.

Сохраните файл с построениями в личной папке под именем Практическая 1. (построения можно выполнять параллельно с учителем – работа учителя проецируется с помощью проектора на доску, либо можно дать на самостоятельную работу)

5. Практическая работа №15 (задание 15.4) «Построение перпендикуляра к прямой»

стр. 146 – 147  ( при наличии свободного времени)

Подведение итогов урока.

Итак, ребята, Чему вы сегодня научились на уроке и что узнали нового?

(при подведении итогов урока учащиеся должны прийти к следующему выводу:

мы познакомились с одной из простейших задач на построение, выполнили эти построения с помощью чертёжных инструментов и СКЧ «Компас», отработали навыки работы по предложенному алгоритму. А так же мы увидели, как перекликаются и связаны такие предметы как математика и информатика)

Инструктаж по домашнему заданию.

- стр. 70 п.42 учебник геометрии – изучить;

- стр. 70 п. 43 задача 5.1, 5.2, 5.3 выполнить построения в тетради.

- стр. 144 – 149 учебник информатики – разобраться в выполнении заданий 15.2, 15.3, 15.4, 15.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок

Цель данного урока - определить понятия, формирующие образную сферу музыкального произведения. Сформировать правильное слуховое представление в работе над аппликатурой и образным содержанием произведе...

Открытый бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Р.Толкиена "Властелин колец"

Открытый  бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Толкиена "Властелин колец"...

Конспект бинарного урока "Построение чертежа наволочки в натуральную величину"

Конспект бинарного урока (трудовое обучение + математика) по теме "Построение чертежа наволочки в натуральную величину" 5 класс....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...

Открытый бинарный урок по английскому языку и ИТПД "Прием на работу"

Тема занятия: Прием на работуВид занятия: практическое занятиеТип занятия: урок – обобщение Цели: Образовательные:- развитие умений использовать иностранный язык как инструмент общения по пройден...

План открытого бинарного урока

Тема урока: итоговое занятие по курсу «Бухгалтерский учет»Группа  № 113Профессия «Бухгалтер»Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (контрольно-проверочный), совмещенный (бинарный) урок...