ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Бондарь Валентина Михайловна

Урок по теме «Генеалогический метод изучения генетики человека», практическая работа «Составление схем родословных». Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирования, распечатывания и представления в Интернете больших генеалогических деревьев, которые являются сетевыми моделями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока270 КБ
Office presentation icon Презентация1.74 МБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ИНФОРМАТИКА И БИОЛОГИЯ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ РОДОСЛОВНЫХ.

Бондарь В.М., Анучкина Н.В.

п. Томаровка

Задачи урока:

  • Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека
  • Дополнить знания о генеалогическом методе изучения генетики человека
  • Сформировать и закрепить умения составлять схемы родословных, используя компьютер, как инструмент для обработки информации
  • Продолжить обучение применению исследовательских знаний в практической деятельности
  • Воспитывать заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности с использованием Интернет ресурсов

1. Организационный момент:

Учитель информатики:

Тема нашего сегодняшнего урока «Генеалогический метод изучения генетики человека» и вас ждет практическая работа «Составление схем родословных»

2. Актуализация знаний по биологии:

Учитель биологии:

Вспомните, какие методы используют для изучения генетики человека? Дайте каждому методу краткую характеристику.

(ответы учащихся:

Близнецовый метод -

  • Изучение развития признаков у близнецов
  • Определение роли генотипа в наследовании признаков
  • Оценка влияния воспитания и обучения на развитие человека

Биохимический метод –

  • Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость)
  • Изучение причин изменения активности определенных ферментов

Онтогенетический метод –

  • Изучение развития нормальных и патологических признаков в ходе онтогенеза

Генеалогический метод –

  • Выяснение родственных связей
  • Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных)

Учитель биологии:

Сегодня мы подробнее изучим генеалогический метод изучения генетики человека.

Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их доминантность или рецессивность, аутосомность или сцепленность наследования с полом, а также моногенность или полигенность наследуемых признаков.

Именно генеалогическим методом доказано наследование сахарного диабета, шизофрении, гемофилии.

Этот метод используют и для консультировании молодых семей.

Все вы знаете о наследовании гемофилии в самой известной европейской семье, семье Николая II.

Мутация, возможно, произошла в генотипе европейской бабушки королевы Виктории. Рецессивный ген, связанный с Х-хромосомой и стал причиной страшной болезни цецаревича Алексея.

О закономерностях передачи из поколения в поколение рецессивного гена можно проследить по генеалогическому древу.

Именно исследование родословной позволяет выявить аутосомно- рецессивный (фенилкетонурия) и аутосомно- доминантный (короткопалость)  типы наследования  признаков.

При составлении родословной используют определенные символы:

 

Учитель информатики:

3. Объяснение нового материала

Программа генеалогическое древо семьи является сетевой базой данных, так как потомки (объекты нижележащего уровня) имеют всегда более одного предка (объекта вышестоящего уровня).

Программа GenoPro (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирования, распечатывания и представления в Интернете больших генеалогических деревьев, которые являются сетевыми моделями. Особенностью программы является легкость, с которой можно создавать очень сложные родословные, включающие иллюстративные материалы и различные комментарии. Живая Родословная позволяет организовать проектную деятельность учащихся на разных ступенях школы и в рамках различных предметных областей.

Создание сетевой базы данных «Генеалогическое древо семьи»

Создадим сетевую базу данных «Генеалогическое древо семьи» в программе GenoPro (Живая Родословная).

1.  Запустить программу GenoPro (Живая Родословная) командой [Программы-Живая Родословная].

2.  В появившемся диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т. е. воспользоваться кнопками (Новый мужчина) или (Новая женщина).

С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей.

4.  Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек.

5.  Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи дважды кликнув на его знаке. В появившемся диалоговом окне ввести сведения о родственнике.

Памятка 1. Правила составления родословных.

  1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
  2. Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
  3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
  4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
  5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и  их супругов, соединив их степени родства.
  6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
  7. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
  8. Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
  9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).
  10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
  11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

4. Выполнение практической работы «Составление схем родословных»

Работу, на основе своей семьи,  выполняет 1 группа. 2 группа решает задачи (4 варианта) и составляет родословную на основе данных задачи.

Задача для первой группы (решается на интерактивной доске):

В браке женщины с нормальным зрением, братья которой были дальтоники, и мужчины с нормальным зрением, отец которого страдал дальтонизмом, родились три дочери с нормальным зрением и два сына дальтоника. Установите генотипы родителей и их детей.

5. Домашнее задание:

  • Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
  • Повторить тему «Методы изучения генетики человека»

Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников:  

  • Д.И. Менделеев
  • С. Ковалевская
  • К. А. Тимирязев
  • С. Есенин
  • Д. А. Медведев
  • В. Зайцев
  • А. Пугачева
  • Н. Миклухо – Маклай
  • Петр Первый

✹✹✹ Составленные родословные знаменитых соотечественников можно использовать для работы и на других уроках школьного курса.


Отчетный лист:                                                                                                               1 группа

ФИ_____________________ дата выполнения работы___________

Интегрированный урок. Информатика и биология.

Тема урока: Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.

Методы изучения генетики:

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________
  4. ___________________
  5. ___________________

Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их  _____________________ или рецессивность,  _____________________ или сцепленность наследования с полом, а также моногенность или ____________________ наследуемых признаков.

Составление родословной своей семьи (три поколения)

Решите задачу:

В браке женщины с нормальным зрением, братья которой были дальтоники, и мужчины с нормальным зрением, отец которого страдал дальтонизмом, родились три дочери с нормальным зрением и два сына дальтоника. Установите генотипы родителей и их детей.

Домашнее задание:

  • Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
  • Повторить тему «Методы изучения генетики человека»
  • Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников.

!!! Запишите свое мнение о таком варианте проведения урока

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Отчетный лист:                                                                                                               2 группа В1

ФИ_____________________ дата выполнения работы___________

Интегрированный урок. Информатика и биология.

Тема урока: Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.

Методы изучения генетики:

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________
  4. ___________________
  5. ___________________

Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их  _____________________ или рецессивность,  _____________________ или сцепленность наследования с полом, а также моногенность или ____________________ наследуемых признаков.

Решите задачу и составьте (!используя компьютерную программу) родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

 

Домашнее задание:

  • Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
  • Повторить тему «Методы изучения генетики человека»
  • Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников.

!!! Запишите свое мнение о таком варианте проведения урока

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Отчетный лист:                                                                                                               2 группа В2

ФИ_____________________ дата выполнения работы___________

Интегрированный урок. Информатика и биология.

Тема урока: Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.

Методы изучения генетики:

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________
  4. ___________________
  5. ___________________

Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их  _____________________ или рецессивность,  _____________________ или сцепленность наследования с полом, а также моногенность или ____________________ наследуемых признаков.

Решите задачу и составьте (!используя компьютерную программу) родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

 

Домашнее задание:

  • Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
  • Повторить тему «Методы изучения генетики человека»
  • Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников.

!!! Запишите свое мнение о таком варианте проведения урока

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Отчетный лист:                                                                                                               2 группа В3

ФИ_____________________ дата выполнения работы___________

Интегрированный урок. Информатика и биология.

Тема урока: Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.

Методы изучения генетики:

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________
  4. ___________________
  5. ___________________

Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их  _____________________ или рецессивность,  _____________________ или сцепленность наследования с полом, а также моногенность или ____________________ наследуемых признаков.

Решите задачу и составьте (!используя компьютерную программу) родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

 

Домашнее задание:

  • Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
  • Повторить тему «Методы изучения генетики человека»
  • Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников.

!!! Запишите свое мнение о таком варианте проведения урока

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Отчетный лист:                                                                                                               2 группа В4

ФИ_____________________ дата выполнения работы___________

Интегрированный урок. Информатика и биология.

Тема урока: Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных.

Методы изучения генетики:

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________
  4. ___________________
  5. ___________________

Генеалогический метод позволяет определить типы наследования признаков, их  _____________________ или рецессивность,  _____________________ или сцепленность наследования с полом, а также моногенность или ____________________ наследуемых признаков.

Решите задачу и составьте (!используя компьютерную программу) родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

 

Домашнее задание:

  • Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной
  • Повторить тему «Методы изучения генетики человека»
  • Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников.

!!! Запишите свое мнение о таком варианте проведения урока

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных. Интегрированный урок биология – информатика

Слайд 2

Задачи урока Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека Дополнить знания о генеалогическом методе Сформировать умения составлять схемы родословных Продолжить обучение применению исследовательских знаний в практической деятельности Развивать умение грамотно использовать компьютер и Интернет, как инструмент для поиска и обработки информации Воспитывать заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности

Слайд 3

Методы изучения наследственности человека Близнецовый метод Биохимический метод Онтогенетический метод Цитогенетический метод Генеалогический метод

Слайд 4

Близнецовый метод Изучение развития признаков у близнецов Определение роли генотипа в наследовании признаков Оценка влияния воспитания и обучения на развитие человека

Слайд 5

Биохимический метод Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость) Изучение причин изменения активности определенных ферментов

Слайд 6

Онтогенетический метод Изучение развития нормальных и патоло-гических признаков в ходе онтогенеза

Слайд 7

Цитогенетический метод Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей Диагностика ряда наследственных заболеваний, связанных с хромосомными изменениями

Слайд 8

Генеалогический метод Выяснение родственных связей Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных

Слайд 9

Генеалогический метод изучения генетики человека. Практическая работа: Составление схем родословных. Интегрированный урок, 10 класс Биология – информатика 2010 год

Слайд 10

Генеалогический метод Тип наследования признаков Доминантный Рецессивный Сцепленный с полом Аутосомный Моногенность (полигенность) признака

Слайд 11

Генеалогическим методом доказано наследование сахарного диабета, шизофрении, гемофилии. Диагностика → консультирование → профилактика

Слайд 12

бабушка Европы

Слайд 13

Виктория Альберт Алиса Гессенская Александра Алексей Николай II 1901

Слайд 14

Основные обозначения при составлении родословных Мужчина Женщина Пол не выяснен Носитель признака Умер рано Брак Родственный брак Родители Дети

Слайд 15

Аутосомно- рецессивный (фенилкетонурия) и аутосомно- доминантный (короткопалость) типы наследования признаков

Слайд 16

Практическая работа: Составление схем родословных

Слайд 17

Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno Pro (Живая Родословная). Запустить программу Geno Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная]. В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина). С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей. 4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек. 5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке. В появившемся диалоговом окне ввести сведения о родственниках.

Слайд 18

Памятка 1. Правила составления родословных. Каждое поколение находится на своей горизонтали. Составление родословной начинают с пробанда. Рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения. Выше линии пробанда укажите родителей. На линии родителей изобразите символы родственников и их супругов. На линии пробанда укажите его братьев и сестер. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек. Символы детей расположите на линии ниже пробанда. Покажите носителей признака. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. !!! Если в семье несколько наследственных признаков, не связанных между собой, составляйте родословную отдельно.

Слайд 19

Создание сетевой базы данных «Генеа-логическое древо семьи» в программе Geno Pro (Живая Родословная). Запустить программу Geno Pro (Живая Родословная) командой [Программы - Живая Родословная]. В диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя, т.е, (Новый мужчина) или (Новая женщина). С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей. 4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, т. е. дедушек и бабушек. 5. Поочередно заполнить данные о всех родственниках в генеалогическом древе семьи, дважды кликнув на его знаке. В появившемся диалоговом окне ввести сведения о родственниках.

Слайд 20

В браке женщины с нормальным зрением, братья которой были дальтоники, и мужчины с нормальным зрением, отец которого страдал дальтонизмом, родились три дочери с нормальным зрением и два сына дальтоника. Установите генотипы родителей и их детей. P F F 1 2

Слайд 21

Может ли талант наследоваться?

Слайд 22

Домашнее задание: Используя ресурсы Интернет составьте родословную наших соотечественников: Д.И. Менделеев С. Ковалевская К. А. Тимирязев С. Есенин Д. А. Медведев В. Зайцев А. Пугачева Н. Миклухо – Маклай Петр Первый

Слайд 23

Дополнительное домашнее задание по информатике и биологии: Уточнить данные для составления более полной версии своей родословной Повторить тему «Методы изучения генетики человека»

Слайд 24

В медико-генетическую консультацию обратилась женщина с просьбой, определить вероятность рождения детей, страдающих альбинизмом. Она здорова, но в ее семье встречались случаи альбинизма, муж альбинос. Болезнь наследуется как аутосомный рецессивный признак.

Слайд 25

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

Слайд 26

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем буду-щих детей. Их тревога объясняется тем, что в их семьях имеются случаи рождения детей с шестью пальцами. У жены – шестипа-лость, муж - здоров. Полидактилия (шестипалость) у человека определяется доминантными аллелями аутосомных генов.

Слайд 27

Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения генетики человека

Методическая разработка по биологии для использования в 10 классе, включающая в себя: конспект урока, мультимедийную презентацию к уроку, разноуровненвые тесты по пройденному материалу, карточки задан...

Презентация к уроку "Методы изучения генетики человека"

Интерес, проявляемый учеными к наслед­ственности человека, не случаен. В последние десятилетия человече­ство тесно соприкасается с чуждыми для него химическими вещест­вами. Число таких веществ, примен...

Методы изучения генетики человека , типы наследования, решение задач на родословные. (Подготовка к ЕГЭ).

Учащиеся часто испытывают трудности при решениии задач на родословные в заданиях второй части ЕГЭ по биологии, данная разработка напрвлена на устранение пробелов по данной теме и подробно объясняет ти...

Практическая работа: Составление схем круговорота химических элементов в биосфере.

Практическая работа составлена в 2 х вариантах.Предлагается учащимся в 9-11 классах, после изучения темы: Роль живых организмов в биосфере.Ребята, закрепляют полученные теоретические сведения, работаю...

Презентация к уроку биологии "Методы исследования генетики человека"

Презентация к уроку биологии "Методы исследования генетики человека"...

Урок информатики по теме: "Текстовые редакторы и текстовые процессоры" (практическая работа)

Цель: Ознакомить с такими представителями прикладного ПО как текстовые редакторы.Урок №13...

Урок информатики в 9 классе по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»

Урок информатики по теме "Оператор ветвления. Практическая работа №10 «Разработка программ с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений»...