Технологическая карта урока "Основные объекты текстового документа. Ввод текста." 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Методическая разработка урока по теме:"Основные объекты текстового документа. Ввод текста." для учащихся 5 класса к учебнику Л.Л Босова "Информатика" 5 класс ФГОС.

В разработке использованы материалы из электронного приложения к учебнику "Информатика" для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

В 5 классе по теме: «Основные объекты текстового документа. Ввод текста».

Учителя информатики Андрющенко О.В.

МКОУ «СОШ № 6» города Черкесска КЧР.

Урок № 1 1

Класс: 5

Тема: Текстовая информация.

Тема урока:        «Основные объекты текстового документа. Ввод текста».

Цель:        

 Образовательная: 

1) дать учащимся представление об основных объектах текстового документа;

2) закрепить представления о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах.

3) напомнить учащимся основные правила ввода текста;

4) актуализировать имеющиеся навыки создания и сохранения текстовых

документов, открытия ранее созданных документов и внесения в них

изменений.

Развивающая: 

развитие внимательности, зрительной и двигательной координации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • понятие о документе, об основных объектах текстового  документа;
  • знание основных правил ввода текста;
  • умение создавать несложные текстовые документы на родном языке;
  • умение сохранять текстовые документы.

Метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения,  строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • развитие  ИКТ-компетентности;
  • умение осознанно строить

речевое высказывание в письменной форме;

Личностные: 

  • формирование чувства личной ответственности за качество окружающей информационной      

среды;

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • текстовый документ;
  • объекты текстового документа:
  • символ;
  • слово;
  • строка;
  • абзац;
  • фрагмент.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер  учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

  • 1) презентация  «Основные объекты текстового документа. Ввод текста».
  • 2) плакат «Подготовка текстовых документов».

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. анимация «Приемы работы с текстом». (По времени первые 2 мин. 30 сек.)

http://sc.edu.ru/catalog/res/57ceff30-a44d-44c9-ad03-8b1c89b60b59/?interface=catalog

  1. упражнение «Диктант»http://sc.edu.ru/catalog/res/4d3b537d-a96c-4d24-82e3-d5db077255f9/?interface=catalog
  2. презентации «Текст и современность», «Текстовая информация». 

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

1. Организация начала урока.

Создание благоприятной обстановки на уроке.

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества в коллективе.

Личностные:  психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.

1. Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Постановка проблемы.

Учитель задает вопросы

  1. Что такое информация?
  2.  Какие формы представления информации вы знаете?
  3. Расскажите о текстовой форме представления информации. 

(У доски ученик класса рассказывает о текстовой информации, в сопровождении презентации «Текст и современность» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

  1. С какой целью вы создаёте тексты?
  2. Приведите примеры текстов, различающихся по размеру, по оформлению, по назначению.
  3. Какие изменения в процесс создания текста внес компьютер?  
  4. Назовите различия между текстовыми редакторами и текстовыми процессорами.
  5. А сейчас посмотрим  анимацию.

http://sc.edu.ru/catalog/res/57ceff30-a44d-44c9-ad03-8b1c89b60b59/?interface=catalog

Итак, ребята, о чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель мы наметим?

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные:

умение слушать собеседника, умение высказывать и аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных понятий.

2. Усвоение новых знаний.

Поиск решения учебной задачи.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. 

Объяснение материала сопровождается презентацией «Текстовая информация» до 11 слайда.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php

После введения понятия документа  ученикам сообщается, что его

подготовка на компьютере состоит из нескольких этапов, и подробно рассматривается

первый этап – ввод текста. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor5/posters/5-8-1-podgoto  vka-tekstovyh-dokumentov.jpg

Рассказывает о программных средствах, предназначенных для обработки текстовой информации,  на большом экране демонстрирует окно приложения WordPad, рассказываеь о назначении кнопок на панели инструментов, показывает, как открываются и

сохраняются текстовые документы.

Далее учитель напоминает учащимся основные правила ввода текста.

Познавательные:

Извлечение новой  информации из излагаемого материала.

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, умение самостоятельно добывать знания.

Коммуникативные:

 Развитие правильно речи;  ализируют,  аргументируют свою точку зрения;

 рефлексия своих действий.

3. Первичная проверка понимания изученного.

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Выполнение упражнения № 105, №106 в рабочей тетради.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

формирование умений  систематизации полученных знани.

4Динамическая пауза        

Эмоциональная разрядка

Предлагает комплекс упражнении для глаз.

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления.

5.         Компьютерный практикум.

Первичный контроль  за правильностью выполнения способа действия.

 Выявление качества и уровня усвоения знаний,  выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 Организует выполнение практической работы  № 5. (Учебник Информатика ФГОС  Л.Л Босова 5 класс)

Контролирует выполнение работы обучающимися.

Личностные:

формирование навыков ввода текста в текстовом редакторе;

формирование умений  сохранять созданные документы. Осуществляют самоконтроль.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

6.         Итоги урока, рефлексия

Анализ работы  класса. Дать объективную оценку работы отдельных учащихся.

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.

7. Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§8 стр. 56 - 59; РТ: №111, №103.

упражнение «Диктант»http://sc.edu.ru/catalog/res/4d3b537d-a96c-4d24-82e3-d5db077255f9/?interface=catalog

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

Ресурсное обеспечение урока.

Литература основная и дополнительная для учителя

1.        Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.        Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.        Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

4.        Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5.        Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

6.        Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Литература основная и дополнительная для учащихся

1.        Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.        Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3.        Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

4.        Медиаресурсы

        Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

        Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и уче¬ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

Оборудование

        Персональный компьютер ; устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

        Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди¬видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи¬вания всего класса.

        Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк¬ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программное обеспечение

1.        Операционная система.

2.        Файловый менеджер.

3.        Антивирусная программа.

4.        Программа-архиватор.

5.        Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

6.        Браузер.

Дидактический материал.

Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Технологическая карта урока. 6 класс. УМК Босова Л. ФГОС. Системы объектов. Состав и структура системы.Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...

Урок на тему "Основные объекты текстового документа. Ввод текста"

Знакомство с различными текстовыми документами.Ввод текста на компьютере. Использование клавиш при вводе текста.Создание и сохранение текстовых файлов....

Урок в МЭШ.Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Урок в МЭШ. Основные объекты текстового документа. Вводтекста....

презентация к уроку Основные объекты текстового документа. Ввод текста"Вводим текст"

Презентация к уроку №11 Основные объекты текстового документа. Ввод текста"Вводим текст"...

5 класс. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА. ВВОД ТЕКСТА

5 класс. Тема: "ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА. ВВОД ТЕКСТА". Разработка для открытого урока. В архиве презентации, рисунок, технологическая карта, задание для компьютерного практикум...

Урок информатики 5 класс «Основные объекты текстового документа. Ввод текста»

Урок информатики 5 класс «Основные объекты текстового документа. Ввод текста»Предмет: ИнформатикаКласс: 5Дата:17.10.2019 г.  Цель: Формирование представления у учащихся об  основ...