«Деятельностный подход в обучении информатике и ИКТ на проблемной основе»
статья по информатике и икт на тему

Бобешко Екатерина Викторовна

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.   

Школьный предметный курс «Информатика»  возможно рассматривать как условие для реализации деятельностного подхода в учебной деятельности обучающихся, так как его педагогические функции направлены на решение таких задач общего образования, как:

-       формирование основ современного научного мировоззрения;

-       развитие мышления;

-       подготовка школьников к практической деятельности,  труду и продолжению образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazov.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Щучинская средняя общеобразовательная школа"

Эртильского муниципального района

Воронежской области

Тема самообразования:

«Деятельностный подход в обучении информатике и  ИКТ

на проблемной основе»

Учитель информатики и ИКТ

Бобешко Екатерина Викторовна

с.Щучье

  1. Введение. Актуальность темы «Деятельностный подход в обучении информатике и  ИКТ».
  2. Педагогическая литература об организации деятельностного подхода при обучении.
  3. Деятельностный поход в обучении информатике.
  1. Учебный курс «Информатика», как условие для реализации деятельностного подхода
  2. Цели, задачи, структура учебного курса.

I.Введение. Актуальность темы «Деятельностный подход в обучении информатике и ИКТ»

«Школа не должна научить на всю жизнь,

                                            школа должна научить учиться всю жизнь».

                                                                                Восточная мудрость

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.        

Главной идеей образования в последние  годы  становится идея формирования   ключевых   компетенций,  формирования   системы  критериев, характеризующих не просто умения,  а умения,  проявляемые в конкретных жизненных   ситуациях.   В   информационном   обществе   полученные   знания имеют   тенденцию  к  потере   важности  в  пользу   способностей приобретать новые   знания.   Информационная   функция   образования   перестает   быть приоритетной,   определяющей   становится   функция   развития   человека, подготовки   его   к   пониманию   новых   ситуаций,   к   выработке   стратегии нешаблонных действий,  способности к перестройке собственных способов работы.   Такая   расстановка   акцентов   в   функциях   образования   требует изменения  подхода в обучении.

По результатам многих опросов выявлено, что 73,2% учащихся предпочитают активные формы обучения, при этом только 32,5% готовы работать самостоятельно, хотят работать в группах 35,2%, больший интерес вызывает практическая работа на уроке только у 22,5%, хотя сформирован интерес к изучению предмета у 78% учеников .

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что сниженный уровень самостоятельности и отсутствие интереса к самостоятельной практической деятельности у 77,5% учеников является следствием неуверенности учащихся в своих силах, их затруднений в применении знаний, полученных на уроке.  

Требования, предъявляемые к выпускникам школы за курс основного общего образования, говорят о том, что ученик должен работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,  применять  средства ИКТ  в  повседневной жизни,  при  выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.      

Содержание требований к подготовке выпускника и  результатов, проведенного исследования подтверждают необходимость построить организации обучения информатике так, чтобы обеспечить условия максимального раскрытия способностей учеников, поддержания их познавательного интереса, развития их готовности к самостоятельной умственной активности.

Иными словами необходимо обеспечить эффективный подход к организации учебного процесса.

Одним из приемлемых подходов можно считать деятельностный   подход. Под ним  понимают планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Государственный стандарт по информатике так же предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Для введения в практику преподавания предмета «Информатика» деятельностного подхода мною была сформулирована следующая проблема:  как используя деятельностный подход в практику преподавания информатики обеспечить освоение ИКТ учащимися.

Объект: информатика и информационно – коммуникационные технологии.

Предмет: деятельностный подход как средство овладения ИКТ.

Цель: организовать процесс овладения ИКТ используя деятельностный подход.

Гипотеза: использование деятельностного подхода позволит перейти от обучения информатике, носящего преимущественного информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, к формированию ключевых информационных  и коммуникативных компетенций на основе максимальной самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Исходя из цели  и гипотезы, получены следующие задачи:

  1. Изучить технологию деятельностного подхода.
  2. Совершенствовать структуру урока для реализации  деятельностного подхода.
  3. Обеспечить направленность обучение для формирования информационной и коммуникативной компетенции.
  4. Сформировать практический опыт реализации  деятельностного подхода в практике преподавания информатики и ИКТ.

II. Педагогическая литература об организации деятельностного подхода при обучении.

Современная литература не дает единого подхода к формированию определения понятия деятельность.

 Развернутое  определение  этого  понятия  в философии сформулировано  Э.Г.  Юдиным: «Деятельность  есть  специфически  человеческая  форма  активного  отношения  к окружающему  миру,  содержание  которой  составляет  целесообразное  изменение  и преобразование этого мира на основе определённой потребности, мотива».(1, стр.56)

 Эта позиция  стала  отправной  точкой  в  основе   концепции   взаимодействия   субъектов образовательного процесса.  Исследования Э.Г. Юдина  позволяют  установить атрибуты деятельности:  целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер.    

 По мнению психолога А.Н.Леонтьева с полным основанием о деятельности можно говорить только тогда, когда  «это совокупность активных действий, которые вызываются одним мотивом». (2, стр.257)

В педагогике «Деятельность-это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью».

Обратив внимания на предложенные определения можно увидеть общее: Деятельность предполагает активные мотивированные действия.

Под термином «деятельностный подход» следует понимать: «планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников».(4, стр. 26)

Деятельностный подход в последние годы интенсивно разрабатывался в философии, психологии, педагогике (Л.С. Выгодский, И. С. Якиманской, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.). Этот подход лежит в сфере интересов учителей различных предметов.

 Работая над реализацией, поставленных в опыте цели и задач, мной была изучена современная литература по данному вопросу: «Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий»  П.Я.Гальперина, «Системный подход и принцип деятельности» Э.Г. Юдина, «Деятельностный подход в изучении истории в школе» Л.Н. Алексашкина, результаты исследования Т.Н.Суворовой по теме «Совершенствование методики изучения информационных технологий в школьном курсе информатики».

 По П. Я. Гальперину  « Действие – это единица анализа деятельности учащихся» (3, стр.12). Оно представляет собой целостную систему взаимосвязанных элементов. В ходе выполнения действия эти элементы обеспечивают три основные функции: ориентировочную, исполнительную, контрольную.

Ориентировочная часть является центральной, намечает пути и способы действия, исполнительная часть их реализует, а на контрольно-корректировочной части происходит оценка результата и ликвидация пробелов в знаниях.

В своей работе П. Я. Гальперин выделяет три типа учения:

  • по первому типу учения объяснение любого действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к неполному словесному описанию по ходу показа. Дефицит начальных условий становится причиной большого числа проб и ошибок. При таком типе обучения у большинства детей происходит накопление узких знаний и умений и не развивает мышление;
  • обучение по второму типу характеризуется тем, что всю систему необходимых условий заранее излагают в готовом виде учащимся и активность ученика на усвоение готового знания; воспитание познавательного интереса к знанию не происходит;
  • третий тип учения характеризуется полной системой условий, которая не задается в готовом виде, строится самим учащимся, который исходит из проблем, возникающих при столкновении фактов. Этот тип учения эффект, развитие мышления проявляется в самостоятельном распространении усвоенных приемов исследования на дальнейшие разделы того же учебного предмета и за его границы.

Строя обучения на основе  деятельностного подхода необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • обучение должно быть построено по третьему типу;
  • в деятельности учащихся преобладают активные действия на ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном этапах;
  • деятельность учащихся организована таким образом, что созданы необходимые условия для формирования и дальнейшего развития мыслительных операций.

III. Деятельностный поход в обучении информатике.

  1. Учебный курс «Информатика», как условие для реализации деятельностного подхода.

Курс учебного предмета «Информатика» призван формировать современное научное мировоззрение, способствовать развитию интеллектуальных способностей и познавательного интереса школьников, обеспечивать освоение информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной  и будущей жизни.

Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Школьный учебный предмет «Информатика» выполняет общеобразовательные функции, отражает в себе  наиболее  общезначимые,  фундаментальные  понятия  и  сведения,  раскрывающие  существо науки,  вооружает учащихся  знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук  в школе,  а  также подготавливает молодых людей  к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Таким образом, школьный предметный курс «Информатика»  возможно рассматривать как условие для реализации деятельностного подхода в учебной деятельности обучающихся, так как его педагогические функции направлены на решение таких задач общего образования, как:  

  • формирование основ современного научного мировоззрения;  
  • развитие мышления;
  • подготовка школьников к практической деятельности,  труду и продолжению образования.
  1. Цели, задачи, структура учебного курса.

Структура целей изучения предмета построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции).

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на  ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение  знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка  навыков  применения  средств ИКТ  в  повседневной жизни,  при  выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда» (6, стр.7).

На этой ступени предмет «Информатика» состоит из двух разделов, название которых отражают суть   теоретической и практической части: «Информационные процессы» и «Информационные технологии».

Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми для формирования функциональной грамотности, социализации школьников и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом  уровне  среднего (полного) общего  образования направлено на  достижение  следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение  умениями  применять,  анализировать,  преобразовывать  информационные  модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение  опыта  использования  информационных  технологий  в  индивидуальной  и коллективной учебной и познавательной, в  том числе проектной деятельности» (6, стр.18-19).

На этой ступени предмет «Информатика» представлен теоретической частью и набором практических работ:

Теоретическая и практическая части призваны более полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как  фундаментальной научной дисциплины, в этой связи приоритетными объектами изучения становятся информационные системы и информационные технологии, рассматриваемые с позиции системного подхода.

Из программы по информатике видно, что содержание предмета условно делится 50/50 теоретической и практической части.

Однако более глубокий анализ рекомендуемой практической части показал, что сформировать устойчивый навык использования средств информационных технологий затруднительно так, как сформированный навык теряется, из-за не использования полученных умений в последующей работе.  

Результаты исследования ученического коллектива, предъявляемые требования к выпускнику и анализ программы по информатике позволили наметить план внедрения деятельностного подхода в педагогическую практику .

 I шаг. Организационный.

 Заключался в изменение структуры урока, через увеличение доли самостоятельности при изучении материала, через приоритетное использование заданий практической направленности.

Реализация первого шага происходила при календарно-тематическом и поурочном планировании.

II шаг. Технологический.

      Подразумевал:

  1. Системное использование на уроке приемов и форм технологии развития критического мышления.
  2. Введение в практику использование различных форм традиционных и нетрадиционных практических работ.
  3. Использования интерактивных средств обучения: интерактивной доски;  электронных пособий; презентаций по темам.

При теоретическом осмыслении вопроса об объективной необходимости реализации деятельностного подхода при обучении информатике была изучена литература:

  1. «Деятельностный подход как основа развития образовательного взаимодействия»/ Л.А. Витвицкая.- М.: ГроссМедиа, 2004 г.
  2. «Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений» /А.А.Радугин.- Центр,2001.
  3. «Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий»/ П.Я.Гальперина.- Волгоград: «Учитель», 2004 г.
  4. «Деятельностный подход в изучении истории в школе»/Л.Н. Алексашкин.- «Преподавание истории и обществознания в школе» № 9. , 2005 г.
  5. «Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам»/ В.Ю. Саликов - Тамбов,  2007 год.
  6. Преподавание базового курса информатики в средней школе/И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
  7. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие/ В.В.Малев - Воронеж: ВГПУ,2005г.

Педагогический опыт использования деятельностного подхода на уроках информатики.

  1. Основополагающая идея усвоения содержания обучения  и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
  2. План внедрения деятельностного подхода.

2.1. Совершенствование структуры урока.

2.2. Введение в практику использования различных форм практических работ.

2.3. Создание и использование интерактивных средств обучения.

2.3.1. Краткая характеристика программ для создания тестов.

2.3.2.  Система программ для создания и проведения компьютерного тестирования MyTest.

  1. Анализ результатов реализации опыта.

         


1. Основополагающая идея усвоения содержания обучения  и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

В основе моего педагогического опыта использования деятельностного подхода на уроке информатике лежит идея усвоения содержания обучения  и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Реализуя эту идею, я организую работу на уроке так, чтобы обучающиеся были субъектами образовательного процесса, т.е.:

Учащиеся

САМИ осознали и вычленили проблему;

САМИ поставили цель обучения;

САМИ сформулировали задачи;

СУМЕЛИ применить полученные знания на практике;

САМИ могли оценить свою работу;

СМОГЛИ, преобразовать и получать новые знания.

Такой подход к обучению ведёт к изменению роли учителя. Из передатчика информации и контролера, учитель «превращается» в организатора, координатора,  помощника, консультанта который обеспечивает, сопровождение самостоятельной деятельности школьников.

При планировании урока я руководствуюсь следующими положениями:

  • создание и поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся;
  • реализация принципа сотрудничества на уроке, при котором школьники являются соавторами учебного процесса;
  • создание условий, способствующих максимальному раскрытию способностей учеников;
  • использование современных компьютерных технологий;
  • оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы.

2. План внедрения деятельностного подхода.

2.1.Совершенствование структуры урока.

Под совершенствованием структуры урока мною понималось:

  • организация работы учащихся на всех этапах урока: ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном;
  • увеличение на всех этапах доли самостоятельных заданий практической направленности;
  • использование на всех этапах приёмов педагогической техники, направленных на  формирование критического мышления.

Ориентировочный этап предполагает привлечение учащихся к постановке  цели и мотивированное изучение темы урока.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Стадия вызова)

С позиции деятельностного подхода при формулировке цели необходимо  указывать действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся, например:

  • «использовать ИКТ для создания графических изображений»,
  • «сравнить возможности ЭЛТ - монитора и ЖК - монитора»,
  • «использовать возможностей Интернет для поиска информации»,
  • «построить информационную модель ПК»,
  • «графически представить результаты расчетов»,
  • «овладеть приемами работы со сканером»,
  • «разрабатывать и реализовывать табличные модели задач обработки данных»,
  • «вводить формулы с помощью встроенных средств табличного процессора, проверять корректность расчета данных»,
  • «интерпретировать результаты обработки данных средствами деловой графики»  и.т.д.

Основной критерий достижения целей обучения – успешное решение учащимися задач. Дополнительный критерий – актуализация знаний общей структуры содержания учебной дисциплины.

На этом этапе происходит пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. Поэтому формулировке цели может предшествовать построение ситуации, в которой учащимся предлагается или два решения, одно с помощью имеющихся знаний, другое с помощью нового материала, ученик должен увидеть его преимущество или же задание должно вызывать у ученика информационный дефицит. Например:

Моделирование (жизненной) ситуации. Это ситуация, которая может возникнуть в реалии.

Тема урока: «Основные характеристики персонального компьютера» (7 класс)

Цель: «составить описание основных характеристик устройств ПК»

«Представьте, что вы идете покупать компьютер. Опишите, на что вы будите обращать внимание при выборе ПК?». Составляется краткое описание (технология «Мозговой штурм»), которое сохраняется на протяжении всего урока. Изучив новую тему, даётся оценка первоначальному описанию и ученикам, предлагается ещё раз выполнить задание.  

Тема урока: «Алгоритмы с ветвлением» (6 класс)

Цель: «освоить составление алгоритма с командой ветвления»

Ход урока. Рассмотрим задачу, с которой столкнулся один из сказочных героев - Иван Царевич. Этот сюжет отображен на картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

  Можно ли помочь решить эту задачу витязю с использованием линейной структуры алгоритма? Почему? Встречаемся ли мы в жизни с подобными задачами. Примеры жизненных ситуаций, в которых приходится ДЕЛАТЬ ВЫБОР: переход через дорогу, выбор одежды, делать уроки или не делать.  

Ситуация выбора.

Тема урока: «Таблица» (5 класс)

Цель: «строить таблицу по текстовым данным»

Ход урока. Ситуация « Учитель попросил двух учениц составить ведомости годовых оценок учащихся класса по математике, литературе, русскому языку и истории. Девочки выполнили поручение и   представили свои ведомости».

Ответьте на вопросы по представленной информации:

Кто из учащихся учится без троек?

По какому предмету учащихся нет троек?

У кого из учеников лучший результат по математике?

Вывод:

По какой из ведомостей легче ответить на вопросы и почему?

Как вы думаете, чем мы будим заниматься сегодня на уроке?

Проблемная задача.

Тема урока: «Двоичная система счисления» (9 класс)

Цель: «освоить арифметику двоичных чисел»

Урок начинается с формулирования целей и постановки дидактической задачи практического характера. Например: «Ученик решил пример 100101+10111=111100. Верно, ли решён пример?»

Поскольку задание для учащихся является новым и подобрано так, что с помощью имеющихся знаний и умений его решить нельзя, то у них возникает информационный дефицит. Учащиеся запрашивают недостающую информацию, учитель предоставляет её в форме информационного листа.

На этой стадии я использовала приемы педагогической техники, которые обеспечивают  включение каждого школьника в учебный процесс, стимулируют  творческую мыслительную активность учащихся, пробуждают интерес к изучаемой теме:

  • «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер»
  • «Рисунки»
  • «Лови ошибку»

Изучение нового материала (Стадия осмысления)

На этом этапе ученик сталкивается с новой информацией, пытается решить проблему, опираясь на сведения, предоставляемые учителем, учебником или другим источником информации.

Организуя работу, по изучению учащимися нового материала, я использую различные  активные формы:

Работа с информационными картами по теме.

Информационная карта представляет собой таблицу, в которой содержатся краткие теоретические сведения, образцы выполнения практических заданий на использование теоретического материала и задания, для усвоения  типовых решений. Использовать информационную карту целесообразно на темах носящих больше практический характер, содержащих алгоритмы решения задач.

Информационные карты мной используются для сопровождения учащегося при изучении нового материала, при формировании практического навыка в решении типовых задач, как основа при организации уроков повторения в конце учебного года, в 10 классе при подготовке к ГИА и к ЕГЭ.

Составление схем по тексту.

Представление информации в структурно-логической форме используется мной, т.к. имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала:

  • во-первых, проще определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами и сформировать у ученика целостную картину изучаемого предмета;
  • во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой эффективный приём, активизирующий мышление обучающегося;
  • в-третьих, знаковое моделирование обеспечивает глубокое усвоение и понимание учебного материала;
  • в-четвёртых, наглядно-образная форма представления информации  способствует лучшему её запоминанию;
  • в-пятых, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает эффективным средством организации  и активизации самостоятельной работы обучающихся.

Опорные схемы помогают организовать и изучение нового материала, и повторение, и подготовку к экзамену, и проверку знаний (например: составить рассказ по схеме, восстановить опорную схему или её элементы, предложить свой вариант схемы по теме, внести в схему дополнения).

Заполнение таблиц по тексту.

Задание на составление таблицы используется, если изучаются объекты, обладающие одинаковыми наборами свойств. Причём объекты и свойства, могут задаваться изначально, а сильному ученику, можно предложить самому определить объекты и свойства.

Преимущества представленной в таблице информации - наглядность, компактность, легкая обозримость.

На этой стадии я использую приемы педагогической техники, которые обеспечивают  развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации (учебник, справочники, дополнительные материалы, Интернет), развитие мыслительных способностей:

  • «Анализ текста по предложенной схеме»
  • «Пометки на полях». 

2.2. Введение в практику использования различных форм практических работ

Исполнительский этап предполагает реализацию намеченных путей и способов действий, определённых на ориентировочном этапе.         На нем учащиеся вовлекаются в практическую деятельность, её цель - закрепление имеющихся практических навыков и формирование новых  в сфере использования средств ИКТ.

Активизировать ученика как субъекта деятельности, позволяет использование учебных практик на уроке, которые направлены на  комплексное развитие компетенций: ценностно-смысловая; образовательная, учебная познавательная; информационно-коммуникативная.

В своей  педагогической деятельности  на уроках я использую различные виды практической работы.

По направлению учебной деятельности учащихся:

  • обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий;
  • закрепляющая практическая работа,  призвана закрепить имеющиеся у учеников практические умения в работе с ИКТ;
  • контролирующая практическая работа, позволяющая продемонстрировать учащимся сформированные умения, учителю оценить их уровень.

По организации практические работы могут быть:

  • индивидуальные, это работы, в ходе которых происходит развитие способности у ученика в использовании средств ИКТ; развивается активная позиция учащегося и закрепляется у него чувство уверенности в своих силах; учитель, выступая в роли консультанта, тьютора;
  • групповая работа, развивает у учащихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде. Исполняет роль консультанта ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации, усвоение знаний и умений происходит в результате общения слабого ученика с более подготовленным;
  • фронтальная работа, это работа под руководством учителя, которая позволяет реализовать приём «Делай как я», т.е. предоставляет возможность воспроизведение учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем. Такая форма особенно применима в классах ЗПР;
  • коллективные работы, это работы в которых принимает участие весь класс и результат работы общий продукт. Используется мной в основном в старших классах.

Проводя на уроках учебные практики, я использую традиционные и нетрадиционные формы их организации.

Традиционные:

  • практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у учеников умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ;
  • лабораторные работы, это самая распространенная  форма, все ученики одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Роль учителя - оперативная оказание помощи;
  • эксперименты, это работа направлена на установление ранее неизвестного факта практическим путём.

Нетрадиционные:

  • проекты;
  • виртуальная экскурсия;
  • творческая работа.

Проектная деятельность.

Выполнение  проектов  даёт  возможность  для  создания  личностно - развивающей  ситуации,  позволяющей  реализовать  творческие  силы,  обеспечить  выработку  собственного  мнения,  своего  стиля  деятельности.

Этот метод  основан  на  самостоятельной  деятельности  обучающихся  по  разработке  проблемы,  и  по оформлению  практического  результата. Ученики  включены  в  реальную учебную, творческую деятельность, которая привлекает их новизной, необычностью и занимательностью - это стимулирует познавательный         интерес и развивает  потребность выявлять  проблемы, разрешать  возникающие  противоречия.

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

  • значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;
  • активность каждого участника проекта;
  • творческая самостоятельность авторов проекта;
  • соблюдение требований к созданию проекта;
  • речевая культура, умение отвечать на задаваемые вопросы.

Рассмотрим разные варианты создания учебных проектов: «Информационный лист» - 11 класс, «Чему я научился за год на уроках информатике?» - 5 класс.

Тема урока: «Этика Интернет. Опасности Интернет» (11 класс).

Цель проекта: создание оригинального учебного пособия по изучаемой теме, способствующего развитию зрительной памяти, образного мышления, развитие интереса к изучению информатики, стремление нестандартно подходить к решению учебных задач. 

 На этапе составления информационного листа учащиеся:

  1. делятся на группы;
  2. формулируют тему и определяют цель;
  3. подбирают материал;
  4. составляют макет листа и его дизайн:  
  1. место для темы сообщения;
  2. размещение материала, который кратко отражает содержание темы;
  3. подбор иллюстраций, соответствующих теме;
  1. готовят защиту.

Далее следует сама защита, подведение итогов и выставление оценок.  

Тема урока: «Зачётная практическая работа» (5 класс). 

Цель проекта: обобщение изученного,  демонстрация примера создания электронного учебного пособия, развитие интереса к изучению информатики.

Подготовительный этап. За неделю каждый ученик получают задание по составлению проекта: повторить все изученные за год технологии, их назначение и продумать содержание отчётного проекта, например:

  1. Текстовый процессор. Создать приглашение.
  2. Графический редактор. Нарисовать картинку.
  3. Оформление задания  в форме презентации.

 На уроке учащиеся создают и защищают проект. Данная форма познавательной активности школьников эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для обобщения полученных знаний, умений и навыков

Виртуальная экскурсия –   форма урока, позволяющая организовать работу в группах по интересам. В ходе такой работы происходит расширение кругозора учащихся, сплочение детского коллектива и развитие личности каждого ребенка.

Образовательное путешествие:

  • позволяет соединять разные виды деятельности в процессе исследования объектов: (визуальное наблюдение, поиск информации, ее анализ);
  • позволяет  активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, их личные переживания, поиски, заблуждения и открытия;
  • дает свободу выбора источников информации, способов деятельности;
  • позволяет каждому школьнику обогатить знания по интересующему вопросу.

Цель образовательного путешествия: самопознание и приращение личности ученика.

Этапы:

  1. Подготовка к путешествию, на этом этапе определяется тема, формируется группа, определяется цель работы.
  2. Работа в Интернете.
  3. Подведение итогов (обработка добытых материалов, составление маршрутного листа или презентации, представление результатов путешествия).

Пример.

Тема: «Компьютер - универсальное техническая система обработки информации» (10 класс)

Форма: «Виртуальное путешествие»

Цель урока: поиск информации по заданной теме в сетях Интернет.

В группе (2-3 человека). У каждой группы разные задания. Источники информации: ресурсы Интернет.

 Каждая группа определяет задачи, реализует их, готовит отчёт о проделанной работе (презентация, рассказ). Итог работы сам отчёт, который оценивается классом.

№ группы

Тема

Цель

Задачи

Отчёт

1

ЖК монитор

Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.

  • найти изображение;
  • принципы работы;
  • характеристики.

2

Устройство ПК

Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.

  • найти изображение всех устройств;
  • записать их назначение.

3

Хранение информации 

Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.

  • изображение носителей;
  • их основные характеристики.

4

Системный блок

Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.

  • найти изображение;
  • принципы работы;
  • назначение устройств.

Творческая деятельность - это форма обобщения и систематизации знаний используется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Время проведения 1 урок-неделя. Учащиеся разбивают на группы или работают самостоятельно. Группы формируются по желанию.

Данная форма сочетает в себе следующие возможности:

  • мультимедийные (предъявление текстов, изображений, диаграмм);
  • высокая производительность (темп урока заряжает учащихся, они активны, включаются в работу с первых минут урока);
  • креативность мышления учащихся;

Примеры проведения творческих работ:

Презентация «Открытка ко дню победы», в неё вошли работы учащихся школы

Презентация «Аквариум»

Презентация «Шляпа на ветру»

Презентация «Времена года»

Из работ учащихся видно, что использование учебных практик в системе работы позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках информатики. Кроме того выполнение творческих работ  вызывает у учащихся положительный эмоциональный настрой, что очень эффективно влияет на уровень усвоения учебного материала и стимулирует учеников к дальнейшему изучению предмета.

Этот этап выводит ученика на Стадию размышления (Рефлексия), на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их. Приемы, используемые на стадии размышления, способствуют:

  • формированию у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;
  • формированию у учащихся, умения, на основе полученной информации, составлять вопросы;
  • актуализации имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;
  • развивают творческие способности учащихся;
  • закрепляют новые знания на уровне ассоциаций.

Контрольно-корректировочный этап - на нём происходит анализ правильности выполнения деятельности и внесение коррекции в свои действия. При этом происходит сравнение цели (желаемого результата) с продуктом (конечный результат). Причём анализу подвергается каждая операция как ориентировочной, так и исполнительной части.

Этот этап предполагает привлечение учащихся к выработке критериев оценки  своих знаний и к самооценке (или к  взаимооценке) на основании выработанных критериев.

Критерии вырабатываются нами совместно, перед началом выполнения работы, что позволяет акцентировать внимание учеников на качестве и показывает какие знания и умения понадобятся им для работы.

При оценке знаний по критериям ученик видит свои затруднения, проводит самокоррекцию своих знаний самостоятельно или обращается ко мне за помощью.

Корректировку знаний и умений учащегося я стараюсь проводить в ходе выполнения работы, выступая в роле консультанта.

Итоги самостоятельной работы обсуждаются с учащимися на том же занятии или на следующем за ним.

2.3. Создание и использование интерактивных средств обучения.

Важнейшая задача образования – научить выпускника школы жить и плодотворно трудиться в мире глобальных информационно-коммуникационных сетей, Интернета, мультимедийных ресурсов. Развивая информационную компетентность, подготовить ученика к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации. Комплексные мультимедийные обучающие ресурсы создают условия для увлекательного интерактивного урока с вовлечением всего класса.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. В современной школе все большее значение приобретают различные формы тестов  в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является тестирование.  Реальность требует  формировать у учащихся навык работы с тестовыми заданиями в течение года. Во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, практически исключая, субъективизм преподавателя. Одним из основных достоинств тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Применение электронных изданий в учебном процессе облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку. Интерактивные обучающие задания оказывают положительное влияние на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу.  Готовые электронные пособия не всегда соответствуют конкретным условиям: особенностям класса, требованиям программы, целям урока, поэтому учитель может научиться составлять интерактивные тесты, используя доступные программы. С целью повышения своего уровня компьютерной грамотности, мною были освоены программы: MyTest, PowerPoint, HotPotatoes, ADTester, Knowing. Эти программы распространяются бесплатно, и их может использовать каждый учитель. Кроме того, к созданию тестов можно привлекать учеников.

Компьютерное тестирование позволяет заинтересовать учащихся, которые любят выполнять задания на компьютере, а таких немало. В интерактивных обучающих заданиях используются компьютерные модели, демонстрируются фотографии и видеоизображения реальных объектов, что позволяет учащимся получить более полное представление о строении и свойствах веществ. Результаты  анкетирования учащихся подтверждают целесообразность использования интерактивных тестов:  91% учащихся ответили, что им нравится работать с интерактивными обучающими заданиями, а у 85% учащихся увеличился интерес к изучению информатики. Учащиеся отмечают, что усвоение знаний происходит легче, полученная информация усваивается достаточно прочно.  Учащиеся работают с тестами не только на уроках, но и дома при выполнении домашних заданий и подготовке к экзаменам.

Применение интерактивных тестов способствует повышению уровня информационной и коммуникативной грамотности учителя и учащихся и направлено на решение  важнейшей  задачи образования – научить выпускника школы плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации. Применение интерактивных тестов направлено на формирование учебно-познавательных, ценностно-смысловых, информационных  и коммуникативных компетенций. Создаются условия, которые позволяют развивать у учащихся умение отвечать на поставленный вопрос, ставить перед собой цели,  принимать решения. Компетенция личностного самосовершенствования проявляется в аспекте интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самостоятельности и самооценки.

Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний, овладевает приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Это способствует формированию учебно-познавательной компетенции. Применение, составление тестов учениками развивает информационные компетенции: у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Кроме того, происходит развитие коммуникативной компетенции: умение взаимодействовать с другими людьми, работать в группе, использовать электронные формы общения.  Таким образом, неоспорим тот факт, что применение интерактивных тестов – один из способов  развития ключевых компетенций. Такая форма обучения и контроля знаний учащихся вызывает интерес и  способствует решению образовательных задач школы.

2.3.1. Краткая характеристика программ для создания тестов

HotPotatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы. В этой программе удобно составлять кроссворды, которые можно использовать в интерактивном и печатном варианте.

ADTester. Пакетпрограмм, предназначенный для проведения тестирования. С помощью ADTester возможна организация проведения тестирования в любых образовательных учреждениях. Тестирование может проводиться как с целью выявления знаний учащихся в той или иной области, так и для обучающих целей. Программа  проста в установке и использовании,доступна для учителей, не владеющих знаниями программирования.

Knowing. Программа позволяет создавать тесты и автоматически оценивать результаты тестирования. Эта программа проста в использовании. Но функции ограничены, например, отсутствуют подстрочные и надстрочные индексы, можно составлять задания только с одним выбором ответа.

«MyTest».  Пакет программ (тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. С помощью программы MyTest возможна организация и проведение тестирования  в любых образовательных учреждениях как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями.

2.3.2. Система программ для создания и проведения компьютерного тестирования MyTest.

Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время. Так же можно организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры.

Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. Подробнее смотрите на странице Типы заданий.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестов (MyTestServer).

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Программа поддерживает несколько режимов: обучающий, штрафной и свободный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно.

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

С помощью программ MyTest можно организовать как локальное так и сетевое тестирование.

Использование интерактивных средств обучения помогает развивать и поддерживать познавательный интерес и умственную активность у учащихся на протяжении урока, реализовывать принцип сотрудничества на уроке, повысить качество образования.

3. Анализ результатов реализации опыта.

Начиная работу над внедрением в практику деятельностного подхода, мной были сформулированы показатели, которые позволят определить успешность реализуемой идеи:

  • рост качества знаний;
  • 100% успеваемость;
  • выбор учащимися предмета «Информатика» для сдачи экзамена;
  • рост интереса к изучению предмета.

Проводя системный мониторинг по указанным критериям, была отмечена положительная динамика результатов учебной деятельности учащихся  в период с 2010-2013 уч. г.:

- общие результаты обучения  по информатике:

Класс

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл по предмету

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл по предмету

Успеваемость

Качество знаний

Средний балл по предмету

5-11

100%

66,7%

3,7

100%

69,3%

3,8

100%

74,7%

3,8

-динамика результатов годовых контрольных  работ в период с 2010-2013 уч. г. (общие результаты):

Класс

2010-2011

2011-2012

2012-2013

«5»

«4»

«3»

Качество знаний

Средний балл

«5»

«4»

«3»

Качество знаний

Средний балл

«5»

«4»

«3»

Качество знаний

Средний балл

5-11

6,6%

45,1%

48,4%

51,7%

3,58

11,1%

44,4%

44,4%

55,5%

3,6

9%

44%

47%

53%

3,61

 Полученный результат показал, что все учащиеся по концу учебного года освоили программный материал, 74,7% учащихся, освоивших учебный материал  на уровне, превышающем базовый стандарт по предмету.

Особенность предмета «Информатика» заключается в том, что он вооружает учащихся практическими умениями использования средств ИКТ, которые могут использоваться учащимися на других учебных предметах. Эти умения  учащиеся демонстрируют при  оформлении работ  и создании презентаций, участвуя в различных конкурсах.

  - динамика удовлетворенности преподаванием в период с 2007-2010 уч. г. по информатике составила:

Учебный период

5

6

7

8

9

10

11

Удовлетворенность преподаванием по предмету

2010-2011

1,5

1,1

1,1

0,8

1,5

1,3

-

+1,2

2011-2012

2

1,8

-

1,8

1,8

-

2

+1,64

2012-2013

2

1,9

1,7

1,1

2

1,5

-

+1,7

        

-  оценка интереса к изучению информатики по 10 балльной шкале (средние показатели по классу), показала сформированный повышенный интерес у 85,7% учащихся школы.

Класс

5

6

7

8

9

10

11

2010-2011

8,5

8,1

8,5

8,1

8

8,3

-

2011-2012

9

8,8

8,3

8,1

9,1

-

9,9

2012-2013

9,7

9,3

8,5

8,2

9,2

9,5

-

Рост качества знаний и процента успеваемости, улучшение результатов итоговых контрольных работ, результаты анкетирования позволяют говорить об успешном достижении поставленной цели.

Полученные в опыте результаты показывают, что  организация процесса овладения ИКТ при использовании деятельностного подхода, обеспечивает формирование ключевых информационных  и коммуникативных компетенций на основе максимальной самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению информатики  у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в изучении предмета.

Мой педагогический опыт показал, что, реализуя деятельностный подход:

  • активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
  • учащиеся  овладевают компьютерной грамотностью;
  • в процессе обучения происходит присвоение новых знаний;
  • своевременно оказывается коррекция знаний и умений учащихся;
  • актуализируется мыслительная деятельность школьников.

Сформированный мной опыт позволяет  реализовать цели, заложенные в государственном стандарте по информатике ориентируясь на активную познавательную деятельность учащихся, с использованием современных компьютерных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - деятельностный подход в обучении информатике.

Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед школой задачу организовать подготовку учеников таким образом, чтобы они были готовы осмысленно  и творчески использовать ин...

презентация по теме: "Системно-деятельностный подход в обучении информатики "

в данной презентации приведены основные приемы для каждого этапа урока врамках системно-деятельностного подхода...

Системно-деятельностный подход при обучении информатике учащихся с нарушением зрения

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются...

Деятельностный подход в обучении информатики.

Разработка контрольной работы по деятельностному методу преподавания информатики в средней школе. Разработан урок для 8 класса на тему "Арифметика в системе счисления"....

Деятельностный подход в обучении информатике

Некоторые приемы деятельностного подхода на уроках информатики...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ КАК КОНЦЕПТОРНАЯ ОСНОВА В СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПО ФГОС

Задачи: Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по уче...