Методическая разработка урока информатики "Изображение ненецкого орнамента в редакторе Paint"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Попова Анна Пантелеевна

Данный урок проводится для учащихся 5 классов, изучающих информатику по учебнику автора Босовой Л.Л. в рамках темы «Компьютерная графика», когда учащиеся познакомятся с графическим редактором Paint, изучат инструменты редактора, понятие фрагмент и операции над ним.

Урок рассчитан на закрепление усвоенных знаний и полученных навыков при работе с графическими изображениями, приобретения новых знаний и практических умений по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_informatiki.rar1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики

Пояснительная записка

Предмет

Информатика

Класс

5

ФИО учителя

Попова Анна Пантелеевна, учитель информатики-математики ГБОУ НАО «СШ п. Хорей-Вер»

Тема урока

«Создание ненецкого орнамента в редакторе Paint»

Раздел программы

Работа в графическом редакторе Paint.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Урок – практикум

Длительность урока

40 минут

Актуальность

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства.  На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент не может существовать отдельно от произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет. 

Орнаментирование входит важной составной частью в создание немалого числа изделий, проектируемых и изготавливаемых в разных отраслях промышленности. Большое внимание уделяется производству традиционных образов, мотивов, сюжетов и форм народного искусства.

Всё это содействует сохранению национального самосознания, которое мы воспитываем у наших школьников.

Компьютер и информационные технологии (применение различных графических редакторов) в XXI веке дают человеку новые возможности при создании орнаментов: быстрота создания на ПК, красочность, разнообразие, проектирование моделей-заготовок, простота создания и обработки сложного узора. ИКТ делают учебный процесс интересней и увлекательней, развивая творческие способности учеников и практические навыки на уроках информатики, где есть интеграция с другими учебными предметами.

Цель урока

(для учителя):

систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке и научить планировать работу с графическими фрагментами при создании ненецкого орнамента в графическом редакторе.

Задачи урока: 

учебные: 

  • формирование навыков обработки графической информации на компьютере
  • применение умений и навыков по созданию орнамента в графическом редакторе Paint
  • наличие межпредметных связей с уроками технологии, историей родного края

развивающие 

  • развитие самостоятельности учащихся через привлечение их к созданию проектов на заданную тему;
  • развивать творческие способности, память, внимательность, логическое мышление учащихся, навыки индивидуальной практической деятельности, проектно-исследовательские умения и навыки.
  • расширить знания о ненецких орнаментах;

воспитательные: 

  • воспитание любви к родному краю на основе ознакомления с ненецкими орнаментами;
  • воспитание интереса к предмету, аккуратности, внимательности.

Планируемые образовательные результаты (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Коммуникативные

Личностные

  • умение составлять сложные изображения;
  •  умение создавать орнамент;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности;
  • развитие навыков работы на компьютере в графическом редакторе;
  • воспитание интереса к предмету «Информатика»
  • умение выделять в сложных графических объектах простые;
  • умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых;
  • развитие ИКТ-компетентности;
  • развитие дружеского и делового общения учащихся  при организации работы в паре, коллективной работы
  • развитие внимания, зрительной памяти, воображения, геометрической зоркости (чувства симметрии), логического мышления;
  • формирование  внимательности, дисциплинированности;
  • воспитание чувства  личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию России

Форма работы учащихся:

индивидуальная, в парах, коллективная

Виды работы учащихся:

беседа, фронтальный опрос (игровой момент), работа с раздаточным материалом,  работа за персональным компьютером.

Решаемые учебные проблемы

1) закрепить умения работы в графическом редакторе;

2) закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе;

3) сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы.

Основные понятия, изучаемые на уроке

графический  редактор, фрагмент, действия над фрагментами рисунка (выделение, копирование,  вставка, удаление), орнамент.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

графический редактор, мультимедийная интерактивная презентация, мультимедийный проигрыватель

Оборудование:

  • Используемые на уроке средства ИКТ: ПК учителя, ПК учащихся,  программное обеспечение – графический редактор Paint ОС Windows, программа Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • Карточка «Тест», карточка «Лист оценивания»,  презентация к уроку MS Power Point, карточка «Изобрази орнамент» .

Адресная

направленность

  • Данная разработка урока может быть адресована учителям информатики, ведущим уроки по Л.Л.Босовой, а также всем учителям информатики, независимо от учебника, по которому проходят уроки, работающим по обычной программе или по новым ФГОС, изучающим возможности графических редакторов; для изучения информатики в общеобразовательных учреждениях.

Методические рекомендации по использованию разработки.

Данный урок проводится для учащихся 5 классов, изучающих информатику по учебнику автора Босовой Л.Л. в рамках темы «Компьютерная графика», когда учащиеся познакомятся с графическим редактором Paint, изучат инструменты редактора, понятие фрагмент и операции над ним.

Урок рассчитан на закрепление усвоенных знаний и полученных навыков при работе с графическими изображениями, приобретения новых знаний и практических умений по теме.

Ресурс к уроку включает в себя: презентацию для учителя, файлы для учащихся.

             

Литература, используемая при подготовке уроку:

  1. Босова Л.Л. Информатика Учебник для 5 класса. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2011
  2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие для учителей. М.: БИНОМ, 2009
  3. Методическая разработка занятия по наглядной геометрии в 5 классе «Орнамент», автор - Ядрихинская Ю.В.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.  (1мин)
  2. Актуализация опорных знаний: (6 мин)
  • разминка (задание-рисунок)
  • фронтальный опрос (игровое задание)
  •  работа с раздаточным материалом (тест-проверка)
  1. Изучение нового материала: (13 мин)
  2. Физкультминутка (зарядка-разрядка). (1 мин)
  3. Проблемно-поисковая работа «Проектирование орнамента». (4 мин)
  4. Компьютерный практикум «Создание орнамента». (10 мин)

Через 5 минут зарядка для глаз (1 мин).

  1. Творческое домашнее задание. (2 мин)
  2. Подведение итогов урока.(2 мин)
  • беседа (вопросы ученикам)
  • оценки за урок.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Приветственное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. На уроках информатики мы с вами начали изучать графический редактор Paint. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Тема нашего урока «Создание орнамента в графическом редакторе Paint» (Слайд 1).

– Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит». Что она означает?

- Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодится.

– А вы бы хотели сегодня сами спроектировать орнамент? Тогда какая же цель нашего урока?

– Создать проект орнамента на компьютере.

  1. Актуализация опорных знаний:

1. Разминка.

Задание: (Слайд 2) Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.

ВИКЛААТУРА

ШЫМЬ

ТОРНИМО

СТКИДОЖЙ

НЕРСКА

Определите, какое слово в группе лишнее.

2. Фронтальный опрос.

- Назовите основные элементы окна программы Paint (Слайд 3)

- Игра  (Слайд 4)

Есть ещё игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно руки поднимайте.

  • Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
  • Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
  • Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
  • Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
  • Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)

Какие инструменты мы не назвали?

3.Работа с раздаточным материалом. Тест

Работа на карточках.

Выберите правильный ответ.

1) Графическим редактором называется программа, предназначенная для ...

a) Редактирования вида и начертания шрифта

b) Создания графического образа текста

c) Работы с графическим изображением

2) Программа Paint запускается следующим образом:

a) Пуск – Все программы – Стандартные – Paint

b) Пуск – Все программы – Paint

c) Все программы – Пуск - Стандартные – Paint

3) Для создания нового файла в Paint необходимо:

a) Файл – Создать

b) Файл – Открыть

c) Рисунок – Очистить

4) При заливке фигуры другие области зальются в случае,

a) Когда контур фигуры непрерывен

b) Когда контур фигуры имеет разрыв

c) Когда контур фигуры имеет два последовательных разрыва на одной прямой

5) Определить, что получится в результате выполнения следующих действий (сделать рисунок):

  • Установить основной цвет желтый;
  • Выбрать инструмент Овал;
  • Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг;
  • Выбрать инструмент Линия и настроить его на рисование самых жирных линий;
  • Удерживая клавишу Shift, изобразить отрезки, выходящие из центра желтого круга.

А теперь проведем взаимоконтроль. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим правильность выполнения теста. За правильный ответ на вопрос даем один балл, иначе – 0 баллов. (Слайды 5 - 7 ).

Можно взять свои работы. На партах у вас имеется лист оценивания вашей работы на этом уроке. Первые баллы вы уже получили. Поставьте набранное вами количество баллов в соответствующую ячейку.

III. Изучение нового материала (Слайд 8)

– Ребята, напомните пожалуйста тему нашего урока.

- Проектирование орнамента.

- Правильно. А что же такое орнамент?

- Орнамент - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum, что означает украшение. В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.

Составление (создание) орнаментов – настоящее искусство. Сегодня и нам предстоит научиться их составлять.

В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны, и мы их используем.

Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов Севера определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой  люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания. (Слайд 9)

выбор     нарьяна

Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».

Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

img4

Рассмотри фотографии морошки. Какая она? С чем ты её можешь сравнить?

Опишите свои мысли: «Морошка похожа на ...»

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

мор

Как вы можете заметить, узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.

А вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.

  • Днём и ночью дрожит, всего боится.
  • Зимой около пенька его не видно.
  • Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

Почему он так называется?

Орнаменты встречаются и в официальных символах округа. (Слайд 10)

Современный флаг Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на три неравных полосы – белую, синюю и зеленую. Белый цвет символизирует в геральдике чистоту, покой и первозданность. Синий цвет – символ постоянства, бесконечности, а зеленый – молодости, надежды и жизненной энергии. Вверху синяя полоса ограничена орнаментом геометрически правильных фигур, традиционных в культуре народов Севера.

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка»)

Заполярный район НАО Версия для печати Официальный сайтДеление флага на белую и голубую части — снег и лёд, полярных ночи и дня. 19 золотых птиц символически отражают 19 муниципальных образований поселений, которые расположены на территории Заполярного района. Полёт птиц по замкнутому кругу символизирует ход времени, непрерывность жизненного цикла. Внутренняя золотая кайма составлена из национального узора в виде контура ненецкого чума. 

Знаешь ли ты, что в тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы прирученных оленей. За маленьким другом ухаживают взрослые и дети. Первое время он живёт в чуме, спит, отдыхает и ест на краю постели своего маленького хозяина, который тоже помогает ему расти – собирает для него корм, делится лакомством и оберегает от всех бед.

Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

Про него загадывают загадки:

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Ему посвящены пословицы и поговорки:

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

Про оленя сочиняют сказки, стихи, поют песни

Национальный баварский костюмИ это неслучайно. Ведь олень служит человеку средством передвижения, он кормит человека, он его и согревает. Из меха оленя шьют меховую одежду, которую ненцы называют малицей. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал за ворот.

Про человека в малице говорят: «По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет».        

Download кисы обувь pictures for free and share now

На рисунке вы можете увидеть, что меховая одежда и обувь украшены орнаментом «Оленьи рога». (Слайд 11)

IV. Физкультминутка – зарядка. (Слайд 12) 

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

V. Проблемно-поисковая работа. «Проектирование орнамента» (Слайд 13)

– Ребята, посмотрите внимательно на узор. Есть ли в нем повторяющиеся элементы?

- Да, есть.

- Как называются такте узоры?

 - Орнаментом.

Теперь нам нужно определить, что является фрагментом в компьютерном рисунке.

Фрагмент рисунка – это выделенная область графического изображения

- Как вы считаете, какие слова в этом определении являются главными, ключевыми?

-  Выделенная область.

- Правильно, фрагмент компьютерного рисунка — это не просто его часть, а специальным образом выделенная область. Для дальнейшей работы вам нужно запомнить главное правило работы с рисунком в графическом редакторе:

– 1 - выдели объект и  2 – выполни над ним действие.

- Скажите, какие действия можно выполнять над рисунком? 

Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.

Поговорим теперь об инструментах для создания и выделения фрагмента рисунка. Запускаем графический редактор Paint. Кто хочет рассказать об инструментах для создания и выделения фрагмента рисунка? (вызывается один ученик, который показывает и рассказывает об этих инструментах).

- Для создания фрагмента орнамента нам достаточно воспользоваться инструментом линия, предварительно установив во вкладке Вид Сетку, для удобства и для более точного изображения.

- Для выделения фрагмента в графическом редакторе есть два инструмента. С их помощью можно выделить прямоугольную область, в этом случае фрагментом окажется все, что попало в рамку выделения. Если же необходимо выделить область рисунка, не захватывая расположенные рядом элементы, то следует использовать инструмент для выделения произвольной области. Фрагмент рисунка можно выделить вместе с фоном или без фона.

VI. Компьютерный практикум (создание орнамента). Через 5 минут зарядка для глаз.

Постановка задачи компьютерного практикума: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленный на листе клетчатой бумаги. При помощи инструмента линия создайте фрагмент предложенного вам орнамента. Используя операцию выделения, копирования и вставки создайте готовый орнамент. (Слайд 14)

На этот раз вашу работу буду оценивать я. Максимальное количество баллов, которое вы можете получить на данном этапе урока – это 5 баллов. Возьмите листы оценивания с собой и пересядьте за компьютеры.

Упражнения для глаз.

Упражнения выполняются стоя или сидя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании.

  1. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
  2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами проделать круговые движения по часовой и против часовой стрелки по 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взор вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз.

  1. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз.

Анализ компьютерного практикума.

- Теперь найдите сумму ваших баллов за урок. Если вы получили 8-10 баллов, то поставьте себе итоговую оценку 5, за 5-7 баллов – 4, а за 2-4 балла – 3.

VII. Постановка творческого домашнего задания.

Давайте договоримся, что дома, каждый из вас будет дизайнером, т.е. человеком который создает, творит что-то новое. Вам нужно создать проект орнамента. Вначале вы можете нарисовать проект на листке, а затем  воплотите свой орнамент на компьютере.

VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 15)

Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!

Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 5 классе по теме "проектирование орнамента в программе Paint

Тема урока: Проектирование орнамента.Раздел программы: работа с графическим редактором.Цели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим редактором;повторение и закрепление навык...

Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"

На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...

Материалы к уроку по теме "Инструменты графического редактора Paint"

Методические материалы к открытому уроку информатики в 5 классе по программе Л. Босовой...

Методическая разработка урока по теме: "Виды орнаментов. Рисование орнаментов".

Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров....

Разработка урока по информатики "Возможности графического редактора Paint"

Данный урок может быть использован при изучении темы "Растровые графические редакторы"....

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Технология 5 класс урок Моделирование фартука с помощью редактора Paint

Цели урока: Формировать социально-трудовую и информационную компетентности учащихся на примере моделирования фартука Задачи урока: заинтересовать детей методом моделирования изделий из ткани с примене...