Создание интерактивного теста в MS Excel
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс) на тему

Петухова Светлана Ивановна

Технология создания интерактивного теста в MS Excel

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_interaktivnogo_testa.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания

 интерактивного теста в MS Excel

С.И. Петухова,

 учитель  информатики

 ГБОУ СОШ № 18

 г. Кронштадт

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Одним из способов использования ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие в индивидуальное, т.к. задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. К достоинствам данного подхода можно отнести и информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей тестирование, упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор.

Использование интерактивных тестов – это помощь учителю в подготовке, проведении урока и оценивании знаний учащихся, а для ученика – это автоматизированный самоконтроль, как на уроке, так и в любое удобное время.

Возможности MS Excel не ограничиваются созданием таблиц и различных диаграмм. В него встроены разнообразные функции, особый интерес представляют логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями, позволяют составлять интерактивные тесты не только учителю информатики, но и учителям-предметникам, имеющим начальные сведения по работе в MS Excel.

Предлагаю пошаговую инструкцию по созданию интерактивного теста в среде табличного процессора MS Excel.

  1. Запустите  MS Excel.
  2. Переименуйте Лист 1 на «Тест». В меню выберите Формат → Лист → Переименовать. Таким же способом можно изменить цвет ярлычка, выбрав команду «Цвет ярлычка».
  3. Оформите будущий тест, введите вопросы и варианты ответов в ячейки в виде списков. Можно оформить тест и в виде таблицы (заголовки: № вопроса, Вопрос, Ответ). Столбец «Ответы» не заполняйте. Для удобства можно менять ширину ячеек, объединять их.
  4. Оформив тест, выделите ячейку, в которую ученик будет вводить ответ на вопрос, в меню выберите Данные → Проверка.
  5. В открывшемся диалоговом окне на вкладке «Параметры» в «Условиях проверки» выберите «Тип данных: Список». В «Источник» внесите варианты ответов через точку с запятой, один из которых правильный (это могут быть и числа, и слова, и фразы).
  6. Проверив правильность введенных ответов, нажмите ОК.
  7. Проделайте туже последовательность операций (пункты 4 – 6) для введения ответов на последующие вопросы.

В результате получаем тест с возможностью выбора ответа из списка.

Приступаем к следующему шагу – подведению итогов, выставлению оценки, информированию ученика о количестве правильных и неправильных ответов (можно в виде диаграммы).

  1. Перейдите на следующий лист, переименуйте Лист 2 на «Оценка» (см. пункт 2 предыдущей инструкции).
  2. Оформим результаты теста в виде таблицы. Скопируйте с листа «Тест» номера вопросов и сами вопросы, добавьте заголовки «Ответ ученика», «Результат».
  3. Перенесем ответы ученика с листа «Тест» на лист «Оценка». Установите курсор в первую ячейку столбца «Ответ ученика», нажмите знак =, перейдите на лист «Тест» и щелкните мышью по ячейке, в которую ученик занесет ответ на этот вопрос. Нажмите клавишу Enter. Скопируйте остальные ответы, для этого выделите ячейку с ранее введенной формулой, щелкните левой кнопкой мышки в нижнем правом углу ячейки (курсор примет вид +) и, не отпуская левую кнопку, потяните вниз.
  4. В столбце «Результат» в первой ячейке введите формулу для определения верности ответа ученика по схеме:

 =если(адрес ячейки=«верный ответ»;«верно»;«неверно»)

 Только текстовые ответы обязательно заключаем в кавычки.

Например,  если верный ответ на вопрос на 10 см, то формула имеет вид:

 =если(D3=«на 10 см»;«верно»;«неверно»)

Если ответ на вопрос это число, например, 10, то формула будет иметь вид:

=если(D3=10;«верно»;«неверно»)

Адрес ячейки D3 упомянут здесь произвольно.

  1. Аналогично заполните последующие ячейки этого столбца или скопируйте формулу в оставшиеся ячейки. Поменяйте для каждого вопроса введенный ранее в формулу ответ на верный.
  2. Под таблицей можно вывести «Количество верных ответов» и «Количество неверных ответов», для этого введите эти фразы в ячейки. Напротив каждой ячейки введите формулы по схеме:

=счетесли(диапазон ячеек;«верно»)

=счетесли(диапазон ячеек;«неверно»)

Например, =счетесли(D3:D18;"верно"), где D3:D18 диапазон ячеек из столбца «Результат».

Диапазон ячеек упомянут здесь произвольно.

  1. Выработайте критерии оценивания, например:
  • за 15 верных ответов – «отлично»
  • за 12 – 14 верных ответов – «хорошо»
  • 8 - 11 – «удовлетворительно»
  • Менее 8 – «неудовлетворительно»

Под таблицей введите в одну из ячеек слово «Оценка». Напротив нее, например, это ячейка С20, введите формулу:

=если(С20=15;«отлично»;если(С20>=12;«хорошо»;если(С20>=8;«удовлетворительно»;«неудовлетворительно»)

Адрес ячейки С20 упомянут здесь произвольно.

  1. Строим круговую диаграмму с помощью Мастера диаграмм.

Выделите диапазон ячеек, в котором находятся «Количество верных ответов», «Количество неверных ответов» и соответствующие им ответы (4 ячейки). В меню выберите Вставка → Диаграмма. Далее в среде Мастера диаграмм выполните 4 шага.

  • 1 шаг. В открывшемся диалоговом окне выберите тип: «Круговая», вид:   «Круговая диаграмма». Щелкните по кнопке Далее.
  • 2 шаг. Диапазон выбора данных мы уже сделали, выделив перед построением ячейки. Щелкните по кнопке Далее.
  • 3 шаг. Оформление диаграммы. На закладке «Подписи данных» установите галочку на флажке «доли», а на закладке «Заголовки» напишите название диаграммы «Результат». Щелкните по кнопке Далее.
  • 4 шаг. Размещение диаграммы: выберите на том же листе. Щелкните по кнопке Готово.

Полученная диаграмма визуально отражает процентное соотношение правильных и неправильных ответов учащегося.

Последний шаг – исключим возможность ученику в ходе ответа на вопросы подсмотреть на листе «Оценка» в столбце «Результат» правильность указанного ответа.

  1. Выделите всю таблицу. В меню выберите Формат → Строка → Скрыть.
  2. Для возврата (по необходимости) всей таблицы проделайте следующее: выделите две строчки, между которыми скрыта таблица. В меню выберите Формат → Строка → Отобразить.

Тест готов к использованию.

Для многократного тестирования учащихся, можно создать макрос, который очищает ячейки, т.е. удаляет все ответы предыдущего ученика. Для этого:

  1. В меню выберите Сервис → Макрос → Безопасность. В открывшемся диалоговом окне на вкладке «Уровень безопасности» выберите «Средняя».
  2. В меню выберите Сервис → Макрос → Начать запись. Дайте имя макросу «Очистить». Нажмите ОК.
  3. Выделите все ячейки, где ученики будут писать ответ, и нажмите клавишу  Delete.
  4. В меню выберите Сервис → Макрос → Остановить запись. 
  5. Нарисуем кнопку, с помощью которой будем удалять все ответы предыдущего ученика. В меню выберите Вид → Панели инструментов → Формы.
  6. Найдите инструмент «Кнопка». Щелкните по нему левой кнопкой мыши (активизируйте инструмент). Нарисуйте кнопку (щелкните и не отпускайте левую кнопку мышки, пока не нарисуете кнопку нужного размера).
  7. Назначьте макрос объекту, введя имя макроса «Очистить». Нажмите ОК.

При открытии теста теперь будет появляться «Предупреждение системы безопасности». Выбираете «Не отключать макросы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание интерактивного теста в программе MS Excel

конспект создания теста средствами электронного редактора Excel для учащихся 1 курса (10 кл.)...

Создание интерактивных кроссвордов в программе Excel

Подробные рекомендации создания  интерактивных кроссвордов в программе Excel...

Создание интерактивных тестов с использованием электронного процессора EXCEL.

Данная работа является контрольно-обучающим пособием по теме "Практическое применение табличного электронного редактора EXCEL", а именно создание интерактивных тестов. Работу можно использовать н...

Инструкция по созданию интерактивных тестов.

Пошаговая инструкция с иллюстрациями для учителей и учеников по созданию интерактивных тестов разных модификаций из 2-х частей....

Создание интерактивных тестов в ДНЕВНИК.РУ

Рекомендации по созданию интерактивных тестов в ДНЕВНИК.РУ...

Мастер-класс «Создание интерактивных тестов в программе TestEdu»

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериме...

Мастер-класс по созданию интерактивных тестов в Power Point

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым     мастер-к...