Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.
статья по информатике и икт на тему

raykovon68

Использования интерактивных технологий в учебном процессе.

Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.

 

В современном мире для любой организации, в том числе и школы уже недостаточно просто приобрести проектор или экран. Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой например, как: мультимедийные проекторы и интерактивные доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа деревни Ершовка Аткарского района Саратовской области.

ДОКЛАД

по теме:

Использования интерактивных технологий в учебном процессе.

Выполнил:

Райков О. Н.

2015 год

Использования интерактивных технологий в учебном процессе.

Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.

В современном мире для любой организации, в том числе и школы уже недостаточно просто приобрести проектор или экран. Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой например, как: мультимедийные проекторы и интерактивные доски.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. В современной школе применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски.

Интерактивная доска – поверхность, на которую проецируется экран монитора. Она является чувствительной и позволяет использовать «маркер», чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключённого к ней. Использование интерактивной доски позволяет повысить заинтересованность учащихся и улучшить запоминание учебного материала. Интерактивная доска является ценным инструментом для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядной подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающегося и обучающего. При этом мы обычно в роли обучающего видим учителя. Но сегодня у учителя есть замечательные помощники в деле обучения - компьютеры и иные средства информатизации, способные работать в интерактивном режиме.

Интерактивная модель обучения подразумевает процесс обучения в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, когда ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение как педагогическую технологию мы рассматриваем как разноуровневое и разноаспектное взаимодействие. Прежде всего это взаимодействие людей: учителя и ученика, учеников между собой. Но только этим не ограничивается сегодня понимание интерактивности: важно обеспечить полноценное взаимодействие ученика с учебным материалом. Часто интерактивную модель обучения напрямую связывают с компьютером, полагая, что без него “настоящей интерактивности” не достичь. Это мнение ошибочно, поскольку продуктивные диалоговые технологии (коллективные способы обучения, игры, мастерские, дебаты и пр.) вполне успешно использовались тогда, когда в школах не было современных компьютерных классов, и давали замечательные результаты.

При этом мы понимаем, что компьютер, работа которого основана на постоянном диалоге с пользователем, является эффективным средством, способным поддерживать интерактивные технологии. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным.

Интернет как интерактивная среда сегодня активно используется в процессе обучения и рассматривается как важный и действенный инструмент формирования важнейших компетенций.

Таким образом, насыщение школ компьютерной техникой и подключение к Интернет стали стимулом для нового витка развития интерактивных технологий в образовании.

Интерактивные технологии, реализуемые на базе компьютера, сегодня развиваются в разных направлениях. Одним из них является использование современного оборудования, в основе которого изначально заложена идея интерактивности, способности находиться в живом диалоге с пользователем. Рассмотрим особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Сегодня рынок информационных технологий предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а инструменты для ведения интерактивного обучения являются неоспоримыми лидерами.

На сегодняшний день существует огромное количество интерактивной техники. Представлено несколько технологий (и, соответственно, типов оборудования) интерактивных устройств. В большинстве своем это интерактивные доски, интерактивные приставки и интерактивные проекторы.

Все три типа решают основную задачу – постоянное взаимодействие с компьютером во время проведения презентации и показа видеоматериала. В этом – их основное назначение и сходство. Более подробно остановимся на рассмотрении использования в образовательном процессе интерактивной доски.

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Она удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно.

Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с ее использованием – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Можно выделить следующие основные преимущества работы с интерактивными досками:

  • помогают учителю использовать средства обучения легко и непринуждённо, находясь в постоянном контакте с классом;
  • усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с различными ресурсами;
  • дают возможность использовать специальный маркер для управления компьютером, как удалённой компьютерной мышью, на поверхности доски;
  • использование интерактивной доски в школе обеспечивает учителю процесс импровизации на уроке, можно быстро вносить комментарии поверх подготовленных материалов, видеосюжетов, компьютерных приложений и обучающих программ;
  • предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
  • делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

Некоторые технологические приемы при работе с интерактивной доской:

  • Упражнения типа «установить соответствие» можно использовать на уроках по разным предметам, когда учащимся необходимо захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски.
  • Эффективно работает прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера при работе со схемами.

Факты позволяют утверждать, что интерактивные доски сделали обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность, возможности интерактивной доски поощряют участие детей в уроке и концентрируют их внимание множеством разнообразных способов, использующих многие органы чувств, что очень важно в обучении школьника.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...

Статья "Развитие познавательной деятельности учащихся с применением интерактивных технологий обучения"

В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, е...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности о...