Календарно тематическое планирование 6 класс (Босова) ФГОС
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс) на тему

Завалишин Владимир Евгеньевич

Календарно тематическое планирование 6 класс (Босова) ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klassbosovafgos.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

6 КЛАСС

Пояснительная записка


Составлена программа 6 класса основной школы по информатике в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);

- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;

- авторской программой Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 6 классов.

В данной программе ведется серьезный учет междпредметных связей, соблюдается полное соответствие обучения данной ступени основного общего образования, а также ориентирование на возрастные и психологические особенности обучающихся, преемственность системы непрерывного образования. Выстраивается цепочка преподавания предмета, в соответствии с систематическим курсом и современными требованиями к обучению по предмету «Информатика».

Информатика - фундаментальная наука о методах, средствах и технологии обработки информации, которая вместе с веществом и энергией относится к основным понятий, на которых строится современная научная картина мира. Информатика является теоретической платформой разработки и использования информационных и коммуникационных технологий, которые являются одним из главных достижений современной цивилизации и важной производительной силой современного общества.

Цель и задачи учебного курса

Цель обучения информатике в основной школе заключается в развитии личности учащихся, подготовке их к активной жизни и труда в информационном обществе.

Цель достигается благодаря формированию у учащихся научного мировоззрения, информационной культуры, алгоритмического и критического стилей мышления, информационных и ключевых компетентностей, развития творческих способностей, умений и навыков работать с современными средствами информационных и коммуникационных технологий.

Содержание учебного предмета направлено на овладение учащимися научных основ информатики, соответствующих фундаментальных понятий, принципов построения и функционирования средств информационных и коммуникационных технологий, овладение ними.

Современное развитие технологий предполагает полную автоматизацию большинства производственных и иных сфер, их взаимосвязь посредством сетей. Массовая коммуникация и компьютеризация подводят нас к тому, что данный предмет должен являться обязательным для обучения школьников, помогать их лучшей ориентации в быстро развивающемся мире, способствовать наилучшей коммуникабельности, поиску новых связей, новых возможностей и новых знаний, оказывать помощь в дальнейшей профориентации школьников, а также расширять их кругозор и помогать избежать в дальнейшем затруднений при работе  в условиях повсеместной компьютеризации.

Концентричность предусматривает ознакомление учащихся с понятиями информатики и информационно-коммуникационных технологий на нескольких уровнях сложности. для большинства содержательных линий в программе предусмотрено два таких уровня:

- первый уровень - ознакомление с базовыми понятиями информатики и информационно-коммуникационных технологий, формирование компьютерной грамотности и первичных составляющих информационной культуры учащихся (этот уровень реализуется в 5-7 классах);

- второй уровень обучения характеризуется дальнейшим развитием информационной культуры учащихся, более строгим подходом к изложению фундаментальных составляющих содержания обучения, формирования информационно-коммуникационных компетентностей, развития алгоритмического мышления, подготовки учащихся к активной жизни и деятельности в условиях информационного общества (8-9 классы). Некоторые содержательные линии (алгоритмизация и основы программирования, базовые информационные технологии) с учетом возрастных особенностей учащихся реализуются более чем на двух уровнях сложности.

По структуре процесс обучения информатике подобен процессов обучения математики, естественных дисциплин, поэтому желательно максимально возможно гармонизировать и Синхронизировать (на уровне учебного заведения) обучение информатики с обучением математике, физике химии, биологии, географии, предоставит возможность проведения интегрированных уроков и выполнения межпредметных проектов.

Учитывая разные условия для обучения информатике и ИТ в общеобразовательных учебных заведениях, в учебной программе для каждого класса предусмотрено до 15% резервного времени. Эти часы учитель может самостоятельно распределять между разделами учебной программы, использовать для выполнения дополнительных учебных проектов (в том числе интегрированных по содержанию с УЧЕБНЫМИ предметами, изучаются углубленно), проведение интеллектуальных конкурсов и творческих соревнований, за счет указанных часов вводит новые темы, в частности для осуществления допрофильного обучения.

Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 6-го класса предназначен для изучения курса «Информатика» в 6 классе общеобразовательной школы, он входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 5–9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для учителя.

Структура и содержание учебников «Информатика» Босовой Л.Л.  по информатике для 5-го класса включает в себя:

 - понимание и верное применение на бытовом уровне понятий «информация» и «информационный объект»;

- знание требований безопасности при работе с компьютером, а также организацию рабочего места и соблюдение гигиены;

- при работе с папками и файлами – умение их создания, перемещения, удаления, записи;

- знания о хранении, записи в книгах, файлах, поис смысла в задачах, умение работать с двоичной системой исчисления, кодированием;

- умение слушать учителя, вникать и решать поставленные задачи, слушать и одновременно записывать или вводить данные;

 Знать отношения соподчинения, противоречия и противоположности;

Уметь работать с графическим редактором Paint.

Уметь работать с книгой.

- уметь самостоятельно создавать документ, определять, информативно или нет некоторое сообщение;

- иметь представление об информационных носителях, об алгоритмах, о позиционных и непозиционных системах исчисления;

- уметь приводить примеры алгоритмов, жизненных примеров отношений между понятиями, единичных и общих понятий;

- уметь пользоваться текстовым процессором для набора, и форматирования текста, составления списков и таблиц, пользоваться графическими редакторами и редакторами рисунков; создавать простейшие презентации и иметь представления об исполнителе и системе команд исполнителя.

Также намаловажная роль отводится этической стороне работы с носителями информации, доступу к любой информации, касающейся личного пространства другого человека, а также об этических нормах работы с информационными объектами.

Задачи обучения предмету информатика в основной школе состоят в том, чтобы:

- сформировать у учащихся базовые знания об информации и информационные процессы, значение информации и знаний на современном этапе развития информационного общества;

- предоставить учащимся основные исторические сведения о развитии информатики и средств вычислительной техники, вклад зарубежных и отечественных ученых в их развитие;

- сформировать у учащихся умения использовать программные и информационно-коммуникационные средства в учебной и повседневной деятельности;

-обеспечить овладение учащимися основами информационной культуры;

- сформировать умение творчески выполнять учебные задания, разрабатывать рациональные алгоритмы выполнения и осуществлять анализ их выполнения;

-сформировать у учащихся начальные навыки программирования, умение отлаживать программы и анализировать полученные результаты.

Выполнение указанных задач обеспечивает формирование у учащихся научного мировоззрения, информационной культуры, алгоритмического и критического стилей мышления, развития творческих способностей, умений и навыков работать с современными средствами информационных и коммуникационных технологий.

Приобретенные учащимися в процессе обучения информатики знания, умения и навыки обеспечат основу для формирования у учащихся предметной информационной компетентности и ключевых компетентностей, предусмотренных Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования.

Приобретенные учащимися в результате обучения компетентности позволили бы им:

-объяснять свойства информации и закономерности информационных процессов;

- овладеть основными методами научного познания;

- понимать научные основы обработки сведений, применять основные понятия, связанные с алгоритмизацией обработки данных, управления объектами и процессами;

- быть готовым к активной жизнедеятельности в условиях информационного общества, стать в будущем не только полноценным членом такого общества, но и его создателем;

-использовать приобретенные знания в дальнейшей учебной и практической деятельности в условиях информационного общества.


п/п

Тема урока

Основное содержание по теме

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной

работы

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация;

Информатика.

Компьютер.

Данные.

Организация рабочего места учащегося;

Учащиеся должны:

Понимание и применение понятий «информация», «информационный объект» на бытовом уровне;

уметь слушать;

изучить требования об организации своего рабочего места, гигиене, требований безопасности в работе с ИКТ.

Плакаты: «Техника безопасности», «Компьютер и информация»;

презентации: «Техника безопасности», «История вычислительной техники».

§1.1, РТ:№1, 2 (с.3)

I четверть

I четверть

2

Файлы и папки. Практическая работа №1.

Работаем с файлами и папками

Файл; имя файла; тип файла; папка; файловая система; операции с файлами (копирование, удаление, перемещение);

Учащиеся должны:

уметь определять назначение файла по его расширению;

уметь выполнять основные операции с файлами;

уметь работать с книгой;

уметь записывать;

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Файлы и папки»

Беседа

Прак. раб

§1.2, РТ: №6 (с.5), №7  (с.6)

I четверть

I четверть

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Практическая работа №2 (задание 1)

Бит; двоичное кодирование; система счисления; непозиционная система счисления; позиционная система счисления.

Учащиеся должны:

иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

уметь применять приобретенные знания на практике;

уметь работать самостоятельно.

Плакат «Цифровые данные»; презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc Беседа

Прак. раб

§1.3 (введение) (с.  16-17)

РТ: №12,

14 (с.10),

№16 (с.11)

I четверть

I четверть

4

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа №2 (задание 2)

Двоичная система счисления;

Двоичное кодирование.

Учащиеся должны:

уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

уметь вникать в смысл задачи;

уметь работать с книгой;

уметь слушать учителя и одновременно записывать.

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные» (часть 1)

 Прак. раб

§1.3 (1)

(с.  18-19)

РТ: №17, №18 (с.12-13)

I четверть

I четверть

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор

Двоичная система счисления;

Двоичное кодирование.

Учащиеся должны:

уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

уметь решать задачи;

уметь анализировать;

уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные»  (часть 1) Беседа

Прак. раб

§1.3 (1)

РТ: №21

(с. 14-15)

I четверть

I четверть

6

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 (задание 1)

Кодовая таблица;

Двоичное кодирование текстовой информации;

Надпись.

Учащиеся должны:

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования текстов;

уметь вникать в смысл задачи;

уметь выполнять инструкции учителя за компьютером;

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

 Прак. раб

§1.3 (2)

(с.21-23)

РТ: №25(с.19)

№26(с.20)

№29(с.23)

I четверть

I четверть

7

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 (задание 2)

Учащиеся должны:

Иметь навыки применения текстового процессора для набора и редактирования текстов, у также вникать в смысл поставленных задач.

уметь работать самостоятельно;

Плакат «Цифровые данные»; презентация «Цифровые данные»  (часть 2); файл Заготовка.doc Беседа

Прак. раб

§1.3 (2)

(с.  21-23)

РТ:№32-35 (с.25-28)

I четверть

I четверть

8

Создание документов в текстовом процессоре Word.

Практическая контрольная работа.

Изучение двоичного кодирования, кодировочных таблиц, текстовых документов.

Прохождение всех этапов создания текстовых документов

Этапы создания текстового документа

Учащиеся должны:

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования текстов;

уметь применять приобретенные знания на практике;

уметь работать самостоятельно;

уметь оценивать свои силы.

Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc Беседа

Прак. раб

Практические работы №1-3.

I четверть

I четверть

9

Растровое кодирование графической информации

Графический объект;

Пиксель;

Растровое кодирование..

Учащиеся должны:

уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

уметь работать с книгой;

уметь слушать и записывать за учителем;

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»; файл Образец.bmp беседа

§1.3 (3)

(23-27)

РТ: №37, 38 (с.29-30)

II четверть

II четверть

10

Векторное кодирование графической информации.

Изучение нумерованного списка и векторного кодирования.

Учащиеся должны:

Пользоваться инструментами для простейших графических редакторов и  создания, а также  редактирования рисунков;

уметь анализировать, обобщать и сравнивать.

Уметь работать в текстовом редакторе.

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»  (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc Прак. раб

§1.3 (3)

РТ: №40

(32-34)

II четверть

II четверть

11

Единицы измерения информации. Практическая работа №5.

Бит;

Байт;

Килобайт;

Мегабайт;

Гигабайт;

Маркированный список.

Учащиеся должны:

знать основные единицы измерения количества информации;

уметь решать задачи на определение количества информации;

уметь работать с книгой.

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»; презентация «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc Прак. раб

§1.4

РТ: №43, 44

(с. 38)

II четверть

II четверть

12

Контрольная работа.

Информация и знания.

Практическая работа №6 (задания 1-2)

Информация;

Информативность;

Знание;

Факт;

Правило.

Учащиеся должны:

уметь работать самостоятельно;

уметь вникать в смысл задачи учебной деятельности;

уметь применять приобретенные знания на практике.

Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc;

Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc

Прак. раб

 §2.1

РТ: 1-6

(с. 39-41)

II четверть

II четверть

13

Окружающий мир – его чувственное познание

Ощущение;

Восприятие;

Представление.

Учащиеся должны:

уметь слушать учителя и одновременно записывать;

уметь анализировать, сравнивать;

уметь работать самостоятельно;

уметь управлять собственным вниманием.

Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc Прак. раб

§2.2

РТ: №7 (с.41)

II четверть

II четверть

14

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7

Логика;

Объект;

Признак;

Понятие.

Учащиеся должны:

Знать об общих понятиях, приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,;

уметь выполнять инструкции учителя на компьютере;

уметь слушать;

Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc Прак. раб

§2.3 (введение)

РТ: №9, 10  (с.43-44)

II четверть

II четверть

15

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 (задания1-2)

Анализ;

Синтез;

Сравнение;

Абстрагирование;

Обобщение.

Учащиеся должны:

понимать смысл терминов «анализ», «синтез»…;

уметь делать задания на компьютере по инструкции;

уметь работать с книгой;

Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc Прак. Раб

опрос

§2.3 (1)

(с.  38-40)

РТ:№11 (с.45)

№ 17 (с.48)

II четверть

II четверть

16

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа.

Анализ; Синтез; Сравнение;

Абстрагирование; Обобщение;

Структурирование;

Наглядное представление.

Учащиеся должны:

знать смысл терминов «анализ», «синтез»…;

уметь владеть методом самоконтроля;

уметь анализировать, обобщать, систематизировать;

уметь работать самостоятельно.

Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc Прак. Раб

тест

Практические работы №4-8

II четверть

II четверть

17

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8.

Строим диаграммы (задания 3-5)

Содержание понятия; объем понятия; единичное понятие; общее понятие.

Учащиеся должны:

Знать представление о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях;

уметь делать задания на компьютере по инструкции;

уметь работать с книгой;

Прак. Раб

опрос

§2.2 (с.42-44), РТ: 21, 22

III четверть

III четверть

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9.

Изучаем графический редактор Paint

(задания 1-3)

Отношения тождества; отношение пересечения; отношение подчинения;

Учащиеся должны:

Уметь сравнивать понятия;

Знать отношения тождеств, пересечения и подчинения;

Уметь рисовать графические примитивы;

уметь работать с книгой;

Прак. Раб

опрос

§2.3 (с. 45-48), РТ: 23, 27

III четверть

III четверть

19

Отношения и соподчинения, противоречия и противоречия.

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint

(задания 4-7).

Отношение соподчинения; отношение противоречия; отношение противоположности;

Учащиеся должны:

Знать отношения соподчинения, противоречия и противоположности;

Уметь работать с графическим редактором Paint.

Уметь работать с книгой.

Прак. Раб

Опрос

карточки

§2.3 (с. 48-50), РТ:26, 31

III четверть

III четверть

20

Определение понятия. Практическая работа №10.

Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3).

Понятие; определения понятия;

Учащиесядолжны:

Уметь строить определения;

Уметь работать с графическим редактором Paint.

Уметь составлять свой рисунок.

Прак. Раб

опрос

§2.3 (с. 51-53), РТ: №32

III четверть

III четверть

21

Классификация. Практическая работа № 10.

Планируем работу в графическом редакторе (задания 4-6).

Классификация; основание классификации; естественная классификация;

Учащиеся должны:

Знать что такое классификация понятия;

Уметь различать естественную и вспомогательную классификацию;

Уметь работать с графическим редактором Paint.

Прак. Раб

карточки

§2.3 (с.54-55), задание №3 на с.55 учебника, РТ: №29

III четверть

III четверть

22

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11.

Рисуем в редакторе Word (задания 1-3)

Суждение; простое суждение; сложное суждение; необходимое и достаточное условие;

Учащиесядолжны:

Иметь представление о суждении как форме мышления;

Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений;

Прак. Раб

опрос

§2.4, РТ: №34, 35

III четверть

III четверть

23

Умозаключение как форма мышления. Рисуем в редакторе Word (задания 4-6)

Умозаключение;

Учащиесядолжны:

Иметь представление об умозаключении как форме мышления;

Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений;

Прак. Раб

опрос

§2.5, РТ: 36,37.

III четверть

III четверть

24

Контрольная работа. Что такое алгоритм.

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.

Постановка задачи; исходные данные; результат; алгоритм;

Учащиеся должны:

уметь владеть методом самоконтроля;

уметь анализировать, обобщать, систематизировать;

уметь работать самостоятельно;

знать что такое алгоритм;

Прак. Раб

тест

III четверть

III четверть

25

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

Исполнитель; система команд исполнителя;

Учащиесядолжны:

Знать кто такой исполнитель;

Уметь выполнять указания исполнителя;

Уметь работать с книгой;

Прак. Раб

карточки

§3.2, 3.3, РТ: № 7-9

III четверть

III четверть

26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов.

Практическая контрольная работа.

Список и таблица как форма записи алгоритмов; блок-схема;

Учащиеся должны:

Знать, как записываются алгоритмы;

уметь владеть методом самоконтроля;

Уметь работать с графическим редактором Paint;

уметь работать самостоятельно;

Прак. Раб

опрос

III четверть

III четверть

27

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13, 14.

Рисуем в ЛОГО примитивы.

Тип алгоритма; линейный алгоритм;

Учащиеся должны:

Знать что такое алгоритм;

Знать форму записи линейного алгоритма;

Прак. Раб

опрос

§3.4 (с.73), РТ: № 27; № 28

IV четверть

IV четверть

28

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №15,16.

Рисуем в ЛОГО различные фигуры.

Условие; ветвление;

Учащиеся должны:

Знать форму записи алгоритма с ветвлениями;

уметь работать самостоятельно;

уметь работать с книгой;

Прак. Раб

карточки

§3.4 (с.74-76), РТ: № 34, 35; № 40

IV четверть

IV четверть

29

Циклические алгоритмы. Практическая работа №17, 18.

Создаем движущиеся фигуры в ЛОГО.

Циклический алгоритм;

Учащиеся должны:

Знать форму записи циклических алгоритмов;

уметь работать самостоятельно;

уметь работать с книгой;

Прак. Раб

опрос

§3.4 (с. 76-77), РТ: 44; № 45

IV четверть

IV четверть

30

Итоговая контрольная работа.

Систематизация информации. Практическая работа.

Алгоритм; исполнитель; файл; папка;

Учащиеся должны:

уметь владеть методом самоконтроля;

уметь анализировать, обобщать, систематизировать;

уметь работать самостоятельно.

Прак. Раб

тест

IV четверть

IV четверть

31

Резерв учебного времени.

Учащиеся должны:

Уметь работать с графическим редактором Paint;

Уметь работать с текстовым процессором Word по созданию графических изображений;

Уметь защищать свои работы перед классом.

IV четверть

IV четверть


Список литературы

  1. Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 класса
  2. Учебник:  Л.Босова «Информатика для 6 класса» Москва БИНОМ. Лаборатория  знаний 2006г.
  3. Рабочая тетрадь: Л.Босова «Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса» Москва БИНОМ. Лаборатория  знаний 2008г.
  4. Дополнительная литература: Л.Босова «Занимательные задачи по информатике для 5-6 класса» Москва БИНОМ. Лаборатория  знаний 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике (ФГОС) для 6 класса по УМК Н.Я.Виленкина и др.

Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике для 6 класса содержит информацию о теме урока, типе урока, об элементах  содержания, требованиях к уровню подготовки, о видах...

Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 7 класс

Календарно-тематическое   планирование  курса  биологии  7  класс  по  ФГОС  линии  учебно-методических  комплектов  «Линия жизни»  под ...

Рабочее календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс

Рабочее  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  8  класс...

Календарно тематическое планирование по истории ФГОС 9 Класс

Календарно тематическое планирование по истории ФГОС 9 Класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе ФГОС 5 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образ...

Календарно - тематическое планирование по музыке ФГОС 5 класс

В календарно - тематическом планировании два  раздела: "Музыка и литература", "Музыка и изобразительное искусство"...

Развернутое календарно-тематическое планирования по биологии (ФГОС) 5-6 класс Сухова,Строганов

Развернутое календарно-тематическое планирование по ФГОС(прописаныУУД) по биологии 5-6класс, учебник авторы: Сухова, Строганова...