выступление на областных курсах «Методическое мастерство учителя информатики» 2004 год
материал по информатике и икт на тему

Агренич Наталья Николаевна

выступление на областных курсах «Методическое мастерство учителя информатики» 2004 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavanie_informatike_v_8-9kl.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Преподавание информатики в среднем звене»

(выступление на областных курсах «Методическое мастерство учителя информатики» 2004 год)

«Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности»

                                                                        П.И. Пидкасистый

Методология обучения информатике

        Система обучения учителя зависит от педагогической позиции, которую он занимает  и любая позиция имеет свою методологическую основу. Под методологией обычно понимают совокупность принципов, форм и методов организации образовательной деятельности. Различают развивающее, проблемное и эвристическое обучение.

        Под  развивающим обучением понимают активно-деятельностный способ обучения. Целью же проблемного обучения является организация проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется за счет активной, самостоятельной деятельности учащихся. Эвристическое обучение расширяет возможности, как развивающего, так и проблемного обучения, потому что ориентировано на процесс организации деятельности по конструированию учеником собственного смысла, цели и содержания образования.

        Это реализуется в школе с использованием конкретного предметного содержания и определенных организационных форм деятельности учителя и ученика. Где системообразущим элементом деятельности является цель -  развитие ученика, а средством выступает непосредственное содержание курса школьной информатики. Стоит подчеркнуть, что не всякое содержание обладает развивающим эффектом и только рассмотрение определенной темы под заданным углом зрения способно решать как учебные, так и развивающие и воспитательные задачи курса.

Методология тесно связана с технологией обучения. Целостная система обучения включает предметное содержание, методологическую (теоретическую) основу  и практическую реализацию, в виде технологий и методик обучения. Для выбора эффективных методик обучения, учителю информатики необходимо определиться, на какую теоретическую основу он будет опираться и, какими технологическими средствами будет пользоваться

Проблему обычно вызывает выбор технологии, которая зависит от образовательной среды, рассматриваемая с позиции учителя должна представлять системомыследеятельное пространство. Системное  означает рассмотрение содержания и форм работы учителя с позиции их рационального соответствия. Мыслительное включает в себя интеллектуальное продвижение каждого в рамках индивидуальной образовательной деятельности. Деятельностей подход означает рассмотрение деятельности как совокупности действий, доступных моделированию.

Для решения образовательных задач учитель информатики должен:

  • осознать собственный опыт как систему деятельности;
  • усвоить основы новых педагогических технологий;
  • формировать новую позицию на саморазвитие человека;
  • формировать новую позицию на функцию педагогов в целом;
  • уметь организовать развивающее пространство для саморазвития учащихся;
  • моделировать профессиональное саморазвитие.

Появление терминов из технической сферы считается закономерным. Именно технология позволяет конкретизировать любую деятельность человека, включая педагогическую.

Компьютер в образовании выступает хорошим познавательным инструментом, и порой возникает ошибочное мнение, что нет необходимости учителю информатики знать особенности педагогических технологий. Это будет верно. Если учебный процесс рассматривать только с позиции обучения. Но если учитель осознает, что он не только обучает, но и воспитывает, и развивает, то эффект использования компьютера можно усилить многократно. Познавая компьютер, познаем себя.

Сложности, которые могут возникнуть на пути учителя при освоении педагогических технологий:

Первая сложность – слепое следование моде. Попытка использования технологии без учета собственных возможностей, без учета образовательной среды, возможностей учеников. Любая технология придерживается определенной системообразующей концепции, предполагает наличие определенных условий и самое главное, нацелена на определенный результат. Не просто ХОЧУ, а, прежде всего, МОГУ использовать данную технологию.

Вторая сложность – слепое следование авторитету. Любая технология реализует определенную методологическую (теоретическую) основу, либо какую-либо теорию, соответственно имеет авторство. Качественный результат возможен лишь в том случае, если учитель пропустит технологию через себя и адаптирует ее к имеющимся условиям. Соответственно учитель вносит определенные изменения, которые преобразуют технологию в методику.

Любая технология обладает следующими свойствами:

  1. совокупность действий образует законченную целостность;
  2. действия расположены в строгой последовательности;
  3. технология направлена на получение конкретного результата.

Именно совокупность действий составляет основу любой технологии. В основе  использования педагогических технологий в образовательном процессе лежит деятельностный подход  учения, первым принципом которого выступает признание неразрывной связи психики с деятельностью человека. Для формирования определенных знаний необходимо знание не только содержания курса школьной информатики, но и знание методологических и методических основ преподавания.

Нормативные требования к уровню преподавания информатики

Как только начинается разговор о требованиях и качестве усвоения содержания или о качестве образования, возникает необходимость сравнения с чем-то: соответствует, значит хорошо, качественно, эффективно; не соответствует – плохо, неэффективно. Учителя интересуют:

  • качество усвоения содержания учебного курса;
  • качество организации учебного процесса, то есть качество и эффективность собственного урока информатики.

Первое относится к отдельному ученику и его мышлению, знаниям, умениям и навыкам, второе – к той среде, в которой происходит само развитие, где в процессе урока ученик понял и научился. Другими словами, приобрел новую способность или перешел на новый уровень понимания, умения. Учитель отвечает целиком и полностью за качество «среды», то есть атмосферы, хода и содержания урока.

В 1992 году в законе «Об образовании» отмечена необходимость ввода государственного стандарта для общего образования, который должен служить основным инструментом задания содержания образования. Именно стандарт должен задавать те ограничения, в рамках которого и должен действовать учитель (определены обязательные предметы, часы, нагрузка учителя, ограничения на объемы учебной информации). Стандарт будет внедрен в российских школах с 2006 года. Именно стандарты устанавливают некоторые границы, в рамках которых учитель информатики и должен формировать ту самую «среду» и «атмосферу» урока, в которой либо происходит революционное развитие, либо не происходит. Стандарт по информатике связан:

  • с перспективой перехода школьного образования от формально-знаниевой к личностно-деятельностной (компетентностной) деятельности;
  • с усилением вариативности обучения;
  • с устранением перегруженности содержания общего образования.

Учитель информатики будет вынужден самостоятельно отбирать содержание и оптимальные формы обучения в зависимости от возможностей и наклонностей обучающихся в рамках заданного стандарта.

Каждый учитель информатики при организации обучения информатике должен помнить – необходимо обеспечить обязательное освоение не только отдельных разделов курса информатики (алгоритмизации и программирования, информационных технологий и т. д.), но ВСЕГО содержательного минимума, определенного соответствующими нормативными документами.

В нормативных документах, выпущенных Министерством образования РФ по поводу обучения информатике и информационным технологиям в общеобразовательной школе, рассматриваются функции предмета информатики:

  • в формировании компьютерной грамотности;
  • в освоении математического аппарата информатики;
  • в освоении умений и навыков использования информации.

В общеобразовательном стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям требования к знаниям, умениям и навыкам более конкретизированы, нежели были отражены в минимуме содержания. Учебный предмет рассматривается как два крупных блока, собственно информатика (теоретическая составляющая) и информационные технологии (практическая часть). Но основная цель сохраняется, которая заключается в становлении и развитии компьютерной компетентности, когда главное в информационной деятельности человека является не только владение компьютерными технологиями, но и способностью видеть окружающий мир под особым, информационным углом зрения. В стандарте также отражен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в котором отражены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также два крупных блока, относящихся к информационным технологиям и информационным процессам. Существующие учебники и учебные пособия реализуют все многообразие видения курса школьной информатики.

Общие принципы и подходы к обучению информатике

Выделяют четыре важных момента, характеризующих современный процесс обучения информатики:

Первый момент: обучение информатике, в силу специфики ее содержания, требует высокой философско-методологической культуры учителя информатики. Глубоко понимать значение и смысл, как философских категорий, так и понятий информатики. Владеть методикой формирования понятий, понимать и использовать в своей деятельности принципы методологии и принципы развивающего, личностно-ориентированного и эвристического обучения. На первый план в современном образовании выходит обучение приемам и способам мышления и деятельности, а не просто передачи информации.

Второй момент: информатика – это обширная область знаний, включающая в числе важных теоретических разделов и информационные технологии, как практическую реализацию всех теорий. Постепенно расширяется содержание информатики, включая тем самым новые понятия, такие как «объект», «модель», «система», «иерархия» и многие другие.

Третий момент: формирование любого школьного курса подчинено определенным закономерностям, что наглядно можно наблюдать за формированием и становлением школьной информатики.

Четвертый момент: революционность времени еще выражается в появлении новых педагогических технологий, способствующих внедрению передовых средств и методов в обучении. Прежде всего, это касается технологий развивающего обучения. Это технологии, где затрагиваются в основном внешние качества ребенка, не используя богатый внутренний мир человека (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); в личностно-ориентированной технологии, где при изложении любого теоретического материала используют субъективный опыт школьника (И.С. Якиманская). Прогрессивные подходы предложены в методологии эвристического обучения, когда ученик совместно с учителем выстраивают собственную образовательную траекторию (А.В. Хуторский). Выбор той или иной технологии обусловлен личностью самого педагога. Но определенные требования к деятельности учителя информатики все же существуют, что может быть выражено в принципах: организационных, деятельностных, содержательных. Основные моменты организации учебной деятельности на уроках информатики, свойственные развивающему обучению. Развивающий эффект урока (обучение в целом) может быть различным. Целью общеобразовательного курса «Информатика» является не только формирование определенных знаний, умений и навыков, но и, прежде всего, развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления школьника.

Учителю информатики на современном этапе развития содержания и методической системы обучения информатике необходимо четко уяснить для себя: что я, учитель информатики, хочу изменить в ходе своих уроков информатики, как хочу организовать урок, какие задачи подберу, что скажу ученикам, какие задания дам на дом, как организую взаимодействие учащихся между собой и т.д. Что позволит целенаправленно воздействовать не только на их знания,  умения и навыки в области информационных технологий или программирования, а чтобы воздействовать на их развитие, то есть на их мышление.

Методические основы преподавания информатики

        Обучение включает в себя три основные функции: общеобразовательную, развивающую, воспитательную. Решение первой функции предполагает формирование знаний, умений и навыков, опыта учебной, творческой и трудовой деятельности. Основным критерием являются знания, характеризующиеся полнотой, осознанностью и действенностью. Знания включают в себя понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Развивающая функция обучения предполагает развитие всех сфер обучаемого посредством обучения: речевой, волевой, эмоциональной и т. д. Не любое обучение является развивающим, на это обращал вниматие еще Л.С. Выгодский, необходимо грамотно выстраивать процесс обучения, чтобы  «обучение вело за собой развитие», т.е. правильно отбирать содержание образования и соответственно выстраивать учебный процесс.

Воспитательная  функция обучения состоит в том, что в процессе обучения должны сформироваться нравственные и эстетические представления, определенная система взглядов на мир, способность следовать заданным нормам поведения в обществе, исполнять законы в ней принятые, формирование потребности личности, мотивы социального поведения, ценностных ориентаций, мировоззрения.

Основной целью школьного образования является решение триединой задачи – это усвоение опыта, развитие и воспитание. При решении учебных задач, вопросы воспитания должны проходить через весь курс. Это актуально для информатики, потому что данный предмет предполагает знание способов обработки, хранения информации не только техническими средствами, но и самим человеком.

Решение названных проблем возможно с развитием творческого потенциала личности. Творчество необходимо рассматривать как процесс, а не как продукт.  Становится актуальным развитие таких качеств личности как гибкость, адаптивность, восприимчивость.

Обучение – это сложный, многогранный процесс, проходящий в динамике. И необходимо его рассматривать как систему, те есть упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов целостного образования. Элементами учебного процесса выступают:  ЦЕЛЬ – содержание – методы, средства – формы  организации – информационная  среда – РЕЗУЛЬТАТ.

Только в совокупности эти элементы придают системе те свойства, которыми каждый из них не обладает в отдельности. Цель является системообразующим элементом. При выстраивании учебного процесса каждый элемент должен быть продуман относительно цели, то есть планируемого результата обучения. Внесение изменений в какой-либо элемент влечет необходимость согласованного изменения остальных элементов. Именно с данных позиций рассматривать организацию учебной деятельности на уроках информатики.

Учебные цели должны ставится на каждый  конкретный урок, и они должны затрагивать вопросы освоения знаний, умений и навыков. Развивающие и воспитательные цели,  затрагивающие формирование мышления и духовной сферы ребенка имеют долгосрочный характер, поэтому учитель должен четко представлять какие качества необходимо формировать сегодня, чтобы завтра получить ожидаемый результат.

 

Формы контроля деятельности учащихся на уроках информатики

Немаловажную роль, в решении общеобразовательных и воспитывающих задач, играет контроль знаний учащихся. Различают четыре вида контроля: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль. Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом. Периодический контроль используется по итогам изучения отдельной темы. Итоговый контроль осуществляется  по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестации при завершении курса.

Основные требования к уровню знаний:

  • при текущем контроле проверке подлежит лишь вопросы, затронутые на предыдущем уроке;
  • при тематическом контроле подлежат проверке знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом, обязательным минимумом содержания);
  • итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний ля дальнейшего обучения.

Контроль должен рассматриваться как средство изучения уровня усвоения знаний. Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.

Лабораторная работа используется для закрепления определенных навыков работы с программными средствами, когда ученик вправе получать необходимые консультации со стороны учителя. Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т.е. является формой контроля.

Тесты могут быть формой контроля, средством повторения и закрепления материала. Эффективным средством обучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности. Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Эффективность самообразовательной работы – залог роста методического мастерства учителя»

Моя тема самообразования «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии и химии».Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Каки...

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...

Выступление на методическом объединении учителей информатике "Основа обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ"

Выступление на методическом объединении учителей информатике "Основа обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ" 2014 год...

Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"

Выступление на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...

Выступление с докладом «Возможности использования САПР в общеобразовательной подготовке» на в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики

Принял участие в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики ОУ СПО «Особенности преподавания предмета Информатика в соответствии с ФГОС СОО»...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики  и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...