Выступления на методических объеденениях
материал по информатике и икт на тему

Агренич Наталья Николаевна

Выступления на методических объеденениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Юрга»

«Быть здоровым – модно! »

(выступление на школьном МО классных руководителей 5-8 классов)

Ноябрь 2009 года

                                                                           Составил кл. руководитель 7г кл.

               Агренич Наталья Николаевна

Юрга 2009

Быть здоровым - это модно!

Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности. Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном.

Во второй половине XIX - начале XX возникла идея «педагогизации среды», в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

«Здоровье – это всё, но всё без здоровья – ничто». Эта сократовская мысль приобретает в наши дни большую актуальность. Охрана здоровья, восстановление ценности здорового образа жизни - сегодня одна из основных задач образования. В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени.

              В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования поставлены задачи воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранения его на основе использования знаний и умений в повседневной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем.

На первой Российской ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991г.) констатировалось, что «во всех типах и видах учебных заведений реализуется такое содержание образования, которое мешает духовному и физическому развитию личности».

Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

           Цель здоровьесбережения - создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном процессе, и проведение мероприятий по здоровьесбережению, разнообразие которых зависит от множества факторов: состояния здоровья обучаемых, структуры их заболеваний, уровня педагогической, медицинской компетентности учителей, квалификации школьных врачей, психологов, валеологов и т.п.

Таким образом, проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение». Такая озабоченность вполне понятна. Так по данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровыми лишь являются 10 - 12% детей. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.

Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой - не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением у него устойчивого здоровья. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка.

По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление роста по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние годы были разработаны «здоровьесберегающие технологии», цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики «Не навреди!»

Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий.

Естественно, в школах в той или иной степени используются здоровьесберегающих технологии. Для того чтобы вплотную заняться здоровьесберегающей деятельностью, необходимо много дополнительных средств. Конечно, по России есть ряд школ, в которых здоровьесбережение детей и подростков на высоком уровне. Но даже если в школе отсутствует бассейн, тренажерный зал и нет врачей-специалистов (окулистов, хирургов, невропатологов и др.), логопедов и социальных педагогов мы с вами (педагоги) обязаны следить за здоровьем детей.

Любой учитель-предметник при построении уроков может использовать в своей работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

1.  Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2.   Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.

4.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5.   На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8.  В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9.  Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Использование таких несложных приемов на каждом уроке должно принести свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Каждый урок учитель должен уделял достаточное внимание вопросам сохранения здоровья. Например, на уроке географии в 6 классе, изучая тему «Абсолютная влажность, количество водяного пара, испарение», ученики узнают, что при испарении понижается температура тела. При изучении этой темы необходимо пояснить детям, что эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи. Если мама на работе, а у брата или сестры температура, то ребенок должен сделать следующее:

вызвать врача;

уложить больного в постель и раздеть;

в воду капнуть несколько капель спирта или уксуса и намочить в ней тряпочку;

тряпочку немного отжать и протереть ей больного, укрывать его не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура понизится;

если будет необходимость, эту процедуру повторить.

Важно то, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призываем мы учителя или же ребенок испытывает недомогание. Дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь свое здоровье и почему это так важно.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Юрга»

«Типология современного урока »

(выступление на школьном МО учителей физики, математики, информатики)

Январь 2009 года

                                                                              Составил учитель информатики

                    Агренич Наталья Николаевна

Юрга 2009

Урок в современной школе

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока.

Основные пути совершенствования урока в современной школе.

  1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
  2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.
  3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.
  4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.
  5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
  6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.
  7. Совершенствование типологии и структуры урока.

Типология и структура современного урока

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Примерная типология уроков в современной школе:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения навыков и умений;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Общие требования к современному уроку

Общие требования кратко можно сформулировать так:

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к   жизни;
  • повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
  • формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
  • вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Одно из основополагающих требований к современному учителю – владение современными педагогическими технологиями.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми,  производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону «восхождения» ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание – это постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах. То назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:

  • развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
  • характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
  • педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;
  • взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Юрги»

«Развитие исследовательских навыков

в  процессе обучения»

(выступление на школьном МО учителей физики, математики, информатики)

Март 2012 года

Составил учитель информатики

                    Агренич Наталья Николаевна

        

Юрга 2012

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них серьёзными изменениями в образовании. На смену лозунга «образование для жизни» в качестве ведущего при построении и развитии образовательных систем приходит лозунг «образование через всю жизнь».

 Современная школа должна отвечать не только за успешную сдачу предметных экзаменов, но и за такие качества выпускника, как способность действовать в незнакомой ситуации, кооперироваться с другими людьми, уметь планировать свою деятельность и доводить решение задачи до конца. Об этом сказано в основном документе о модернизации российского образования: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, на развитие его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

         Овладение учащимися общими умениями, навыками и способами деятельности (то, что сейчас принято называть ключевыми компетентностями) как существенными элементами культуры, является необходимым показателем современного качества результатов образования.

Существует несколько классификаций компетентностей, множество определений самого понятия. Компетентность – способность результативно действовать, достигать результата, эффективно разрешать проблему.

Для этого необходимо:

  • уметь анализировать ситуацию (надо ли её разрешать), переформулировать её в проблему;
  • определять дефицит, его тип (чего именно не хватает, почему, зачем, как может быть разрешена проблема);
  • оценивать необходимость восполнения дефицита (иногда «дешевле» отказаться от разрешения трудности);
  • точно и своевременно ставить (принимать) цели действия;
  • выявлять средства, составлять варианты решений – перевод проблемы в задачу;
  • отбирать средства решения проблемы (выбирать адекватные способы действия);
  • совершать реальное действие (решать проблему; выходить, а не предлагать выход из сложившейся ситуации);
  • анализировать полученный результат относительно проблемы.

Одним из эффективных способов организации именно такого образовательного пространства, является включение учеников в исследовательскую деятельность. Находясь именно в этой деятельности, имеет возможность создавать условия для формирования и развития ключевых компетентностей школьника (коммуникативность, умения решать реальные задачи, умения сотрудничать, быть способным к самообучению).

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок при систематическом применении исследовательского подхода в обучении, где необходимо, во-первых, сформировать понимание важности научного познания мира и интереса к его исследованию; во-вторых, обеспечить освоение некоторой совокупности способов постановки и решения исследовательских задач.

На уроке необходимо создавать условия, при которых ученик становится субъектом исследовательской деятельности. А это значит, будет:

  • учиться ставить исследовательские задачи и планировать их решение;
  • овладевать методами решения задач этой деятельности

Создавая условия для развития ребенка на уроке, учителю необходимо научиться двум вещам:

  1. Не делать за детей того, что они могут делать сами (выводить правила, образцы, алгоритмы, инструкции, определения).
  2. Инициировать детский поиск и пробы собственных вариантов решения задач.

Решение исследовательских задач предполагает выполнение исследовательских действий:

  • постановка исследовательских задач;
  • сбор исходной информации;
  • выдвижение гипотез;
  • построение измерительных шкал;
  • планирование эксперимента;
  • проведение эксперимента;
  • обработка данных эксперимента или наблюдений и их обобщение.

Я внедряю в практику своей работы новую педагогическую технологию – метод проектирования на уроках информатики. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении информатике.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Идея этого подхода очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), а также позволяет каждому обучающему работать в своем индивидуальном режиме, что в свою очередь позволяет реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Для ее решения требуются знание основного курса информационных технологий и разнообразные предметные знания. Кроме того, школьники должны владеть определенными учебно-организационными, интеллектуальными, коммуникативными, учебно-информационными и творческими умениями. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

В практике своей работы я использую как индивидуальные, так и групповые проекты.

Преимущества индивидуальных проектов:

  1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  2. у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  3. обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  4. формирование у обучающегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  3. на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Проекты могут выполняться в урочное время, если тема исследования невелика (один урок, ведется индивидуально)  и краткосрочные проекты требуют выделения  2 – 4 урока, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

Выбор формы представления исследовательского или творческого продукта – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Учащиеся при защите проектов используют программу для создания презентаций Microsoft  Power Point.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Метод проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод проектов можно охарактеризовать как:

  • личностно-ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, …, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность;
  • инициативность, творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий. 

Можно сделать вывод, что метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, исследовательские, поисковые и прочие методы.

Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребенок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природной потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. Поэтому ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. Ребенок всегда чего-то не знает, а раз он этого «чего-то» не знает, то, как он «этому» может научить себя? Как он, ничего не зная в данной области, может составить план, программу и методику обучения? Человек может составить себе план самообразования, если у него уже есть необходимый запас знаний в данной области, т. е. минимальное, но достаточное общее представление об изучаемом предмете, чтобы самостоятельно постигать его дальше.

Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы. Творчество ученика - это создание им оригинального продукта, изделия (а так же решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Юрги»

«Учебно-методический комплекс» 

(выступление на школьном МО учителей математики, информатики)

Январь 2014 года

Составил учитель информатики

                    Агренич Наталья Николаевна

        

Юрга 2014

Учебно-методический комплекс (УМК) – это

  • система учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению  учебного  материала,  входящего  в  учебную  программу дисциплины.  Состав  УМК  определяется  содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине;
  • система  дидактических  средств  обучения  по  конкретным  учебным предметам  и  курсам,  создаваемая  в  целях  достижения  требований образовательных стандартов общего среднего образования;
  • это  система  взаимосвязанных и взаимодополняющих  средств  обучения, проектируемых  в  соответствии  с  учебной  программой  и  выбранным дидактическим  процессом,  достаточных  для  реализации  целей  и  содержания образовательного  стандарта.

 

        Учебно-методический  комплекс  дисциплины (УМК)  является  частью основной  образовательной  программы. Инновационный  учебно-методический  комплекс  (ИУМК)  представляет собой  полный  набор  учебно-методических  материалов,  необходимый  для проведения  всех  видов  занятий  по  определенной  дисциплине,  учитывающий специфику  всех  форм  и  технологий  обучения.  Он  должен  обеспечивать достижение качественно новых образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе за счет активного использования  современных  педагогических  и  информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ) в учебном процессе. При их разработке должны  учитываться  как  существующие  варианты  технического  оснащения образовательных  учреждений,  так  и  перспективные;  предоставляться вариативные методики организации учебного процесса.

 

        Учебно-методический  комплекс  и  комплект.  Различение  между понятиями учебно-методического «комплекса» и «комплекта»: термин учебный (учебно-методический)  комплекс  вводится для  обозначения  открытой  системы дидактических  средств  в  отличие  от  термина «комплект»,  который  означает полный  набор:  комплект  учебников  такого-то  класса,  т.е.  закрытую  систему.

        Функции УМК:

1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.

2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.

3.  Не  только  фиксирует,  но  и  раскрывает (развертывает)  требования  к содержанию  изучаемой  дисциплины,  к  умениям  и  навыкам  выпускников, содержащиеся  в  образовательном  стандарте,  и  тем  самым  способствует  его реализации.

4. Служит  накоплению  новых  знаний,  новаторских  идей  и  разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

 

         Цели и задачи УМК

  1. Создание  условий  для  оптимизации  процесса  изучения  учебной дисциплины.  
  2. Активизации самостоятельного участия учащихся в данном процессе.
  3. Введение критериев, позволяющий стандартизировать  процесс оценки усвоения обучающимися ключевых положений учебной дисциплины.
  4. Создание механизма по анализу качества методики изучения учебной дисциплины.
  5. Подготовка  учебно-методического  обеспечения  каждой  дисциплины, преподаваемой в учебном заведении, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам.
  6. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество обучения.
  7. Создание  инструмента  планирования  и  организации  работ  по совершенствованию учебно-методической базы учебного заведения.
  8. Получение  учебно-методических  материалов,  необходимых  для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.

        В УМК могут входить не только традиционные (учебник, хрестоматия), но и новые книжные жанры (учебник-хрестоматия, учебник-словарь, рабочая тетрадь), а также такие, как электронный учебник (разрабатываются по сценариям ведущих преподавателей на основе учебников и учебных пособий, имеющих рекомендации УМО и Минобразования РФ к использованию в учебном процессе), базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия.

        Состав УМК:

  1. Учебник или учебное пособие по данному курсу.
  2. Учебную программу курса.
  3. Перечень базовой и рекомендованной литературы.
  4. Методические рекомендации по самостоятельной работе и изучению дисциплины (раздела, темы).
  5. Методические рекомендации (указания) по выполнению практических заданий, упражнений, заданий.
  6. Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.
  7. Рекомендации (указания) по выполнению практических, проектных работ.
  8. Раздаточный материал и наглядные пособия, которые включают рабочие тетради, справочные и хрестоматийные издания, компьютерные учебники, аудио- и видеоматериалы.

Основные части УМК

         Учебная программа – документ, в котором определен перечень тем, изучаемых вопросов, объединенных в темы и подтемы, последовательность их изучения, время, отводимое на основные части курса. В программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми учащийся должен овладеть в результате изучения дисциплины. В программах перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, которые учащийся должен использовать для наиболее полного овладения дисциплиной.

        Учебник – учебное издание, в котором систематически, в соответствии с учебной программой излагается содержание учебной дисциплины или ее части (раздела) и которое официально утверждено в качестве учебника. Он является основной учебной книгой по любой дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, по каждой дисциплине. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала.

        Современный учебник – не одна единственная книга, а главное звено, своеобразный «навигатор» во всем учебно-методическом комплексе, окружающем и сопровождающем этот учебник. Его содержательную составляющую, разработанную с учетом государственного образовательного стандарта, необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Лишь в этом случае учебник сможет быть руководством к действию, помогающем овладевать методами самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации.

        Сопровождающую главный учебник «методическую инфраструктуру» составляют задачники или системы заданий, рабочие тетради, методические пособия, целевые хрестоматии, справочники, электронные носители информации. Такой комплекс знаний необходим для полного восприятия материала, превращения теоретических сведений в практические навыки.

        Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

        К учебным пособиям относятся:

  • учебно-наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.);
  • учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;
  • рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета;
  • самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя;
  • хрестоматия – учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины;
  • практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму относится задачник
  • учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

        Поскольку пособие создается более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.  В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

         Курс лекций – рассматривается как дополнение к учебнику, которое развивает его содержание за счет новых оригинальных материалов и показывает обучающемуся методологические аспекты учебного материала. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Лекции должны соответствовать учебной программе по данной дисциплине, они составляются на базе уже прочитанного материала.  Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала.

        Практикум – совокупность практических работ, объединенных общей идеей, направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.

         Практическое занятие – форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя. На таких занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Формы проведения практических занятий могут быть различными: решение задач, практикумы.

        Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь на заранее сформулированные условия и указание конечной цели. Задание (задача) – элемент творческого мышления, где высок удельный вес неопределенности исходных условий, где требуется смекалка, выдумка, изобретательность.

        Под упражнением понимается занятие, для приобретения или усовершенствования каких-либо навыков. Это элемент переработки информации, т.е. различного рода преобразования знаков (или символов) по четко заданным правилам.  Благодаря  упражнениям, т.е. постоянным действиям, закрепляется какой-либо навык, вырабатывается привычка делать что-то правильно. Напримеp, составление анкеты по заданным паpаметpам, pедактиpование текста и многое другое. Все они формируют практические навыки.

        Задачу можно понимать как сложный вопрос (проблему), требующий исследования и pазpешения. Целесообразно различать задачу и упражнение по степени сложности: задачу – как наиболее сложное трудновыполнимое задание, а упражнение – как более легкий способ закрепления навыков и знаний. Выполнение заданий – элемент активной формы обучения.

        Основная беда самостоятельной работы сегодня – скачивание готовых текстов из интернета. Как бы ни борются этим пороком преподаватели, серьезного прогресса не отмечено. Разработаны даже специальные программы распознавания плагиата. На самом деле проблема легко решается, стоит лишь иначе сформулировать задание.

         Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. Хрестоматия представляет собой дополнительное издание к учебному пособию. Здесь собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор читателя по общим и частным проблемам, получившим систематическое изложение в учебнике.

        Методические пособия включает материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, контрольных работ, организации самостоятельной работы учащихся. В них дается характеристика методов овладения дисциплиной и подготовки различных заданий.         Издания данного вида помогают организовать работу учащегося и преподавателя. В методические рекомендации и указания должны быть включены требования к содержанию, оформлению работ. Особую группу составляют методические указания по организации самостоятельной работы учащихся, которые готовятся по каждому предмету (дисциплине). Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм, методов и видов самостоятельной работы учащихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, составление докладов выступлений и др.). Излагаемый материал должен показать особенности самостоятельной работы по данной дисциплине, раскрыть общие требования к знаниям и навыкам, которые формируются при ее изучении.          Учебно-методические комплексы могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой совокупность логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.

        Образовательные электронные издания (ОЭИ) должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики, звука.

        Специалисты рекомендуют применять следующие виды ОЭИ:

  • Видеолекция. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным. Несомненным достоинством является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
  • Мультимедиа лекция.  Специально разрабатываются интерактивные компьютерные обучающие программы с использованием мультимедийных средств. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
  • Традиционные аналоговые обучающие издания:  электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.

         Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Он содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.

        Компьютерное наполнение современного учебника не должно быть перенесением текста бумажного учебника на экран. Компьютерные программы обучения должны иметь свою методологию и технологию презентации знаний, отличную от книжного варианта.

        Одним словом, мультимедиа-учебник – это комбинированное издание, состоящее из электронного курса на DVD, брошюры и сайта.

         Компьютерная тестирующая система – средство электронного наблюдения за результатом усвоения материала, со стороны обучающегося – может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Юрги»

«Диагностика и мониторинг уровня

воспитанности школьника» 

(выступление на школьном МО классных руководителей)

Январь 2014 года

Составил: учитель информатики

                    Агренич Наталья Николаевна

        

Юрга 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объеденения классных руководителей 5-11 классов

План работы МО классных руководителей 5-11 классов....

Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы

Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справка об участии

2016Региональное методическое объединение. Выступление «Учебно-методический комплекс «Сферы» по математике как средство реализации деятельностного подхода в образовании». Справ...