Проект в среде СУБД Access
проект по информатике и икт (11 класс) на тему

Уткина Галина Викторовна

Разработка системы уроков с применением проектной деятельности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx75.31 КБ
Файл proekt_1.pptx759.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижне-Саловская средняя общеобразовательная школа»

Ростовская обл., Семикаракорский р-он,

п. Нижний Саловск, ул. Торговая, 14

тел. 8 86356 26571

Проект. Создание базы данных «Мои одноклассники. А все ли я знаю о них?»

Учитель: Уткина Г.В.

п.Нижний Саловск

2015 г.

Проект. Создание базы данных «Мои одноклассники. А все ли я знаю о них?»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. ТЕМА: «Мои одноклассники. А всё ли я знаю о них?»
  2. ЦЕЛИ:
  1. Образовательные:
  • формирование практических умений учащихся при работе с изученными информационными технологиями;
  • обобщение изученного материала по теме «Информационные технологии хранения данных».
  1. Воспитательные:
  • воспитание трудолюбие, ответственности за результаты своего труда;
  • формирование навыков и умений самостоятельной исследовательской работы в группах и индивидуально.
  1. Развивающие:
  • развитие умения слушать других, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков публичных выступлений;
  • развитие познавательных и творческих способности учащихся;
  • совершенствовать умения коммуникативного общения.
  1. ЗАДАЧИ:
  1. Класса:
  • провести исследования в области читательских, музыкальных и спортивных интересов одноклассников;
  1. Группы
  • изучить интересы, согласно своей теме;
  • представить полученную информацию в среде MS Access;
  • создать базу данных с удобными критериями поиска и отбора нужной информации.
  1. Каждого учащегося
  • участвовать в обсуждениях проблемных моментов во время реализации проекта, предлагать новые идеи;
  • включать все свои знания, умения и навыки для успешного выполнения коллективной работы.
  1.  ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 11 класс (15-17 лет)
  2. ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: 3 занятия
  3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
  • Компьютеры кабинета «Информатики»;
  • Офисная программа MS Access;
  • Интернет;
  • Презентация первого занятия;
  • УМК «Информатика и ИКТ, 11 класс» под редакцией Н.В.Макаровой.
  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
  1. Метапредметные:
  • постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • структурирование и визуализация информации; в
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  1. Предметные:
  • формирование умений работы с инструментами MS Access;
  • формирование  умений последовательности структуризации при разработке базы данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
  1. Личностные:
  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, учебно-исследовательской деятельности;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации;
  • Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Реализация проекта. Конспекты занятий.

1 занятие

-Добрый день, ребята.

(Актуализация знаний – 3 мин)

На прошлых занятиях мы с вами изучали информационные системы, систему управления базами данных Microsoft Access.

  1. Скажите, пожалуйста, что же такое информационная система?
  2. Что такое база данных?
  3. Что такое модель данных и для чего она нужна?
  4. Какие вы знаете формы представления информационной модели?
  5. Для  какой модели данных используется  СУБД Access.

(Введение в сюжет урока – 2-3 мин)

- Молодцы. Сегодня я хотела бы предложить вам окунуться в мир исследовательской деятельности.

- Но прежде посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь представлены картинки. Как вы думаете, какой смысл заложен в них?

(Дети предлагают ответы)

C:\Users\123\Pictures\kdrsvadjp ojhitvi e tulxbcmnp.jpegC:\Users\123\Pictures\magnifying-glass-people.jpg

(Тема урока – 1 мин)

- Здорово. Все ваши предположения в той или иной степени раскрывают смысл картинок. Поэтому сегодня я хочу, чтобы вы начали изучать новые стороны своих одноклассников. Вы уже давно обучаетесь вместе, многое вы друг о друге знаете, а многое еще нет. Итак, тема нашего проекта: «Мои одноклассники. А все ли я знаю о них?»

(Постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования – 3 мин)

Чтобы больше узнать о своих сверстниках, мы будем  разрабатывать информационный проект в СУБД Access.

Что же такое учебный проект?

    Учебный проект – это деятельность, позволяющая каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. 

Объектом исследования: одноклассники.

Предмет: интересы

Цель проекта: исследование интересы одноклассников.

Для достижения цели потребуется решить ряд следующих задач:

  1. Провести исследование в области интересов;
  2. Проанализировать полученные данные;
  3. Создать базу данных на основе имеющейся информации;
  4. Обеспечить возможность удобного просмотра, ввода и обработки данных;
  5. Разработать критерии поиска в базе данных;
  6. Презентовать свою работу.

 (Объяснение системы работы над проектом – 2 мин)

Время реализации проекта заложено в 3 занятия. На сегодняшнем занятии мы определим группы, которые будут вместе разрабатывать проект,  обозначим структуру проекта, а также попытаемся выбрать методы исследования.  На 2  занятии  вам предстоит систематизировать информацию, которую вы получите.  И на заключительном уроке вы будете защищать свои проекты. Конечно, сбор информации  потребует от вас трудоемкой работы, выходящей за рамки урочной деятельности. Вам предстоит пообщаться со своими одноклассниками в свободное от занятий время. Но зато у вас есть возможность не только получить нужную информацию, но и больше узнать друг друга, может быть даже, открыть кого-то с новой стороны.

(Распределение участников проекта на группы – 6 мин)

- Итак , 1 этап – определение предметной области, структуры проекта, методов исследования.

На этом этапе  мы с вами разделимся на 3 группы. 1 группа будет заниматься исследованием «Читательских интересов сверстников» 2 группа – «Музыкальных интересов», 3 группа – «Спортивных интересов».  

Давайте не будем томиться в ожидании и сделаем это прямо сейчас. Посмотрите на доску. Здесь представлены ячейки, открыв которые мы узнаем, кто в какой группе будет работать. Синий цвет:  «Читательские интересы», Красный цвет– «Музыкальные интересы», Желтый  -  «Спортивные интересы».

(Распределение на группы).

- Ну что же теперь мы знаем, кто, что будет исследовать. Теперь я попрошу вас быстренько присоединиться к своей группе. Как вы  заметили, у нас сегодня есть три секции, обозначенные цветами. Займите, пожалуйста, места в соответствие с вашим цветом.

(Дети занимают места)

- Давайте теперь обратимся к тому, что вам следует делать, когда сбор нужной информации закончится.

(Инструкции и рекомендации к выполнению проекта – 5 мин)

Здесь начинается 2 этап.

Итак, мы уже провели мини-исследование, мы знаем классы объектов, которые будут в нашей базе. И здесь начинается практическая работа, связанная со знаниями СУБД  Access. Нам следует создать свою базу данных, не забывая о том, что она должна быть комфортной в использовании. Обращаясь к одной из целей нашего проекта, мы должны представить базу данных с удобным поиском и вводом информации. Т.е. уже на 1 этапе нам  следует четко определить структуру, ключевые моменты, а также продумать, какие возможны операции с нашей базой данных и как они будут работать.

Мне бы хотелось, чтобы во время выполнения проекта, вы не забывали об эстетической стороне. Вы можете наполнить вашу базу данных не только информацией, но и возможными ссылками, например ссылками на литературу. Возможно, у вас удастся включить картинки, фотографии, музыку и пр. Вы также можете подобрать какие-нибудь интересные моменты из жизни знаменитых людей. Может быть, в вашем классе найдутся люди, которые захотят дать какие-либо рекомендации в тех или иных моментах. Здесь, как говорится, «необъятное поле для вашей фантазии».

И заключительным этапом нашего проекта станет его презентация.  Помните, готовясь к защите, не следует просто представить отчет о проделанной работе. Вы должны рассказать нам непосредственно о процессе вашего исследования: какими методами вы пользовались для сбора информации, с какими проблема вы столкнулись, что помогло вам решить ту или иную проблему, какие навыки и умения вам пригодились для выполнения работы.

(Начало реализации 1 этапа проекта – 15 мин)

- Ну что ж, давайте преступим к реализации нашего проекта. Прежде всего, я вас поздравляю. На некоторое время вы стали компаньонами, и успех вашей фирмы зависит от каждого участника. Так давайте же преступим к непосредственной разработке проекта.

У вас на столах лежат листики, попробуйте сейчас определить классы объектов и составить примерную реляционную модель.

(Дети составляют реляционную модель)

Хорошо, ребята, как вы думаете, какие классы объектов у вас будут одинаковыми?

(фамилия, имя, название деятельности)

-Отлично, как вы думаете, какими классами объектов могут отличаться ваши базы данных?

(например, использование спортивного инвентаря, любимые цитаты и др.)

- Хорошо. Теперь, пожалуйста, подумайте, какие методы исследования помогут достичь вам цели.

(анкеты, опросы, тесты …)

(Подведение итогов урока – 2 мин)

-Молодцы, Итак, ребята, мы сейчас с вами сделали хоть и маленький, но все же шаг вперед.  Разумеется, в процессе исследовательской деятельности возможны корректировки в ваших сегодняшних реляционных моделях, методах исследованиях. Наш урок мне хотелось закончить словами Сократа «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

2 занятие (2 этап)

(Организационный момент – 1 мин)

- Добрый день. Сегодняшнее наше занятие я хотела бы начать с одного хорошего афоризма «Вы должны позволить себе видеть, а не судить то, что происходит вокруг. Уважайте факты, даже если они не совпадают с вашими ожиданиями».

Сегодня на занятии мы с вами будем оформлять наш проект. В ходе занятии вы сможете систематизировать информацию в единую базу данных, применить все свои знания и умения в своей собственной работе, а также проявить креативность и гибкость ума.

(Работа над проектом – 25-30 мин)

(План защиты – 5-8 мин)

-Итак, ребята, чьи-то работы уже  закончены, кому-то еще предстоит доработать свои проекты. Теперь, чтобы ваш труд был по достоинству оценен, нам следует наметить план защиты:

План выступления

  • Название проекта. Вступительная часть
  • Презентация проекта. Демонстрация  полученной информации, использованных функций в СУБД Access
  • Авторы проекта

Требования к выступлению.

  • Высокое качество выступления. У выступающего должны быть свободная и правильная речь, логика изложения.
  • Слова защиты должны точно соответствовать проекту
  • Учащиеся должны дать точные ответы на вопросы и уметь аргументировать свое мнение.
  • Должны уметь дискуссировать с другими группами.
  • Участвовать должны все члены группы.

-Таким образом, вы должны хорошо знать исследуемый вами материал.

(Подведение итогов 1- 2 мин)

-Сегодня у нас с вами получилось создать свои собственные базы данных, внести данные. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, готова встретиться с вами после занятия. Хочу пожелать вам удачи в подготовке к защите проекта.

До свидания

3 занятие (3 этап)

(Организационный момент – 1 мин)

- Здравствуйте, ребята. Мы завершаем изучение раздела «Информационные технологии хранения данных» творческим проектом. Сегодня вы представите плод своих творений. Вам предстоит итоговая защита проекта. В ходе защиты вы  сможете доказать свою точку зрения, правильно излагать полученную информацию и   отвечать на вопросы.

(Защита проекта проходит в определенном порядке: презентация проекта, обсуждение, подведение итогов)

(Выступление. Презентация проекта – 15-20 мин)

- Мы сегодня будем выступать в следующем порядке:

1. «Спортивные интересы»

2. «Читательские интересы»

3. «Музыкальные интересы»

( Каждой группе отводится 5-7 минут для представления своего проекта.

(Обсуждение – 10 мин)

- Спасибо всем участникам проекта. Вы все проделали огромную работу. Давайте теперь обсудим наши проекты.

1. Какие моменты вам показались наиболее удачными у ваших компаньонов?

2. Какие моменты, как вы думаете, требуют доработки?

3. Какие пожелания и предложения у вас есть по проектам?

(Рефлексия – 5 мин)

- Спасибо за ваши ответы. А сейчас ребята вопросы для каждой группы: (задаются по очереди каждой группе)

  1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
  2. Что в работе над проектом было для  вас наиболее интересным. Почему?
  3. Какие трудности возникли во время работы над проектом и как вы их решали?
  4. Довольны ли вы своим результатом?
  5. Замечания и предложения одноклассникам, учителям, себе.
  6. Что вы могли бы пожелать себе на будущее?

(Выставление оценок- 3 мин)

- Ребята, я сейчас вам раздам бланки для выставления оценок группам. Поставьте, пожалуйста, баллы от 0 до 5 в каждой графе.

Критерии оценок

Группа «………………»

Группа «……………….»

Соответствие теме

Комфортность поиска информации

Использование графики, дополнительных ссылок

Четкость, последовательность, убедительность в защите

Итого:

Максимальный балл: 20

- Просуммируйте, пожалуйста, ваши выставленные баллы. Если общий балл в рамках между 17-20 – это «5», 14 -16 – «4»,  11- 13 – «2». Меньше 11 – это «2»

- Итак, давайте с вами по очереди выставим отметки каждой группе.

(Подведение итогов – 1-2 мин)

- Подведем итоги нашей работы. Мы рассмотрели работы учащихся. Во всех работах, представленных на уроках, ребята показали хорошее и отличное знание информационных технологий и умение применять их на практике. Никто из учеников не был равнодушен к работе. Всем спасибо. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Скажите, пожалуйста, что же такое информационная система? Что такое база данных? Что такое модель данных и для чего она нужна? Какие вы знаете формы представления информационной модели? Для какой модели данных используется СУБД Access ?

Слайд 3

«Мои одноклассники. А всё ли я знаю о них?» Тема проекта:

Слайд 4

Учебный проект – это деятельность, позволяющая каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Слайд 5

Объект : одноклассники Предмет: интересы

Слайд 6

Цель проекта: исследование интересы одноклассников. З адачи: Провести исследование в области интересов; Проанализировать полученные данные; Создать базу данных на основе имеющейся информации; Обеспечить возможность удобного просмотра, ввода и обработки данных ; Разработать критерии поиска в базе данных; Презентовать свою работу.

Слайд 7

Время реализации проекта: 3 занятия 1 этап: определение предметной области; структуры проекта; методов исследования .

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 8 9 10 7 11 12

Слайд 9

Время реализации проекта: 3 занятия 1 этап: определение предметной области; структуры проекта; методов исследования. 2 этап: создание базы данных 3 этап: защита проектов

Слайд 11

«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить» Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание тестового типа по темам «Электронные таблицы MS Excel» и "СУБД Access"

Задание тестового типа по темам «Электронные таблицы MS Excel» и "СУБД Access"Четыре варианта по 10 заданий....

Приложение, созданное в СУБД Access "Личное дело"

Приложение "Личное дело" позволит учителю, совмещающему основную педагогическую деятельность с функциями классного руководителя, автоматизировать процессы хранения, обработки данных учащихся и их роди...

Проектирование и обработка реляционных баз данных в среде СУБД MS Access

ОглавлениеВведение. 2Глава 1. Проектирование и обработка реляционных баз данных в среде СУБД MS Access. 41.1. Реляционная модель данных. 41.2. Проектирование БД.. 111.2.1. Концептуальное проектировани...

Базы данных. Основные понятия. Виды БД.Программа СУБД Access

Презентация по теме "Базы данных.  Основные понятия.  Виды БД. Программа СУБД  Access" 9 класс учебник И, Г, Семакин Изучение нового материала. Данную раблту можно использовать как повт...

Методические рекомендации выполнения практических работ «Работа в СУБД Access"

Методические рекомендации по проведению практических работ   профессионального модуля ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации. Учебная практика», отражают раздел «Работа в среде системы ...

Презентация к уроку "СУБД Access". 9 класс

Презентация к уроку "СУБД Access". 9 класс...

Информатика _11 класс « Базы данных и СУБД. Практическая работа «Знакомство с СУБД Access»

Информатика. 11 класс.УМК Л.Л. Босова, А.Ю.Босова"Базы данны", "СУБД Access"...