программа по работе с одаренными детьми
рабочая программа по информатике и икт на тему

Еприна Татьяна Леонтьевна

Цели программы по информатике:

·                     выявление и поддержка одаренных учеников;

·                     формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;

·                     повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;

·                     эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;

·                     целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;

·                     образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;

·                     создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_odarennymi_detmi.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»

Программа по работе с одаренными детьми

по предмету «Информатика»

Составитель: учитель информатики

Еприна Татьяна Леонтьевна

        В современном обществе важное значение имеет выявление людей творческих, активных, неординарно мыслящих, умеющих решать нестандартные задачи. Работа с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цели программы по информатике:

  • выявление и поддержка одаренных учеников;
  • формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
  • повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
  • эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
  • целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
  • образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
  • создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Задачи программы.

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
  • создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым школьникам и консультирования родителей и учителей;
  • создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы;
  • привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
  • практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;
  • знакомство с современными информационными технологиями;
  • развитие алгоритмического мышления учащихся на примере изучения языка программирования Turbo Pascal;
  • воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам;
  • проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.

        Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде  чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

        Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.

        Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренные дети не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в них одаренность они не видят.

        Предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются межпредметные связи.

        Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.

        Виды одаренности: - интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).

Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. У детей должны быть сформированы  умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ. Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе,  раскроет в себе новые способности.

Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

        Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:

  1. Постановка проблемной ситуации
  2. Сбор и обработка материала
  3. Презентация проекта
  4. Обсуждение

        Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей.

        Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.

        Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д.

        Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.

        Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность. Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.

Еще одаренные дети могут вести самостоятельную работу с материалом, в этом случае учителю в работе необходимо:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.
  • Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.

План подготовки к олимпиадам

Тема занятия

Форма занятия

Сроки

Обзор учебной литературы по предмету и принципы ее использования при подготовке ВОШ. Принципы выбора дополнительной литературы по предмету. Интернет-ресурсы по подготовке ВОШ (Всероссийская олимпиада школьников).

Лекция

Январь

Основные типы олимпиадных вопросов и как с ними работать.

Анализ критериев оценки.

Чего следует избегать участникам ВОШ.

Лекционно-практическое занятие

Январь

Диагностика уровня знаний по теме «Программирование»

Решение задач по программированию

Январь

Повторение и углубление теоретических знаний по курсу «Программирование»

  1. Алгоритмы линейной структуры
  2. Алгоритмы ветвящейся структуры
  3. Алгоритмы ветвящейся структуры
  4. Массивы
  5. Строки символов

Дистанционно

Февраль-март

Совершенствование навыков при решение олимпиадных задач по программированию

Решение задач

Апрель-май

Использование ресурсов Федерального портала российских олимпиад школьников, в том числе и задания разных этапов олимпиад прошлых лет

Решение задач

Июнь-август

Разбор олимпиадных задач прошлых лет

Решение задач

сентябрь

Выполнение олимпиадных заданий повышенной трудности

Решение задач

Октябрь-ноябрь

Анализ результатов олимпиады. Разбор заданий. Перспективы нового образовательного маршрута

Решение задач

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы с одаренными детьми.

Курс ставит своей целью комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся....

Программа по работе с одаренными детьми

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Цель программы·         Создание системы деятельности у...

Программа по работе с одаренными детьми

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде  чем говорить о работе с одаренными де...

Программа по работе с одаренными детьми

программа по работе с одаренными детьми...

Рабочая учебная программа по работе с одаренными детьми 9 класс «Математический язык и логика»

Программа по работе с одаренными детьми рассчина на 34 часа в учебном году и адресована учащимся 9 классов....

Программа по работе с одаренными детьми во внеучебное время

Данная программа направлена на повышение мотивации учащихся 9-11 классов к углубленному изучению иностранного языка и профессионального самопозиционирования в данном направлении. Содержание материала ...

Программа по работе с одаренными детьми

Программа по работе с одаренными детьми "Успех" в МБОУ СОШ № 87 на 2012-2017 г.г....