Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя математики
статья по информатике и икт на тему

Арюлина Наталья Алексеевна

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя математики

                                Арюлина Н.А.,учитель математики,высшая категория,

                                     МОУ Удельнинская гимназия, Раменский район.

Человеческое мышление, изменив форму, изменит со временем и средства ее выражения. Господствующая идея каждого поколения будет начертана уже иным способом, на ином материале.

                                                                       Виктор Гюго 

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию.

«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Одним из мощных ресурсов реформ в сфере образования является информатизация – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий в целях:

- совершенствования методической системы обучения, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала учащихся;

-      осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения;

- реализации психолого-педагогической диагностики уровня обученности учащихся на базе компьютерного тестирования;

- управления образованием, в том числе в условиях локальных и глобальной компьютерных сетей .

Принятые и введенные в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), содержащие требования к результатам освоения основной образовательной программы, условиям реализации основной образовательной программы, структуре основной образовательной программы, фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.

Долгое время компьютер в отечественной педагогике не рассматривался с точки зрения возможности его использования как инструмента, опосредующего взаимодействие учителя с классом при фронтальных формах обучения, несмотря на то, что потребность в нем как в средстве повышенной наглядности ощущалась достаточно остро.

С помощью компьютерных средств обучения становится возможным решение многих проблем, до сих пор нерешенных традиционными («бумажными») средствами.  

Развитие информационных технологий привело к появлению электронных средств, не только поставляющих знания, но и предлагающих механизмы ее освоения и контролирующих результаты обучения.

 В новой модели образования компьютер не только вычислительная машина, но необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, коммуникационное устройство, обеспечивающее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, открывающее новые педагогические возможности использования новых источников информации, локальных и глобальных компьютерных сетей.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

Среди преимуществ ЭОР нового поколения я  выделяю следующие:

- отсутствие содержательных и технических ограничений, полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа );

- возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося (благодаря наличию вариативов исполнения ЭУМ, в образовательной модульной системе можно выбрать их оптимальную комбинацию);

- неограниченный жизненный цикл системы, поскольку каждый учебный модуль автономен;

- возможность распространения на локальных носителях.

  ЭОР нового поколения позволяют мне реализовать пять новых педагогических инструментов:

- интерактивность выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР; обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

  - мультимедийное представление материала даёт возможность расширения информационной поддержки урока: включение широкого спектра информации, визуализацию образов в посильном темпе для каждого учащегося;

- коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации;

- производительность достигается благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций.

Применение ЭОР на  математики  

  • способствует повышению  у детей интереса к изучаемому предмету;
  • стимулирует активность и самостоятельность  в процессе усвоения учебного материала;
  • облегчает формирование у  обучающихся понятий по изучаемой теме, так как  они могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке;
  • способствует развитию интеллекта и практических навыков, необходимых в любой деятельности;
  •  способствует формированию навыков коллективной работы;
  • обеспечивает контроль знаний, качество усвоения материала.

Применение ЭОР на уроках математики  даёт учителю возможность:

  • построения индивидуальной образовательной  траектории для ученика, организации его индивидуального исследовательского действия, как в классе, так и дома;
  • создания условий для самостоятельного выбора учащимися уровня сложности заданий, их самостоятельного анализа и последующей коррекции;
  • организации и широкого доступа ученика к информационным источникам – интернет-ресурсам;
  •  организации проектной деятельность учащихся.

Ресурсы ЭОР

  • Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
  • Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
  • Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
  • Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс http://www.openclass.ru/

Практика использования мной электронно-образовательных ресурсов на уроках показала, что к наиболее эффективным формам представления следует отнести мультимедиа уроки,   статичные и интерактивные таблицы и схемы, электронные задания и тесты. Каждый из этих ресурсов можно просмотреть непосредственно со страницы Единой коллекции или перенести на свой компьютер.

Мультимедиа урок, как правило, охватывает целиком тему, параграф учебника и т.п. и имитирует урок в классе, многие ЭОР данного типа даже содержат виртуальный класс из нескольких учеников и виртуального учителя. Специфика этого типа ЭОР заключается в том, что в нем полностью раскрывается учебная тема или ее законченная смысловая часть, в наличие педагогических агентов, виртуальных учеников и учителя,  в сюжетной организации, в основе которой лежит проблемный вопрос.

       Интерактивные тексты (задания, загадки) – это вопросы по заявленной теме, иногда оформленные в виде короткой игры. Подобные «задания» не оцениваются, ученик всегда может увидеть правильный ответ. Используются такие ресурсы как учителем при работе в классе, так и учениками при самостоятельном изучении темы: для самопроверки.

      Учебные тексты содержат, как правило, краткую учебную (правила, определения), справочную (автобиографии ученых) информацию. Часто они снабжены гиперссылками на необходимый для понимания статьи справочный материал.    

     С электронными пособиями закрытой структуры можно работать только по заданным траекториям, их компоненты не подлежат извлечению.

Например: инновационный учебный материал«Учим правила по алгоритму».

       Планируя урок, учитель должен помнить, что условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10. В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

1-2

10

15

15

3-4

15

20

15

5-7

20

25

20

8-11

25

30

25

Исходя из новых требований, наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы: работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером, работой на интерактивной доске.

ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность и требует высокого уровня методической подготовленности.

Подводя итог, можно сказать, что электронные образовательные ресурсы – это средство решения насущных проблем современного образования – таких, как ликвидация дефицита знаний и приобретения умений, оперативность получения информации, организация самоконтроля, учёт индивидуальных особенностей обучающихся, благодаря чему  повышается качество образования.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Что дает использование электронных образовательных ресурсов учителю и ученику?

На современном этапе развития науки и техники приходится по-новому  рассматривать вопрос о том, чему и как учить в современной школе. Учитель сегодня имеет уникальную возможность интенсифици...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образователь...

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики.

Выступление на городском МО учителей математики об использовании электронных ресурсов в процессе преподавания математики...

Использование инновационных образовательных технологий в работе учителя математики (2022 г.)

          В настоящее время методика обучения переживает период, связанный с изменением целей образования, введением Федеральных государственных образовательных стандар...