Конспект урока "Решение задач с использованием электронных таблиц Excel"
план-конспект урока по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

 

Структура урока:

1.      Организационный момент.

2.      Актуализация, обобщение и систематизация знаний.

-       Объявление краткого плана работы на уроке.

-       Разминка.

-       «Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».

-       Тестирование.

-       Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.

-       Заполнение опорного конспекта.

-       Физкультминутка.

3.      Подведение итогов.

4.      Домашнее задание.

5.      Практическая самостоятельная работа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: информатика

Тема:

«Решение задач с использованием электронных таблиц Excel»
(11 класс)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнила:

Смирнова Светлана Викторовна

г. Дзержинск


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация, обобщение и систематизация знаний. 
  • Объявление краткого плана работы на уроке.
  • Разминка.
  • «Мозаика «Этапы решения задачи в Excel».
  • Тестирование.
  • Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы.
  • Заполнение опорного конспекта.
  • Физкультминутка.
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.
  3. Практическая самостоятельная работа.

Цели урока:

образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации»

Задачи:

  1. закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
  2. практическое применение изученного материала, приобретение навыков в составлении таблиц разного типа;
  3. развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать и оформить таблицу;
  4. формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

развивающие — продолжить развитие логического мышления, глубины и гибкости ума.

Задачи:

  1. развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  2. развитие способности логически рассуждать;
  3. формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
  4. развитие умения применять полученные знания для решения задач различных предметных областей.

воспитательные — продолжать воспитывать информационную культуру, общечеловеческие качества личности школьника

Задачи:

  1. воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  2. воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  3. продолжить воспитывать культуру общения;
  4. продолжить формировать чувство долга, настойчивости, дисциплинированность; продолжить формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;
  5. продолжить воспитывать эстетический вкус.


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемый результат

  1. Организационный этап.

(Цель: настроить учащихся на работу на уроке)

(1 мин.)   Оргмомент.

 Сегодня мы продолжаем изучение темы «Обработка числовой информации». На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной таблицы, типы и форматы данных, используемых в Excel, основные функций, используемых при записи формул, общие правила подготовки электронной таблицы, а так же графические возможности табличного процессора, учились решать задачи с использованием ЭТ.

Сегодня цель нашего урока: закрепить и обобщить знания, полученные по этой теме, развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при необходимости друг другу, и самостоятельно. Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится.

Учащиеся приветствуют учителя.

Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы, доброжелательно настроены по отношению друг к другу.

II. Актуализация, обобщение и систематизация знаний.

(Цель: повторение, систематизация и проверка знаний)

1. Объявление краткого плана работы.

(2 мин.)  Работу на уроке мы построим следующим образом: сначала мы повторим все полученные ранее знания; и одновременно систематизируем знания по этой теме при заполнении опорного конспекта, который находится у вас на столе. Затем мы разберём задачи, которые вы готовили дома по группам, проведём небольшой тест по основным понятиям «Электронной таблицы», а в конце урока – практическая самостоятельная работа на компьютере.

Пройденная нами тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после темы: «Текстовый редактор Word и его возможности». Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании на самых различных уровнях: от домашнего до государственного. Освоенный табличный процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера и окажет незаменимую помощь в освоении темы «Базы данных».

Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel?

Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS Excel?

Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.

2. Разминка. (4 мин.)

Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера. Давайте для начала вспомним основные понятия ЭТ. Старайтесь отвечать на вопросы чётко и кратко.

Вопросы разминки:

  1. Каково главное назначение электронных таблиц?
  2. Назовите основной элемент рабочего листа.
  3. Какие типы данных используются в электронной таблице Excel?
  4. Что невозможно удалить в электронной таблице?
  5. К какому типу относятся следующие данные: «С Новым годом!»; «=Е2+17»; «45КП»; «-45»?
  6. Что такое «диапазон ячеек» в электронной таблице?

  1. Какой формат числа вы примените для отображения:
  1. Количества товара?
  2. Времени начала уроков?
  3. Дней рождения знакомых?
  4. Порядковых номеров в списке?
  1. Какие виды адресации ячеек вы знаете?
  2. В каких случаях необходимо использовать абсолютные адреса ячеек в формулах?

3. «Мозаика этапы решения задачи в Excel»

(4 мин.) Давайте вспомним процесс решения задачи в среде MS Excel? Из представленных модулей соберите алгоритм решения задач в электронных таблицах (на доске 3-е учащихся моделируют общий алгоритм решения задачи по 3 блокам). Остальные учащиеся на месте заполняют пропуски в своих опорных конспектах «Этапы решения задач в MS Excel»

Проверьте правильность. У кого есть уточнения, дополнения?

4. Тестирование по теме "Электронные таблицы" (7 мин.)

Учащимся предлагается электронный тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение – 5 минут.

 Дома вы повторяли тему «Обработка числовой информации». Мы проверим ваши знания с помощью небольшого теста. Критерии, по которым будет оцениваться ваша работа на экране, при этом учтите, что некоторые задания оцениваются одним, а некоторые двумя баллами. Напечатайте свою фамилию и имя, класс 11 А и приступайте к работе. На выполнение теста – 5 минут.

 Итак, давайте узнаем ваши результаты.

  Поднимите руки, кто получил оценку пять? Кто  четыре? Кто  три? (Кто не справился?)

(Те, кто допустили более 50% ошибок должны ещё раз повторить тему «Электронные таблицы»).

5. Демонстрация и разбор решений задач из домашней работы. (9 мин. + 4 мин. на заполнение конспекта)

Дома вы решали задачи по группам. Давайте разберём эти задачи. Я прошу выбрать по одному представителю от группы, который будет представлять решение вашей задачи. Требуется кратко объяснить условие задачи и способ её решения. По ходу разбора задач вы должны заполнить опорный конспект, который поможет вам систематизировать знания по теме и лучше подготовиться к контрольной работе. Задания:

  1. Тест.
  2. Приём в ВУЗ.
  3. Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

 Дополнительные вопросы:

  1. Можно ли было в формуле для вычисления результата не использовать функцию суммирования СУММ?
  2. Объясните как вы добавили примечание «Высший балл»?

  1. К какой категории относятся функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ?

 Оценка работ каждой группы.

Представление индивидуального задания, подготовленного одним из учеников.

6. Физкультминутка (2 мин.)

Давайте немного отдохнём: физкультминутка.

  1. Отвернитесь от экрана, закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой.
  2. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.
  3. С силой разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончики пальцев небольшими круговыми движениями помассируйте виски у края глазниц.

Этот комплекс в основном воздействует на мышцы и сосуды, обслуживающие глаза.

Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, решали различные задачи различного содержания, составляли много различных таблиц и строили диаграммы.

Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1) Организация табличных вычислений на компьютере.

2) Ячейка.

3) Число, текст, формула.

4) Имя ячейки.

5) Текст, формула, текст, число.

6) Диапазон ячеек в электронной таблице – это совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы.

7)

число

время

дата

число

8) Относительная, абсолютная, смешанная.

9) Для указания фиксированного адреса ячейки.

На доске трое учащихся моделируют общий алгоритм решения задачи по 3 блокам.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Учащиеся по одному представителю от группы объясняют решение задачи и заполняют опорные конспекты.

 Можно не использовать функцию автосумма СУММ, но тогда будет больше условий для функции И.

 Для этого используем команду ВставкаПримечание и печатаем текст примечания.

 Функции СЧЕТ и СЧЕТЕСЛИ относятся к категории статистические.

Учащийся демонстрирует своё задание и объясняет, что в его тесте есть подсчёт общего количества верно выполненных заданий, выставление оценки от «2» до «5», возможность проверить свои ответы с верными (за счёт скрытых столбцов).

Учащиеся заполняют опорные конспекты.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Учащиеся вспоминают полученные ранее знания по теме: «Обработка числовой информации».

Проверяются знания и устанавливаются пробелы. Воспитывается самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива.

Развитие коммуникативных умений и навыков, умения делать выводы, воспитание умения слушать собеседника.

Учащиеся вспоминают полученные ранее знания об этапах решения задачи в ЭТ и заполняют опорные конспекты.

Учащиеся концентрируют свою память и внимание, вспоминают полученные ранее знания по теме «ЭТ Excel»

Ученики продемонстрировали полноту выполнения домашнего задания. Устранены пробелы в знаниях. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала.

Сняли напряжение глаз, мышц рук.

III. Подведение итогов работы.

 (Цель: подвести итоги проделанной работы)

(1 мин.)  Прежде чем перейти к практической самостоятельной работе на компьютере, давайте подведём итог нашего урока. Целью нашего урока было: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Обработка числовой информации». Что мы повторили на уроке и чего добились?

Итак, сегодня мы с вами повторили и систематизировали в виде опорного конспекта основные этапы решения задач по теме «Электронные таблицы», разобрали решение несколько задач. Я уверена, это поможет вам сейчас при выполнении самостоятельной работы на компьютере, а также позволит лучше подготовиться к контрольной работе.

На следующем уроке мы повторим построение диаграмм, сортировку и поиск данных в ЭТ Excel.

Мы повторили и систематизировали в виде опорного конспекта знания по теме «Обработка числовой информации», разобрали решение нескольких задач практического содержания.

Подведены итоги, и можно сделать вывод, что учащиеся хорошо усвоили тему «Обработка числовой информации».

IV. Определение домашнего задания.

(Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашней работы)

(1 мин.)  Как мы уже выяснили ранее, многие задачи в ЭТ имеют прикладной характер. Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам решить задачу практического содержания, которую необходимо выполнить на компьютере. Условие  на карточке. Вы можете самостоятельно выбрать уровень сложности и решить любую задачу по силам. Две задачи аналогичны задачам, разобранным на уроке, а третья и четвёртая  усложненные. Запишите в дневник домашнее задание. (Д/з: практическая задача – карточка).

Ученики слушают учителя, получают дифференцированные индивидуальные задания (записывают домашнее задание в дневник).

Учащиеся поняли, как выполнять домашнее задание, а также осознали необходимость его выполнения.

V. Оперирование знаниям. (Практическая самостоятельная работа).

(Цель: проверить умение применения знаний при решении практической задачи)

(10 мин.) В оставшееся время мы выполним практическую самостоятельную работу – решим задачу прикладного характера. Решение этой задачи покажет: насколько вы усвоили материал. Условие задачи – в папке «Практическое задание Excel» на рабочем столе компьютера. Вы можете сами выбрать себе задание по силам: количество восклицательных знаков определит степень сложности задачи.

 Сохраните свои работы в личных папках, не меняя имя файла. При проверке я буду учитывать:

  1. На то, как вы поняли суть задачи.
  2. Сумели ли вы ответить на вопросы, поставленные в задаче?

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, сохраняют её в личной папке на компьютере.

Осмысление, обобщение, систематизация учебного материала.

Урок завершен.


Этапы решения задачи в Excel.

I блок

Формирование таблицы значений

II блок

Построение диаграммы

III блок

Оформление интерфейса

Определение параметров таблицы.

Мастер диаграмм.

Размещение начальных данных и таблицы результатов на отдельном листе Книги MS Excel.

Определение структуры таблицы.

Определить тип диаграммы.

Размещение диаграммы или графика на следующем листе Книги MS Excel.

Определение количества записей.

Выделить и сгруппировать данные.

Размещение начальных данных, таблицы результатов и диаграммы или графика на одном листе Книги MS Excel.

Заполнение таблицы необходимыми значениями и расчетными формулами.

Построить диаграмму.

 

Приложения:

Тест.

1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

1) ячейка;

2)Строка;

3)столбец;

4)формула.

10.Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:

1)$;

2)f;

3)*;

4)=.

2. В электронной таблице ячейкой называют:

1)горизонтальную строку;

2)вертикальный столбец;

3)пересечение строки и столбца;

4)курсор – рамку на экране.

11. Как обычно (то есть по умолчанию) выравнивается текст в ячейках электронной таблицы:

1)по центру;

2)по центру выделения;

3) по правому краю;

4)по левому краю.

3. В электронной таблице невозможно удалить:

1) строку;

2)столбец;

3) содержимое ячейки;

4) имя ячейки.

12. как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

1) по центру;

2)по центру выделения;

3) по правому краю;

4) по левому краю.

4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

1) 18D;

2)К13;

3)34;

4)АВ.

13. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

1)в поле имени;

2)в строке состояния;

3) В строке формул;

4) в пункте “Вид” текстового меню.

5.Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

1)DF;

2)F12;

3)АБ;

4)113.

14. Адрес текущей (выделенной) ячейки отображается:

1) в поле имени;

2) в строке формул;

3) в пункте “Формат” текстового меню;

4) в строке состояния.

6.Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

1)11D;

2)F12;

3)АБ3;

4)В1А.

15. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

1) формула записана с ошибкой;

2) в формуле есть ссылка на пустую клетку;

3) в формуле есть циклическая ссылка;

4) столбец недостаточно широк.

7.Строка формул используется в табличном процессе для отображения:

1)заголовка документа;

2)адреса текущей строки;

3)адреса текущей ячейки;

4)содержимого текущей ячейки.

16. в каком из указанных диапазонов содержится ровно 20 клеток электронной таблицы?

1) E12:F12;

2)C2:D11;

3)C3:F8;

4)A10:D15;

8.Какую команду из текстового меню нужно выбрать, при необходимости включить или выключить режим отображения формул на листе электронной таблицы:

1)Файл / Свойства;

2)Сервис/ Настройка;

3)Сервис/ Параметры;

4)Вставка/ Функция.

17. в электронной таблице выделена группа из 12 ячеек. Она может быть описана диапазоном адресов:

1)А1:В3;

2)А1: В 4;

3) А1:С3;

4) А1: С4.

9. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

1)число;

2)текст;

3)лист;

4)формула.

18. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

1)4;

2) 8;

3)9;

4)10.


Задачи для разбора.

Задание «Тест»

Составить собственный тест, подобный тому, какой приведён на рисунке.

В ячейку, в которой должен будет выводиться результат, ввести формулу его вычисления с использованием логических функций.

Задание «Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях»

Создайте ЭТ по образцу (знак «+» соответствует участию, а «-» означает, что учащийся не принимал участия в чём-либо).

Представьте в графическом виде информацию о процентном соотношении участников (тех, кто принимал участие хотя бы в одном из мероприятий) от каждой параллели по образцу:


Задание «Абитуриенты»

В одном из ВУЗов прошли вступительные экзамены. Помогите приемной комиссии подвести итоги.

A

B

C

D

E

F

G

1

Ведомость поступления в ВУЗ

2

Проходной бал

=

13

3

Фамилия

Русский язык

Химия

Физика

Сумма баллов

Прием

4

1

Аникин Сергей

5

4

4

5

2

Баранова Инна

4

2

4

6

3

Болотов Даниил

4

4

5

7

4

Волков Александр

3

5

3

8

5

Галкин Дмитрий

4

5

5

9

6

Ершов Максим

5

3

4

10

7

Коротков Иван

5

3

3

11

8

Морская Марина

5

2

3

12

9

Петров Андрей

4

3

3

13

10

Солнцева Лика

4

4

3

14

Средний балл

Принято

15

16

Количество

«5»

«4»

«3»

«2»

  1. Подсчитайте сумму баллов для каждого абитуриента и средний балл по каждому предмету.
  2. Используйте логическую функцию ЕСЛИ, чтобы автоматически выяснить, кто поступил в ВУЗ, а кто – нет.
  3. Подсчитайте количество принятых в ВУЗ в ячейке G16, используя функцию СЧЕТЕСЛИ.
  4. Подсчитайте количество «5», «4», «3», «2»  по всем предметам в ячейках C 17, D17, E17, F17 соответственно.
  5. Создайте примечание: выделите ячейку, которую необходимо снабдить примечанием;
  • выполните команду Вставка → Примечание.


Опорный конспект.

В каждом из предложенных заданий запишите основные формулы для вычислений.

Задание «Тест»

Е15=…

Задание «Абитуриенты»

F4=…

G4=…

С17=…

G16=…


Задание «Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях»

G2=…

H2=…

A16=…


Домашнее задание:

(дифференцированное по уровню сложности)

Вариант 1

10 учеников проходили тестирование по 5 темам какого-либо предмета. Вычислить суммарный (по всем темам) средний балл, полученный учениками. Сколько учеников имеют суммарный балл ниже среднего?

Вариант 2

10 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает определенное количество очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме не менее к очков (значение к занесено в отдельную ячейку). Сколько спортсменов получило звание мастера?

Вариант 3

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика (заполните таблицу для 10 учащихся). Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом не менее 160 см, при этом возраст не должен превышать 13 лет?

Вариант 4

В ячейках столбца с заголовком «Температура» наберите некоторые значения температуры (не менее 10 значений). Используя соответствующую формулу, создайте столбец с заголовком «Результат» по следующему правилу:

Температура < 5° С — холодно;

5° С Температура < 15° С — прохладно;

15° С  Температура < 25° С — тепло;

Температура  25° С — жарко.


Практическая самостоятельная работа.

Вариант 1. !

В представленной ниже таблице имеются данные о большом количестве подержанных автомобилей. Клиент имеет некоторую сумму денег (красная ячейка D9). На какой из автомобилей ему хватит денег? Напротив каждого автомобиля (ячейки столбца "Н") требуется получить пометку Хватит/Не хватит.

Введите в ячейку D9 значение 3000 и подсчитайте общее количество автомобилей, на которые клиенту хватит и не хватит денег (информацию расположите под таблицей).


Вариант 2. !!

Представленная ниже таблица должна помочь администрации института определить количество студентов заслуживших получать стипендию по результатам сессии. Используйте следующие критерии: менее 18-ти баллов - стипендию не получает; от 23,5 баллов включительно - повышенная стипендия (предварительно вычислите общий балл каждого студента). Определите общее количество студентов, получающих, не получающих и получающих повышенную стипендию (информацию внесите в соответствующие ячейки).

Microsoft Excel: Интересные факты

Знаете ли Вы, что...

Слово "excel" в переводе с английского означает "превосходить, выделяться".

Бухгалтерские таблицы существовали веками. Но электронные таблицы Дена Бриклина, которые он создал в 1978 году не только произвели революцию в бухучёте, но и захватили рынок прикладных программ для персональных компьютеров.

Программа Бриклина позволяла вводить данные и управлять ими в таблице из 5 столбцов и 20 строк, а уже в 1989 году компанией Microsoft была создана ОС Windows и  Excel - стал одной из самых главных программ компании. Excel  самая распространенная электронная таблица в мире на сегодняшний день.

Пакет Microsoft Excel насчитывает около 300 встроенных функций: математических, статистических, логических, финансовых, для работы с текстом и базами данных.

Microsoft Exсel 2007 поддерживает таблицы с количеством столбцов до 16 млн. и с количеством строк до 1 млн. Другими словами, программа может вместить до 16 млрд. отдельных записей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных таблиц Excel с целью оптимизации экономических расчетов творческого проекта.

Это методические рекомендации по использованию электронных таблиц Excel для выполнения экономических расчетов творческого проекта....

Решение задач по химии с помощью электронных таблиц Excel

Предлагается один из вариантов решения задач по химии в рамках интегрированного обучения: химия  -  информатика...

Использование электронной таблицы Excel для анализа степени обученности учащихся

Можно использовать для проведения урока информатики, материал может быть интересен школьной администрации....

Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)

Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)Цели урока:образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации»Задачи:1....

Использование электронных таблиц Excel для определения даты православной Пасхи

Описание нестандартного урока информатики, на котором вычисляется дата православной Пасхи для любого года с помощью электронных таблиц (использования функций ДАТА, ОСТАТ, ЕСЛИ, СЦЕПИТЬ в электрон...

Решение оптимизационных задач в среде электронных таблиц Excel

Цели урока:Образовательные: изучение возможностей MS Excel по решению оптимизационных задач и практическое освоение соответствующих навыков и умений. Развивающие: ознакомление учащихся с применен...