Глобальная компьютерная сеть Интернет (7 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Прохорова Дарья Михайловна

Конспект урока информатики и ИКТ в 7 классе с использованием технологии РКМ на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trkm_prohorova_otvet.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики и ИКТ в 7 классе с использованием технологии РКМ на тему

«Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Тип урока: знакомства с новым материалом

Цель: создание условий для формирования у учащихся УУД

Личностных:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Познавательные:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: Интернет;
  • формирование умения приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • формирование умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, индуктивное умозаключение и делать выводы;
  • формирование умения распознавать пользу, а также потенциальные угрозы и вредные воздействия сети Интернет.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, групповая.

Технология: технология развития критического мышления.

Технологические этапы:

- фаза вызова

- фаза осмысления

- фаза рефлексии.

Методы и приёмы ТРКМ:

- фаза вызова (верные и неверные утверждения);

- фаза осмысления («тонкие» и «толстые» вопросы);

- фаза рефлексии (синквейн).


Ход урока

I. Фаза вызова

  1. Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на своём уроке информатики. Конечно, будет звучать текст, надеюсь, появятся интересные мысли, идеи. Давайте постараемся настроиться на позитивную волну и пожелаем друг другу удачи!

Сейчас ваша задача – определить, являются ли следующие утверждения верными.

  1. Верные и неверные утверждения
  • История сети Интернет началась с запуска в СССР искусственного спутника в 1957 году.
  • Сегодня Интернет состоит из десяти компьютеров, подключенных друг к другу при помощи самых разных каналов.
  • Образ «паука» и «паутины» символизируют порабощение. Это напрямую связано с сущностью сети Интернет.
  • Интернет никак не влияет на повседневную жизнь человека.
  • С помощью сети Интернет можно совершать виртуальный тур по разным интересным места (от соседней улицы до любой точки мира).
  • Вся информация, размещенная в Интернете, достоверна и надежна.
  • С помощью сети Интернет появилась возможность пользоваться многими услугами, не выходя из дома.
  1. Работа в парах

 Задание: прочитайте внимательно данный текст, сформулируйте вопросы, которые появятся в процессе чтения, занесите их в табличку.

(таблички на столах)


Значение Интернета в современном мире

Возраст Интернета насчитывает всего несколько десятков лет, ведь он появился на рубеже 60-70 годов прошлого века. Однако его вторжение в жизнь человека нельзя назвать иначе, чем ошеломляющим. Треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно. И, если суммарный относительно низкий показатель числа пользователей достигается за счет людей старшего возраста, то молодежь повально покупает смартфоны, чтобы оставаться на связи даже по дороге в школу.

Бесспорное преимущество, которое Интернет принес людям - это молниеносный обмен информацией. За считанные секунды найти в Сети нужную книгу, связаться с другом, находящимся на другом конце света, отыскать ответ на интересующий вопрос - сложно даже представить насколько такие возможности изменили представления о знаниях, информации, бизнесе, отношениях. Причем можно не только посмотреть фильм, но и тут же обсудить его с другими пользователями, не только прочесть статью, но и поинтересоваться у специалистов, насколько она компетентна.

Еще одно новшество, принесенное в реальность Всемирной Паутиной - это стирание границ между государствами. Благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты, вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве. Люди общаются без границ, совершают покупки, рассчитываются, договариваются, и весь этот процесс происходит практически бесконтрольно.

Все больше пользователей ценят Интернет за возможности организации досуга. Любители антикварной книги и старого кино, вышивки бисером или редкой породы кошек теперь собираются в общества по интересам с неведомой доселе легкостью. И это делает их жизнь богаче и разнообразнее, ведь что может быть приятнее для увлеченного человека, чем получить совет специалиста или обсудить с ним последние новинки?

Также Интернет становится все более обычным способом создания своей личной жизни. Убеждение, что таким образом знакомятся только маргиналы, уже давно потеряло свою актуальность. В условиях тотального дефицита времени, многие используют эту возможность найти свою половинку, поскольку, как это уже было отмечено выше, Интернет не знает ни пространств, ни границ.

Современный бизнес все больше перемещается в Интернет-пространство. Виртуальная реклама уверенно теснит все другие ее разновидности. Крупную корпорацию невозможно уже представить без многоуровневого хорошо организованного управляющего сайта. А Интернет-магазины, шутя, отвоевывают у своих материальных конкурентов толпы покупателей.

Конечно, такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей. Уход из реальности не делает человека счастливым, и рано или поздно кончается крахом. Однако, любой инструмент, появившийся у человечества, всегда требует разумного и умеренного подхода, будь то атомная энергия или виртуальная реальность.

Приём «ПМ?» - таблица с графами «плюс» (знакомая информация), «минус» (думал иначе), «?» (есть вопросы).

- Старайтесь, пожалуйста, рационально использовать время!

 II. Фаза осмысления

  1. Обсуждение

- Время истекло! Давайте сначала выразительно прочитаем текст.

ТЕКСТ

 - Какая информация оказалась для вас знакомой? (Ответы ребят.)

 - О чём думали иначе? Как иначе? (Ответы ребят.) 

- Работаем с вашими вопросами: я попрошу называть их, распределяя на «толстые» и «тонкие». ( Приём «толстые и тонкие вопросы»)

- Давайте вспомним, какие вопросы называются «тонкими»? 

 (требуют однозначного ответа)

- «Толстыми»? (требуют развёрнутого ответа)

  1. Заполнение таблицы «толстых» и «тонких» вопросов

 Ребята называют вопросы, распределяя их по соответствующим графам, учитель кратко фиксирует на доске. Например:

«тонкие»

«толстые»

В каком году появилась сеть Интернет?

Какие услуги предоставляет сеть Интернет?

Где это произошло?

Какой вред наносит Интернет человеку?

Можно ли Интернет использовать для общения?

В чём польза сети Интернет?

  

 - Как думаете, для чего мы обозначили эти вопросы? 

 (Чтобы на них получить ответы.)

 - Значит, эти вопросы чем являются сегодня на уроке?

 (Задачами, которые нужно решить.)

 - Какой информацией владеете, чтобы ответить на некоторые?

 (Версии ребят.)

 - Хорошо! Как, оказывается, много знаете о глобальной сети Интернет! Однако все ли могут сразу согласиться с прозвучавшими мнениями? Наверное, нет.

 - Значит, что требуется сделать? (Проверить информацию)

  1. Работа в группах

 - Хочу предложить вам, ребята, поработать в группах с текстами разного содержания, которые, возможно, помогут закрыть оставшиеся вопросы, а также проверить прозвучавшую информацию.

 Задание: используя полученную информацию, найдите ответы на  поставленные вопросы (см. таблицу на доске), приготовьтесь к выступлению по следующему плану: тема текста, вопрос из таблицы, ответ (план вынесен на доску).

 Ребята рассаживаются в группы, получая пакет с заданием. При работе c текстами используются маркеры для выделения нужной информации.

- Не забывайте, пожалуйста, о распределении обязанностей в группе!

 Постарайтесь быть тактичными и взаимовежливыми, умейте слушать друг друга.

 В процессе работы в группе учитель выступает в роли консультанта-координатора.

 Тексты для групп:

1 группа – «История возникновения сети Интернет»;

2 группа – «Применение»;

3 группа – «Польза Интернета»;

4 группа – «Вред, наносимый человеку Интернетом»

  1. Выступления групп

 - Итак, посмотрим, что получилось. Не забываем о требованиях к ответу (на доске)!

 Слово предоставляется группам №1, №2, №3, №4.

 Учитель в процессе выступлений учащихся фиксирует те вопросы в таблице, на которые ответы получены, уточняя, правильно ли они распределены на «тонкие» и «толстые».

 - Вернёмся к нашим задачам!

 - На все вопросы ответили? С задачами справились?

  1. Работа со словарём

 - Мы сегодня много говорили о сети Интернет, но с самим словом ещё не познакомились.

 Задание: поработаем с предметным словариком в конце учебника и найдём информацию об этом слове. (Ответы учащихся)

 III. Фаза рефлексии

 - В предложенном в начале урока тексте нет заголовка. Какой бы дали?

 - Почему именно такое название

 - Была ли информация на уроке полезной для вас? В чём её польза?

 - Где она может вам пригодиться? Что самым интересным считаете?  

  1. Составление синквейна (работа групп)

 Задание: попробуйте составить синквейн на тему «Интернет» (на столах лежат памятки по составлению синквейна).

 - Поделитесь своими наработками! 

 

 Образцы:

1) Интернет

 Полезный, ценный.

 Используем, находим, сохраняем

 Это источник информации

 Чудесный!

 

2) Интернет

 Необходимый, полезный.

 Выручает в общении с друзьями

 Очень нужен нам!

 Интересно

                                                                 

и т.д.

  1. Заключительное слово учителя

 - Молодцы! Думаю, что Интернет может «гордиться» такими творениями в свою честь!

  1. Домашнее задание (комментарий)

 Предлагается на выбор:

- сочинить стихотворение об Интернете;

- мини-сочинение «Этот полезный Интернет»

- рисунки «Сервисы сети Интернет»

Вы сегодня хорошо поработали! Оцените свою работу на каждом этапе. Благодарю за труд, интересные мысли, творческие находки! Большое спасибо за плодотворное общение!

***Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют. Приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям текстов.

На этапе знакомства с новым материалом по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет» целесообразно использование ТРКМ, так как новый материал по этой теме удобно представить в виде небольших текстов, несущих определенную информацию о сети Интернет, с которыми учащиеся ведут активную работу, анализируя их, тем самым получая необходимые сведения по изучаемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.

Данная разработка ориентирована для учащихся 10 класса, в которой рассматривается структура и адресация в сети Интернет...

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.

Данная презентация предназначена для изучения структуры и адресации в сети Интернет....

Коммуникативный анализ урока по информатике по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).

Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.Анализ урока по системе Н. ФландерсаУрок может быть проанализирован с разных точек зрения. В мировой лите...

Глобальная компьютерная сеть Интернет

Конспект для 8 класс по учебнику Н.Д. Угринович....

Презентация к уроку информатики в 10 классе "Глобальная компьютерная сеть Интернет"

Презентация к уроку информатики в 10 классе "Глобальная компьютерная сеть  Интернет" содержит в себе теоретический материал и наглядность. По учебнику "Информатика и ИКТ" , 10 класс, Угринович Н....

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Глобальная компьютерная сеть Интернет. 8 класс. Информатика и ИКТ. Тест

Тест для текущего контроля учащихся 8 класса по предмету "Информатика и ИКТ" в рамках изучения темы "Глобальная компьютерная сеть интернет"....