Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ
статья по информатике и икт (9 класс) по теме

Пенкина Ольга Николаевна

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Авторы:

Пенкина Ольга Николаевна учитель информатики и ИКТ

Клеверова Татьяна Михайловна учитель информатики и ИКТ

На сегодняшний день, одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача экзаменов по завершению 9-го класса. Безусловно, на процесс подготовки и сдачи экзаменов оказывают существенное влияние множество факторов. Задачей учителя и обучающихся является выделение существенных факторов, концентрация внимания на них в процессе подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ (ГИА). Очевидным также является и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым обучающимся, не исключая работу в группах, в парах и т.д.

Экзамен в рамках ОГЭ (ГИА) по информатике и ИКТ является необязательным, он входит в список экзаменов по выбору. Если выбор  обучающихся пал на него, то стоит детально изучить структуру и особенности этого экзамена.

В этом отношении стоит отдельно сказать о следующей особенности: при сдаче ОГЭ (ГИА) по информатике обучающийся заранее сообщает о том, с каким программным обеспечением он знаком и на каком языке программирования он предпочитает увидеть практические задания.

Задания ОГЭ (ГИА) по информатике подчиняются следующей структуре:

Часть 1 содержит 18 заданий базового и повышенного уровней сложности, среди которых 6 заданий с выбором и записью ответа в виде одной цифры и 12 заданий, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись экзаменуемым ответа в виде последовательности символов.

Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу обучающихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; экзаменуемый должен выбрать один из вариантов задания.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки:

  • «Представление и передача информации»,
  • «Обработка информации»,
  • «Основные устройства ИКТ»,
  • «Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов»,
  • «Проектирование и моделирование»,
  • «Математические инструменты, электронные таблицы»,
  • «Организация информационной среды, поиск информации».

        Для подготовки к ОГЭ по информатике необходима постоянная практика программирования, поскольку наибольшим количеством оцениваются последние задания. Программирование в рамках части 2 ОГЭ (ГИА) по информатике осуществляется на следующих языках:

  • Си (C) – язык высокого уровня, отличающийся минимализмом и универсальностью.
  • Си++ (C++) — компилируемый статически типизированный язык программирования общего назначения.
  • Бейсик (Basic) — семейство высокоуровневых языков программирования для начинающих.
  • Паскаль (Pacal) — язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах ВУЗов.
  • Естественный язык.

        На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Рекомендуемое время - 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение заданий части 2 также 1 час 15 минут (75 минут).

        Максимальный балл за ОГЭ (ГИА) по информатике и ИКТ – 22, минимальный – 5. Соответствие баллов школьным оценкам следующее:

Баллы

0-4

5-11

12-17

18-22

Оценка

2

3

4

5

        На сегодняшний день нет ни одного учебника по информатике, по которому можно подготовиться к ОГЭ, не прибегая к использованию других учебников и пособий. Учителям приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более привлекательно. Можно говорить о необходимости компилировать содержание разных пособий для успешной подготовки к ОГЭ. Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.

        Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ можно разбить на две части.

        Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке.

        Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

        Планы уроков, начиная с 8-го класса, должны заканчиваться пунктом “Примеры заданий из ОГЭ ”. Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ.

        После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, целесообразно  проводить контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить как в бумажном, так и в электронном виде (например, система «ЗНАК» или интернет ресурс - сайт «Сдам ГИА»).

        Тексты тестов и задания можно составить из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, а также из сборников для подготовки к ОГЭ, допущенных Министерством образования и науки. Задача учителя при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

        Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

        Например, в конце 8 класса можно провести итоговое тестирование в формате ОГЭ по следующим темам:

  • Количественные параметры информационных объектов.
  • Файловая система организации данных.
  • Кодирование и декодирование информации.
  • Скорость передачи информации.
  • Осуществление поиска информации в Интернете.

        А в конце I полугодия 9 класса можно провести тестирование в формате ОГЭ по темам:

  • Значение логического выражения.
  • Формальные описания реальных объектов и процессов.
  • Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.
  • Анализирование информации, представленной в виде схем.
  • Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию.
  • Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.
  • Простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
  • Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.

        С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  обучающегося к ОГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С обучающимися, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации.

        Во втором полугодии 9 класса эффективно проводить тренировочные, репетиционные работы, приближенные к реальным условиям проведения ОГЭ.

        С 2013-2014 учебного года в нашем районе МО учителей информатики ведет работу по подготовке к экзаменам в формате ОГЭ. Инициативной группой учителей были составлены репетиционные тесты по информатике в формате  ГИА-2014, 2015 и апробированы в системе «ЗНАК» в школах нашего района. В этом учебном году МО учителей продолжает свою работу по созданию и проведению репетиционных экзаменов в формате ОГЭ и рассматривает новые возможности для эффективной подготовки обучающихся (например, подготовка промежуточных тестов в формате ОГЭ по пройденным темам).

        Литература и интернет-ресурсы, используемые для подготовки к ГИА по информатике:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 7 класс / Сост. Н.А.Сухих. – М.: ВАКО, 2012.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс / Сост. Н.А. Сухих, М.В. Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс / Сост. М.В. Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
  4. ОГЭ-2015. Информатика и ИКТ.10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Крылов С.С., Чуркина Т.Е. 2015.
  5. Информатика. Информация. Кодирование и измерение.7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014
  6. Информатика. Системы счисления и компьютерная арифметика.7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014
  7. Информатика. Основы логики. 7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014
  8. www.fipi.ru -  Федеральный институт педагогических измерений.
  9. inf.sdamgia.ru – Сдам ГИА информатика

Заключение:

        Основной метод подготовки обучающихся к ОГЭ – решение типовых и тренировочных тестовых заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Опыт  свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Некоторые особенности подготовки выпускников к итоговой аттестации по обществознанию

Я для себя решила,  что  необходимо  пересмотреть и перестроить  систему педагогической деятельности  и методику подготовки учащихся к итоговой аттестации...

План работы творческой группы «Подготовка выпускников к итоговой аттестации по математике»

Цель: Оказание методической помощи учителям, входящим в состав группы, по подготовке учащихся к ЕГЭ. Обмен информацией об организации работы учителей математики выпускных классов.Задачи:·...

"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)

Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен  несколько лет назад. В настоящее время пе...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по информатике

1. Работа по самообразованию2. Работа с учащимися3. Работа с родителями...