Разработка занятия по теме: «Кодирование текстовой, графической, звуковой информаци»
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме

Гузова Тамара Ивановна

Я предлагаю разработку занятия (120 мин) по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»; дополнительный материал (презентации PowerPoint, подготовленные учащимися,   графические иллюстрации,  раздаточные материалы, задания для учащихся ). Урок разработан  с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и использованием информационно-коммуникационных технологий. Эта разработка  может применяться  как для первых уроков, так и  для обобщения,  систематизации, закрепления  учебного материала по теме «Представление информации».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

           Гузова Тамара Ивановна

                Учитель информатики и ИКТ

                МБОУ Абанская СОШ №4 имени

                 Героя Советского Союза В.С. Богуцкого

                 


Подготовка урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и использованием информационно-коммуникационных технологий

Пояснительная записка

Я учитель математики и информатики, но уже  девятый год преподаю только информатику. В 2007 году в рамках проекта «Информатизация системы образования»  нашу школу подключили к Интернет. Это даёт широкие возможности,  как ученикам, так и учителям. Мы с удовольствием участвуем в Интернет - карусели, в  различных Интернет – конкурсах, в дистанционном обучении, переписываемся с друзьями с различных уголков нашей  страны и других стран мира, путешествуем по виртуальным музеям, участвуем в Интернет - форумах, создаём и выставляем школьные сайты. Ну,  а помощь Интернета к подготовке, организации и проведения урока  просто неоценима.

Например,  я на своих уроках успешно использую ресурсы Единой коллекции цифровых http://school-collection.edu.ru/ образовательных ресурсов – это  готовые презентации, кроссворды, флэш тесты, предложенные по учебнику  «Информатика - базовый курс», 8 класс (карточка ресурса №118438) и  

9 класс  (карточка ресурса № 118454) И. Семакина, Л.Залоговой, С.Русакова, Л.Шестаковой.

Но особенно часто и результативно на своих уроках я использую ресурсы электронного наглядного пособия «Информатика» (карточка ресурса №22717), где структурирован  теоретический  и практический материал учебных мультимедийных ресурсов для углублённого изучения курса  «Информатика и ИКТ» и что, особенно подкупает так это яркие, красочные флэш ролики.

А также я постоянно совместно  с учащимися разрабатываю медиа- и мультимедиа ресурсы для своих уроков. Так как я практикую модульную технологию, то к каждой теме  курса «Информатика и ИКТ» разработаны опорные конспекты, вопросы

; видео - и аудиоматериалы; наглядные пособия; различные виды раздаточных материалов (разноуровневые); логические схемы, таблицы.

На  данном уроке вначале используются готовые ЦОР, а потом в течение ленты,  учащиеся, работая в группах над своим вопросом,  готовят полезные и   содержательные   презентации, используя  мультимедийные приложения и сеть Интернет.

Выполняют практические задания в различных  программах и демонстрируют яркие красочные работы, что,  безусловно, подчёркивает  практическую  ориентированность получаемых знаний.

И в конце ленты обязательная защита  своих проектов  с комментариями и пояснениями.

Цели,  которые я  поставила  на этом уроке, а именно

  • умение добывать и применять знания
  • умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное
  • умение обобщить, сделать выводы
  • умение работать в команде, умение слушать и слышать другого

несомненно, соответствуют требованиям  к современному уроку.

Я предлагаю разработку занятия (120 мин) по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»; дополнительный материал (презентации PowerPoint, подготовленные учащимися,   графические иллюстрации, практические работы ребят (работы в звуковых редакторах, к сожалению,   пришлось убрать в связи с ограничениями материала до 2 Мбайт),  раздаточные материалы, задания для учащихся ).

Эта разработка  может применяться  как для первых уроков, так и  для обобщения,  систематизации, закрепления  учебного материала по теме «Представление информации».

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ, ГРАФИЧЕСКОЙ, ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Учитель: Гузова Тамара Ивановна,  E-mail: Tamara_an64@mail.ru

МОУ Абанская СОШ№4  п. Абан,  Красноярского края

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 10 кл., информационно- технологический профиль

Тема: «Представление информации»

Тема занятия: «Кодирование текстовой, графической, звуковой информации»

Тип занятия: комбинированный

Цели:

  • вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить информацию по данной теме
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ
  • выработка навыков применение средств ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации
  • умение работать в команде, умение слушать и слышать другого

Методы:

  • мозговой штурм
  • работа в малых группах
  • защита проектов

Техническое обеспечение:

  • проектор
  • локальная сеть
  • подключение к Интернет
  • соответствующее программное  обеспечение

План занятия:

  1. Определение целей. Вспомнить основы теоретического материала
  2. Работа в группах над проектом
  3. Выполнение практической части задания
  4. Защита  своих проектов
  5. Рефлексия

Ход занятия:

     

I   Актуализация знаний:

Вспомнить общий  принцип кодирования информации на компьютере.

Двоичное кодирование текстовой информации (основные таблицы кодировки,  их сущность и назначение).

Двоичное кодирование графической информации (глубина цвета, модели цветопередачи). Просмотр флэш роликов из электронного наглядного пособия «Информатика» (№22717) модели цветопередачи:

  Двоичное кодирование звуковой информации (временная дискретизация, частоты дискретизации,  глубина кодирования звука). Просмотр флэш ролика «Аналоговое и цифровое представление звука  (№125803)».

II  Подгруппа из 10 человек разбивается на малые группы по 3 человека, и раздаются карточки – план  работы групп и рабочий материал (заготовки).

      (Смотри дополнительный материл  –  приложение).

     

Первая  группа «Кодирование текстовой информации»

     Пример карточки:

Теоретическая часть:  рабочий материал, заготовки: Рабочий стол            10 «б» _

07 - 08г

1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить  материал  по вопросу « Двоичное кодирование текстовой информации» ( стр.107 10-11 кл. Н.Д.Угринович).

Использовать ключивые понятия:

  • :таблица  кодировки, таблица  кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange), международный стандарт (таб.кодировки) Unicode
  • уметь пояснить формулу  N=2i

  • пять различных кодировок для русских букв (кириллицы)  (КОИ8-Р, Windows СР1251,  MS-DOS СР866, Mac  (Macintosh) и ISO 8859-5 (международная организация по стандартизации  - International Standards Organization))
  • коротко дать характеристику каждой
  • какие программы заботятся о перекодировках текстовых документах
  • найти дополнительную информацию по этому  вопросу, используя Интернет (дополнительную информацию о таблицах кодировки, какие ещё существуют таблицы кодировки и т.д.)

2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.

Практическая часть: Наглядно продемонстрировать отображение текстов в различных кодировках

                        1. Запустить текстовый редактор Hieroglyph

                            Пуск               все программы              Hieroglyph 3.7          Hieroglyph

                                     

                        2. Пуск               Text Processor                Text Processor

                        3. Определение числового кода символа – стр.110  10-11 кл. Н.Д.Угринович

                        4.  Ввод символа по числовому коду – стр.110 10-11 кл. Н.Д.Угринович

      Вторая группа  «Кодирование графической информации»

Пример карточки:

Теоретическая часть:  рабочий материал, заготовки: Рабочий стол            10 «б» _

07 - 08г

1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить  материал  по вопросу « Двоичное кодирование графической  информации» ( стр.112  10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.10  - 9 кл.).

Использовать ключивые понятия:

  • пространственная дискретизация,
  • пиксель, разрешающая способность растрового изображения,
  • глубина цвета, формула  N=2i 
  • умение рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов
  • палитры цветов в системах  цветопередачи (RGB, CMYK, HSB)  
  • коротко дать характеристику каждой
  • найти дополнительную информацию по этому  вопросу, используя Интернет (какие модели цветообразования существуют ещё и т.д.)

2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.

Практическая часть:

1. Наглядно продемонстрировать выбор цвета с использованием систем  цветопередачи  в  

различных программах MS Word, Macromedia Flash, Adobe Photoshop, MS PowerPoint, Corel Draw 

можно подготовить небольшие работы.                                    

2. Установка графического режима, переключение видеорежимов, просмотреть информацию об адаптере – стр.115  10-11 кл. Н.Д.Угринович.

3. Д/П Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.

   

   

 Третья группа  «Кодирование звуковой  информации»

Пример карточки:

Теоретическая часть:  рабочий материал, заготовки: Рабочий стол            10 «б»

_07 - 08г

1. Вспомнить, обобщить, систематизировать, дополнить  материал  по вопросу « Двоичное кодирование звуковой й информации»  ( стр.116 10-11 кл. Н.Д.Угринович и стр.42 -  9 кл.).

Использовать ключивые понятия:

  • интенсивность и частота звуковой волны
  • временная дискретизация, при которой в определенные моменты времени амплитуда звуковой волны измеряется и квантуется, т.е. ей присваивается определенное значение из некоторого фиксированного набора. Данный метод называется еще импульсно-кодовой модуляцией PCM (Pulse Code Modulation).
  • частоты дискретизации — количества измерений уровня сигнала в единицу времени(за одну секунду). Эта величина может принимать значения - диапазон от 8 до 48 кГц.
  • глубина кодирования звука (количество информации, необходимое для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука)     N=2i 
  • качество оцифрованного звука (от частоты и глубины дискретизации звука)
  • оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла
  • звуковые редакторы (записывать, воспроизводить, редактировать)

2. Оформить в виде презентации. Уметь прокомментировать и защитить.

Практическая часть: 

1. Работа в фонографе «Звукозапись» - стр.118 10-11 кл. Угринович

2. Обработка звукового файла с помощью звукового редактора Audacity подготовить небольшие работы

3. С помощью Интернет найти информацию о других звуковых редакторах и их возможностях.

III  Каждая группа работает в соответствии своему плану. Углубляется в теоретическую часть своего вопроса, готовит презентацию, ищет нужную информацию с помощью Интернет,   выполняет практические работы. Можно распределить обязанности в группе.

IV  Защита своих проектов, которая сопровождается демонстрацией выполненных практических работ. Ребята задают вопросы на понимания, дополняют друг друга.

        (Смотри дополнительный материл – приложение).

V   Подведение итогов. После защиты проектов можно предложить вопросы:

      - Какую закономерность в  кодировании  информации вы заметили?

      - Как  пояснить формулу  N=2i  при кодировании текстовой, графической, звуковой информации

      - Предложить задачи:  найти информационный объём текста в различных кодировках,

        рассчитать объём видеопамяти для одного из графических режимов,

       оценить информационный объем цифрового стереозвукового файла.

         (Смотри дополнительный материл – приложение).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кодирование текстовой информации

Слайд 2

ASII Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки 1 сим.=8 бит=1 байт. 2 ^ 8=256 N=2^i

Слайд 3

UNICODE 1 сим.= 16 бит=2 байт 2 ^ 16=65536 N= 2 ^I

Слайд 4

Пять кодировок русского языка KO И 8 Windows CP 1251 MS DOS CP 866 Mac ISO

Слайд 5

КОИ - 8 Хронологически одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был КОИ8 ("Код обмена информацией, 8-битный"). Эта кодировка применялась еще в 70-ые годы на компьютерах серии ЕС ЭВМ.

Слайд 6

СР 1251 Наиболее распространенной в настоящее время является кодировка Microsoft Windows, обозначаемая сокращением CP1251 ("CP" означает "Code Page", "кодовая страница").

Слайд 7

CP 866 От начала 90-ых годов, времени господства операционной системы MS DOS, остается кодировка CP866.

Слайд 8

M A C Компьютеры фирмы Apple , работающие под управлением операционной системы Mac OS , используют свою собственную кодировку МАС.

Слайд 9

ISO Кроме того, Международная организация по стандартизации (International Standards Organization, ISO) утвердила в качестве стандарта для русского языка еще одну кодировку под названием ISO 8859-5

Слайд 10

Последовательности десятичных кодов слова « ЭВМ » в различных кодировках составляем на основе кодировочных таблиц: КОИ8- Р : 252 247 237 СР1251 : 221 194 204 СР866 : 157 130 140 Мас : 157 130 140 ISO : 205 178 188 Для преобразования русскоязычных текстовых документов из одной кодировки в другую используются специальные программы – конверторы, встроенные в приложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кодирование графической информации Графическая информация может быть представлена в аналоговой и дискретной формах. Примером аналогового представления может служить живописное полотно, цвет которого меняется непрерывно. Пример дискретного представления – изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Из аналоговой в дискретную преобразуется путем пространственной дискретизации. При пространственной дискретизации изображение разбивается на пиксели.

Слайд 2

Графическая система компьютера Монитор Видеокарта

Слайд 3

Разрешающая способность Разрешающая способность растрового изображения определяется количеством точек, как по горизонтали, так и по вертикали на единицу длины изображения. Например: 800 x600 , 1024х768, 1280х1024. ………………………………………………… ............................... ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… .. ……………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… ……………………………………………………… ..…………….. ……………………………………………………………………… ………………………………………………………… .................

Слайд 4

Глубина цвета 2 ^8=256 2^16=65536 2^24=16777216 2^32=4294967296 N=2^I I- глубина цвета N - кол-во оттенков цветов

Слайд 5

Модели цветопередачи RGB CMYK HSB

Слайд 6

Цветовая модель RGB Цветовая модель RGB (red, green, blue - красный, зеленый, синий) используется в таких светящихся устройствах, как телевизионные кинескопы и компьютерные мониторы. Для создания всех цветов, встречающихся в природе, они смешивают три первичных цвета RGB. Смесь 100% всех трех цветов дает белый, а смесь 0% всех трех цветов дает черный. Модель RGB распространена очень широко, но она исключительно зависима от устройства. При замене устройства изменяются и цвета. Она не очень подходит для воспроизведения цвета, когда в одном комплексе должны работать сканер, принтер и монитор. Поскольку она использует три аддитивных первичных цвета, она не подходит для раскраски или для красителей и пигментов, используемых при печати, поскольку те используют другой набор первичных цветов (голубой, пурпурный, желтый).

Слайд 7

Цветовая модель CMY ( K ) Цвета в таких светящихся устройствах, как телевизоры и компьютерные мониторы формируются путем смешивания в различных пропорциях трех первичных цветов RGB, но такие средства воспроизведения цвета, как печатные издания и картины работают на поглощении одних длин волн и отражение других. Три первичных цвета RGB при смешивании создают белый цвет, а три первичных цвета CMY при смешивании создают черный цвет. Поскольку реальные чернила не создают чистых цветов, то к этим трем цветам добавляется отдельно черный цвет (К) и модель называется CMYK. Диапазон представления цветов в CMYK уже, чем в RGB, поэтому при преобразовании данных из RGB в CMYK цвета кажутся грязнее.

Слайд 8

Цветовая модель HS B Эта модель похожа на модель RGB. Аббревиатура HS D обозначает hue, saturation, and luminance (цветовой тон, насыщенность и светлость). Она поддерживается на некоторых компьютерах. Другие, менее известные модели включают модель HSB (hue, saturation, brightness - цветовой тон, насыщенность, яркость) и модель HCL (hue, chroma, luminance - цветовой тон, цветность светлость). Палитра цветов в Photoshop. Она показывает числовое значение для моделей HSB, RGB, LAB и CMYK.

Слайд 9

Дополнительная информация PhotoYCC (Photo CD)

Слайд 10

Цветовые модели CIE

Слайд 11

Цветовые системы Манселла

Слайд 12

HCV (hue, chroma, value - цветовой тон, цветность, величина)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кодирование звуковой информации

Слайд 2

Звук представляет собой волну с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой. Человек воспринимает звуковые волны с помощью слуха в форме звука различной громкости и тона. Чем больше интенсивность звуковой волны Человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 (низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (высокий звук)

Слайд 3

Временная дискретизация звука

Слайд 4

Частота дискретизации Из аналового звука в цифровую Качество цифрового звука зависит от частоты дискретизации Частота дискретизации звука – это количество измерений громкости звука за одну секунду. Частота дискретизации звука может лежать в диапазоне от 8000 до 48000 измерений громкости звука за одну секунду.

Слайд 5

Глубина кодирования звука Глубина кодирования звука – это количество информации, которая не обходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука. Количество уровней громкости определяется по формуле N=2^I , где I - глубина кодирования звука , N – количество уровней громкости i=16 N=65536 i=9 N=512 i=8 N=256

Слайд 6

Звуковая карта Для преобразования цифрового сигнала в аналоговый и наоборот используется устройства – Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) и аналого-цифровой (АЦП) Аналоговый звуковой сигнал перевести в цифровой АЦП Для воспроизведения: цифровой сигнал в аналоговый ЦАП Специальные устройства АЦП и ЦАП встроены в звуковую карту

Слайд 7

Качество оцифрованного звука Чем больше частота и глубина дискретизации, тем качественнее будет оцифрованный звук. Самое низкое качество оцифрованного звука качество телефонной связи (частота дискретизации 8000 раз в сек. и глубине 8 бит и записи одной звуковой дорожки ( режим «моно ») Самое высокое качество у CD аудио (частота 48 000 в сек., глубина дискретизации 16 бит и записи двух звуковых дорожек ( режим «стерео »)

Слайд 8

Звуковые редакторы Позволяют записывать, воспроизводить и редактировать звук Операции : копирования перемещения удаление частей звуковой дорожки накладывать звуковые дорожки друг на друга ( микширование ) Применять : различные акустические эффекты (эхо, воспроизведение в обратном порядке и др.) Позволяют : изменять качество цифрового звука объём звукового файла сохранять в различных форматах ( WAV, MP3 , MIDI и т.д.)

Слайд 9

Форматы звуковых файлов Материал из Википедии — свободной энциклопедии Некоторые форматы записи звука в сравнении . Название формата Частота дискретизации Глубина кодирования Степень сжатия МР3 16 до 48 16 ~11:1 (зависит от потока) с потерями Ogg Vorbis до 192 до 32 ~22:1 (при 64kbps) с потерями CD 16 48 16 1:1 без потерь DVD-Audio 96 24 2:1 без потерь

Слайд 10

Примеры звуковых редакторов Nero Wave Editor MSX-audio MoDPlug CakeWalk Sonar Asid Music Studio Nuendo Audacity


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

Обобщающий урок в 10 классе. Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Кодирование информации»....

Блок уроков по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" 8 класс

Данная разработка состоит из двух уроков: урока объяснения нового материала с решением задач по теме "Кодирование и обработка звуковой информации" и лабораторной практической работы....

Практическая работа по теме: "Кодирование текстовой, графической и звуковой информации"

Раздаточный материал для парактической работы по теме: "Кодирование текстовой, графической и звуковой информации "...

10_4_Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации

Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой, графической и звуковой информации...

Конспект урока по информатике на тему «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»

Конспект урока по информатике на тему «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации»...