Технология проектной деятельности - проектные задачи
статья (5, 6 класс) по теме

Краснова Светлана Викторовна

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справились с этой задачей, их надо подготовить.  Одной их форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является проектная деятельность.В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справились с этой задачей, их надо подготовить.  Одной их форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является проектная деятельность (проектные задачи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснова С.В., учитель информатики МОУ «Алгатуйская СОШ»

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л.С. Выготский

Педагогическая технология – проектные задачи.

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справились с этой задачей, их надо подготовить.  Одной их форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является проектная деятельность.

Процесс  проектирования   на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий:

На переходном этапе (5-6 классы) в учебной  деятельности используется специальный тип задач – проектная задача.  

На этапе самоопределения  (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное  и социальное  проектирование.

Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, на уровне начального общего образования, затем на переходном этапе в основную школу, учащиеся   осваивают основы способа проектирования.  

  В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания.

Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

Проектная  задача - система или набор заданий, направленных на поиск  лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

 Как же устроена проектная задача?

Прежде всего

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.  

Далее

  1. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
  2. Планирование действий по разрешению проблемы,   определение вида продукта. Куда придём в итоге?
  3. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

  1. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
  2. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
  3. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
  4. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

 Таким образом при решении проектной задачи мы можем выделить следующие этапы:

 1-й – погружение в проект;

 2-й – организация деятельности;

 3-й – осуществление деятельности;

 4-й – презентация результатов и рефлексия.

Для решения проектной задачи необходимо создать условия:

  1. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проектной задачи. Новое знание для детей в ходе решения задачи учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися.  
  2. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности, необходимых для решения проектной задачи целесообразно проводить не только в процессе работы над решением проектной задачи, но и в рамках урочных и внеурочных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
  3. В рамках урочных занятий необходимо использовать специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
  4. Каждая проектная задача должна быть обеспечена всем необходимым.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

 Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

 В начальной школе основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать, помимо ведущего учителя, других (свободных от занятий) учителей, родителей, и старшеклассников. Вооружившись специальными  «картами наблюдения» (экспертными листами) и подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи. Ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения.

Анализ учителем экспертных листов после решения  проектной задачи даёт полную картину того, как строили свою работу школьники на  всех путях решения.

Уже в 4 классе и далее в 5 - 6  классах  ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

  Каковы педагогические эффекты от проектных задач?

Во-первых

  • задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении  поставленной ими самими задачам. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

Во вторых

  • учит  (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

В- третьих

  • дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию.  

В ходе решения системы проектных задач у   школьников  формируются  следующие способности:

  • рефлексировать (умение видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (умение ставить и удерживать цели);
  • планировать (умение составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».  На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления  результата) и только потом оценка самого результата.

 Итак, проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки», с указанием к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться  в  двух аспектах: во-первых, это реальный «продукт», созданный детьми. Во- вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка  или группы детей.

Использование проектного метода обучения предполагает определенную, систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии.

Схема основных этапов реализации проектной задачи

1-й этап – погружение в проект

Учитель

учащиеся

Формулирует:

  • проблему проекта;
  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.

Осуществляют:

  • личностное присвоение проблемы;
  • вживание в ситуацию;
  • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

         Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.

2-й этап – организация деятельности

УЧИТЕЛЬ

Организует деятельность – предлагает:

  • организовать группы;
  • распределить амплуа в группах;
  • спланировать деятельность по решению задач;
  • продумать возможные формы презентации результатов.

УЧАЩИЕСЯ

Осуществляют:

  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • планирование работы;
  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Серьёзной задачей для учителя является само формирование проектной группы. Чтобы группа успешно справилась с работой, среди её участников должны быть распределены роли:

генератор идей – тот, кто придумывает

эрудит – тот, кто много знает

критик – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет

Так же должны быть лидеры и исполнители. И ещё, дети должны сотрудничать. На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.

Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.

Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся  и недостающие ресурсы.

3-й этап – осуществление деятельности

УЧИТЕЛЬ

Не участвует, но:

  • консультирует учащихся по необходимости;
  • ненавязчиво контролирует;
  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

УЧАЩИЕСЯ

Работают активно и самостоятельно:

  • каждый в соответствии со своими ролями и сообща;
  • консультируются по необходимости;
  • «добывают» недостающие знания;
  • подготавливают презентацию результатов.

На данном этапе ученики ищут необходимую информацию,  пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с учителями и специалистами по теме проекта,  посещают библиотеки, архивы, музеи,  проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.

4-й этап – презентация результатов и рефлексия

УЧИТЕЛЬ

Принимает отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;
  • подводит итоги обучения;
  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
  • акцентирует  внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

УЧАЩИЕСЯ

Демонстрируют:

  • понимание проблемы, цели и задач;
  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы;
  • рефлексию деятельности и результата;
  • дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

Завершающим моментом работы над проектом является рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы учитель учит ученика анализировать свою деятельность с помощью шаблона.

Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает  учащихся для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Используемая литература:

  •  С.Г. Щербакова, «Организация проектной деятельности в школе», Волгоград, 2009
  • А.И. Чумакова «Проектная задача как способ формирования  универсальных учебных действий младших школьников», Глазов, 2012
  • А.Б. Воронцов «Проектные задачи в начальной школе», М., Просвещение, 2010
  • А.Б. Воронцов «Сборник проектных задач в начальной школе», М., Просвещение, 2011


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проектной деятельности- проектные задачи Краснова С.В., учитель информатики МОУ «Алгатуйская СОШ» с. Алгатуй, 2015 год

Слайд 2

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.С. Выготский

Слайд 3

C тадии проектирования: Переходный в 5-6 классах – проектная задача Самоопределения в 7- 9 классах – учебное и социальное проектирование

Слайд 4

Достичь новых образовательных результатов Решить современные педагогические задачи Получить новые качества личности школьника Проектная деятельность (система проектных задач)

Слайд 5

Проектная задача - система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит групповой характер.

Слайд 6

Как устроена проектная задача: 1 . Социально значимая задача (проблема). 2. Зачем двигаться в этом направлении? 3. Куда придём в итоге? 4. Какими средствами решим проблему? 5. Каким будет результат? 6. Разрешили ли мы проблему? 7. Что получилось?

Слайд 7

3 Этапы решения проектной задачи: Погружение в проект Организация деятельности Осуществление деятельности Презентация результатов и рефлексия

Слайд 8

Условия решения проектной задачи: Имеющиеся знания, умения и навыки Формирование специфических умений и навыков Использование специальных организационных форм и методов Обеспечение материалами и оборудованием

Слайд 9

Типы проектных задач: Предметные Межпредметные Разновозрастные Одновозрастные

Слайд 10

Педагогические эффекты решения проектных задач: Возможность организации сотрудничества между детьми при решении проектных задач; Обучение способу проектирования через специально разработанные задания; Возможность «переноса» известных способов действия в квазиреальную ( модельную ) ситуацию.

Слайд 11

Проектные задачи формируют способности: - рефлексировать; - целеполагать; - планировать; - моделировать; - проявлять инициативу; - вступать в коммуникацию.

Слайд 12

Используемая литература: С.Г. Щербакова, «Организация проектной деятельности в школе», Волгоград, 2009 А.И. Чумакова «Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников», Глазов, 2012 А.Б. Воронцов «Проектные задачи в начальной школе», М., Просвещение, 2010 А.Б. Воронцов «Сборник проектных задач в начальной школе», М., Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...