Семинар для преподавателей естественнонаучных предметов на тему: "Система работы по развитию информационно-коммуникативных навыков учащихся"
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Семинар  для  преподавателей естественнонаучных предметов на тему:

 "Система работы по развитию информационно-коммуникативных навыков учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Семинар

для  преподавателей естественнонаучных предметов на тему:

 "Система работы по развитию информационно-коммуникативных навыков учащихся"

Выступление

                                  Как правило, наибольшего успеха добивается тот,

 кто располагает лучшей информацией. 

Бенджамин Дизраэли 

Новые ФГОС определяют современные цели образования. Реализацией этих  целей должны стать сформированные ключевые компетенции учащихся. Из 7 универсальных компетенций – хотелось бы остановиться на компетенциях: информационной и коммуникативной. Они наиболее важны  в современном обществе. Как должен быть организован образовательный процесс на уроках естественнонаучных предметов, ориентированный на формирование информационной и коммуникативной компетентности?

Для формирования и развития информационно-коммуникативной компетенций у учащихся внедряются в образовательный процесс информационные технологии. В эпоху информатизации большинства сфер человека, массового пользования кабельным телевидением и видеотехникой становится актуальной проблема эффективного применения данных средств в учебно-воспитательном процессе. В век информатизации владение учителем информационными технологиями становится необходимостью. Использование информационных средств повышает интерес у учащихся к изучению предметов, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность. Процесс обучения учащихся предмету становится разнообразным и увлекательным, позволяет учителю принципиально расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения. В каком же смысле ученику предоставляются возможности для реализации творческих способностей?

Применение информационных технологий в преподавании дает определенные преимущества по сравнению с другими педагогическими технологиями, но только грамотное их сочетание полноценно развивает информационно-коммуникативные компетенции.   В чем  преимущества использования компьютерных технологий? Прежде всего, они удобны в следующем:

Использование ПК и электронных изданий на уроках вызывает  эмоциональную мотивацию на ознакомление с материалом и, как следствие, повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:

    информационную – служит источником информации;

          коммуникативную - является средством общения или средством доступа к

           информации;

          развивающую - развивает мыслительную деятельность;

   образовательную - источник программных знаний;

          контролирующую – позволяет осуществлять самоконтроль и контроль знаний.

Цифровые источники информации используются на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации для урока. Учащимся предоставляется возможность изучения материала, анализа и отбора информации, составление презентаций к уроку с использованием сведений из пособий.

Во внеурочное время необходимо создавать условия для самостоятельной подготовки к экзаменам, для использования ИКТ при работе над проектами и в ходе исследовательской работы.

Информационные технологии позволяют не только применять на уроках и во внеурочной деятельности электронные учебники, репетиторы, электронные лабораторные практикумы, но и использование Интернет - ресурсов.

Основная образовательная ценность Интернет - это огромный информационный ресурс для развития интеллектуальных умений у учащихся. Интернет используется при подготовке лекций, для отбора содержания материала, так как  огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет - сайтах и может быть использовано на уроках, как учителем, так и детьми. Организация виртуальных экскурсий не только повышает познавательный интерес к изучаемому, но и помогает в освоении предмета. 
Использование информационных технологий в проектной деятельности позволяет учащимся грамотно и сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированное изложение материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках

        1.      На  уроке применяются программные мультимедиа средства: обучающие  программы, электронные учебники, видеоролики.

Использование компьютера как наглядного электронного пособия позволяет дополнить урок красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка через эмоционально-чувственное восприятие, а, следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации. 
2. 
Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

Опираясь на оперативность обработки материала, можно проводить контроль знаний по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки. 
3. 
Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. 
Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. Эти методы особенно ценны для преподавания физики, химии, географии и биологии

 4.Разработка методических программных средств.

создание программо-методических материалов для изложения нового материала, инструктивных материалов для самоподготовки, выполнения лабораторных и практических работ

 формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;


5.Использование Internet-ресурсов.

В рамках формирования школьного Единого информационного пространства происходит формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;

Во внеурочной деятельности учащиеся учатся самостоятельно подбирать материал для проекта, реферата из библиотеки сети Интернет и учебной литературы по выбранной тематике, анализировать полученные материалы, осуществляют написание реферата по плану и набор текста с помощью текстового процессораWord, или создание  компьютерной презентации в Power Point.

 

Проделав данную работу, обучающиеся учатся анализировать, выбирать нужный материал, представлять его в электронном виде, а также создают уникальную базу данных электронных презентаций по предмету, что в дальнейшем используется на уроках биологии. 

В процессе изучения физики и математики возможно формирование и развитие информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся. Система работы направлена на формировании ключевых компетентностей у учащихся. Диагностика выявляет развитие информационно-коммуникативных компетентностей в связи с применением информационных технологий,  повышение мотивации учащихся к урокам физики и математики, активизацию познавательной деятельности. Результаты анкетирования показали, что такие формы работы «интересны», «познавательны» учащимся, «нужны» им,  «пригодятся в будущем».

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей необходимо учащимся при выполнении исследовательских работ: умение ставить цель, задачи, поиск и анализ литературы, умение обосновывать, сравнивать, делать выводы, умение доступно презентовать свою работу - вот лишь небольшой перечень необходимых навыков для исследователя.

В результате приобретения информационно-коммуникативных компетентностей учащиеся владеют новыми технологиями, умеют отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, вести дискуссию, отстаивать свои позиции. А, значит, ребята подготовлены к жизни в информационном обществе, такому человеку будет проще реализовать себя.

 

Рекомендации по развитию информационно – коммуникативной компетентности

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Внедрение в процесс обучения деятельностных методов: проектных, исследовательских  развивают следующие компетентности:

   1)     способность должным образом передавать информацию, направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении;

   2) умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

   3)     умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

   4)   способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

                                                         Уважаемые коллеги!

      Сегодня, мы знакомимся  с уроком математики в 5 классе по теме «Решение задач на движение». Этот урок готовился силами учителя и учеников. На первом этапе учитель и сформированная группа помощников обсудили план урока и возможности создания мультимедийных сопровождающих ресурсов на уроках информатики. На втором этапе с учителем информатики были определены методы и составлен план работы группы по созданию обучающей презентации для урока по данной теме. Работа была структурирована и распределена между несколькими парами учеников. Затем были созданы отдельные части презентации и на последнем этапе они были сведены в общий продукт. В ходе урока предполагалось участие другой группы учащихся для оказания помощи учителю во время объяснения нового материала. Данный опыт работы может быть с успехом распространён на изучение других предметов.

     В ходе урока нам предстоит оценить следующие компоненты педагогической технологии:

  1. Заинтересованность учащихся в достижении целей урока, из совместной работы с учителем;
  2. Эффективность применения ИКТ по сравнению с традиционным методом изложения нового материала;
  3. Внимание и эмоциональное состояние класса при использовании презентации;
  4. Результативность решения задач на этапе закрепления материала, как главного фактора эффективности такого построения урока;
  5. Перспективность использования метода с той или иной частотой на уроках математики и других естественнонаучных предметов.

 

Заключение

Анализ научных работ и педагогической литературы показал усиление личностной направленности образования: необходимость обеспечивать активность школьника в образовательном процессе, увеличив возможности выбора у ученика вариативной образовательной системы и формирование обобщенных способностей. А это сопряжено с проблемами контроля и оценки ключевых компетенций, т.к. подавляющее их большинство не поддаются точному диагностированию, измерению (оцениванию). Но существует не только указанная выше проблема. Отсутствуют списки ключевых компетенций и рекомендации по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале, единые инструкционные материалы для работы по методу проектов. Нет единого подхода к решению данных проблем у отечественных и зарубежных ученых – педагогов и психологов. Поэтому, мы считаем, что данное исследование имеет большое значение для учителей биологии. Использованная учителем методика раскрывает и реализует возможности метода проектов как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций. Разработанная программа формирования предметных и общеучебных умений, инструкционный материал, методы диагностики позволят нам решить основную задачу – повышение качества образования.

Список литературы 

1.      Концепция модернизации российского образования на период до 2020г. – Правительство РФ. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001г.

2.      Крылова Н.А. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.//Народное образование . - 2005. - № 2 - с. 113–121.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: "Академия”, 2002г. – 272с.
  1. Педагогические технологии. Под. ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д "Март”, 2002г. – 320с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. – 256с.
  3. Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. – 80с.
  4. Шмелькова Л.В., Блохина Е.В. "Педагогическая диагностика”. Курган: ИПК, 2001г. – 104с.
  5. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. – с.136-137.
  6. Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.– с.138-145.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движение навстречу друг другу 240 км 48 км/ч 12 км/ч t -? А Б

Слайд 2

А Б

Слайд 3

18 0 км 48 км/ч 12 км/ч А Б

Слайд 4

А Б

Слайд 5

А Б 4 часа

Слайд 6

Движение в одном направлении сближение

Слайд 7

30 км 25 км/ч 15 км/ч t -?

Слайд 9

20 км

Слайд 11

3 часа

Слайд 12

Движение в одном направлении удаление

Слайд 13

25 км/ч 15 км/ч t = 1 ч t = 3 ч S = ?

Слайд 15

10 км

Слайд 17

30 км

Слайд 18

Движение навстречу друг друну

Слайд 19

24 км 3 км/ч 9 км/ч v с -? V по т. -? t -?

Слайд 21

12 км

Слайд 23

2 часа

Слайд 24

Спасибо за работу! Поставьте себе оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологииУчитель биологии Банеева Инна Юрьевна МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»Научиться п...

Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет.

В этой статье представлена поэтапная работа по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет....

Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»

Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"

В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....

Сообщение на методическом объединении учителей гуманитарно-эстетического цикла по теме: «Система работы по развитию описательно - повествовательной речи учащихся с нарушениями интеллекта на уроках чтения».

Уроки чтения – важнейшее средство осуществления воспитательно – образовательных задач в работе школы.Чтение формулирует у детей знание о жизни общества и природы, обеспечивает нравственное воспитание ...