Методическая разработкаТема: «Текстовой редактор Word. Форматирование»
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Смирнова Татьяна Алексеевна

 

Практическое занятие по освоению темы  проходит по схеме: что можно сделать с помощью данной операции; как это сделать; зачем это делать.

Изучение и осмысленное применение на практике основных приемов форматирования текста и документа позволит студентам оформить внешний вид документа, который порой оказывается не менее важным, чем  содержание. Правильно и убедительно отформатированный и скомпонованный документ имеет больше шансов на продвижение, чем неказистый плохо читаемый текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ № 2»

Т.А. Смирнова

Методическая разработка

Тема: «Текстовой редактор Word. Форматирование»

                По дисциплине: «Информатика и ИКТ»

                Специальность:  34.02.01 «Сестринское дело»

Санкт-Петербург

2015 год

УТВЕРЖДАЮ                                                                 Рассмотрено на заседании        

Зам. директора по УР                                                      общеобразовательной   ЦМК    

_______________ И. Г. Максимова                               Протокол  №___  от  ________2015 г.

                                                                                           Председатель ЦМК _____________

                                                                                                                      Болдырева Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Методист

______________  О.А. Дятковская

Автор:    Смирнова Т. А.

Содержание

Введение 3

Часть I. Основная часть

1. 1. Цель, задачи  4

1.2. Оптимизация учебного процесса 6

1.3. Схема интегрированных связей темы занятия 7

1.4. Ход занятия 8

1.5. Теоретическая часть 10

1. 5.1. Форматирование шрифта́ 11

1.5.2. Форматирование абзаца 14

1.5.3. Создание списков. Буквица 17 

1.5.4. Быстрое форматирование с использованием стилей 18

Часть II. Практические задания  

2.1. Приложение 1 Задание 1, Задание 2, Задание 3 19

2.2.Эталоны ответов Задания 1 Задания 2 Задания3 22

2.3.Приложение 2 25

2.4.Приложение 3. Фронтальный опрос 26

2.5. Эталон ответа, Фронтальный опрос 27

2.6. Приложение 4 Самостоятельная работа. Упражнение «Радуга» 28

2.7. Эталон ответа. Упражнение «Радуга» 29

2.8. Приложение 5 Самостоятельная работа. Упражнение «Абзац» 30

2.9. Эталон ответа. Упражнение «Абзац» 31

2.10. Приложение 6. Самостоятельная работа. Упражнение «Список» 32

2.11. Эталон ответа. Упражнение «Список» 37

2.12. Приложение 7. Упражнение «Буквица» 38

2.13. Эталон ответа. Упражнение «Буквица» 39

2.14. Приложение 8 Упражнение «Стили» 40

2.15. Эталон ответа. Упражнение «Стили» 41

2.16. Приложение 9. Контрольное задание 42

2.17. Эталон ответа контрольного задания 44

Оценка результатов 45

Домашнее задание 46

Список литературы 47


Введение

Пояснительная записка

        Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС по специальности «Сестринское дело» по дисциплине «Информатика и ИКТ»

        В методической разработке по теме «Пакет MS Office. Текстовый редактор Word. Форматирование» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, оснащение, схемы межпредметных и внутри предметных связей, этапы проведения, занятия, список литературы.

Представлены контрольно-оценочные средства, вопросы для устного опроса, задания.

Применение иллюстрированных материалов для практических занятий позволяют преподавателю судить об уровне логического и абстрактного мышления учащихся, а так же о способности реализовать свои возможности при  решении конкретных задач на практике и позволяют обеспечить усвоение знаний, умений по дисциплине.

        В течение  занятия  формируются общие компетенции ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6,

ОК 10, ОК 11,  ОК 12, ОК 13.

Обоснование темы

Тенденция стабилизации основных технологических подходов к обработке информации и в частности стандартизация пользовательского графического интерфейса в среде  Windows значительно упростила общение с компьютером массы людей.

        Но,  не смотря на «продвинутость» современной молодежи в использовании компьютеров, часто приходиться сталкиваться со стороны студентов   с незнанием и непониманием терминов и обозначений,  принятых в современной практике использования персонального компьютера, студенты  зачастую не могут объяснить,  как называется определенный прием в информационной технологии, его назначение.

Информационная культура  современного человека предполагает  умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную и информационную технологию, современные технические средства и методы. Поэтому на практических занятиях необходимо не только умение «давить на клавиши», но и понимание своего действия, понимания к какому результату приведет данная манипуляция. Приобретая навыки коммуникации в сфере информационных технологий,  достигается взаимопонимание,  умение объясняться на одном языке.

 Практическое занятие по освоению темы  проходит по схеме: что можно сделать с помощью данной операции; как это сделать; зачем это делать.

Изучение и осмысленное применение на практике основных приемов форматирования текста и документа позволит студентам оформить внешний вид документа, который порой оказывается не менее важным, чем  содержание. Правильно и убедительно отформатированный и скомпонованный документ имеет больше шансов на продвижение, чем неказистый плохо читаемый текст.


Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: практическое занятие

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: медицинский колледж №2, компьютерный класс

Цель занятия:

  • научить  форматировать текст и документ, используя  приемы текстового редактора Word

Задачи занятия:

Образовательные: 

  • познакомить с названиями  и назначением  приемов форматирования: форматирование шрифта, форматирование абзаца, создание списков, буквица, быстрое форматирование с использованием стилей;
  • освоить команды приемов форматирования

      Развивающие: 

  • развитие  целенаправленного  применения приемов форматирования;
  • развитие  концентрации внимания;
  • развитие наблюдательности и внимательности;
  • развитие терпения и усидчивости

           Воспитательные:

  • формирование у студентов познавательной потребности, интереса к предмету;
  • воспитание  чувства тактичности при общении с сокурсниками и преподавателем;
  • воспитание культуры  поведения;
  • воспитание информационной культуры.

Конкретные задачи

Студент должен знать:

  • области окна приложения текстового редактора Word;
  • диалоговые окна;
  • пульт управления программой - Ленту и Группы, Вкладки, Команды, находящиеся на ней;
  • названия  приемов форматирования текста;
  • назначения приемов форматирования текста;

Студент должен уметь:

  • различать приемы форматирования по назначению;
  • различать и применять команды в конкретной ситуации;
  • активизировать необходимые для работы команды.

Студенты находятся в процессе освоения общих компетенций:

Номер и название компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

1

2

3

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

Профессионально важные и профессионально нежелательные качества личности.

Осознавать и уметь  развивать профессионально важные и корректировать профессионально нежелательные качества своей личности в процессе  освоения учебных дисциплин.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Способы поиска информации для выполнения  поставленных задач.

Грамотно использовать возможности графической операционной системы MS Windows

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Способы совместного решения поставленной задачи при выполнении коллективного задания.

Организовать работу в команде. Тактично и вежливо общаться с сокурсниками и преподавателями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Информацию о культурном наследии нашей страны.

Информацию о традициях других народностей.

Проявлять чувство патриотизма и толерантного отношения к другим национальностям.

1

2

3

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Что определяет культуру человека. Что определяет информационную культуру поведения.

Использовать информационно-коммуникационные технологии и различные технические устройства для личностного роста.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Общие требования безопасности при работе на персональном компьютере.

Соблюдать правила техники безопасности, трудовой и учебной дисциплины.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Воздействие электронной техники на здоровье человека.

Беречь свое здоровье, разумно распределять время для работы за компьютером.

Оптимизация учебного процесса

        Использованы современные педагогические приемы и методики, стимулирующие критическое мышление, память, внимание, навыки работы в команде, а именно частично-поисковый метод, а так же оптимизация достигается путем использования технических средств обучения.

Оснащение занятия

  1. Персональные компьютеры
  2. Операционная система Ms Windows
  3. Учебно-методическое пособие для студентов
  4. Дидактический материал

Схема интегрированных связей темы занятия

Межпредметные связи

        

Истоки                Выход

Внутрипредметные связи

        


Ход занятия

Этап  урока

Методические материалы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Осмотр внешнего вида студентов. Приветствие. Перекличка. Проверка отсутствующих. Заполнение группового журнала (дата, отметка отсутствующих, тема, роспись).

Настрой на восприятие материала.

3

2

Проверка домашнего задания

Приложение 1

Просмотр выполненных заданий в тетрадях. Устный опрос студентов. Корректировка неверных ответов.

Сравнение правильных ответов с ответами в своих тетрадях и  корректировка (при необходимости).

10

3

Систематизация и углубление знаний по теме «Пакет MS Office. Текстовый редактор Word. Форматирование»

3.1.

Представление темы. Постановка цели и  задач занятия.

Приложение 2

Приложение 3

Формулирует тему  и ее обоснование, мотивируя студентов к изучению материала. Постановка цели и задач занятия. Актуализация знаний.

Предварительный контроль. (фронтальный опрос)

Записывают число, тему занятия, вопросы, на которые в ходе занятия будут получены ответы.

Отвечают устно на вопросы преподавателя.

9

3.2. Изложение нового материала.

Показывает на Ленте тестового редактора Word команды форматирования. Формулирует функции команд. Рассказывает технологии работы.

Внимательно смотрят, проделывают задания и запоминают функции команд форматирования. При необходимости делают записи в своих тетрадях.

15

4

Контроль уровня знаний, умений и навыков.

4.1. Выполнение практического задания

Приложение 4

Предлагает сделать Упражнение «Радуга» (на скорость – 5 мин.) для проверки усвоения команд группы Шрифт.

1. Читают задание упражнения.

2. Находят нужные команды в группе Шрифт.

3. Индивидуально выполняют заданное упражнение по предложенному алгоритму на скорость.

5

1

2

3

4

5

6

4.2. Выполнение практического задания

Приложение 5

Предлагает сделать Упражнение «Абзац» для проверки усвоения команд группы Абзац.

1.Читают задание упражнения.

2. Находят нужные команды в группе Абзац.

3. Индивидуально выполняют заданное упражнение по предложенному алгоритму.

7

4.3. Выполнение практического задания

Приложение 6

Предлагает сделать упражнение  «Списки» для  усвоения навыков при создании списков

1.Читают задание упражнения.

2. Находят нужные команды в группе Абзац.

3. Индивидуально выполняют заданное упражнение по предложенному алгоритму.

10

4.4. Выполнение практического задания

Объясняет понятие Мини-панели и ее назначение. Показывает манипуляции для ее появления.

Выполняют за преподавателем манипуляции появления Мини-панели.

3

4.5. Выполнение практического задания 

Приложение 7

Предлагает сделать упражнение «Буквица» для усвоения навыков при создании красиво украшенного теста при помощи команды Буквица.

1.Читают задание упражнения.

2. Находят нужные команды в группе Текст

3. Индивидуально выполняют заданное упражнение по предложенному алгоритму.

10

4.6. Выполнение практического задания

Приложение 8

Объясняет возможности форматирования  с использованием стилей. Предлагает сделать упражнение для усвоения навыков быстрого форматирования с использованием стилей.

1.Читают задание упражнения.

2. Находят нужные команды в группе Стили.

3. Индивидуально выполняют заданное упражнение по предложенному алгоритму.

5

5

Подведение итогов. Домашнее задание.

5.1.Подведение итогов занятия. Выполнение контрольного образца.

Тестовое задание.

Приложение 9

Выдача карточек с заданиями.

Индивидуально выполняют предложенное задание.  Показывают работу преподавателю. Отвечают на устные вопросы по теме работы.. Получают оценки.

10

5.2. Домашнее задание

Придумать и создать в тетрадях две таблицы «Объект-свойства» и  две таблицы «Объект-объект».

Записывают в тетради  задание и дату выполнения домашнего задания.

3


Теоретическая часть

        В информатике рассматривают несколько понятий форматирования: есть форматирование диска,  дискеты, оптических носителей, твердотельных накопителей (флэш-память), а так же существует  форматирование текста и документа.

        Что же такое форматирование? Форматирование (от лат. forma — вид, образ)  – это приведение чего-либо к определенному формату для удобства работы.

Например: для чего необходимо форматировать диски? Неотформатированный жёсткий диск представляет собой скомканный лист бумаги. Когда диск отформатирован, то его можно сравнить с листом бумаги, который  представляет собой разглаженную ровную поверхность, на которую легко и просто можно записать информацию. Но надо помнить, что при форматировании диска вся информация бесследно уничтожается.

Итак, ближе к нашей теме: Форматирование текста и документа – это приведение текста к определённому формату, или изменению внешнего вида документа, к приведению документа к соответствующему  стилю, необходимому в конкретной ситуации. Например: текст сказки, законодательный документ, любовное письмо, поздравительное письмо, приглашение на торжество и т.д.

        Форматирование подразумевает широкий  спектр различных манипуляций над текстом и документом:

  • форматирование строки – изменение размера, начертания, цвета, подчеркивания, регистра, разрядки и положение шрифта́;
  • форматирование текста – выравнивание в строке, изменение отступа, расстояния между строками;
  • форматирование документа – изменение полей листа, ориентация листа, изменение цвета листа, изменение цвета подложки и еще множество возможностей, текстового редактора Word для изменения внешнего вида документа.

В данной работе,  что бы  сделать текст красивым, разборчивым и пригодным для приятного чтения необходимо воспользоваться вкладкой  Главная (а) и группами Шрифт (б), Абзац (в) и соответствующими им командами (рис.1)

              (а)        (б)        (в)

Рис.1

Форматирование шрифта́

        Для форматирования шрифта в Word существует отдельная группа Шрифт на вкладке Главная ленты.        Прежде всего,  надо помнить, что учить наизусть команды нет необходимости, т.к.  при изучении темы «Объекты и элементы управления Windows. Исследование свойств объектов» студенты научились использовать манипуляцию мышью Зависание, которая дает уникальную возможность увидеть назначение выбранной команды (рис.2, рис.3), т.к. при наведении на объект, всплывает подсказка.

Рис.2

Рис.3


        Рассмотрим команды этой группы. В таблице приведены примеры работы команд группы Шрифт.

Команда

Функция

Образец

1

2

3

4

1

Выводит на экран раскрывающийся список, в котором можно выбрать шрифт для текущего выделенного фрагмента текста

Тест Тест Тест Тест

2

Раскрывает список изменения размеров шрифта

Тест Тест Тест Тест

3

Увеличение размера шрифта на одну позицию

оооооо

4

Уменьшение размера шрифта на одну позицию

оооооо

5

Удаление параметров форматирования для выделенного фрагмента текста и автоматическое (т.е. установленной программой) приведение фрагмента к исходному состоянию.

Мама мыла раму.

Мама мыла раму.

6

Задание полужирного начертания выделенного текста

Мама мыла раму.

7

Задание наклонного начертания выделенного текста. Некоторые шрифты изменяют рисунок букв (т)

Мама мыла раму.

8

 

 

Выбор эффекта подчеркивания для шрифта. Стрелка рядом с кнопкой означает, что в кнопке есть раскрывающийся список. В этом списке содержатся часто используемые эффекты. Но команда Другие подчеркивания и Цвет подчеркивания дает пользователю возможности для творчества.

Интервал между буквами и подчеркивание только слов дает команда Другие подчеркивания.

Мама мыла раму.

Мама мыла раму.

Мама мыла раму.

Мама мыла раму.

Мама мыла раму.

1

2

3

4

9

Зачеркивание выделенного текста. По умолчанию текст зачеркивается одинарной линией,  но используя диалоговое окно группы Шрифт можно выбрать двойное зачеркивание.

ТЕСТ  ТЕСТ

10

Преобразование выделенного текста в верхний индекс.  ВНИМАНИЕ! После выполнения команды, активность ее надо снять повторным щелчком по ней (активная команда «горит» желтым цветом). Иначе дальше текст будет печататься на нижнем индексе.

Н2О,  СО2

11

Преобразование выделенного текста в верхний  индекс.

Х2=Y2+Z2

12

             

             

Преобразование регистра, выделенного текста. Эта команда раскрывает меню преобразования регистра.

Мама мыла раму.

Мама Мыла Раму. (выбран режим Начинать С Прописных)

13

         

         

Выделение цветом фона строки или текста.

Мама мыла раму.

14

         

         

Изменение цвета шрифта выделенного фрагмента.

Мама мыла раму. 

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=69501ff6a2be98ed4f8f81c5d994ab05-98-144&n=21ПОМНИТЕ! Если вы ничего не выделили в тексте и активировали команду, то она будет применена к тому слову, внутри  которого стоит курсор. Все команды группы Шрифт по умолчанию считают выделенным текущее слово.


Форматирование абзаца

Для форматирования абзаца в Word существует отдельная группа Абзац на вкладке Главная ленты.        Используем  манипуляцию мышью Зависание, которая дает уникальную возможность увидеть назначение выбранной команды (см. выше рис.2, рис.3).

В основном команды этой группы регулируют положение текста на странице: положение левой и правой границы абзаца, отступ первой строки, расстояние между строками, режим выравнивания.

Рассмотрим команды группы Абзац (рис.4)

  Рис.4

Команда

Функция

Образец

до

после

1

2

3

4

5

Маркеры. Создание маркированного списка

Огурец

Помидор

Петрушка

  • Огурец
  • Помидор
  • Петрушка

Нумерация. Создание нумерованного списка.

Таня

Ваня

Маня

  1. Таня
  2. Ваня
  1. Маня

Многоуровневый список. Создание многоуровневого списка.

Овощи:

Огурец

помидор

 Фрукты:

Яблоко

апельсин

  1. Овощи
  1. Огурец
  2. помидор
  1. Фрукты
  1. Яблоко
  2. апельсин

Уменьшить отступ. Уменьшение абзацного отступа.

                  Компьютер – это техническое устройство ….

1

2

3

4

5

Увеличить отступ. Увеличение абзацного отступа.

                  Компьютер – это техническое устройство ….

Сортировка. Сортировка абзацев по алфавиту.

Автобус

Кружка

Вареник

Яблоко

Школа

Барабан

Автобус

Барабан

Вареник

Кружка

Школа

Яблоко

Отобразить все знаки. Вывод на экран и скрытие невидимых символов.

                     

                             

Выровнять текст по левому краю

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде.

Выравнивание текста по центру.

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде.

Выравнивание текста по правому краю.

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде.

Выравнивание текста по ширине.

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде.

Междустрочный интервал. Установка расстояния между строками внутри абзаца и между абзацами.

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник. Петя катался на велосипеде. (интервал 1,0)

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде. (интервал 1,5)

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде. (интервал 2,0)

1

2

3

4

5

Заливка. Окрашивание фона текущего абзаца заданным цветом.

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде.

Установка видимых границ (обрамление) абзаца.

Мама мыла раму.

Папа делал скворечник.

Петя катался на велосипеде.

 

Диалоговое окно.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=69501ff6a2be98ed4f8f81c5d994ab05-98-144&n=21ПОМНИТЕ! Если вы ничего не выделили в тексте и активировали команду, то она будет применена к текущему абзацу, внутри  которого стоит курсор. Все команды, находящиеся в группе Абзац вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац.


Создание списков

        Для составления документов в учебной или  профессиональной деятельности человеку часто приходится информацию составлять в ряд, разбивать на пункты и подпункты, нумеровать или маркировать различные понятия и предложения. Для такого случая в редакторе Word предусмотрены специальные инструменты, которые находятся в вкладке Главная в группе Абзац: Маркеры (рис.5), Нумерация (рис.6), Многоуровневый список (рис.7). Воспользуемся манипуляцией Зависание для просмотра названий команд.

                               

                            Рис.5        Рис.6

                                            Рис.7

Буквица

Красота – страшная сила! Люди, что бы привлечь внимание украшают себя всевозможными способами: красят волосы во все цвета радуги, вставляют кольца в нос, уши, пупки и т.д., делают татуировки во все тело. А вот украсить текст в Word совсем просто. Украсить текст можно при помощи команды Буквица (е) из группы Текст на вкладке Вставка (рис.8). Красивая и большая первая буква текста надежно привлечет внимание к началу текста.        (е)

   

                                                Рис.8

Быстрое форматирование с использованием стилей

        Форматирование фрагмента текста с использованием стилей позволяет использовать все параметры форматирования в комплекте. В стандартной поставке Word существует превеликое множество различных комплектов.

Форматирование при помощи стилей предусматривает, что текст содержит в себе некоторые функциональные части: название, эпиграф, заголовки, цитаты, выделенные фрагменты, основной текст абзаца, списки, и каждой такой части соответствует определенный набор параметров форматирования, который называется СТИЛЕМ.

Для быстрого форматирования предназначена группа Стили на вкладке Главная (рис.9).

 Рис.9

Чтобы  получить доступ ко всем активным в данный момент стилям, используйте стрелки прокрутки в правой части окна выбора стилей  и   или выведите на экран всю таблицу стилей при помощи кнопки .

 Рис.10

Отображение выбранного стиля в текущем документе (рис.10)

Команда Изменить Стили расширяет диапазон встроенных стилей. В меню этой команды входят три пункта (рис.11):

  • Набор Стилей – можно изменить набор стилей, соответствующих элементам текста, выбрав один из множества наборов.
  • Цвета – позволяет изменить цветовую гамму, используемую в текущем наборе стилей.
  • Шрифты – позволяет изменить палитру шрифтов, используемую в текущем наборе стилей.

 Рис.11


Приложение 1

Задание 1. Установите соответствие (соедините стрелками) позиций между перечнем действий в центральном столбце и действиями Редактирование и Форматирование

Задание 2. Установите соответствие (соедините стрелками) позиций между перечнем команд в центральном столбце и свойствами  Свойства символов и Свойства абзацев

Задание 3. Составить сравнительную характеристику «бумажной» и «компьютерной» технологии создания текстовых документов.

Ниже приведены пронумерованные словосочетания для справок, проставьте  цифры  в определенные столбцы.

«бумажная»

«компьютерная»

достоинства

недостатки

достоинства

недостатки

Словосочетания для справок:

  1. трудности  при передачи текста  на расстояние
  2. «что написано пером, не вырубишь топором»
  3. проблемы редактирования
  4. безвредная для здоровья человека
  5. многократное использование носителей
  6. трудности тиражирования
  7. не требует включения техники, что бы прочитать
  8. легкость внесения изменений
  9. компактность хранения, легкость передачи
  10. не зависит от электричества
  11. легкость копирования
  12. требует соблюдение грамотности
  13. расходование древесины
  14. потребность в дополнительной площади для хранения
  15. необходим минимум предметов для создания
  16. зависит от  случайностей не сохранения
  17. зависит от исправности компьютерной техники
  18. при длительном контакте влияет на зрение человека

Эталон ответов.

Задание 1.

Эталон ответов.

Задание 2.

Задание 3.

«бумажная»

«компьютерная»

достоинства

недостатки

достоинства

недостатки

2, 4, 7, 10,12,15

1,3,6,13,14

5,8,9,11

16, 17,18

Оценка результатов за  задания 1, 2, 3:

40-36 - верных ответов – «5»

35-28 – верных ответов – «4»

27-20 – верных ответов – «3»

19-12 -  верных ответов – «2»

11-0  - верных ответов – «1»

Приложение 2

Актуализация знаний:

1. Слово «форматирование», что оно обозначает в дисциплине «Информатика и ИКТ»?

2. Чем отличается «форматирование» от «редактирования»?

3. Какие возможности для форматирования документа имеет текстовой редактор Word? Что он умеет делать?

4. Какие группы и команды участвуют в форматировании?

5. Как влияет форматирование на текст документа?

Приложение 3

        Фронтальный опрос:

  1. Перечислите приложения пакета MS Office.
  2. Перечислите основные элементы окна текстового редактора Word .
  3. Что такое Лента в  ТР Word?  
  4. На какие части принято делить Ленту?
  5. Перечислите названия вкладок Ленты.
  6. Какие группы содержит вкладка Главная?
  7. Какие манипуляции используются для редактирования текста?
  8. Для обозначения в документе точки ввод существует текстовый ….. – это ………..
  9. Какие группы используются при форматировании текста?
  10. Что необходимо сделать с фрагментом текста (или словом, или буквой), что бы произвести над ним определенные действия?
  11. Сколько вы знаете способов выделения фрагмента текста?
  12. Что такое абзац?

Эталон ответов. Фронтальный опрос.

  1. Лента, Панель быстрого доступа, Кнопка Office, Кнопка переключения табулятора, Кнопка показа и скрытия линеек, Рабочая область, Горизонтальная и вертикальная линейки, Горизонтальная и вертикальная полосы прокрутки, Кнопка перехода к объекту, Строка состояния, Переключатель режимов отображения документов, Инструмент индикации и изменения масштаба документа.
  2. Лента – это  своеобразный пульт управления всей программой, на ней находятся все доступные команды Word.
  3. Ленту принято делить на три части: Вкладки, Группы, Команды.
  4. Главная, Вставка, Разметка страницы, Ссылки, Рассылки, Рецензирование, Вид, Настройки.
  5. Буфер обмена, Шрифт, Абзац, Стили, Редактирование.
  6. Ввод текста, выделение текста, копирование, вырезание и вставка фрагментов, использование экспресс-блоков, перемещение по тексту документа, поиск и замена.
  7. Для обозначения в документе точки ввод существует текстовый курсор – это мигающая вертикальная черточка.
  8. Для форматирования текста используются группы Шрифт, Абзац, Стили вкладки Главная, а так же Группы Темы, Параметры страницы, Фон страницы, Абзац вкладки Разметка страницы.
  9. Что бы произвести определенные действия над фрагментом текста его необходимо выделить одни из способов.
  • Выделение фрагментов текста при помощи мыши (протягивание или протаскивание);
  • Стрелки перемещения курсора + Shift
  • Ctrl+num5
  • F8 расширяемое выделение
  • Группа Редактирование вкладки Главная команда Выделить

Приложение 4

Самостоятельная работа.

Упражнение «Радуга»

1. Создайте документ с именем Радуга.

2. Наберите следующий текст (это отрывок из стихотворения К. Чуковского):

Отрывок

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга!

К. Чуковский.

3. Установите для слова Отрывок тип шрифта Аrial Black, размер шрифта 20.

4. Выделяя поочередно букву за буквой в слове Отрывок,  раскрасьте  буквы в цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

5. Выделите подпись К. Чуковский и установите тип шрифта Monotype Corsive , размер 24.

6. Выделите остальной текст стихотворения, установите для него шрифт Аriаl, размер 18.

7.  Для слова Так установите регистр все прописные.

8. В слове бегите выделяйте букву за буквой и поочередно устанавливайте надстрочный и  подстрочный знак.

9. Для слова же установите подчеркивание одинарной чертой.

10. Для слова за установите подчеркивание двойной чертой.

11. Для слова мною установите начертание наклонный (курсив).

12. Выделите слово зеленые, установите для него выделение бирюзовым цветом.

13. Выделите слово синею и установите для него подчеркивание светло-синей волнистой линией.

14. Выделяя букву за буквой и щелкая на командах изменения размера шрифта, добейтесь, чтобы слово радуга выглядело радуга.

Эталон ответа

Отрывок

ТАК бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга!

К.Чуковский

Приложение 5

Самостоятельная работа.

Упражнение «Абзац»

  1. Создайте новый документ Абзац.
  2. Наберите в созданном документе текст: Практически все команды, находящиеся в группе Абзац вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац. Это значит, что большинство команд, выполненных в отсутствие явного выделения текста, будут применены к текущему абзацу.
  3. Выделите этот текст и скопируйте его в буфер. Затем установите текстовый курсор в конец документа и вставьте текст из буфера четыре раза подряд. После каждой вставки нажатием клавиши Епtег переводите текстовый курсор на следующую строку, чтобы каждый вставленный фрагмент был оформлен как отдельный абзац.
  4. Установите текстовый курсор внутри первого абзаца. Выберите для него выравнивание по левому краю. Проделайте то же самое для еще трех абзацев, выбирая выравнивание по центру, по правому краю и по ширине.
  5. Выделите два первых абзаца. Задайте для них выравнивание по правому краю. Убедитесь, что операция выполняется для обоих абзацев.
  6. Выделите первый абзац и первую строку второго. Задайте выравнивание по левому краю. Убедитесь, что при выделении части абзаца операция также выполняется для абзаца целиком.
  7. Выделите первый абзац. В раскрывающемся меню команды Междустрочный интервал выберите значение 1. Выделите второй абзац, установите для него значение 2. Убедитесь, что внутри первого и второго абзацев строки находятся на разном расстоянии друг относительно друга.
  8. Переведите текстовый курсор в последний абзац. Выведите на экран раскрывающееся меню команды Заливка, выберите желтый цвет. Фон всего абзаца станет желтым.
  9. Выделите Абзац . Выведите на экран раскрывающееся меню команды задания границ и выберите пункт  Все границы. И Абзац   будет заключен в рамку.

10.  Выделите внутри абзаца первое слово. Снова щелкните на кнопке команды задания границ  Все границы. Выделенное слово будет обрамлено. Не снимая выделения,  выбрать команду Заливка и выделить  слово  зеленым цветом.

Эталон ответа

Практически все команды, находящиеся в группе Абзац вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац. Это значит, что большинство команд, выполненных в отсутствие явного выделения текста, будут применены к текущему абзацу.

Практически все команды, находящиеся в группе Абзац вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац. Это значит, что большинство команд, выполненных в отсутствие явного выделения текста, будут применены к текущему абзацу.

Практически все команды, находящиеся в группе Абзац вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац. Это значит, что большинство команд, выполненных в отсутствие явного выделения текста, будут применены к текущему абзацу.

Практически все команды, находящиеся в группе Абзац вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац. Это значит, что большинство команд, выполненных в отсутствие явного выделения текста, будут применены к текущему абзацу.

Приложение 6

Самостоятельная работа.

Упражнение «Список»

1. Создайте новый документ Список, используя Панель быстрого доступа  

.

Пока документ не сохраняйте.

2. Наберите слова Маркированный список и скопируйте эти слова в Буфер обмена. Откройте группу Буфер обмена и, нажимая на слова «Маркированный список»,  

вставьте  эти слова в документ 11 раз. Таким образом,  получится 12 строк со словами Маркированный список (рис.1)

  Рис.1       

3. Щелкните на кнопке сохранение документа на Панели быстрого доступа

Обратите внимание, что вам будет предложено сохранить документ  с именем Маркированный список. Вам придется только указать, куда сохранить данный файл (Рабочий стол, именная папка и т.д). Если вы не задали имя документу, то Word всегда предложит в качестве имени начальные слова   первого предложения документа.

4. Выделите все строки. Щелчком правой кнопки мыши на выделенном фрагменте выведите Контекстное меню, выберите команду Абзац…

На вкладке Отступы и интервалы найдите группу Интервал, в поле Междустрочный установите значение Точно (Точный), в поле Значение установите значение 9, также установите «птичку» Не добавлять интервал между абзацами одного стиля, щелкните ОК.

Список сожмется по вертикали и станет компактным и удобным для работы (рис.2)

Рис.2

Если текст покажется слишком мелким, то воспользуйтесь ползунком изменения масштаба документа в нижней части экрана и увеличьте изображение до нужного вам размера.
http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=69501ff6a2be98ed4f8f81c5d994ab05-98-144&n=21

5. 12 строк должны быть выделены. Щелкните на кнопке команды Маркеры. Слева от каждой строки появятся черные жирные точки – маркеры строк (рис.3)

Рис.3

6. Щелкните на стрелке команды Маркеры, чтобы развернуть меню (рис.4)

 Рис.4

Передвигая мышь по значкам маркеров можно выбрать маркер, не входящий в перечень текущих маркеров документа.

7. В этом же окне внизу щелкните на кнопке  Определить новый маркер. На экран будет выведено новое окно (рис.5).

  Рис.5

В этом окне интерес вызывают две кнопки:

СИМВОЛ …. – позволяет задать новый значок маркировки, выбрав его в таблице символов.

РИСУНОК …- позволяет в качестве маркера использовать произвольный рисунок.

Закройте окно и продолжим эксперименты со стандартными маркерами.

8. В окне у нас в данный момент находится список из 12 строк, маркированный черной жирной точкой. Выделите строки 2,3,4 и нажмите клавишу Tab (или команду Увеличить отступ в группе Абзац вкладки Главная). Проделайте то же самое со строками 10, 11, 12.

Так создаются вложенные списки более глубокого уровня, им соответствует большой отступ и другой значок маркера (рис.6).

  Рис.6

9. Выделите строки 3 и 4. Еще раз увеличьте отступ командой. Повторите эту операцию для строк 7 и 8, 11 и 12. Установите курсор в конец строки 12 и нажмите Enter. При явном переходе на другую строку в маркированном списке создается новый пункт маркированного списка того же уровня (рис.7)

  Рис.7

10. Установите текстовый курсор в начало  (ВНИМАНИЕ! В самое начало, т.е. непосредственно перед первой буквой) строки 3. Дважды нажмите сочетание клавиш Shift+Tab. Строка дважды уменьшит свой отступ и перейдет в маркированный список первого уровня (тот же результат дает щелчок по команде  Уменьшить отступ .

11. В настоящий момент у вас в окне следующий вид документа (рис.8)

Рис.8 Многоуровневый маркированный список

12. Выделите весь текст в окне, нажав сочетание клавиш Ctrl+A. Щелкните на стрелке рядом с кнопкой Нумерация.  На экран будет выведено окно выбора типа нумерованного списка. Переберите все типы нумерации в этом окне, наблюдая,  как при этом изменяется отображение многоуровневого списка (рис.9).

  Рис. 9

13. Щелкните на стрелке радом с командой Многоуровневый список.

На экране будет выведено окно выбора типа многоуровневого списка.

Приведите список в соответствие со списком изображенным ниже (рис.10).

  Рис.10

Эталон ответа

В конце выполненной работы должен получиться такой вид списка.

  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  2. Маркированный список
  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  1. Маркированный список
  2. Маркированный список

Приложение 7

Упражнение «Буквица»

1. Создайте файл Буквица

2. Наберите текст

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Все не могут престать:

«Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы!»

3. При наборе текста  после первой строки  и после второй строки делайте разрыв строки (сочетание клавиш Shift+Enter), а НЕ начало нового абзаца (Enter), а закончив набор третьей строки, нажмите Enter, чтобы начать новый абзац. Это связано с тем, что буквицу можно вставлять только для пометки начала нового абзаца.

4. Установите  текстовой курсор в первый абзац. Щелкните на кнопке команды Буквица. В раскрывающемся меню выберите команду Параметры буквицы. Установите: положение – на поле, шрифт – Monotype Corsiva, высота в строках -, расстояние от текста – 0,3

5. Поскольку вставленная буква – отдельный объект, поводив мышью в районе ее границ, вы сможете увидеть, что указатель мыши превращается в крестообразно расположенные стрелки. Щелкнув мышью в этом месте, вы выделите объект и сможете изменить его параметры форматирования. Выделите объект и при помощи мини-панели установите красный цвет и жирное начертание.

6. Установите текстовой курсор во второй абзац. Щелкните на кнопке команды Буквица. В раскрывающемся меню выберите команду Параметры буквицы. Установите: положение – в тесте, шрифт – Основной текст, высота в строках – 2, расстояние от текста – 0,3. Выделите объект  и при помощи мини-панели установите зеленый цвет и жирное начертание.

Эталон ответа

Упражнение «Буквица»

У

канавки
Две козявки
Продают ежам булавки

А

 ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы!»

Приложение 8

Упражнение «Стили»

1. Откройте созданный ранее документ АБЗАЦ.

2. В первом абзаце установите текстовый курсор после слова практически и нажмите Enter.

3. В первом абзаце установите текстовой курсор после слова абзац и нажмите Enter.

4. Установите текстовой курсор на слово практически. Выберите в таблице стилей стиль Название.

5. Установите текстовой курсор в следующую строку. Выберите в таблице стилей стиль Заголовок 1.

6. Установите текстовой курсор в следующий абзац. Выберите в таблице стилей стиль Выделенная цитата.

7. Выделите оставшийся текст. Выберите в таблице стилей стиль Строгий.

Эталон ответа.

Практически

 все команды, находящиеся в группе Абзац

 вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац. Это значит, что большинство команд, выполненных в отсутствие явного выделения текста, будут применены к текущему абзацу.

Практически все команды, находящиеся в группе Абзац вкладки Главная, по умолчанию считают выделенным текущий абзац. Это значит, что большинство команд, выполненных в отсутствие явного выделения текста, будут применены к текущему абзацу.


Приложение 9

Контрольное задание

1. Напечатать  текст

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Солнце поднималось все выше и выше. А дорога бежала все дальше  и дальше.

Она поворачивала то вправо, то влево между зеленых холмов и, казалось, вела куда угодно, только не вперед, не туда, куда нужно.

Баба-Яга ушла в избушку хлопотать по хозяйству. А Митя сидел на крыльце. Вдруг он увидел при дороге столбик. К столбику была прибита грамота. Митя спрыгнул с крылечка и прочитал:

Царский указ. Царь наш Макар Васильевич повелел изловить дерзкого преступника Соловья-разбойника.

Росту он высокого. Сложения крепкого. Одноглазый. Лет ему от роду пятьдесят. Обе ноги имеет левые.

За поимку живого или мертвого награда – полбочонка серебра.

Год сегодняшний. Лето нынешнее. Писал писарь Чумичка.

2. Произвести форматирование текста для каждого абзаца  в соответствии с заданием в квадратных скобках.

Название:

  • [Courier New, 20,]
  • [Выравнивание «по центру»]

Первый абзац:

  • [выравнивание «по правому краю»]

для слова Солнце –

  • [Первая буква С – буквица, Monotype Corsiva, 48, цвет буквы «оранжевый»],
  • [для остальных букв  слова «солнце»  Courier New, 22, цвет текста «оранжевый»]

для остального текста до конца абзаца – 

  • [Courier New , 18]  

Второй абзац:

для слова Она 

  • [Первая буква О  - буквица, Monotype Corsiva , 36, цвет текста «светло-синий»]

для остального текста до конца абзаца -

  • [Courier New , 16 ]
  • [Цвет слова «зеленых» - зеленый]

Третий  абзац: [стиль Заголовок 1]

Четвертый абзац:

  • [Выровнять по центру]
  • [Courier New, 16]
  • [Задать границы]
  • [Окрасить в сиреневый цвет]
  • [«Царский указ» - выделить красным цветом]
  • [«Царь наш Макар Васильевич» - выделить желтым цветом]

Пятый абзац:

  • [Использовать маркированный список для характеристик «соловья»].

Шестой абзац:

  • [Выравнивание «по правому краю»]
  • [Courier New, 16]
  • [Слова «полбочонка серебра» - выделить красным цветом]

Седьмой абзац:

  • [Выравнивание «по правому краю»]
  • [Courier New, 12]

Эталон ответа

С

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

О

олнце поднималось все выше и выше. А дорога бежала все дальше  и дальше.

на поворачивала то вправо, то влево между зеленых холмов и, казалось, вела куда угодно, только не вперед, не туда, куда нужно.

Баба-Яга ушла в избушку хлопотать по хозяйству. А Митя сидел на крыльце. Вдруг он увидел при дороге столбик. К столбику была прибита грамота. Митя спрыгнул с крылечка и прочитал:

Царский указ

        Царь наш Макар Васильевич 

повелел изловить дерзкого преступника Соловья-разбойника.

  • Росту он высокого. 
  • Сложения крепкого.
  • Одноглазый.
  • Лет ему от роду пятьдесят.
  • Особых примет нет.
  • Обе ноги имеет левые.

        За поимку живого или мертвого награда – полбочонка серебра.

Год сегодняшний. Лето нынешнее. Писал писарь Чумичка.

Оценка результатов:

Самостоятельная работа на компьютере  оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере в отведенное для выполнения работы время;

- работа выполнена полностью и получено требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на компьютере по проверяемой теме.

Домашнее задание:

Придумать и создать в тетрадях две таблицы «Объект-свойства» и  две таблицы «Объект-объект».

Таблица «Объект-свойства»

Таблица «Объект-объект»

Список литературы для студентов

Михеева Е. В., Титова О.И. Информатика, учебник для студентов среднего
профессионального образования, «Академия», 2008

Михеева Е. В., Титова О.И. Информатика, практикум для студентов среднего
профессионального образования, «Академия», 2008

Семакин И.Г. Информатика и ИКТ, учебник для 10-11 классов, М., БИНОМ,2011

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии, учебник для 10-
11 классов, М, БИНОМ, 2007.

Список литературы для преподавателей

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика, учебник для студентов среднего профессионального образования, «Академия», 2008.

Михеева Е. В., Титова О.И. Информатика, практикум для студентов среднего
профессионального образования, «Академия», 2008.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии, учебник для 10-
11 классов, М, БИНОМ, 2007.

Волков В.Б. Понятный самоучитель Word  2007.- СПб.: Питер, 2008.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса/Л.Л. Босова, А.Ю.Босова.-3-е изд.-БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по изучению текстового редактора Word

В методичке подробно изложен теоретический материал по работе в редакторе WORD 2003, к каждому уроку составлены практические задания. Объем методички 43 листа....

Методическое пособие по информатике ( практические работы для учащихся в текстовом редакторе Word)

Методическое пособие по информатике( практические работы  для учащихся в текстовом редакторе Word)...

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»

Разработка урока по информатике и ИКТ по теме «Создание, редактирование и форматирование документов в текстовом редакторе Word»...

Конспект кружкового занятия по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"

Конспект занятия  кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"....

Урок "Текстовый редактор Word. Вставка графических объектов в текстовый документ"

Можно ли в текстовом редакторе создать рекламный листок для профориентации школьников по профессии «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин»? Как это сделать, можно узнать в данной разработке...