Табличное решение логических задач
презентация к уроку по информатике и икт на тему

Зоркальцева Инна Валериевна

Научиться решать логические задачи , если объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия с применением таблиц типа ООО и ООН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablichnoe_reshenie_logicheskih_zadach.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Табличное решение логических задач

Слайд 2

Цель урока: Научиться решать логические задачи , если объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия с применением таблиц типа ООО и ООН.

Слайд 3

Повторение пройденного материала Что такое модель? Что такое моделирование? Какие модели называют натурными? Какие модели называются информационными? Какие существуют виды информационных моделей? Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

Слайд 4

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные.

Слайд 5

Простые таблицы Типы таблиц Сложные таблицы ОС ООО ООН ОСО

Слайд 6

Определить тип таблицы: Название Страна Площадь (кв. км) Глубина (м) Байкал Россия 31500 1620 Ладожское Россия 17700 230 Мичиган США 57441 281 Озёра Таблица типа ОС (объекты-свойства)

Слайд 7

Определить тип таблицы: Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько) Климат Территория Месяц года июль январь Осадки (мм) Температура ( 0 С) Осадки (мм) Температура ( 0 С) Тульская обл. 85 23 26 -15 Курская обл. 63 27 32 -12 Псковская обл. 78 19 35 -21 Пермская обл. 54 16 45 -27

Слайд 8

Определить тип таблицы: Таблица типа ООО (объекты-объекты-один) Предмет Успеваемость I полугодие II полугодие Год Литература 5 4 4 Алгебра 5 5 5 Физика 4 4 4 Химия 4 4 4 Табель успеваемости

Слайд 9

Определить тип таблицы: Результаты областной олимпиады по химии Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты» Фамилия Город Школа Количество баллов 1 задание 1 задание 1 задание Сумма Иванов Щёкино 18 23 35 46 104 Петрова Тула 75 19 43 38 100 Акимова Чернь 15 34 38 35 107 Барсова Алексин 22 25 29 47 101

Слайд 10

Производство металла Таблица типа ООН (объекты-объекты– несколько) Определить тип таблицы: Страна Год 2005 2010 Всего (млн. т) На душу населения (кг) Всего (млн. т) На душу населения (кг) Россия 3,5 14 5,6 23 Венгрия 1,2 56 2,3 65 Германия 2,6 34 4,1 48 Польша 0,6 23 1,5 34

Слайд 11

Определить тип таблицы: Таблица типа ОС (объекты-свойства) Название государства Площадь (кв.км) Население (тыс.человек) Столица Австрия 83871 8375 Вена Венгрия 93030 10019 Будапешт Италия 301230 60231 Рим Площадь и население государств

Слайд 12

Определить тип таблицы: Таблица типа ОСО «объекты – свойства - объекты» Расписание движения поездов по железнодорожной станции г. Пермь № поезда Направ-ление Отправление Прибытие дни время станция время стоимость купе плацкарт № 49 «Урал» Н.Тагил-Москва еж. 6.38 Киров 14.28 116.50 72.20 Н.Новгород 21.48 196.60 123.50 Владимир 1.31 230.30 144.70 Москва 5.10 281.30 177.20 №21 «Кама» Пермь- Москва вт.,пт,вс 12.10 Киров 15.28 127.10 78.80 Н.Новгород 22.38 214.40 134.80 Владимир 2.00 251.30 157.80 Москва 5.35 306.80 193.50

Слайд 13

Определить тип таблицы: Таблица типа ООО (объекты-объекты-один) Фамилия № задания I II III Петров 5 4 4 Иванов 5 5 5 Павлова 4 4 4 Сладкова 4 4 4 Результаты контрольной работы учеников 10 класса

Слайд 14

Объяснение нового материала

Слайд 15

15 Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если: в этих классах одинаковое количество объектов; каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса. В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждой графе будет находиться только один «+», фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.

Слайд 16

Пример 1. Однажды Артеке за круглым столом оказался пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Леша, Коля и Витя. Москвич сидел между Томичем и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске, Томич с Толей регулярно переписываются. Определить в каком городе живет каждый из ребят?

Слайд 17

Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «мальчик» и «город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить пары) между объектами этих классов. Наличие свойства у пары объектов «мальчик живет в городе» будем обозначать « + » , а его отсутствие — « - » . Отметим в таблице свойства пар, следующие из условия задачи: Мальчик Город Москва Санкт-Петербург Новгород Пермь Томск Юра Толя Алёша Коля Витя + + - - - - - - - - - - - - - - - + - - - + - - +

Слайд 18

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пример 2.

Слайд 19

Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие: Девочка Музыкальный инструмент Иностранный язык

Слайд 20

В условии задачи явно указано наличие (отсутствие) связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов. Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу. Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать « + » , а его отсутствие — « - ». В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие.

Слайд 21

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль Скрипка Виолончель Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский + Итак, Ma ша играет на рояле; Оля играет на виолончели; Лена не играет на арфе. + - - - - - - + - - - - - - +

Слайд 22

Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка - - + - Виолончель - + - - Арфа - - - + Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению ее второй части: Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Виолончелистка не говорит по-итальянски. + - - - - - - - - + - - + - - +

Слайд 23

Физкультминутка

Слайд 24

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо - влево

Слайд 25

2. Упражнение общего воздействия «Бокс»

Слайд 26

3. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Рывки руками» «Сжимание кисти в кулак»

Слайд 27

4. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»

Слайд 28

«Вращение глазами» по часовой стрелке против часовой стрелки 5. Упражнения для глаз

Слайд 29

Закрепление пройденного материала

Слайд 30

Пример 3. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Известно, что: Смит самый высокий; играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Слайд 31

Имя Инструмент Скрипка Флейта Альт Кларнет Гобой Труба Браун Смит Вессон Так как музыкантов трое, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют. Из условия когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу и Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое следует , что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна — альт и кларнет. - - - - - - + + + - - -

Слайд 32

Имя Инструмент Скрипка Флейта Альт Кларнет Гобой Труба Браун Смит Вессон - - - - - - + + + - - - Из условий Смит самый высокий и играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить «-». Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит. - + - - + +

Слайд 33

Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит — на флейте и гобое, Вессон — на скрипке и трубе

Слайд 34

Пример 4. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. Имя Юра Тимур Влад Профессия Увлечение

Слайд 35

Имя Юра Тимур Влад Профессия Увлечение Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение). Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист . Туризм Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. Врач В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Физик Бег Юрист Регби

Слайд 36

Домашнее задание § 2.6 (стр. 70 - 75) № 2, 3 (с.74) в тетради.

Слайд 37

Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов. Рефлексия

Слайд 38

Спасибо за урок!

Слайд 39

Источники http://images.yandex.ru (картинки) Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 229 3. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил. 4. http :// book . kbsu . ru / theory / chapter 5/1_5_13. html 5. http :// mathem . hut 1. ru / z _ all / z _ log . htm 6. http://www.openclass.ru/dig-resource/139127

Слайд 40

Презентацию подготовила Желаю всем приятного просмотра!!! Учитель информатики МОУ «СОШ № 2 » г. Саранск Республика Мордовия, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.6 «Табличное решение логических задач» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  пр...

Конспект урока по теме "Табличное решение логических задач"

Конспект урока по теме "Табличное решение логических задач" предназначен для проведения урока в 7 классе.Использованная  литература:1.     Информатика и ИКТ : учебник для...

Презентация к уроку информатики по теме "Табличное решение логических задач"

Презентация к уроку информатики по теме "Табличное решение логических задач"...

Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" - второй урок темы

Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" является вторым уроком данной темы...

Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)

Урок информатики по теме "Табличное решение логических задач" (первый урок темы)...

Урок "Табличное решение логических задач"

Цели:Образовательные:закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;изучить способы заполнения и построение таблиц;систематизация полученных знаний.Развив...

Урок по теме: «Табличное решение логических задач» 5 класс

Цели урока:систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях;закрепить п...