Программы индивидуального обучения по информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Колесникова  Любовь Семеновна

Программы индивидуального обучения по информатике и ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 407

Пушкинского района Санкт - Петербурга

 «Рассмотрено»                                                      « Утверждаю»:

 педагогического  совета                                        Директор ГБОУ школа № 407

 ГБОУ школа № 407                                                Пушкинского района

Пушкинского района                                                Санкт - Петербурга

Санкт - Петербурга                                                  __________/О. В. Тарелкина

Протокол № ______                                                Приказ № _____________                                                         от«___»___________2016г.                                  от«___»___________2016г.                        

                                                                                     

                   Рабочая программа учителя
                     по  Информатике и ИКТ

                                          название индивидуального обучения

                     класс   8   фамилия Жолобов  А.

                        количество часов:  17
                       учитель: Колесникова Л. С.

                                                                                     

г. Пушкин

Санкт – Петербург

 Год 2016 - 2017

Пояснительная записка.

Нормативно - правовые документы

         Рабочая программа «Информатика и ИКТ (8 класс)» для индивидуального обучения составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям с учетом  авторской программы Угриновича Н.Д. «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе».

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

            Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из  других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов.

Цели и задачи обучения

Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результат;
  3. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности;
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  5. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;
  6. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основная задача  состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения  информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Место предмета в учебном плане школы.

             В соответствии с учебным планом школы на преподавание «Информатики и ИКТ» индивидуального обучения отводится 1 час в неделю 34 часа в год.          

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
  • организация  индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых      программных средств;  
  • использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.    

Метапредметные:

  • владение основными общеучебными умениями  информационного характера:  анализа ситуации,

      планирования деятельности,  обобщения и сравнения данных и др.;

  •  получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации

      структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании  различных объектов, явлений и процессов;

  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;

Предметные:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение формы представления информации,  отвечающей данной задаче (таблицы, схемы, графы, диаграммы и др.);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и   полноты информации;
  • оценивание информации с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
  •  развитие представлений об информационных моделях как основном инструменте познания, общения, практической деятельности, знания основных областей применения метода моделирования;
  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорость передачи; и пр.);
  • построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
  • определение основных характеристик важнейших устройств компьютера, понимание функциональных схем его устройств;
  • решение различных задач из разных сфер человеческой деятельности с помощью средств информационных технологий;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе аппаратными и программными средствами компьютера, цифровой бытовой техникой;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
  •  формулирование и осуществление мер по обеспечению защиты значимой информации и индивидуальной информационной безопасности, в частности, при работе в сети Интернет.

                в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • умение выделять критерии оценки информации, получаемой из разных источников;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
  • выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности;
  • отличие от открытых информационных технологий от информационных технологий со скрытой целью;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.    

                в сфере коммуникативной деятельности:

  • понимание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);
  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернет с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение культуры поведения в сети Интернет.

                в сфере трудовой деятельности:

  • определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и ограничений;
  • овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.);
  • знакомство с основными программными средствами компьютера (круг решаемых задач, система команд и пр.);
  • использование компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
  • определение пропускной способности используемого канала связи;
  • выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
  • решение задач вычислительного характера (расчетных и оптимизационных) с использованием электронных таблиц;
  • создание и редактирование рисунков в графическом редакторе (сюжетов в аниматоре, кадров в системе презентационной графики);
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера или других средств информатизации.

                в сфере эстетической деятельности:

  • приобретение навыков компьютерного дизайна;
  • овладение умениями создания эстетически–значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
  •  демонстрация на примерах эстетически-значимых компьютерных моделей из различных образовательных областей.  

                в сфере физической деятельности:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека;
  • владение профилактическими мерами при работе с средствами информатизации;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.  

Основные формы занятий с учащимися: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.

3. Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы (разделы)

Количество часов

Количество практических работ

1.

Информация и информационные процессы

2

1

2.

Кодирование текстовой и графической информации.

1

1

3.

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео.

1

1

4.

Кодирование и обработка числовой информации

4

3

6.

Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов.

2

1

Итого

10

7

Содержание обучения

  1. Информация и информационные процессы

Информация. Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Кодирование информации. Единицы измерения информации. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

Компьютерный практикум

Практическая работа: 1.3 Работа с фрагментами

1.4«Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»

  1. Кодирование текстовой  и графической информации

Кодирование текстовой информации. Решение задач на определение объема текстовой информации. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

Компьютерный практикум

Практическая работа  2.1 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа 2.2 Кодирование графической информации

  1. Кодирование и обработка звука.

Кодирование и обработка звуковой информации (звуковая информация, временная дискретизация звука.).  Кодирование и обработка звуковой информации  (частота дискретизации, глубина кодирования звука, качество оцифрованного звука). Выполнение заданий на определение информационного  объема звуковых файлов и длительности звукового файла.

Компьютерный практикум

Практическая работа: 3.1 Кодирование и обработка звуковой информации

  1. Кодирование и обработка числовой информации

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные, параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум

Практическая работа 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Проверочная практическая работа:4.3 «Создание таблиц с использованием в формулах  относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа 4.4 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

         Практическая работа 4.5 «Построение диаграмм различных типов».

6. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Компьютерный практикум

Практическая работа: 6.1 «География» Интернета».

Практическая работа: 6.2 «Адресация в Интернете».

Практическая работа:  6.3 «Форматирование текста на Web-странице».

 Практическая работа:  6.4 «Вставка изображений в Web-страницы».

Требования к уровню подготовки восьмиклассников   по информатике и ИКТ.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • понятие «информация» и ее свойства
  • .количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
  • единицы измерения информации.
  • определение количества информации.
  • алфавитный подход к определению количества информации

уметь

  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-    методического комплекта, в который входят:

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ.  

Лаборатория знаний, 2010

а также дополнительная литература:

1. Информатика. Задачник-практикум в 2-х томах. 7 – 11 классы. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008

2. Информатика. Приложение к журналу «Первое сентября»;

3. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2010.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

      7. Список литературы для учителя:

  1. Угринович Н.Д., Москва: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2011
  2. Информатика в школе. Приложение к журналу «Информатика и образование».
  3. Информатика. Приложение к газете «Первое сентября».
  4. Windows – CD. Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на CD – ROM. – Москва: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2010.

Интернет-ресурсы

1. www.ege.edu.ru

2. www.fipi.ru

3. www.kpolakov.narod.ru

Календано – тематическое планирование на 2016-2017 учебный год

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее

задание

План

Факт

1

Правила ТБ  и поведения в компьютерном классе. Информация. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы  Практическая работа: Работа с фрагментами

1

§ 1.1.1 , 1.2.1, 1.2.2

2

Кодирование информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации.

Проверочная практическая работа: Работа с фрагментами

1

§ 1.2.3, 1.3.1

Задание 1.2

3

Определение количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации

1

§ 1.3.2, № 1.5, 1.6, 1.7

§ 1.3.3, № 1.8, 1.9, 1.10

4

Кодирование текстовой информации. Решение задач на определение объема текстовой информации. Практическая работа: Кодирование текстовой информации

1

§ 2.1,

Задание 2.1, 2.2

5

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

§ 2.2.1, задания 2.2-2.6

 6

Кодирование и обработка звуковой информации (звуковая информация, временная дискретизация звука.) Практическая работа: Кодирование и обработка звуковой информации

1

§ 3.1, задание 3.1

7

Кодирование и обработка звуковой информации  (частота дискретизации, глубина кодирования звука, качество оцифрованного звука). Выполнение заданий на определение информационного  объема звуковых файлов и длительности звукового файла.

1

§ 3.1, задания 3.2, 3.3

8

Тест на тему: «Кодирование текстовой графической и звуковой информации». Представление числовой информации с помощью систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

1

§ 4.1.1, стр73-75 задания  4.1 - 4.5

9

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Перевод чисел в десятичную систему  счисления через развернутую форму записи числа

1

§ 4.1.2, задание 4.6

10

Перевод чисел из десятичной системы  счисления методом деления/умножения на основание  новой системы. Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

§ 4.1.3, задание 4.7

11

Тест на тему: «Кодирование числовой информации». Основные параметры электронных таблиц Основные типы и форматы данных. Ввод и копирование данных.

1

§ 4.2.1, 4.2.2.задание 4.8, 4.9

12

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа: «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». ТБ.

1

§ 4.2.3

13

Встроенные функции. Практическая работа:  «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

1

§ 4.2.4, задания 4.10 - 4.12

14

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Практическая работа: Построение диаграмм различных типов.

1

§ 4.3

15

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

1

§ 6.1, 6.2, 6.3

16

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных.

1

§ 6.3.2, 6.3.3

17

Web- страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Итоговый урок.

1

Всего

17



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 407

Пушкинского района Санкт - Петербурга

 «Рассмотрено»                                                      « Утверждаю»:

 педагогического  совета                                        Директор ГБОУ школа № 407

 ГБОУ школа № 407                                                Пушкинского района

Пушкинского района                                                Санкт - Петербурга

Санкт - Петербурга                                                  __________/О. В. Тарелкина

Протокол № ______                                                Приказ № _____________                                                         от«___»___________2016г.                                  от«___»___________2016г.                        

                                                                                     

Рабочая программа учителя

  по  «Информатике и ИКТ»

название индивидуального обучения

класс   11   фамилия: Горних А.

количество часов:  34
                       учитель: Колесникова Л. С.

г. Пушкин

Санкт – Петербург

 Год 2016 – 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе индивидуального обучения являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для индивидуального обучения старшей школы составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10– 11 классы)»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня  индивидуального обучения старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  • Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  • Комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 22
  • практических заданий – 7
  • контрольных работ – 3.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

11

2

Моделирование  и формализация

8

3

Базы данных. Системы управления базами данных. (СУБД) 

8

4

Информационное общество

3

 5

Повторение, подготовка к ЕГЭ

4

 

ВСЕГО:

34

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Вид

Дата проведения

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Тематический контроль

2

Моделирование и формализация

Тематический контроль

3

База данных

Тематический контроль

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них.  Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Виртуальные компьютерные музеи».  

Практическая работа № 2 «Сведения об архитектуре компьютера».  

Практическая работа № 3 «Сведения о логических разделах дисков».  

Практическая работа № 4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе».  

Практическая работа № 5 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».  

Практическая работа № 6 «Защита от компьютерных вирусов».   

Практическая работа № 7 «Защита от сетевых червей».   

Практическая работа № 8 «Защита от троянских программ».  

Практическая работа № 9 «Защита от хакерских атак».  

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа № 1  по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).

  1. Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.  Формы представления моделей.  Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Компьютерный практикум

Практическое задание № 10 «Исследование физических моделей».

Практическое задание № 11 «Исследование астрономических моделей».

Практическое задание № 12 «Исследование алгебраических моделей».

Практическое задание № 13 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)».

Практическое задание № 14 «Исследование геометрических моделей (стереометрия)».

Практическое задание № 15 «Исследование химических моделей».

Практическое задание № 16 «Исследование биологических моделей».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа №2  по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).

  1. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 17 «Создание табличной базы данных».  

Практическая работа № 18 «Создание Формы в табличной базе данных».

Практическая работа № 19 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов».  

Практическая работа № 20 «Сортировка записей в табличной базе данных».  

Практическая работа № 21 «Создание Отчета в табличной базе данных».

Практическое задание № 22 «Создание генеалогического древа семьи».

Контроль знаний и умений

Контрольная  работа №3 «База данных» (тестирование).

  1. Информационное общество

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

  1. Повторение

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Повторение по теме «Моделирование и формализация».

Повторение по теме «Базы данных».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне индивидуального обучения ученик должен:

знать/ понимать:

  •     назначение и функции операционных систем;
  •     какая информация требует защиты;
  •     виды угроз для числовой информации;
  •     физические  способы и программные средства защиты информации;
  •     что такое криптография;
  •     что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
  •     назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  •     использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  •     что такое системный подход в науке и практике;
  •     роль информационных процессов в системах;
  •     определение модели;
  •     что такое информационная модель;
  •     этапы информационного моделирования на компьютере;
  •     назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
  •     что такое база данных (БД);
  •     какие модели данных используются в БД;
  •     основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
  •     определение и назначение СУБД;
  •     основы организации многотабличной БД;
  •     что такое схема БД;
  •     что такое целостность данных;
  •     этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
  •     в чем состоят основные черты информационного общества;
  •     причины информационного кризиса и пути его преодоления;
  •     какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием   информационного общества;
  •     основные законодательные акты в информационной сфере;
  •     суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
  • соединять устройства ПК;
  • производить основные настройки БИОС;
  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
  • строить табличные модели по вербальному описанию системы.
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных.
  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

Оборудование и приборы

  • Операционная система Windows.
  • Пакет офисных приложений.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wев-страниц.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Система программирования.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО

И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

ДЛЯ 10 – 11 КЛАССОВ

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;  
  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов;
  5. Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
  6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Календарно-тематический план индивидуального обучения

11 класс

Дата

Тема урока, практическое занятие

Тип урока

Глава, параграф, страницы

План

Факт

1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

1

ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи». 

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У: § 1.1.

стр.10;

стр.15

2

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа № 2 «Сведения об архитектуре компьютера».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

У:§  1.2 стр.19

3

Операционные системы. Основные характеристики операционных систем.  Практическая работа №3 «Сведения о логических разделах дисков» 

Комбинированный урок

У: §1.3.1, стр.25-30

4

ОС Windows. Практическая работа №4 «Значки и ярлыки на рабочем столе».

Комбинированный урок

У: §1.3.2, стр.30-34

5

Операционная система Linux.

Комбинированный урок

У: §1.3.3, стр.36-41

6

Защита от несанкционированного доступа к информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №7  «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».

Комбинированный урок

У:  §1.4, стр.43-49

7

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные  программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа №8 «Защита от компьютерных вирусов». 

Комбинированный урок

У: § 1.5, 1.6.1, 1.6.2., стр.49-61

8

Сетевые черви и защита от них.  Практическая работа №9 «Защита от сетевых червей».

Комбинированный урок

У: §1.6.3

Стр. 63-70

9

Троянские программы и защита от них. Практическая работа №10 «Защита от троянских программ»

Комбинированный урок

У: §1.6.4, стр71-74

10

Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа №11 « Защита от хакерских атак»

Комбинированный урок

У:

§1.6.5, стр75-78

11

Контрольная  работа № 1  по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Урок проверки и оценки знаний,  и способов деятельности

Повт. гл.1, Творческое задание

Тема 2. Моделирование и формализация (8 часов)

12

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

Урок закрепления  знаний и способов деятельности

У: § 2.1-2.2

Стр.80-84

13

   Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы  разработки и исследование моделей на компьютере.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У: §2.3 -2.5

Стр. 84-88

14

Исследование физических моделей.

Практическое задание № 1 «Исследование физических моделей».

 

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§2.6.1

Стр. 89-90

15

 Исследование астрономических моделей.

Практическое задание № 2 «Исследование астрономических моделей».

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§2.6.2

Стр. 91,92

16

Исследование алгебраических моделей.

Практическое задание № 3 «Исследование алгебраических моделей».

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§2.6.3

Стр 92-93

17

 Исследование геометрических моделей.

Практическое задание № 4 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)». Практическое задание № 5 «Исследование геометрических моделей (стереометрия)».

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§2.6.4

Стр 94-95

18

Исследование химических и биологических моделей.

Практическое задание № 6 «Исследование химических моделей». Практическое задание № 7 «Исследование биологических моделей».

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§2.6.6§2.6.7, стр97-99

19

Контрольная работа №2  по теме «Моделирование и формализация»

Урок проверки и оценки знаний,  и способов деятельности

3. Базы данных. Системы управления базами данных (8 часов)

20

   Табличные базы данных. Система управления базами данных.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деят.

У:§3.1, 3.2, стр103-104

21

Практическая работа №12  «Создание табличной базы данных».

Урок закрепления  знаний и способов деятельности

У:Стр. 106-108

22

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Практическая работа №13  «Создание формы в табличной БД».

Комбинированный урок

У:§3.2.2, стр 109-112

23

Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов. Практическая работа №14 «Поиск записей в табличной БД».

Комбинированный урок

У:§3.2.3 стр113-117

24

Сортировка записей в табличной БД. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №15 «Сортировка записей в БД».

Практическая работа №16 «Создание отчётов в БД».

Комбинированный урок

У:§3.2.4, стр 117-120

25

Иерархические БД

У:§3.3, стр120-124

26

Сетевые базы данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №17 «Создание генеалогического древа семьи».

Комбинированный урок

У:§3.4, стр124-126

27

Контрольная работа №3 «Базы данных».

Урок проверки и оценки знаний,  и способов деятельности

4. Информационное общество (3 часа)

28

Право в Интернете.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§ 4.1

29

Этика в Интернете.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§4.2

30

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

У:§4.3

5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (4 часа)

31

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

32

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

33

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

34

Повторение по теме «Базы данных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального обучения на дому

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение...

Рабочая программа индивидуального обучения по английскому языку

Рабочая программа индивидуального обучения по английскому языкуСреднее (полное) общее образование...

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Рабочая программа учебного предмета география (по основным адаптированным общеобразовательным программам) индивидуальное обучение 6-9классы

Рабочая программа составлена для изучения  географии с детьми - инвалидами ( ограниченными возможностями здоровья).Основное общее образование....

Рабочая индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) образовательных организациях.Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям инте...