Технологическая карта урока и самоанализ
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Юрьева Наталия Алексеевна

Технологическая карта урока и самоанализ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент – 2 мин.

       Цель этапа:  мобилизующее начало – подготовка к восприятию новой темы, создание  атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке.

       На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Проверяют готовность к уроку.

Каждый из вас мечтает стать успешным в жизни, достичь определенных высот  в профессиональной деятельности, занять достойное место в обществе. А для этого в первую очередь человек должен быть образованным. Поэтому девиз нашего урока: «Мы учимся! Мы творим! Мы программируем себя на успех!» Слайд 1

Личностные УУД – мотивация учебной деятельности. Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи – 5  мин.

Цель этапа: подготовка к практической части,  постановка учебной задачи.

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальная работа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация познавательной новизны, затруднения.

      Для достижения обозначенной цели этапа организовано повторение теоретического материала по теме предыдущего урока  в форме беседы. Обязательный момент  - мотивационная основа – для чего нам надо знать эту тему? Это цель работы учащихся на протяжении всего урока.

      После взаимопроверки предусмотрена рефлексивная деятельность учащихся – оценивание качества работы на определенном этапе.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

  1. ППодготовка к практической части

Учащиеся отвечают по одному

-Это приложение позволяющее обрабатывать данные в таблицах, основная функция выполнять  расчеты.

-ЭТ состоит из столбцов и строк, пересечение столбца и строки образует ячейку. Строки пронумерованы, столбцы имеют имя -  ячейка имеет имя.

-Числа, текст, формулы

-Числовой, процентный, дробный, экспоненциальный

Когда при копировании необходимо зафиксировать адрес ячейки, чтобы он не изменялся

2. Постановка учебной задачи

-Использование ЭТ при решении практических задач

Записывают тему в тетрадь

-Научиться применить полученные знания на практике

- Этот урок мы проведем в форме деловой игры.

Представьте себе, что я директор центра микрофинансирования «АктивДеньги». И нашей фирме требуются сотрудники кассиры. Основные навыки работы сотрудников заключаются в умении работать с электронными таблицами, Интернетом и электронной почтой. Пусть сегодня каждый из вас попытается получить место работы в фирме, поучаствовав в конкурсном отборе! В бланках самооценки после каждого этапа работы заносите  количество баллов, которые вы заработали согласно инструкции. Начинаем!

Слайд 2

- Вы посетили  подготовительные курсы по теме Электронные таблицы напомните всем:

- Чем являются электронные таблицы?

- Чем представлена структура ЭТ?

- Данные, каких типов можно вносить в ячейку?

-Перечислите форматы для чисел

-В каких случаях используется абсолютная ссылка?

Хорошо! Молодцы! Один правильный ответ один бал занесите результат в бланк самооценки.

Наше занятие сегодня это логическое продолжение предыдущего, предлагаю вам определить тему нашего урока.

Учитель иллюстрирует тему через проектор. Слайд 3

-Запишите число и тему урока в тетрадь.

-Попробуйте сформулировать цель урока

УУД – личностные –целостно-смысловая ориентации обучающихся и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; профессиональное самоопределение; смыслообразование (что значит для меня учение?)

-регулятивные- определение целеполагания, соотнесение того, что уже известно, а что нет, прогнозирование результата, саморегуляция- мобилизация сил, настрой на преодоление препятствий;

-общеучебные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-коммуникативные-

выражение мыслей, сотрудничество с учителями и сверстниками, соответствующий речевой уровень в монологической и диалогической форме.

Компетенции – коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая.

3. Открытие новых знаний (практическая работа) – 25-26 мин.

Цель этапа:  научить школьников применять современное программное обеспечение при решении практических задач.

Методы представления нового учебного материала:

-по источнику передачи и характеру восприятия: активные (практическая работа);

-по решению дидактических задач: приобретение знаний, применение приобретенных умений и навыков, закрепления, проверки знаний;

- по источнику знаний: словестные, практические, машинный контроль, ситуационный;

- по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – системного мышления;

- по степени управления учебной работой – беседа, индивидуальная  практическая работа под руководством учителя;

- по источнику восприятия информации – словесный;

- характеру познавательной деятельности: репродуктивные, частично-поисковые, творческие методы, имитационные.

Методы стимулирования и мотивации учения:

- стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны;

- определение последовательности проведения практической работы и необходимость довести ее до конца;

- самооценка правильности и значимости своей работы на уроке.

       На данном этапе целесообразно для достижения наилучших результатов  использовать метод активного обучения, а именно метод имитации профессиональной деятельности. Проблемное содержание имитационной модели на моем уроке заключалась в решении творческих, проблемных вопросов. Так как присутствует элемент соревнования, то характер работы носит деятельностно-индивидуальный подход. Учащиеся в ходе урока зарабатывают баллы (рейтинг) на каждом этапе решения поставленных задач. И сильный и слабый ученик найдет для себя посильную работу (дифференцированный подход) и возможность показать себя с лучшей стороны.

       Как и на предыдущем этапе урока происходит рефлексивная деятельность – самоконтроль и самооценка того, как ребенок работал.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Один ученик напоминает основные правила ТБ

1. Заполнение анкеты с личными данными

Учащиеся пересаживаются за компьютеры открывают необходимый файл и выполняют задание.

  1. Тестирование (машинное)

Учащиеся работают с тестом из ЦОР, результат за тест заносят в анкету.

  1. Психологическая пауза

Учащиеся занимают удобное положение и не открывая глаз выполняют гимнастику

  1. Индивидуальная практическая работа (закрепление материала)

Учащиеся приступают к выполнению задания.

 

Учащиеся подготавливают отчет и отправляют на адрес электронной почты nataliy-yureva@yandex.ru 

-Прежде чем приступить вспомним правила техники безопасности. 1 мин

- Вы должны заполнить анкету, форма которой находится в папке «УРОК» на рабочем столе. Откройте папку «УРОК» и файл «Анкета». Заполните анкету согласно прилагаемой инструкции и сохраните изменения в файле. На работу 3-4 мин. Запишите баллы в бланк самооценки.

-На рабочем столе в папке Урок  найдите файл с именем Школьная коллекция и найдите ссылку № 212

Активируйте ее

212. Интерактивный задачник, раздел "Электронные таблицы. Запись формул"

Тест состоит из двух частей тренировка и зачет, возможно во время тренировки вам потребуются тетради. На работу отводится 5 мин. Результат прохождения теста (количество правильных ответов) занесите в анкету и сохраните, а также в бланк самооценки.

Ребята выпрямите спины, сядьте поудобнее, опустите руки, вытяните ноги, закройте глаза проведем гимнастику для глаз. 1 мин.

Готовы? Этот этап самый ответственный. При прохождении этого этапа вам необходимо решить 3 задачи и кратко ответить на вопрос к задаче. Откройте файл «Расчеты» в папке «Урок»  задача 1 - лист 1, задача 2 -  лист 2 и задача 3 -  лист Для вас заготовлены шаблоны таблиц,  которые вы должны заполнить формулами: для нахождения суммы процентов, которую заплатит заемщик за пользование денежными средствами за определенный период,  для нахождения периода времени, через которое окупятся затраты фирмы по открытию пункта финансирования. Количество баллов полученных в ходе всей работы вы можете подсчитывать самостоятельно и приблизительно оценить свой уровень знаний.  На это задание вам отводится 15-16 минут. Кому понадобится моя помощь, поднимите руку.

Заканчиваем работу. Закончили? Сохраните работу с полученными результатами. Создайте папку под именем отчет Ф.И.  поместите в эту папку анкету и расчеты, и отправьте по электронной почте на адрес указанный на доске.

Слайд 5.

 Резервные копии своей работы оставьте в папке Урок. Спасибо за работу! Ваши результаты будут обработаны, и думаю, что со многими из вас наша фирма захочет сотрудничать. Впишите результаты в бланк самооценки.

УУД – личностные – широкая мотивационная основа, познавательные – отбор и внесение информации; коммуникативные –рабрта над интерактивным, машинным  тестом

регулятивные –умение планировать свои действия и придерживаться плана, объективная оценка умений и знаний.

Компетенции – информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, личностного самосовершенствования, социально-трудовая.

5. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) – 3 – 5 мин.

Цель этапа:  формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Самооценка и самоконтроль

-Научиться применить полученные знания на практике

-Да!

- Научились выполнять вычисления и заполнять ячейки в ЭТ.

Как исправить или повысить свой результат?

-Да. – Нет.

- Необходимо корректировать знания и продолжать изучение ЭТ

-Нет

Да

Присядьте за центральные столы и давайте поговорим о нашем занятии.

Вспомним, какова была цель нашего занятия?

Как вы думаете, мы достигли этой цели?

Чему вы научились?  

Исправить можно в индивидуальном порядке

Какие будут ко мне вопросы?

Вы вели в ходе оценки самооценку, сколько баллов у вас получилось? Довольны ли вы результатом? Слайд 4

 Какой вывод можно сделать на будущее?

-Скажите, как Вы думаете, мы все всем приемам работы научились в ЭТ?

- Хотите узнать больше о ЭТ?

- Это будут задачи следующих уроков.    

  - А теперь я попрошу вас тоже оценить этот урок. Слайд 6

-На экране три смайлика – выберите тот, который соответствует вашему настроению после работы, после записи и разбора домашнего задания приклейте листок с изображением на доску.

    ,         ,      

Скоро перед вами откроется дверь в большой взрослый мир. Дай Бог, чтобы вам всегда улыбалась удача. А удача в большей мере зависит от вас. Напомню вам притчу из Библии о талантах.

Не зарывайте свой талант в землю, а развивайте его, стремитесь достичь большего. Учитесь! Творите! И вы обязательно добьетесь успеха!

УУД – личностные – сообщения в устной форме; регулятивные – самооценка и самоконтроль достижений на уроке;

-коммуникативные-взаимобщение всех участников проекта. Компетенции – коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая, компетенция личного самосовершенствования.

  1. Домашнее задание – 1 – 2 мин.

Цель самостоятельной домашней работы: закрепить полученный результат на уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Запишите домашнее задание (записано на доске)

Учебник: стр 84-90  повтор пр. раб 3.2 стр 216, в  Интернете повторить ЦОР раздел Информатика в поиске Электронные таблицы ссылки № 3-19

УУД личностные – сообщения в устной форме,.

Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личного самосовершенствования.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока информатики

                                                                   

   В группе 11 учеников, из них 6  мальчиков и 5 девочек, присутствовало 9 учащихся. На  уроках дети не очень активны, что объясняется возрастными особенностями и  преобладающей  мужской частью коллектива. В группе ярко выражено деление на мужскую и женскую части, которые между собой не конфликтуют, но и не поддерживают дружеских отношений. Поэтому,  когда на уроках используется групповая работа, этот аспект обязательно учитывается. Все же в целом группа  с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать. Почти все учащиеся проявляют высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. При решении коллективных задач хорошо ориентируются, но не всегда находят общий язык. Учебная мотивация носит средне выраженный характер. На уроках необходимо развивать всесторонний интерес детей к информатике, поощрять их самостоятельные занятия дома по предмету.

             Данный урок является вторым  по теме «Электронные таблицы». Тема урока: «Решение практических задач в электронных таблицах OpenOffice.org  Calc. 

Цель урока:

Научить школьников применять современное программное обеспечение при решении практических задач.

Задачи: 

для учителя:

1) создать условия для формирования у учащихся практического умения работы с практическими задачами в электронных таблицах;

2) организовать деятельность учащихся для развития теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления;

3) продолжить формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;

4) способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять  действия самооценки и самоконтроля;

5) создать условия для развития познавательного интереса, воспитания информационной культуры, мотивировать учащихся на выбор будущей профессии.

для учащихся:

учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учиться решать поставленные учебные задачи, осуществлять  действия самооценки и самоконтроля.

                

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

На  организационном этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

         Для достижения  цели этапа актуализации знаний организовано повторение теоретического материала по теме предыдущего урока  в форме беседы. Обязательный момент  - мотивационная основа – для чего нам надо знать эту тему? Это цель работы учащихся на протяжении всего урока.

      После проверки предусмотрена рефлексивная деятельность учащихся – оценивание качества работы на определенном этапе.      

                     Считаю, что на  этапе открытия новых знаний целесообразно для достижения наилучших результатов обучения использовать  метод активного обучения, а именно метод имитации профессиональной деятельности. Проблемное содержание имитационной модели на моем уроке заключалась в решении творческих, проблемных вопросов. Так как присутствует элемент соревнования, то характер работы носит деятельностно-индивидуальный подход. Учащиеся в ходе урока зарабатывают баллы (рейтинг) на каждом этапе решения поставленных задач. И сильный и слабый ученик найдет для себя посильную работу (дифференцированный подход) и возможность показать себя с лучшей стороны.

       Как и на предыдущем этапе урока происходит рефлексивная деятельность – самоконтроль и самооценка того, как ученик работал.                        

Цель этапа рефлексии (итога урока):  формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками.

        Домашнее задание способствует развитию умения работы с ЭТ и восполнения пробелов в знаниях учащихся.

С моей точки зрения урок был построен методически верно. Были учтены объём  и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся. На уроке были использованы разные формы обучения: индивидуальные, фронтальные.

            На протяжении всего урока использовала элементы частично-поискового метода обучения,  которые помогли мне привлечь внимание учащихся, вызвать желание мыслить, творить. Форма обучения практическая работа.

        Тон ведения урока доброжелательный. Стараюсь корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, тактично отмечая слабые места. Учащиеся дают себе самооценку на каждом этапе, но окончательный результат узнают только на следующем занятии.

Каждому ученику на уроке было комфортно, практически каждый ученик успешен. На уроке применялась физминутка. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

           Считаю, что перегрузки учащихся на уроке не было, темп урока высокий, на уроке выполнялись психологические и гигиенические требования.

           Поставленные задачи реализовались на уроке, тем самым урок своей цели достиг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики. Самоанализ урока.

Урок математики в 5 классе по теме "Решение задач на проценты". Технологическая карта урока, конспект урока, самоанализ конспекта урока....

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".

Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....

Технологическая карта урока и самоанализ

Данный урок проводится в разделе «Гимнастика». Развивает у детей такие качества, как смелость, решительность, прыгучесть, координацию движений, гибкость, силу и другие качества. Подготавли...