Бинарный урок.Сталинградская битва
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

Межпредметный урок по истории, литературе,информатике по Сталинградской битве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._stalingr._bitva.docx696.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Алиева Севиль Ханбабаевна,

Жирова Ольга Михайловна.

МОУ «Авторский лицей Эдварса №90».

Интегрированный урок-презентация

по мировой художественной культуре, литературе, истории и информатике.

Сталинградская битва. «Взгляд изнутри войны».

План урока.

  1. Вступление.
  2. Актуализация знаний о Великой Отечественной войне.
  3. Презентация одного события. Сталинградская битва. «За Волгой для нас земли нет» (В.Зайцев.)
  4. «Взгляд изнутри войны». Презентация одного произведения о Сталинградской битве – романа Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946г.)

V. «По праву памяти». Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

   Конкурс презентаций.

     VI.    Компьютерная графика.

     VII. Тест.

Форма урока. Урок-презентация.

Цели:  1. Углубить и расширить знания о Великой Отечественной войне, об одном из важнейших её сражений (о Сталинградской битве).

            2. Вызвать интерес к творческой работе на  историческом и литературном материале.

  3. Научить максимально использовать технические возможности компьютера для поиска, отбора и систематизации материала.

Задачи: 1. Закрепление и систематизация материала о Сталинградской битве, о технических возможностях компьютера.

               2. Развитие у учащихся навыков творческой работы(индивидуальной и групповой) на историческом и литературном материале, используя технические возможности компьютера.

               3. Воспитание любви к родной стране, более осознанного восприятия исторических событий.

Опережающее задание к уроку:

1. Индивидуальные или групповые работы с компьютером (по выбору учащихся):

  а) подготовка презентаций по одной из предложенных тем;

 б) подготовка сообщений.

Оборудование:

  1. Компьютер. Интерактивная доска.
  2. Компьютерные диски: «Видеоэкскурсии по городу. Волгоград-Сталинград», «Энциклопедия классической музыки.»
  3. Выполненные учителями и учащимися презентации.
  4.  Компьютерный тест.
  5. Графический редактор “Paint”.

Ход урока.

  1. Вступление.

Учителя истории и литературы. (Вступительное слово о  целях и задачах урока)

  1. Актуализация знаний о Великой Отечественной войне.

Обобщение по изученным темам. Фронтальный опрос по теме «Фронт к лету 1942 года.»  Работа с картой на интерактивной доске.

  1. Презентация одного события.

Сталинградская битва. «За Волгой для нас земли нет» (В.Зайцев.)

Учитель истории. Сталинградская битва! Вряд ли в мире есть человек, который не знал бы об этом грандиозном сражении, сыгравшем колоссальную роль в ходе второй мировой войны и прославившем несгибаемую силу патриотического духа нашего народа.

По плану «Барбаросса» гитлеровцы еще в 1941 году рассчитывали Выйти на рубеж Волги и здесь завершить войну. Но шел уже 1942 год, а конца войны не было видно.

Среди многих волнующих событий Великой Отечественной войны героическая оборона Сталинграда является одним из самых выдающихся.

Сталинградская битва имела два этапа: оборонительный и наступательный. Наступательная операция началась 19 ноября 1942 года. Наши войска защищали Мамаев курган – возвышенность в центральной части города. Бои за Мамаев курган велись 136 суток, вершина кургана неоднократно переходила из рук в руки. Бойцы 284-й стрелковой дивизии отбивали по нескольку атак ежедневно, проявляя героизм и стойкость. В январе 1943 года штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили противника с вершины, а 26 января на северо-западном склоне соединились войска 62-й и 21-й армий. Бои в Сталинграде велись буквально за каждую улицу, за каждый дом. Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу, дал мощный импульс дальнейшему развитию событий войны).

Остановимся более подробно на основных этапах Сталинградской битвы.

Объяснение нового материала, демонстрация презентации по теме.

Презентация «Сталинградская битва. «За Волгой для нас земли нет» (В.Зайцев.)

Ученики выступают с подготовленными заранее сообщениями.

  1.  «Взгляд изнутри войны». Презентация одного произведения о Сталинградской битве – романа Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946г.)

Учитель литературы. Литература во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Она не боялась правды, даже жестокой и горькой.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война.

Стихотворение исполняет ученик. 

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё отраженье.

Это- изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это - юность моя, что в окопах истлела;

Это - грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья. 1942г.

Учитель литературы. Одним из уникальных произведений, рассказывающих суровую правду о войне, о важнейшем сражении в ходе Великой Отечественной -  Сталинградской битве, является повесть В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946).

(Вопросы учителя, цитаты и основные положения, проецируются на интерактивной доске).

Виктор Платонович Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был дважды ранен, на себе испытал то, что описано им в книге «В окопах Сталинграда».

Инсценировка отрывка из повести П.Некрасова «В окопах Сталинграда».

Учитель литературы. Вы прочитали повесть В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда», познакомились с историческими событиями, изложенными в  ней. Как достигается достоверность изображаемого автором? В чём особенность авторского изложения событий Сталинградской битвы?

Ученики. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой произведения Юрий Керженцев  - один из защитников Сталинграда. Достоверность  изображаемого достигается и тем, что мы видим события глазами героя, и тем, что писатель чаще всего употребляет глаголы настоящего времени: читатель становится как бы участником действия, вовлекается в него, идёт шаг за шагом рядом с героем. Особенность авторского повествования ещё и в особом стиле – чётком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия и небольшим количеством местоимений.  Стиль автора похож на дневниковые записи. Изображение событий и героев скупое, сжатое. Описаны будни войны, отсутствует патетика, нет романтической приподнятости, есть тяжёлая военная работа. Автор не говорит о героизме, хотя великое значение Сталинградской битвы  очевидно, читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров. В этом он является продолжателем традиций классической русской литературы. Как и Л.Н.Толстой, Некрасов показывает неизбежную на войне смерть не героической, не романтической, а страшной в своей простоте и обыденности.

Учитель литературы. Как  описывается война в повести?

Ученики. Бомбёжки, жара, неразбериха, всеобщее смятение, наши войска отступают.  «Самое страшное на войне – не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели». Керженцев испытывает стыд оттого, что он командир, «не знает, где его взвод, полк, дивизия», оттого что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители «завтра проснутся и увидят немцев».

Война не только тяжёлые бои, но и изнурительный физический труд. Бойцы долбят кирками твёрдый как камень, грунт. Им приходится быть то землекопами, то плотниками, то печниками.

Война требует всё новых и новых жертв. Пришло пополнение – многие из защитников города в первый раз видят винтовку. «Одного убило вчера. Разорвалась граната в руках», пишет Некрасов.

«Невесёлая штука война…» - говорит Керженцев.

Учитель литературы. Без патетики изображены герои Сталинградской битвы. Найдите подтверждение в тексте. (Часть1, глава19.)

Ученик. «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь. Худенькая шейка его трясётся. Какая она тоненькая и жалкая! И глубокая впадина сзади. И воротник широк. Шея в нём болтается, как былинка. Вот так вот, вероятно,  ещё недавно стоял он у доски и моргал добрыми голубыми глазами, не зная, что ответить учителю». (Часть1, глава 19.)

Учитель литературы. Некрасов, изображая простых героев  Сталинграда, может одним штрихом, незначительной деталью обнажить главное.

  Приведите примеры из текста правдивого изображения смерти на войне.

Ученик. Вот как описана гибель раненного в живот связного штаба Лазаренко: « - Я товарищ лейт… - он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может её выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа мелко дрожит. Он хочет ещё что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестаёт дрожать». (Часть 1, глава 6.)

Учитель литературы. Никаких комментариев к этой сцене автор не даёт, лишь скупо описывает, как засыпают руками убитого, прикрыв плащ-палаткой, как после продолжают бой. В этой кажущейся простоте и заключена правда о войне, о человеке на войне.

Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной?

Ученик. По этому поводу В.Некрасов пишет (часть1, глава16): «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли желания. Сейчас – смерть.» Такую деталь нельзя выдумать, её нужно увидеть и ужаснуться.

Учитель литературы. Безусловно, война влияет на характеры людей, выявляет скрытые черты, которые можно не заметить в мирное время. Приведите примеры из текста.

 Ученики. Некоторые оказываются трусами и приспособленцами, как Калужский.

Есть и такие, которые становятся твёрже и решительнее, например Фарбер в сцене суда над Абросимовым.

Кто-то становится на войне терпимее, как разведчик Чумак.

«На войне узнаёшь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный», - думает Юрий Керженцев.

Учитель литературы. Как война влияет на главного героя повести?

Ученик. Война меняет людей, изменился и главный герой повести. Юрий Керженцев вырос в Киеве, в интеллигентной семье, увлекался архитектурой, живописью, музыкой, литературой. Раньше для Керженцева всё измерялось другими единицами: учёба, работа, споры об искусстве. Сейчас он вспоминает об этом не без иронии и грусти: «Любил на луну смотреть, и шоколад любил, и в восьмом ряду партера сидеть, и сирень…» Чумак говорит ему: « А я думал, вы стихи пишете. Вид у вас такой поэтический». Таких людей до войны Чумак ненавидел, а теперь он судит о людях не по их происхождению и внешнему виду, а по поступкам. Керженцев при взятии сопки ведёт бойцов в атаку, не прячется за чужими спинами, насколько возможно, бережёт людей.

Ученик. Война повлияла на жизненные приоритеты Керженцева. Юрий, вспоминая Киев, называет прежних друзей. Хорошие парни, умные, талантливые, тонкие: «А вот вытащил бы меня он [Вадим] меня, раненого, с поля боя? Пошёл бы я с ним [Сергеем] в разведку? Не знаю. А с Валегой [ординарцем] – хоть на край света.»

Учитель литературы. Что помогает Юрию выстоять, не потерять достоинства, чести в смертельной схватке с врагом?

Ученик. Герой осознаёт: всё, что так дорого его сердцу, его город, дом, близкие,  сейчас в опасности и нуждается в защите. Он несёт ответственность за всех и за всё. На это способен только истинный патриот, человек, обладающий высокими нравственными качествами.

Учитель литературы. Именно высокие нравственные качества помогают выстоять Юрию Керженцеву и не потерять чувства собственного достоинства.

Чего не принимает в человеке автор (и его герой тоже)?

Ученики. Каждого героя своей повести В.Некрасов испытывает на смелость, глядя на него глазами Керженцева. Так не выдерживают проверки войной ни интеллектуал Ипполит Астафьев, на поверку оказавшийся трусливым и корыстным (напоминает герою толстовского Ипполита Курагина), ни обстоятельный до педантичности  в бумагах, но боящийся мин инженер Устинов, ни помощник командира по тылу Калужский.

В.Некрасов не вдаётся в анализ, не пытается установить взаимосвязи. Ему достаточно фактов, проявлений. Например, раненый Астафьев просит Керженцева прихватить при случае трофейный фотоаппарат и часики. Он вызывает у главного героя чувство неприязни.

Отношение к людям в повести решает их поведение в бою. Этот признак освещает человека, определяя тон, каким говорится о нём произведении.

Учитель литературы. Отрицательным персонажам противопоставлены близкие Керженцеву люди, кто они? Что ценит в человеке автор (и его герой тоже)? 

Ученики. Автор ценит в людях на войне, в первую очередь, смелость и надёжность. Доброжелательно, даже с нежностью, говорит Керженцев о добром и верном ординарце: «Маленький, круглоголовый мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка, сколько ночей провели, завернувшись в одну плащ-палатку… Привык я к тебе, лопоухому, чертовски привык… Нет, не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее».

Учитель литературы. Валега - личность реальная,  и имя подлинное. Он был ординарцем Некрасова весной-летом 1944 года. Кроме боевых качеств на фронте ценится умение приспособиться к военным условиям, умение выжить. Этими качествами обладал Валега: «Это замечательный паренёк. Он никогда ничего не спрашивает и ни одной минуты не сидит без дела. Куда бы мы ни пришли, через пять минут уже готова палатка. Котелок сверкает всегда как новый.» Он умеет, кажется всё на свете, он надёжен в любой, самой тяжкой фронтовой ситуации.

Этим не исчерпываются все качества, которые ценит автор повести. Для Некрасова ценны прочность духовных и умственных интересов, поэтому так много персонажей, которым симпатизирует Керженцев. Назовите их.

Ученики. Бесшабашный смелый разведчик Чумак; неуклюжий и стеснительный, неприспособленный к практической жизни, но честный и принципиальный, тонко чувствующий музыку «странный» Фарбер, лейтенант химической защиты красавец Игорь Седых, который хорошо рисует и у которого «совсем детские глаза»; тайно пишущий стихи, зачитывающийся Джеком Лондоном Карнаухов.

Учитель литературы. Что за человек с главный герой повести Юрий Керженцев?

Ученики. Он настоящий интеллигент, человек чести, он умён, смел, имеет собственное мнение и не боится его высказывать. Он доброжелателен и внимателен к людям, умеет видеть в них хорошее. Он сдержан и немногословен. Он проявляет мужество и стойкость не для того, чтобы показаться героем, он просто не может иначе. В любых обстоятельствах он остаётся человеком.

Учитель литературы. Каково значение повести Виктора Некрасова в литературной и общественной жизни страны?

Ученики. Некрасов ранее других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Его повесть лишена показного патриотизма, излишней патетики. С чувством гордого сознания своего достоинства вернулись с войны солдаты, с таким же чувством написано произведение «В окопах Сталинграда».

Учитель литературы.  Василь Быков так писал об этом: «Виктор Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности, в среде, менее всего для нас уместной…»

Главное, что замечательное произведение Виктора Платоновича Некрасова помогло нам, людям не видевшим войны, представить её настоящей, не приукрашенной, узнать более полно о важнейшем сражении Сталинградской битве. В этом непреходящее значение повести «В окопах Сталинграда».

Память о героях-защитниках Сталинграда увековечена в грандиозном памятнике – ансамбле, который сооружён на Мамаевом кургане.

  1. Учитель истории «По праву памяти». Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

Память о событиях Великой Отечественной войны неподвластна времени. Передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века…

Сегодня на уроке у нас будет замечательная возможность заочно посетить памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

Выступление учеников с презентациями.

На Мамаевом кургане.

Мамаев курган был самой горячей точкой сражения в  Сталинградской битве. Защитники города хорошо понимали значение этой высоты, они дали клятву «Ни шагу назад!», «За Волгой для нас земли нет!» Над курганом кружили немецкие самолёты, рвались мины и снаряды, бушевало море огня, но это не сломило духа героев-сталинградцев.

(Презентация1. Мамаев курган. Композиция «Память поколений».)

Великое счастье для нас, школьников XXI, почувствовать себя причастными к великому историческому событию. Это становится возможным при посещении памятника-ансамбля героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Начинается он вводной композицией «Память поколений». Затем мимо пирамидальных тополей мы проходим к центральной части ансамбля. Перед нами скульптура «Стоять насмерть». 

( Презентация2. Скульптура «Стоять насмерть». Стены-руины.)

Это обобщённый образ советского солдата, воплощающего в себе мужество и стойкость. Он непременно должен отстоять своё отечество, потому что неразрывно связан с родной землёй, он её защитник и в то же время его часть. Его фигура вырастает из земли.

 Далее перед нашими взорами открываются стены-руины. Ничего подобного мы не видели прежде… Воспроизведённые улицы разрушенного города словно рассказывают о фронтовой жизни, о подвигах воинов, воспроизводят слова защитников города, приказы командиров.

 ( Презентация3. Площадь Героев.)

Поднявшись по лестнице, мы оказываемся на площади Героев. Шесть скульптурных композиций рассказывают о различных эпизодах Сталинградской битвы. Каждая рассказанная история находила отклик в наших сердцах, каждый подвиг поражал воображение. Действительно, здесь «никто не забыт, ничто не забыто»…

( Презентация4. Зал Воинской славы.)

Гранитные ступени приводят нас в зал Воинской славы. Стены зала выложены золотой смальтой, на них траурные знамёна с именами погибших. В центре зала горит Вечный огонь, у которого стоят современные воины в почётном карауле. Особое зрелище представляет собой смена караула. Плавно, синхронно движутся солдаты, чтобы занять свои места. Ведущий воин демонстрирует виртуозное умение обращаться с оружием.

( Презентация5. Скульптура «Родина-мать зовёт!)

Мы проходим через зал и оказываемся перед главным монументом, венчающим Мамаев курган – скульптурой «Родина-мать зовёт!» Это один из самых больших памятников на планете, что является символичным. Так же велика наша память и благодарность людям, отстоявшим не только свой город, но и всю страну в годы второй мировой войны.

  1. Компьютерная графика.

Творческая работа. Компьютерная графика (Работа в графическом редакторе «paint») О том, как работать в данном  режиме, рассказывает учитель информатики.

 Ученики рисуют сюжеты на тему: «Сталинградская битва».

В конце урока рисунки демонстрируются на интерактивной доске.

     VII.                                            Тест.

Сталинградская битва.

  1. Коренной перелом это:

А) Перемена во внешней политике СССР

Б) Переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой.

  1. Начало Сталинградской битвы:

А) Июль1942 года

Б) Август 1942 года

В) Ноябрь 1942 года

Г) Февраль 1943 года

                3.    Дата издания приказа №227 «Ни шагу назад!»

                                А) 22 июня 1942 года

                                Б) 28 июля 1942 года

                                В) 19 ноября 1942 года

                                Г) 2 февраля 1943 года.

Работа с картой.

Копия Фотография (3)                   Фотография (3)

Задания:

  1. Определить, какой этап Сталинградской битвы отражён на карте.
  2. Обозначить хронологические рамки этапа.
  3. Вписать название фронтов и фамилии командующих.

Ответы:

  1. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.
  2. 19 ноября 1942 года - 2 февраля 1943 года.
  3. Донской фронт. Рокоссовский К.К.

Сталинградский фронт. Ерёменко А.И.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

        1.БанниковН.В. Три века русской поэзии. М.: Просвещение, 1979. Стр.658-660

        2.Егорова Н.В. ЗолотарёваИ.В. Поурочные разработки по русской литературе. М.: «ВАКО». 2003г.

        3.Некрасов В.П. Маленькая печальная повесть: Проза разных лет. М.: Кн. Палата, 1990 г.

        4.Русский язык в школе. 2007 год. №6 С.52-56.

        5.Рябов В.С. Великий подвиг. Популярный очерк о ВОвойне. М.: Воениздат, 1970. С 95-124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Сталинградская битва"

Презентация к уроку "Сталинградская битва"...

Тестовый контроль к уроку "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны"

Тестовый контроль к уроку в 11 классе "Сталинградская битва - начало коренного перелома в ходе второй мировой войны может быть использован для закрепления изученного материала....

Урок "Сталинградская битва – начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

На уроке рассматривается события и ход Сталинградской битвы как начала коренного перелома в Великой Отечественной войне. Выделяются причины и итоги войны.В ходе урока применяются устный и письменный о...

урок «Сталинградская битва»

Разработка урока о сталинградской битве....

Открытый урок "Сталинградская битва"

Мероприятие проводится в период ежегодного месячника оборонно - массовой и военно - патриотической работы. Сценарий расчитан на 5-11 классы, продолжительностью  40 минут....

Конспект урока "Сталинградская битва"

Материал предназначен для коррекционных школ....

план-конспект урока "Сталинградская битва"

План-конспект открытого урока истории в 11 классе муниципального этапа конкурса "Учитель года"...