Презентация "Электронные таблицы.Технология обработки числовой информации"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Хафизова Елена Игоревна

Основные понятия, что такое электронная таблица, абсолютная и относительная адресация, какие ячейки называются активными, определение диапазона ячеек, запись формул

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ   ТЕХНОЛОГИИ  

Тема урока: «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ.

Технология обработки числовых данных

Цели и задачи

 Образовательные:

     -познакомить учащихся с программой обработки чисел

     -сформулировать у детей правила записи числовых данных и в дальнейшем построение графиков

Развивающие:

     - развивать математическое  мышление

     - научить составлять математические и другие формулы    

     - научить решать статистические задачи и наглядно в виде графиков и диаграмм их представлять

Воспитывающие:

     - воспитать интерес к информатике

     - воспитывать умение применять статистические и математические функции при выполнении расчетных задач

       воспитывать интерес и желание к грамотному решению числовых задач

Ход урока

  1. Постановка целей урока

  1. Производство вычисления данных по определенным показателям      записанным в конкретных ячейках.
  2. Процесс построения математических графиков по заданным функциям.
  3. Выполнение задания на вычисление

         2. Изложение нового материала 

                 Простейшим  средством  обработки числовых данных на компьютере является стандартная программа WINDOWS  Калькулятор. Однако возможности Калькулятора ограничены , с его помощью трудно  обрабатывать  большие массивы  числовых данных, результаты   экспериментов,   статистические  данные  и   т. д.   Для   этого  используется прикладная    программа  , предназначенная   для  обработки   информации,  хранящая   и  обрабатывающая   данные  в  прямоугольных    таблицах.  Программу  представленную  в табличной  форме,  называют  Электронная  таблица.  В   среде   WINDOWS   OFFICE электронные  таблицы  реализуются  с  помощью  приложения  EXCEL.

              Особенность электронных таблиц состоит в возможности использования формул для описания связи между числовыми значениями различных ячеек таблицы. Данные, которые нельзя определить по другим  ячейкам  таблицы называют основными.   Данные, рассчитываемые  по  значениям  других  ячеек,  называют  производными. 

             При изменении основных данных происходит автоматический перерасчет значений во всех производных ячейках, связанных с измененной ячейкой формульными соотношениями.

Основные понятия электронных таблиц.

             Отдельный документ, который может содержать несколько самостоятельных таблиц, принято   называть   рабочей  книгой.  Книга  представляет  собой  набор  рабочих  листов.

             Рабочий  лист имеет табличную структуру и содержит одну или несколько таблиц.  Работа обычно ведется с одним текущим листом. Каждый рабочий лист имеет название, которое отображается на ярлычке листа.

Адресация в электронных таблицах.

            Рабочий  лист  состоит  из   столбцов   = 2 8 = 256   и  строк  = 2 16  =  65536. Заголовки столбцов обычно представлены прописными латинскими буквами и, затем, двухбуквенными комбинациями. Строки используют числовую нумерацию.

             На пересечении столбцов и строк образуются ячейки таблиц. Например А1 или   ВG459. Это  обозначение  играет роль адреса ячейки. Адреса используются при записи формул, определяющих связь между значениями, хранящимися в разных ячейках. Все операции в рабочем листе выполняются с активной ячейкой. Группу ячеек, рассматриваемых  как  одно  целое  называют диапазоном.

Ввод и редактирование содержимого ячеек.

             Отдельная ячейка таблицы может содержать текст, число или формулу, а также оставаться   пустой.  Тип  данных  ячейки  определяется  автоматически  при  их  вводе. Вводить  данные   можно   непосредственно   в   текущую   ячейку   или   в строку формул.

Строка формул- это специально выделенное поле в окне программы. Текущий текст ячейки  отображается  и  в  ней,  и  в  строке  формул.

Копирование чисел и текста.

             Копировать и перемещать значения ячеек в электронной таблице можно двумя способами:

-  перетаскиванием      (  небольшие  диапазоны );

-  через  буфер обмена (  больших   диапазонов ).

Автоматизация ввода данных.

             Таблицы часто содержат повторяющиеся или однотипные данные. Табличные процессоры  содержат   средства   автоматизации   ввода  таких   данных.  Для  упрощения ввода   текстовых   данных    служит    метод    автозавершения.    Его    применяют    для ввода   повторяющихся     данных     в     последовательные    ячейки   одного   столбца. При работе с числовыми данными используется метод автозаполнения. Маркер заполнения   располагается   в правом нижнем углу  рамки  текущей  ячейки.  Перетаскивая  этот  маркер,  можно «размножить» содержимое текущей ячейки в вертикальном   или  горизонтальном  направлении.

Формулы в электронных таблицах.

             Вычисления в электронных таблицах производиться при помощи формул. Запись формулы всегда начинается с символа =. Формула может содержать константы, ссылки на ячейки и функции. Для текущей ячейки сама формула отображается  в строке  формул. Если значение в электронной таблице действительно зависит от значений в других ячейках,  его  всегда   представляют   формулой.

 

Пример: =B5* $C$2 ;  =F12/KL56 ; = ( A6+A9)*$D$4/F5

Ссылки на ячейки .

            Формулы могут содержать ссылки. Ссылка– это адрес ячейки, содержимое которой используется   в  вычислениях.   В   этом   случае   результат  расчета  зависит от значения, записанного  в  другую ячейку. Ячейка  с формулой является зависимой. Значение в ячейке, на которую ссылается формула, может измениться. Если ячейка часто используется  в  формулах, ей  можно  присвоить осмысленное имя и применять его вместо   обычного  адреса.

Абсолютные и относительные ссылки.

            В  формулах   используются  ссылки на  адреса  ячеек. Существуют два основных типа ссылок : относительные и абсолютные. Различия между относительными ссылками  и   абсолютными  проявляются  при  копировании  формулы  из активной ячейки в другую ячейку. Ссылки  на  ячейки по умолчанию  рассматриваются  в формулах как относительные. При перемещении (копировании) в другую ячейку формулы, содержащей относительные адреса, значения ссылок изменяются автоматически так, чтобы сохранялось относительное положение ячеек, определяющих результат. Это важное  достоинство электронных таблиц ( табличных процессоров ). Благодаря   относительным ссылкам копирование формул облегчает разработку рабочих листов, предназначенных   для  обработки  однотипных  данных  одинаковым  способом.

           

            Однако иногда возникают ситуации, когда при вводе формулы необходимо использовать именно абсолютный адрес ячейки. Чтобы указать абсолютный адрес ячейки, перед элементами адреса (номерами столбца и строки) необходимо добавить символ $.  Каждая  ссылка  в  формуле может быть записана четырьмя разными способами.

Например для адреса А3 возможны следующие варианты:

А3 -  ссылка относительная;

$А3, А$3 - один из элементов адреса закреплен ,а другой может меняться;

$А$3  - ссылка абсолютная.

 

ССЫЛКИ

 ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ                   АБСОЛЮТНЫЕ                ЦИКЛИЧЕСКИЕ

  Используется для указания адреса ячейки,  вычисляемо-го  относительно  ячейки,  в которой находится формула. Относительные     ссылки перерассчитываются         в следующих     случаях:

-при копирование ячеек, содержащих формулы;

-при « размножении» формул методом автозаполнения;

-при изменении адреса ячейки в рабочем листе, вследствие добавления или удаления ячеек, строк или столбцов.

           Пример записи:

D2 или ТG567.

Используется  для   ука-

ния       фиксированного    

адреса    ячейки.      При перемещении           или  копировании   формулы абсолютные   ссылки не изменяются.  Ссылка на ячейку   не   по   адресу, а    по    имени     всегда является    абсолютной.

   

        Пример записи:

$F$3  или $NC$789.

Если вследствие ошибки в формуле табличный процессор не может вычислить значение, он отображает в ячейке комбинацию символов, уведомляющую об ошибке.

В программе EXCEL информации об ошибки всегда начинается  с символа #. Типичные ошибки- деление на ноль, ссылка за пределы таблицы или на пустую ячейку, некорректные числовые значения. Она возникает, если результат вычисления формулы прямо или косвенно зависит от значения  ячейки, в которой эта формула находится. Табличные процессоры имеют специальные средства, облегчающие обнаружение и устранение циклических ссылок. 

Пример записи:

#ИМЯ  или #ЗНАЧ.


 3.Закрепление изученного 

Пример. Определить  сумму начисленных выплат.

                  а) Внести данные в ячейки ( рабочие дни )

               б) Внести данные о квалификационном коэффициенте ( КТУ)

               в) Вычислить сумму начислений каждого сотрудника  , исходя из общей суммы доходов и общего КТУ,  предварительно выбрав денежный формат.

               г) Определить применяя  автомуммирование итоговую сумму начислений  (она должна равняться общей сумме доходов -45000 руб)

               д) Построить график определения рабочих дней за квартал каждого сотрудника

               е) Построить график  начислений зарплаты каждого сотрудника.

4. Итоги урока.

 Понимание изложенного материала закреплено таблицей «Определения дохода сотрудников фирмы», с занесением данных в соответствующие ячейки для производства расчетов.

5. Домашнее задание

Закрепить материал сегодняшнего урока составлением таблиц расходов канцелярских товаров по школьным предметам по наименованию


Тема урока :

«Электронные таблицы. Встроенные функции»

Цели и задачи

 Образовательные:

     -познакомить учащихся с программой обработки чисел

     -сформулировать у детей правила записи числовых данных

     - строить графики и диаграммы

Развивающие:

     - развивать математическое  и графическое мышление

     - научить составлять математические и другие формулы    

     - научить решать статистические задачи и наглядно в виде графиков и диаграмм их представлять

Воспитывающие:

     - воспитать интерес к информатике

     - воспитывать умение применять статистические и математические функции при выполнении расчетных задач

       воспитывать интерес и желание к грамотному решению числовых задач

Ход урока

1. Постановка целей урока

  1. Как изменяются данные в ячейках в зависимости от выбора формата  записи числа.
  2. Какие можно решать задачи используя графические построения  (мастер диаграмм)

3.  Можно ли сортировать данные по заданным значениям.

2.  Проверка домашнего задания.

Вводя новые значения в ячейки с абсолютными адресами, посмотреть как изменяются ячейки где прописаны их адреса.

Предложить изменить формат некоторых ячеек и посмотреть какие будут результаты записи данных  ячеек

3. Изложение материала

Встроенные функции.

              Формулы могут состоять не  только из арифметических операторов и адресов ячеек. Часто в вычислениях приходиться использовать формулы, содержащие функции. EXCEL имеет несколько сотен функций, которые подразделяются на категории: Математические, Статические,  Финансовые,   Дата  и  время  и  т. д.

Математические функции.

                          Одной  из наиболее часто используемых операцией является суммирование значений диапазона ячеек для расчета итоговых результатов. Автосуммирование, которая используется для автоматического суммирования чисел с помощью функции СУММ. Для выполнения других математических функций используется Мастер функций выбрав Категории в списке Функций выбирается нужный вариант.

Логические функции.

                 В  электронных таблицах имеются соответствующие логические функции, с помощью которых достаточно просто построить таблицы истинности логических операций. Это позволяет использовать электронные таблицы для  компьютерного тестирования  и определения  их последующих результатов. При этом используются Логические функции «И», Логические  функции «ИЛИ»,  Логические функции «НЕ».

                                      Сортировка и поиск данных. 

                  Электронные таблицы позволяют осуществлять сортировку данных, т.е. производить их упорядочение. Данные (числа, текст, даты, логические значения) в электронных   таблицах   можно   сортировать   по   возрастанию   или   убыванию.

При   сортировки   данные   выстраиваются  в  определенном   порядке:

- числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного числа;

- текст сортируется в следующем порядке: числа, знаки, латинский алфавит, русский алфавит,  и  т. д.

Можно проводить вложенные сортировки, т.е. сортировать данные по нескольким столбцам, при этом задается последовательность сортировки столбцов. Используя условный формат отображения в разном цвете значений столбца в соответствии с условиями.

                                        Например: столбец « Сумма»

-  для  суммы  больше  или  равно   300000,  установить  цвет -  красный.

-  для  суммы  между  значениями  100000  и  300000, установить  цвет  –  синий;

-  для  суммы  меньше  или  равно  100000,  установить  цвет  –  зеленый.

Использование отображения информации в таблице в разном цвете удобно при отслеживании,  например,  границ  цен   (рост, падение).

                    В   электронных     таблицах    можно   осуществлять   поиск    данных   (строк)

в   соответствие  с   заданными   условиями.   Такие  условия   называются   фильтром.

В результате поиска будут найдены те строки, которые  удовлетворяют  заданному фильтру.

Построение диаграмм и графиков.

                       EXCEL дает возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, но и в виде диаграммы, которая отображает данные нагляднее, облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных. В качестве для создания диаграммы используется таблица. Элементы данных, наносимые на диаграмму, объединяются  в  ряд  данных.

                               Основные элементы диаграмм.

        Диаграмма- это композиционный объект, состоящий из следующих основных элементов;

  • Заголовок диаграммы;
  • Оси координат и подписи к ним;
  • Область рисования диаграмм с линиями сетки;
  • Элементы данных нанесенные на диаграмму;
  • Подписи, соответствующие элементам данных;
  • Легенда, поясняющая систему принятых условий обозначений.

           

           Диаграмма используется не как самостоятельный документ, а как вставной объект в документах разных типов.

Типы диаграмм.

          Существует   несколько   типов   диаграмм.    Они   отличаются  внешним  видом, назначением   и   количеством   допустимых   рядов  данных.

              Круговые диаграммы используют в тех  случаях,  когда  значения  ряда  данных описывают   распределение  некоторой   величины   по   категориям   или   вносят  вклад  в  единое  целое.   Наиболее   наглядно   используются    в  задачах ,  показывающих  долевое или   процентное  соотношение   данных.

            Линейчатые  и  столбчатые  диаграммы  ( гистограммы ) отображают   распределение  данных  по  категориям.  Такая  форма  удобна для сравнения значений.  На одной диаграмме может отображаться  несколько  рядов  данных.  Гистограмма  с  накоплением отображает несколько  рядов  данных  так,  чтобы  была  возможность  сравнить   суммы    значений.  

            Графики  чаше всего отображают зависимость значения функции от ее аргумента. В  качестве  аргумента  можно  использовать  время,  расстояние  или   иную  переменную. Один может содержать несколько рядов данных, которые соответствуют значениям разных  функций  одного  и  того  же  аргумента.  Любая  диаграмма  представляет  одну из  этих  трех  главных  категорий.  Имеются  разные  варианты  их  оформления. При объемном оформлении элементы данных представлены изображениями трехмерных фигур  ( параллелепипедов, конусов, пирамид, цилиндров ) для повышения  наглядности.

При  трехмерном  оформлении  диаграммы несколько рядов данных располагаются вдоль третьей оси. Смешанная диаграмма содержит несколько рядов данных, представленных  разными  типами  диаграмм.

       Используя    Мастер диаграмм   создаются   диаграммы  по  шагам  с   помощью серии    диалоговых  окон.

  • Выбор типа диаграммы.
  • Выбор данных.
  • Оформление диаграммы.
  • Выбор места размещения диаграммы.

                    Гистограмма                          График

                                     

 

Круговая                             Кольцевая                    Лепестковая  

Точечная                                                 С               С областями

Пузырьковая                                                              Биржевая

                 

                   Цилиндрическая                    Коническая                                                                                        


4. Закрепление изученного

Пример. Определить  выручку от продаж техники.

                  а) Внести данные в ячейки ( дни недели)

               б) Внести  курс валюты ( абсолютная адресация)

              б) Внести данные о количестве товаров ( количество)

               в) Вычислить стоимость товара ( стоимость зависит от курса валюты)

               г) Используя автосуммирование  произвести расчеты

               д) Подсчитать выручку

               е) Построить графи ( диаграмму) зависимости товаров от продаж и определить какой товар наиболее покупаем

  1.  . Итоги урока.

         Понимание изложенного материала закреплено составлением таблицы  «Определения  выручки  от  продаж  техники»,  с дальнейшем построением диаграммы  определяющей   наиболее   покупаемый товар.

  1. Домашнее задание

Закрепить  материал  сегодняшнего  урока   составлением   конспекта основных определений главы 12.

       Разобрать пример на стр. 349 «Исследование компьютерной модели»


4. Закрепление изученного

Пример. Определить  сумму начисленных выплат.

                  а) Внести данные в ячейки ( рабочие дни )

               б) Внести данные о квалификационном коэффициенте ( КТУ)

               в) Вычислить сумму начислений каждого сотрудника  , исходя из общей суммы доходов и общего КТУ,  предварительно выбрав денежный формат.

               г) Определить применяя  автомуммирование итоговую сумму начислений  (она должна равняться общей сумме доходов -45000 руб)

               д) Построить график определения рабочих дней за квартал каждого сотрудника

               е) Построить график  начислений зарплаты каждого сотрудника

5. Итоги урока.

Понимание изложенного материала закреплено таблицей «Определения дохода сотрудников фирмы», с занесением данных в соответствующие ячейки для производства расчетов.

  1.  Домашнее задание

      Закрепить материал сегодняшнего урока составлением таблиц расходов

      канцелярских товаров по школьным предметам по наименованию



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обработки числовой информации

Данная презентация может быть использована для вводного урока по информатике как знакомство с электронными таблицами Excel 2007. Очень просто идоступно рассматривает назначение, функции программы, рас...

«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»

Методическая разработка может использоваться для работы на уроке по  теме:"Логическая функция в EXCEL" и "Моделирование".Урок разработан на основе задачи №3.6 "Компьютерный магазин" из задачника ...

Дидактический материал по теме" Обработка числовой информации"

Практическая работа«Абсолютные и относительные ссылки»...

"Кодирование и обработка числовой информации"

Дидактический материал по теме "Система счисления". Для 9 - 11 классов. Работа выполнена в программе Excel....

«Кодирование и обработка числовой информации»

Тема: «Кодирование и обработка числовой информации»Тема урока: «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»Урок №5Тип урока: объяснение нового материала...

тематическое планирование и разработка урока по теме "Обработка числовой информации"

Планирование по теме "Обработка числовой информации" и разработка урока по теме...

Методика преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе по теме: "Системы обработки числовой информации"

В процессе изучение темы «Системы обработки числовой информации» обучающиеся учатся работать с одной из наиболее популярных в настоящее время программ:  электронной таблицей Microsoft Office Exce...