Методика формирования умения схематизировать «Устройство компьютера».
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс) на тему

Григоркевич Елена Александровна

Организацию первого этапа обучения схематизации рассмотрим на примере фрагмента учебного занятия по предмету «Информатика», 8 класс. Тема: «Устройство компьютера».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primer.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы учащихся при формирования умения смыслового чтения

Индивидуальная работа:

  1. Прочитай первый абзац. Выдели ключевые слова, замени их условными знаками.
  2. Прочитай еще раз первый абзац. О чем говорится в тексте? Нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в первом абзаце.
  3. Прочитай второй абзац. Выдели ключевые слова, замени их условными знаками.
  4. Прочитай еще раз второй абзац. Добавь в схему, то о чем говорится во втором абзаце.
  5. Сделай тоже самое после прочтения каждого абзаца.

Работа в паре:

  1. Найди напарника, рассмотри его схему.
  2. Выясни, почему именно такими условными обозначениями напарник нарисовал предметы и персонажи?
  3. Расскажите друг другу по очереди содержание текста.

На последнем этапе проводится рефлексия по вопросам:

  • Что помогло изучить текст?
  • Что помогло нарисовать схему?
  • Какие действия производили, чтобы получилась схема?

Пример занятия по написанию изложения.

В начале занятия учитель читает текст изложения.[1]

Жила-была мышь. Жизнь ее проходила очень скучно. Ей было тесно в душной, маленькой норке. И решила мышка выйти из своего домика и посмотреть мир. Так началось маленькое путешествие мыши.

Выйдя из норки, путешественница долго поднималась вверх и оказалась на большой и светлой поверхности, которая называлась – стол. Оглянувшись вокруг, мышь увидела вокруг себя большие ящики. «Что же это за устройства?» - прошептала мышка. И вдруг, все вокруг зашумело, защелкало, и... неожиданно одно из устройств засветилось и заговорило: «Здравствуй, наша гостья! Чем ты так удивлена?» Мышь ответила: «Я мышка. А вы кто?». «А наша семья называется Компьютер. Мы помогаем человеку получать, обрабатывать, накапливать и хранить информацию. Давай знакомиться. Я – монитор», - сказало устройство и протянуло проводок для «рукопожатия» мышке. Говорящее устройство познакомило мышь со всеми обитателями этой дружной семьи. Самым важным устройством был системный блок, он постоянно мигал – то зеленым, то красным глазом.

Внутри блока находился центральный процессор, который обрабатывал информацию, поступающую через устройство ввода – клавиатуру. А обработанная информация хранилась в памяти системного блока.

Самым красивым и понятным (так показалось мышке), был монитор, который веселил ее, показывая разные картинки, предлагая поиграть в игры, расположенные на экране. «Как много ты знаешь и умеешь!» - восхищалась мышка монитором. «Я лишь вывожу на экран результаты работы моего брата - процессора и моей сестры - клавиатуры», - объяснил монитор. Мышке очень хотелось поиграть с компьютером, но, к сожалению, объекты, которые находились на экране монитора, были для нее недоступны: она не могла до них дотронуться и передвинуть. Компьютерной семье стало жалко мышь, и монитор предложил ей стать его помощницей. Радости мышки не было предела. Незаметная, маленькая «мышь» стала управлять объектами рабочего стола на экране.

Поселившись в компьютерной семье, мышка совсем забыла про свою тесную норку. И стала нужным и полезным устройством для компьютера.

После прочтения учитель предлагает детям определить знаки, которыми они будут обозначать мышь, норку, стол, ящики, компьютер, монитор, системный блок, центральный процессор, клавиатуру. Учитель уточняет правила конструирования схем: «Каждый объект необходимо обозначить схожими фигурами. Одинаковые объекты нужно обозначать одинаковыми знаками - они тоже выполняют одни и те же действия».

Далее детям выдаются алгоритмы действий, в которых прописана последовательность при составлении схем по тексту.

Алгоритм действий учащихся

Индивидуальная работа:

  1. Прочитай первый абзац.
  2. Замени условными знаками мышь, норку.
  3. Прочитай еще раз первый абзац и нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в первом абзаце?
  4. Прочитай второй абзац. Что произошло с мышью? Кто был причиной случившегося события? Замени условным знаком компьютер.
  5. Прочитай еще раз первый абзац и нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится во втором абзаце?
  1. Прочитай третий абзац.

Что происходит в 3 абзаце? Замени условными знаками.

  1. Прочитай еще раз третий абзац и нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в третьем абзаце?
  2. Прочитай четвёртый абзац. Какое желание возникло у мыши? Что произошло в компьютерной семье?
  3. Прочитай еще раз четвертый абзац и нарисуй схематично ситуацию, о которой говорится в четвертом абзаце?
  4. Прочитай пятый абзац. Что произошло с мышью в окончании истории?
  5. Придумай название текста.

Работа в паре:

  1. Найди напарника, рассмотри его схему.
  2. Выясни, почему именно такими условными обозначениями напарник нарисовал предметы и персонажи?
  3. Расскажите друг другу по очереди содержание текста.

На следующем этапе занятия учащиеся пишут изложение.

По окончании проводится рефлексия по вопросам:

  • Какие действия производились, чтобы получилась схема?
  • Какие правила конструирования схемы использовались?


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...

Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы

В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к.  процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...

Немного о методике формирования умений решать текстовые задачи

Традиционная педагогика советского периода занималась формированием личности ребенка, подгоняя ее под унифицированные стандарты и эталоны социального заказа общества. По сути, вся педагогическая...

Методика формирования метапредметных умений учащихся

Это выступление на семинаре по истории и культуре Санкт-Петербурга...

Методика формирования общеинтеллектуальных умений при обучении математики в 5 – 6 классах

Данная работа содержит две главы:1) Теоретические основы формирования общеинтеллектуальных умений;2) Методические подходы к формированию общеинтеллектуальных умений. А также содержит систему геом...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере уроков истории и обществознания)

В данной статье анализируются особенности метапредметного подхода в образовании. На примере фрагментов уроков истории и обществознания в основной школе раскрываются некоторые стратегии технологии разв...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ У УЧЕНИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

В статье описывается методика формирования умения решать физические задачи у учащихся национальных школ Республики Тыва (РТ). Одной из актуальных в методике преподавания физики проблем является обучен...