«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»
методическая разработка по информатике и икт по теме

Одан-оол Айдысмаа Мергеновна

«Формирование УУД

на уроках информатики

средствами межпредметной интеграции

в рамках внедрения ФГОС»«Формирование УУД

на уроках информатики

средствами межпредметной интеграции

в рамках внедрения ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx323.98 КБ
Файл metod_seminar.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Балгазын

Тандинского кожууна Республики Тыва


«Формирование УУД

на уроках информатики

средствами межпредметной интеграции

в рамках внедрения ФГОС»

        

        

Пояснительная записка.

Необходимость применения информационных технологий в школьном образовательном процессе очевидна. В основе системы образования лежит внедрение ФГОС нового поколения, которые должны удовлетворять современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, они повышают его эффективность, способствуют формированию УУД в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Поэтому формирование ИКТ-компетентности у обучающихся  происходит в процессе изучения всех без исключения  учебных предметов, включая современные подходы к развитию образования: компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный.

Методическая тема над которой работает наша школа:

«Создание целостной системы формирования компетенций современного выпускника в рамках внедрения стандартов нового поколения».

Опыт работы в качестве учителя информатики 1 год, но даже за незначительное время я поняла какие у меня потенциальные возможности не только для формирования ИКТ-компетентности у детей, но и для формирования у них целостного представления об окружающем мире, через использование метапредметного подхода в обучении.

И тема педагогического опыта работы: «Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС», выбрана мною не случайно, поскольку её актуальность и значимость на сегодняшний день очевидна.

Актуальность опыта.

Актуальность темы заключается, на мой взгляд, со следующими факторами.

Знания, умения и навыки, вырабатываемые на уроках информатики:

  1. Могут быть с успехом применены на других учебных дисциплинах.
  2. У обучающихся формируется целостное представление об окружающем мире.

3.Способствуют ориентации детей в информационном обществе, а также их самообучению и самореализации.

 Цель опыта: раскрытие потенциальных возможностей использования ИКТ-компетентности обучающихся для формирования УУД в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи опыта:

- формировать представление о целостности окружающего мира;

-подготовить выпускников к профессиональной самореализации использованию информационно-коммуникационных технологий в своей работе.

Исследовательской проблемой своего опыта считаю выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Методы работы, которые я использую в процессе апробации:

  • изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический эксперимент;
  • анализ результатов ученической деятельности;
  • устный и письменный опрос учащихся;
  • тестирование;

Идея опыта: ИКТ-компетентность это фундамент, который формирует универсальные учебные действия, порождает мотивацию к обучению и позволяет учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Идея опыта моей педагогической работы непосредственно вытекает из требований ФГОС к результатам образования. В качестве основных результатов на первое место поставлены не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые формируют у детей ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться. К ним относятся: познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные.

С целью профессионального самоопределения, а также готовности и способности выпускников к ориентации в окружающем информационном мире Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Условный портрет, которого можно представить следующим образом.

Исходя из опыта работы коллег, для формирования основных качеств данного «портрета» на уроках информатики необходим интегрированный подход в обучении.

 Преимущество такого подхода:  

-объединение образовательных  областей, разных  видов деятельности, приёмов и методов в единую систему;

-обеспечение формирования интегральных качеств личности школьника;

-создание условий для формирования метапредметных компетенций обучающегося;

-развитие логики, мышления, коммуникативных способностей у детей.

Будучи уверенной в том, что интегрированный подход в обучении поможет учащимся хорошо ориентироваться в современном информационном обществе, я стала выстраивать свою систему обучения на уроках информатики  по данному направлению деятельности. Эти преимущества складываются и ожидаемый результат применения интегрированного подхода: мобильная, само реализующаяся личность, способная к обучению на протяжении всей жизни.

Информатика — это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами. Многие из них непосредственно связаны с информатикой при изучении определённых тем. Приведу всего несколько примеров этой связи.

а) Связь информатики с историей.

Очень естественно осуществляется связь информатики и истории. Например, в 5 классе по теме: «Хранение информации, носители информации»

б) Связь информатики и иностранным языком.

Ярким примером такой связи является неотъемлемая часть персонального компьютера – клавиатура. Название клавиш на клавиатуре, происхождение названия устройств ввода и вывода информации.

в) Связь информатики с математикой.

Очень часто на уроках информатики встречается эта связь. Например: решение математических задач в табличном редакторе Excel, на языке программирования Pascal; решение задач с использованием систем счисления и прямоугольной системы координат. Например, урок в 8 классе по теме: «Двоичная система счисления».

г) Связь информатики с ИЗО.

Такую связь можно увидеть при изучении цветового круга и работе в графических редакторах, создание анимационных изображений некоторых предметов. Например, для того чтобы любимый герой «жил» на экране в течение одной минуты, требуется около тысячи пятисот рисунков, раньше каждый из них приходилось рисовать вручную, а сейчас всё это можно реализовать при помощи ПК.

д) Связь информатики,  географии,  литературы  и русского языка.

Такую связь можно увидеть из примеров межпредметных заданий в практических работах на ПК в 5 классе по таким темам: «Действия с фрагментами текста», «Редактирование текста».

Например:

1.Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша CapsLock). Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова: (информатика+география)

«Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ.

Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА.

Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО.»

2.Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки: (информатика+русский язык)

«…скоро у нас каникулы я поеду вместе с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск, на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик…»

3.Уберите лишние слова, тем самым восстановив оригинальный текст стихотворения  А.С. Пушкина: (информатика + литература)

«У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый; Златая тяжелая цепь на дубе том: И днем и ночью, утром и вечером кот ученый Всё ходит по цепи круг за кругом; Идет направо песнь тоскливую заводит, Налево страшную сказку говорит. Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит, Русалка распрекрасная там на ветвях сидит…» 

Существует множество приемов развития критического мышления:

  1. «Синквейн»-пятистрочник;
  2. Таблица: Знаю. Хочу знать. Узнал.
  3.  Плюс, минус, интересно;
  1. Приём «Синквейн»

Все знакомы с таким приемом, как «Синквейн». Напомню его суть. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами, эта строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта; четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Флэш-карта

Маленькая, удобная.

Сохраняет, содержит, переносит.

Флэш-карта – внешняя память компьютера.

Память.

Примером приема является фрагмент урока  в 5 классе по теме: «Кодирование информации. Метод координат». Приём применим в данном случае на этапе урока «Рефлексия» 

  1. Приём «Таблица ЗХУ»

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»

Можно использовать такой приём на уроке в 10 классе по теме: «Создание сайта средствами MicrosoftOfficeWord».

  1. Приём «Плюс, минус, интересно»

Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Приведу пример фрагмента урока в 5 классе по теме: «Основные объекты текстового документа. Ввод текста».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

-анализировать текст совместно с другими людьми;

-вести исследовательскую работу в группе;

-доступно передавать информацию другому человеку;

- самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Вывод.

Сравнительно небольшой опыт моей работы по теме: «Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС», приведет меня к следующему выводу: интеграция  предметов  в  современной школе – реальная потребность времени и необходима всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности,  а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

А результаты работы подтвердят гипотезу: благодаря межпредметной интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира. В свою очередь младшие школьники начинают активно применять свои знания на практике, а учитель по-новому увидит и раскроет свой предмет.

Исходя из вывода я уже построила свои планы на будущее.
Мои планы на будущее:

1.Продолжать формировать осознанную мотивацию к процессу обучения;

2.Развивать умение учащихся самостоятельно планировать пути достижения своих целей;

3.Внедрить в проведение уроков информатики проектное обучение, выполняемое под руководством учителя, в течение определённого отрезка времени.

Своё выступление закончу словами Г. П. Петелиной

В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках. 

Спасибо за внимание!!!

МБОУ СОШ с. Балгазын        Одан-оол Айдысмаа Мергеновна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС Заметки молодого учителя...

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия . Универсальные учебные действия (УУД) - это действия , обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями , составляющими основу умения учиться. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и в группе, находить общее решение; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Слайд 3

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет» выпускника) Л юбящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции ; О сознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды ; О риентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества ; Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; У важающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов ; Так каким же образом можно «создать» интеллектуально развитую, инициативную личность, способную нестандартно , творчески мыслить?

Слайд 4

Интегрированный подход Мобильная, самореализующаяся личности, способная к обучению на протяжении всей жизни. Объединяет образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему. Обеспечивает формирование интегральных качеств личности школьника. Позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося. Побуждает к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей.

Слайд 5

Информатика – это благодатная почва для межпредметных связей с другими предметами. Многие предметы связаны с информатикой при изучении определённых тем.

Слайд 6

Примеры межпредметных заданий Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша CapsLock ). Замените в каждом из приведенных слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова: Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ. Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА. Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО. Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки: скоро у нас каникулы я поеду вместе с папой в сочи митя с братом поедут в город иркутск , на озеро байкал а таня будет отдыхать в деревне у тети зои эта деревня стоит на берегу оки у тети в доме живет кот мурзик Уберите лишние слова, тем самым восстановив оригинальный текст стихов А.С. Пушкина У лукоморья дуб очень старый, но еще зеленый; Златая тяжелая цепь на дубе том: И днем и ночью, утром и вечером кот ученый Всё ходит по цепи круг за кругом; Идет направо — песнь тоскливую заводит, Налево — страшную сказку говорит. Там чудеса чудесные: там добрый леший бродит, Русалка распрекрасная там на ветвях сидит… Чтобы выполнить эти задания детям необходимо иметь знания в области географии, литературы и русского языка.

Слайд 7

Существует множество приемов развития критического мышления Приемы, которые применяю я на уроках: Синквейн Таблица – ЗХУ Плюс, минус, интересно

Слайд 8

1 . В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 2. Вторая строчка –это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка –это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Флэш-карта Маленькая, удобная Сохраняет, содержит, переносит Флэш-карта – внешняя память компьютера Память Стадия использования приема Предмет с которым происходит интеграция Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД Рефлексия Математика (Метод координат рассматривается как один из примеров представления (кодирования) информации с помощью чисел.) Объясняет, что такое «Синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема - одним словом. Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Приводит пример: Флэш-карта Маленькая, удобная Сохраняет, содержит, переносит Флэш-карта – носитель информации Память Составляют синквейны по теме: «Кодирование информации. Метод координат.» Зачитывают синквейны. Выведение знания на уровень понимания и применения (Регулятивные) Обмен идеями, представление своего результата обучающимся и учителю (Коммуникативные) Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: Кодирование информации. Метод координат. Прием «Синквейн»

Слайд 9

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»: З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю» , учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал» . Фрагмент урока (10 класс). Тема урока: Создание сайта средствами Microsoft Office Word. Стадия использования приема Предмет с которым происходит интеграция Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД Вызов Изобразительное искусство (для создания сайта соответствующего требованиям web-дизайна) Актуализация опорных знаний. Заполнить графу «Знал». Заполняют графу «Знал» (Например: Что такое интернет. Что такое сайт. Что такое веб-страница). Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, умение структурировать знания (Регулятивные ) Осмысление Заполнить графу «Хочу знать». Пробуждение интереса к новой информации. Заполняют графу «Хочу знать». Строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, способность ставить цели (Личностные) Рефлексия Заполнение графы «Узнал». Презентация сайтов. Заполняют графу «Узнал». Обмен идеями, представление своего результата обучающимся и учителю (Коммуникативные) оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; (Регулятивные) Прием «Таблица – ЗХУ» З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали, и что нам осталось узнать Что такое интернет, сайт, веб-страница. В зависимости от целей, какие категории сайтов бывают? Как они выглядят и каковы их цели? Как можно самостоятельно сделать сайт? Как правильно его оформить? Узнали: Виды сайтов, их цели. Как создать сайт с помощью Microsoft Office Word. Осталось узнать: Как сделать, что бы сайт был виден в сети интернет.

Слайд 10

Прием работы с таблицей « Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Фрагмент урока (5 класс). Тема урока: : Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Стадия использования приема Предмет с которым происходит интеграция Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД Осмысление Русский язык (для выполнения практического задания «Анаграммы» (из имеющихся букв в слове составить новое слово путем перестановки букв)), «Слова» (из имеющихся букв в слове составить новое слово путем удаления букв)) Сообщает новый материал. В графе «плюс» - новая информация, «минус» - осталось непонятным, «Интересно» - наиболее интересные и спорные факты или все то, о чем хотелось бы узнать подробнее. Формируются навыки анализа и классификации изучаемой информации. (Личностные) Обмен идеями, представление своего результата обучающимся и учителю (Коммуникативные) Рефлексия Прослушать каждого ученика, что понравилось, что не понравилось, что было интересно. В графе «плюс» все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графе «минус» все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графе «интересно» все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Прием «Плюс , минус, интересно» + - Интересно Понравилось работать на компьютере Испытывал затруднения с составлением нового слова путем удаления букв из старого. Было интересно составлять анаграммы. Не думал, что из слова можно получить новое путем перестановки букв.

Слайд 11

Таким образом, можно сказать, что межпредметная интеграция и современные педагогические технологии — необходимые условия современного учебного процесса. Их продуктивное внедрение в учебный процесс позволяет активно формировать универсальные учебные действия, которые в свою очередь обеспечивают проявление творческих и интеллектуальных способностей обучающихся .

Слайд 12

Интернет-ресурсы: h ttp ://gigabaza.Ru/doc/29974. Html ; http ://school11.Uni-dubna.Ru/deiatelnost/konf_seminar/2011-2012/ trkmchp.Pdf ; http ://school139.Edusite.Ru / ; Евплова Е. В. Приемы, методы и формы обучения, позволяющие сформировать УУД - http://evplova.Ru/ ; Зазулина И. П. Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания - http://nsportal.Ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/04/otchet-po-samoobrazovaniyu-po-teme-metody-i ; Кондратова Г. Б . Интеграция как средство формирования метапредметных компетенций - http://nsportal.Ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/23/integratsiya-kak-uslovie-formirovaniya ; http://www.myshared.ru/slide/124969 / Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 ; Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 ; Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения

                      Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку ...

Методический семинар "«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС».

Девизом моей педагогической деятельности стали слова Блеза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» ...

Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС

Выступление на ГМО учителей истории на тему: "Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения  ФГОС...

«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»

Как понять себя и чувства другого?Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решен...